История возникновения социальной помощи: деятельность церковных приходов и православных братств

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 15:15, контрольная работа

Краткое описание

Социальная защита населения нашей страны, ограничившаяся в начале 90-х оказанием социальной поддержки престарелым и инвалидам, предоставлением социальных выплат и льгот, претерпела существенные качественные изменения. В настоящее время она представляет собой систему широкого набора мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, поддержку социально уязвимых групп населения.
Россия, являющаяся в соответствии с Конституцией социальным государством, сумела в чрезвычайно сложных социально-экономических и финансовых условиях создать основы для развития полноценной системы социального обслуживания населения.

Оглавление

Введение 3
Исторический очерк развития социальной помощи
в России 5
Деятельность церковных приходов и православных братств 8
Заключение 13
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 36.48 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО “ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. П.М. МАШЕРОВА”

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине “ Современные социальные службы”

на  тему: «История возникновения социальной помощи: деятельность церковных приходов и православных братств»

 

 

 

 

Выполнила студентка  ОЗО

ФСПиП 2 курс 34 группа

Специальность: специалист по социальной работе

№ зачётной книжки 1010021276

Микулёнок Онорина Сергеевна

Преподаватель: Щепеткова Наталья Владимировна

 

 

Витебск

2012

 

Содержание

Введение 3

Исторический  очерк развития социальной помощи 

в России 5

Деятельность  церковных приходов и православных братств 8

Заключение 13

Список литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальная защита населения  нашей страны, ограничившаяся в начале 90-х оказанием социальной поддержки престарелым и инвалидам, предоставлением социальных выплат и льгот, претерпела существенные качественные изменения. В настоящее время она представляет собой систему широкого набора мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, поддержку социально уязвимых групп населения.

Россия, являющаяся в соответствии с Конституцией социальным государством, сумела в чрезвычайно сложных  социально-экономических и финансовых условиях создать основы для развития полноценной системы социального  обслуживания населения.

В стране создана комплексная  система социальной защиты населения, решающая задачи:

 снижения социальной напряженности в обществе;

 оказания социальной  помощи семьям, отдельным гражданам,  попавшим в трудную жизненную ситуацию;

 адаптации населения  к новым социально-экономическим  условиям, социальной реабилитации  граждан, в том числе несовершеннолетних, являющихся инвалидами;

 создания благоприятных  условий для людей, нуждающихся  в стационарном социальном обслуживании, а также во временном приюте;

 защиты прав и интересов  детей и подростков, оставшихся  без попечения родителей, безнадзорных  детей, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

 Формирование системы  социального обслуживания населения  потребовало не только новой  концепции социальной работы, но  и огромных усилий по подготовке  необходимых кадров, обеспечению  нормативно-правового регулирования  вопросов, связанных с обеспечением  деятельности социальных служб.

Сохраняющиеся проблемы в  экономике обусловливают рост потребности  населения в социальной защите. Социально-экономическая  ситуация объективно предопределяет масштабность и направления работы отрасли, вынужденной  постоянно наращивать объемы социального  обслуживания, развивая систему в целом.

 Воззрения на бедность  и благотворительность глубоко  укоренены в российской национальной  и религиозной традиции. Определенные  обычаи, бытовавшие в Российской  империи вплоть до ХХ столетия, были широко распространены и влияли на поведение всех слоев общества. Именно в контексте этой длительной традиции развивались в течение ХYIII-ХIХ вв. частная благотворительность и общественное призрение. Отношение православия к богатству и бедности выражалось в формуле "богатство дано от Бога", и потому богатством надлежало делиться с ближним, который беден. В православной традиции нужда не считалась пороком, присущим бедным людям, а выступала скорее как результат неудачного стечения обстоятельств. Кроме того, акт подаяния порождал чувство душевного комфорта у состоятельных людей. В российском обществе главной тенденцией в отношении идеи милосердия было полное ее восприятие обществом - от чисто религиозной рефлексии до необходимости участия государства в решении социальных проблем, что привело к созданию целого ряда общеимперских и местных филантропических институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторический очерк развития социальной помощи

