История возникновения и формы программированного обучения. Компьютеризация обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:46, контрольная работа

Краткое описание

В 30-х годах в СССР появились учебники по иностранным языкам с элементами ПО, как мы бы сейчас сказали. Идея не получила широкого распространения, была взята на вооружение Западом и в 60-х годах несколько видоизмененной вернулась обратно в СССР. Ее выдвинул проф. Б.Ф. Скиннер в 1954 г. Суть этой идеи заключалась в стремлении повысить эффективность управления учебным процессом путем построения его в полном соответствии с психологическими знаниями о нем. Опираясь на учение И.П. Павлова, крупного советского физиолога, и учение американских психологов о бихевиоризме, появившемся в начале XX века (от англ. behaviour -- «поведение»), Скиннер и его последователи выявили законы, по которым формируется поведение: S--R--Р, т. е. стимул -- реакция -- продукт. Из них они вывели три закона научения:

Оглавление

Содержание:
1.История возникновения и формы программированного обучения. Компьютеризация обучения.
2.Таблица основных проблем педагогической психологии.
3.Ответ на тест.
4.Список литературы.

Файлы: 1 файл

педагогическая психология.docx

— 39.85 Кб (Скачать)

4) использования  автоматического, полуавтоматического  (матрицы, например) устройства;

5) индивидуализации  обучения (в достаточных и доступных  пределах).

Создание  программированных пособий -- это труд, но, как говорил В.А. Сухомлинский, труд включает три понятия: «Надо, трудно, прекрасно». И мы получаем удовлетворение, когда видим, как широко используются в учебном процессе всеми коллегами кафедры пособия, созданные нашими преподавателями-программистами.

Программированные пособия отличаются от традиционных тем, что в последних программируется  лишь учебный материал, а в программированных -- не только учебный материал, но и  его усвоение, и контроль за ним. При обучении очень важно вовремя отметить образование смысловых барьеров.

Они возникают, когда преподаватель, оперируя определенными  понятиями, подразумевает одно, а  студенты понимают другое. Каждый человек  воспринимает и понимает информацию в соответствии со своим индивидуальным опытом, т. е. по-своему. Если нет обратной связи (студент -- преподаватель), может возникнуть смысловой барьер.

Часто даже опытный лектор задает аудитории  вопрос: «Поняли?» И получает утвердительный ответ. Но ни лектор, ни студенты не подозревают, что могли понять не так, как надо было бы, т. е. возникает смысловой барьер. Есть ли от него «лекарство»? Да. Программированное обучение, которое управляет деятельностью, строится по четким алгоритмам обучения (точным инструкциям), которые приводят к ожидаемому результату, обязательно включает обратную связь: внутреннюю (к обучаемому) и внешнюю (к преподавателю).

Материальной  основой программированного обучения является обучающая программа (ОП). Это специально созданное на основе пяти принципов ПО пособие, в котором, как уже говорилось, программируется  не только учебный материал, но и  усвоение (понимание и запоминание) этого материала и его контроль. Обучающая программа выполняет  ряд функций преподавателя:

1. Служит  источником информации.

2. Организует  учебный процесс.

3. Контролирует  степень усвоения материала.

4. Регулирует  темп изучения предмета.

5. Дает  необходимые разъяснения.

6. Предупреждает  ошибки и т.д.

Действие  обучаемого, как правило, немедленно контролируется ответами. Если действие выполнено правильно, то обучаемому предлагается перейти к следующему шагу.

При неверном действии в ОП обычно разъясняются характерные ошибки, допущенные обучаемыми, т. е. ОП -- это опосредованная материальная реализация алгоритма взаимодействия учащегося и преподавателя.

ОП имеет  определенную структуру. Она начинается со вступительной части, в которой  преподаватель как бы непосредственно  обращается к студенту, указывая цель данной ОП, и где есть некая «завлекалочка», чтобы заинтересовать студента, краткая инструкция, как выполнять ОП, что ему потребуется для работы с ОП.

Основная  часть ОП состоит из шагов. Они  бывают ознакомительными, ознакомительно-тренировочными или тренировочными. Каждый шаг может  включать несколько кадров, если это  компьютерная ОП. На одном дается краткая, поддающаяся измерению информация и затем задание или вопрос, чтобы студент мог дать свое решение, ответить на поставленный вопрос, т. е. совершить какую-то операцию.

Такой кадр называется информационно-операционным. Если студент ответил правильно, высвечивается информация, подтверждающая правильность его ответа, и дается стимул для дальнейшей работы. Если студент ответил неточно или  неверно, появляется кадр с наводящими вопросами или разъясняющей его  ошибку информацией.

Заключительная  часть ОП носит обобщающий характер всей информации, помещенной в данной ОП: приведение в систему сообщенного  в основной части материала, инструкция по проверке обобщенных данных (самопроверка или проверка преподавателем).

