Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 15:15, контрольная работа
Социальная защита населения нашей страны, ограничившаяся в начале 90-х оказанием социальной поддержки престарелым и инвалидам, предоставлением социальных выплат и льгот, претерпела существенные качественные изменения. В настоящее время она представляет собой систему широкого набора мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, поддержку социально уязвимых групп населения.
Россия, являющаяся в соответствии с Конституцией социальным государством, сумела в чрезвычайно сложных социально-экономических и финансовых условиях создать основы для развития полноценной системы социального обслуживания населения.
Введение 3
Исторический очерк развития социальной помощи
в России 5
Деятельность церковных приходов и православных братств 8
Заключение 13
Список литературы 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО “ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. П.М. МАШЕРОВА”
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине “ Современные социальные службы”
на тему: «История возникновения социальной помощи: деятельность церковных приходов и православных братств»
Выполнила студентка ОЗО
ФСПиП 2 курс 34 группа
Специальность: специалист по социальной работе
№ зачётной книжки 1010021276
Микулёнок Онорина Сергеевна
Преподаватель: Щепеткова Наталья Владимировна
Витебск
2012
Содержание
Введение 3
Исторический очерк развития социальной помощи
в России 5
Деятельность церковных приходов и православных братств 8
Заключение 13
Список литературы 15
Введение
Социальная защита населения нашей страны, ограничившаяся в начале 90-х оказанием социальной поддержки престарелым и инвалидам, предоставлением социальных выплат и льгот, претерпела существенные качественные изменения. В настоящее время она представляет собой систему широкого набора мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, поддержку социально уязвимых групп населения.
Россия, являющаяся в соответствии
с Конституцией социальным государством,
сумела в чрезвычайно сложных
социально-экономических и
В стране создана комплексная система социальной защиты населения, решающая задачи:
снижения социальной напряженности в обществе;
оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
адаптации населения
к новым социально-
создания благоприятных
условий для людей,
защиты прав и интересов
детей и подростков, оставшихся
без попечения родителей,
Формирование системы
социального обслуживания
Сохраняющиеся проблемы в экономике обусловливают рост потребности населения в социальной защите. Социально-экономическая ситуация объективно предопределяет масштабность и направления работы отрасли, вынужденной постоянно наращивать объемы социального обслуживания, развивая систему в целом.
Воззрения на бедность
и благотворительность глубоко
укоренены в российской
Исторический очерк развития социальной помощи
в России
Милосердие, способность к состраданию, сопереживанию присущи нашему народу. Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. Первые попытки призрения бедных предпринимались еще в XIV-XV вв., нуждающихся поддерживали прежде всего церкви и монастыри. В XVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с царскими указами за счет казны создавались дома призрения и богадельни для детей бедняков, где они могли получить знания и обучиться ремеслам; ассигновывались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся. В 1682 г. был принят "Приговор", или решение церковного Собора о призрении больных и нищих.
Важное значения для становления государственной системы социальной защиты имели указы Петра I "Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых" (1701 г.) и "Об учреждении во всех Губерниях гошпиталей" (1712 г.), в котором, в частности, предписывалось "по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием незазрительной и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены".
Благотворительностью
активно занималась
Особую роль в укреплении
системы социальной поддержки
сыграла Екатерина II. При ней
были созданы дома призрения
для бедных в Гатчине,
В 1797 г. Павел I подписал
Указ о назначении своей
Середина XIX в. отмечена
поисками нетрадиционных для
нашей страны подходов к
До 1912 г. государственное
пенсионное обеспечение в
Упомянем и о заботе об инвалидах. Уже при царе Федоре Алексеевиче (старшем брате будущего Петра Первого) в 1682 г. в Москве возникли две богадельни, к концу века их стало около десяти, а к 1718 г. при Петре уже 90 с 400 "призреваемыми". В их числе знаменитая Матросская Тишина на Яузе.
Екатерина Великая
в 1775 г. учредила приказы
Деятельность церковных приходов и православных братств
Братства на Руси известны еще с домонгольского времени, т.е. с XII века. Их деятельность сводилась к следующему: собиралась наиболее активная часть прихода, которая устраивала братские пиры. На этих пирах решались общие проблемы прихода, а после решения всех проблем на пир приглашали нищую братию.
Братства были достаточно
состоятельными, и от их стола могли
питаться бедные люди. Таких братств
было довольно много. Главное понятно:
братство — часть прихода, братство
не ставит перед собой никаких
больших целей кроме
В XV веке была осуществлена попытка унии православия и католичества, которую в 1439 г. поддержал глава Русской церкви митрополит Исидор. Однако народ не принял унию. И тогда стали образовываться братства, ставившие своей целью широкую поддержку православия. Этот шаг был уже выходом на церковный уровень. В основном братства возникали на Украине (нынешней), потому что проблема католичества там стояла гораздо острее, чем в других местах. Крупные и известные братства — львовское и киевское. Особенно выдающимся было львовское братство, так как оно имело совершенно небывалые по своему масштабу права. Это была организация, с которой несравнимы никакие домонгольские братства. Дело в том, что оно обратилось прямо к восточным патриархам, один из которых дал братству благословение не подчиняться своему епископу в случае его измены православию. Это братство получило право внутрибратского суда и имело право контролировать деятельность священников и даже епископов. Конечно, это был уникальный случай, и не все братства получали такую возможность. Львовское братство завоевало такое право благодаря своей обширнейшей просветительской работе. Оно содержало типографию, школы, действительно боролось за православие не столько физическими методами, сколько путем распространения самого православия и свидетельства о нем.
В период, когда агрессия инославия была очень сильной, подобные братства зарекомендовали себя самым достойным образом. Их авторитет был настолько высок, что никто не осмеливался оспаривать их права, которые они постоянно подтверждали своей деятельностью. Видите, какой уникальный исторический опыт мы имеем, когда братство выходит за уровень прихода и становится церковно-значимым элементом.
Что произошло потом? История всегда поучительна — история в широком смысле этого слова. В начале XVII века братства стали настолько разрастаться, что потеряли всякие границы. Люди в них записывались тысячами. Так, в Киевское братство вступило все запорожское войско (30 тыс. человек) во главе с гетманом Сагайдачным. С одной стороны, это вроде бы замечательно — весь мир как бы становится братским, а с другой — там, где границы слишком раздвигаются, теряется вообще всякая определенность.
И действительно, сложилась прекрасная ситуация: Украина, которая постоянно находилась под ударами католичества, в середине XVII века воссоединилась с православной Россией, и начался... повсеместный упадок братств. Они оказались как бы никому не нужными. Чиновники центральной России, для которых все это было непривычно, а потому подозрительно, стали принимать меры. В результате братства довольно быстро угасли, сохранившись лишь, что интересно, уже не в центральных районах, а на окраинах, где существовали и в XVIII, и в XIX вв.