в России

Милосердие, способность  к состраданию, сопереживанию присущи нашему народу. Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. Первые попытки призрения бедных предпринимались еще в XIV-XV вв., нуждающихся поддерживали прежде всего церкви и монастыри. В XVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с царскими указами за счет казны создавались дома призрения и богадельни для детей бедняков, где они могли получить знания и обучиться ремеслам; ассигновывались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся. В 1682 г. был принят "Приговор", или решение церковного Собора о призрении больных и нищих.

 Важное значения для становления государственной системы социальной защиты имели указы Петра I "Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых" (1701 г.) и "Об учреждении во всех Губерниях гошпиталей" (1712 г.), в котором, в частности, предписывалось "по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием незазрительной и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены".

 Благотворительностью  активно занималась Лютеранская  Церковь в России. Помимо чисто  богослужебной практики, в ее  ведении находились первоклассные  учебные заведения, больницы, дома  престарелых, культурные и образовательные общества. Следует подчеркнуть, что плодами деятельности этих учреждений пользовались люди различных конфессий.

 Особую роль в укреплении  системы социальной поддержки  сыграла Екатерина II. При ней  были созданы дома призрения  для бедных в Гатчине, богадельни  для питомцев Воспитательного  дома, повивальный институт с  родильным отделением для неимущих  женщин с присвоением им статуса  государственных. В 1764 г. было  создано одно из первых благотворительных  обществ в России - Общество воспитания  благородных девиц. В 1775 г. впервые  в истории России законодательным  путем устанавливалась система  общественного призрения "для  всех гражданских сословий". На  губернские органы управления  возлагалась обязанность организовывать  и содержать народные школы,  сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных,  дома для умалишенных, работные  смирительные дома. Поначалу эти  учреждения финансировались из  государственной казны. Позднее  было принято решение об отчислении  на их содержание части средств  из доходов городов. Города, селения,  общества и частные лица наделялись  правом устраивать по своей  инициативе дома призрения на общее благо.

 В 1797 г. Павел I подписал  Указ о назначении своей супруги,  Марии Федоровны, руководителем  всех социальных учреждений. С  ее именем связан важный этап  в развитии отечественного благотворения.

 Середина XIX в. отмечена  поисками нетрадиционных для  нашей страны подходов к организации  социальной помощи. Так, общество  посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 г. по инициативе  князя В.Ф.Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой - обращаясь к чувству общественного долга. Вторая половина 60-х годов связана с расширением меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с существующим распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей - безвозмездным. Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Однако их усилия не могли радикально изменить социальное самочувствие широких масс.

 До 1912 г. государственное  пенсионное обеспечение в России  охватывало только военнослужащих  и чиновников. С принятием же  страхового закона оно распространилось  и на 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской  и горной промышленности.

 Упомянем и о заботе об инвалидах. Уже при царе Федоре Алексеевиче (старшем брате будущего Петра Первого) в 1682 г. в Москве возникли две богадельни, к концу века их стало около десяти, а к 1718 г. при Петре уже 90 с 400 "призреваемыми". В их числе знаменитая Матросская Тишина на Яузе.