Если  ОП безмашинная (сейчас это уже редко практикуется, поскольку есть ЭВМ), то рекомендуется составлять методическую записку для преподавателя. Она включает спецификацию ОП и рекомендации преподавателю для правильного использования ОП и учета ее результатов. Спецификация -- это указания:

1. Назначение  ОП: вуз, колледж, семестр, специальность,  характеристика исходного уровня  продвинутости студентов (что они должны знать и уметь, чтобы выполнить данную ОП).

2. Цель  ОП: чему и с использованием какого материала научится студент в результате выполнения заданной ОП.

3. Время,  необходимое на выполнение ОП.

4. Характеристика ОП по степени массовости (фронтальная, индивидуально-групповая), по специфике протекания учебного процесса (ознакомительная, тренировочная, ознакомительно-тренировочная, цели (вид деятельности: устно, письменно), по месту выполнения (аудиторная, домашняя, лабораторная), отношению к обучающим устройствам (машинная, безмашинная).

5. Отношение  к другим ОП и не программированным  пособиям (т. е., что было до  нее и что будет после нее).

Технология  программированного обучения насаждалась  «сверху» и разрабатывалась преподавателями-энтузиастами. В настоящее время очевиден спад использования безмашинного программированного обучения, но зато увеличился интерес к использованию компьютерных ОП, основанных на технологии программированного обучения (о них пойдет речь ниже).

Программированное обучение имеет свои плюсы и минусы. Положительным является индивидуализация обучения, активизация самостоятельной  работы студентов, развитие их внимания, наблюдательности; обратная связь обеспечивает прочность усвоения материала; работа по жесткому алгоритму способствует их логическому мышлению, но частая работа по заданному алгоритму приучает студентов к исполнительской  деятельности, отрицательно сказывается  на развитии творческого мышления, что необходимо будущему инженеру.

Разработка  обучающей программы -- это всегда огромный труд для преподавателя, но те преподаватели, которые разрабатывали ОП, значительно повысили свое педагогическое мастерство. Они исследовали, отбирали учебные элементы, поддающиеся программированию, выделяли из них те, которым целесообразно было обучить с помощью ОП, оттачивая технологию ПО и повышая свою квалификацию.

Понятие дистанционного обучения.

Сопоставляя данные статей, можно заключить, что  дистанционное обучение -- это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Последние три компонента. В дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой кейс-технологией, пр.).

Не следует  смешивать заочное и дистанционное  обучения. Их главное отличие в  том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и  эффективная интерактивность. Следует  рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения и  соответственно дистанционное образование (как результат, так и процесс, систему) как новую форму образования. Хотя оно не может рассматриваться  как система совершенно автономная. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием, что и очное обучение. Но формы подачи материала и формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой различны. Дидактические принципы организации дистанционного обучения (принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения и пр.) те же что и в очном обучении, но отлична их реализация, которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами.

Таким образом, с одной стороны, дистанционное  обучение следует рассматривать  в общей системе образования (непременно в системе непрерывного образования), предполагая при этом преемственность  отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное  обучение необходимо различать как  систему и как процесс. Как  и в других формах обучения, дистанционное  обучение предполагает теоретическое  осмысление этапа педагогического  проектирования, ее содержательной и  педагогической (в плане педагогических технологии, методов, форм обучения) составляющих. Следовательно задачами этапа педагогического проектирования являются: создание электронных курсов, электронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических технологий организации процесса обучения в сетях.

Цели  дистанционного обучения.

Авторы  статей выделяют следующие цели дистанционного обучения:

профессиональная  подготовка и переподготовка кадров;

повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;

подготовка  школьников по отдельным учебным  предметам к сдаче экзаменов  экстерном;

подготовка  школьников к поступлению в учебные  заведения определенного профиля;

углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного  курса;

ликвидация  пробелов в знаниях, умениях, навыках  школьников по определенным предметам  школьного цикла;

базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или  в течение какого-то отрезка времени;

дополнительное  образование по интересам.

Особенности дистанционного обучения.

Гибкость. Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.

Модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

Параллельность. Обучение может проводиться при  совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства».

Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

Асинхронность. Подразумевается тот факт, что  в процессе обучения обучающий и  обучаемый могут реализовывать  технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого  расписанию и в удобном темпе.

Охват. Эту особенность иногда называют «массовостью». Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.

Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается  экономическая эффективность ДО. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся и других факторов.

Преподаватель. Речь идет о новой роли преподавателя (в СДО - тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощью почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты.

Обучающийся. Точнее, новая роль обучающегося, или, как более принято в системе ДО, слушателя. Для того, чтобы пройти ДО, от него требуется исключительная самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования.

Очевидные преимущества дистанционного обучения.

При дистанционном  обучении студент не обязан просиживать  определенное время в аудиториях учебного заведения - для получения  знаний достаточно иметь компьютер  с выходом в Интернет. Таким  образом, предоставляется возможность  самому выбирать, когда и в каком  объеме осваивать учебный материал. Нет и географических ограничений  в выборе учебного заведения. Проживая в самой отдаленной местности, можно  закончить московский, новосибирский  или калифорнийский университет.

Информация о работе История возникновения и формы программированного обучения. Компьютеризация обучения