 Екатерина Великая  в 1775 г. учредила приказы общественного  призрения (прообразы комитетов  соцзащиты), но и частые лица  при этом поощрялись за устройство  благотворительных заведений. Затем  возникло Ведомство учреждений  императрицы Марии, а ее сын  Александр 1 основал Императорское  человеколюбивое общество. Тогда  же графом Шереметевым был  построен Странноприимный дом  с больницей для сирых и  убогих (ныне знаменитый Институт  скорой помощи им. Склифосовского). Также при Александре 1, не получив  ожидаемой поддержки на родине  у Наполеона, в Петербург приехал  доктор Гаюи, радениями которого здесь был основан первый в России институт для слепых. Это было до Отечественной войны 1812 года, а годом позже после ее завершения в столице благодаря издателю П. Пезаровиусу появилась газета "Русский инвалид", уделявшая внимание прежде всего ветеранам и издававшаяся вплоть до Октябрьской революции. В Крымской, Русско-Турецкой и Русско-Японской войнах стали возникать общины сестер милосердия. У истоков первой из них Крестовоздвиженской стояли великая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирург Пирогов. Впоследствие многие из них перешли к Обществу Красного Креста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность  церковных приходов и православных братств

Братства на Руси известны еще с домонгольского времени, т.е. с XII века. Их деятельность сводилась к следующему: собиралась наиболее активная часть прихода, которая устраивала братские пиры. На этих пирах решались общие проблемы прихода, а после решения всех проблем на пир приглашали нищую братию.

Братства были достаточно состоятельными, и от их стола могли  питаться бедные люди. Таких братств  было довольно много. Главное понятно: братство — часть прихода, братство не ставит перед собой никаких  больших целей кроме объединения. Его существование было необходимо не столько для поддержания прихода, сколько именно для общения и  помощи неимущим. Такого рода братства существовали довольно долгое время.

В XV веке была осуществлена попытка унии православия и католичества, которую в 1439 г. поддержал глава  Русской церкви митрополит Исидор. Однако народ не принял унию. И тогда  стали образовываться братства, ставившие  своей целью широкую поддержку  православия. Этот шаг был уже  выходом на церковный уровень. В  основном братства возникали на Украине (нынешней), потому что проблема католичества там стояла гораздо острее, чем  в других местах. Крупные и известные  братства — львовское и киевское. Особенно выдающимся было львовское  братство, так как оно имело  совершенно небывалые по своему масштабу права. Это была организация, с которой  несравнимы никакие домонгольские братства. Дело в том, что оно обратилось прямо к восточным патриархам, один из которых дал братству благословение не подчиняться своему епископу в случае его измены православию. Это братство получило право внутрибратского суда и имело право контролировать деятельность священников и даже епископов. Конечно, это был уникальный случай, и не все братства получали такую возможность. Львовское братство завоевало такое право благодаря своей обширнейшей просветительской работе. Оно содержало типографию, школы, действительно боролось за православие не столько физическими методами, сколько путем распространения самого православия и свидетельства о нем.

В период, когда агрессия инославия была очень сильной, подобные братства зарекомендовали себя самым достойным образом. Их авторитет был настолько высок, что никто не осмеливался оспаривать их права, которые они постоянно подтверждали своей деятельностью. Видите, какой уникальный исторический опыт мы имеем, когда братство выходит за уровень прихода и становится церковно-значимым элементом.

Что произошло потом? История  всегда поучительна — история  в широком смысле этого слова. В начале XVII века братства стали  настолько разрастаться, что потеряли всякие границы. Люди в них записывались тысячами. Так, в Киевское братство вступило все запорожское войско (30 тыс. человек) во главе с гетманом Сагайдачным. С одной стороны, это вроде бы замечательно — весь мир как бы становится братским, а с другой — там, где границы слишком раздвигаются, теряется вообще всякая определенность.

И действительно, сложилась  прекрасная ситуация: Украина, которая  постоянно находилась под ударами  католичества, в середине XVII века воссоединилась с православной Россией, и начался... повсеместный упадок братств. Они оказались  как бы никому не нужными. Чиновники  центральной России, для которых  все это было непривычно, а потому подозрительно, стали принимать  меры. В результате братства довольно быстро угасли, сохранившись лишь, что  интересно, уже не в центральных  районах, а на окраинах, где существовали и в XVIII, и в XIX вв.

Информация о работе История возникновения социальной помощи: деятельность церковных приходов и православных братств