Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:46, контрольная работа
В 30-х годах в СССР появились учебники по иностранным языкам с элементами ПО, как мы бы сейчас сказали. Идея не получила широкого распространения, была взята на вооружение Западом и в 60-х годах несколько видоизмененной вернулась обратно в СССР. Ее выдвинул проф. Б.Ф. Скиннер в 1954 г. Суть этой идеи заключалась в стремлении повысить эффективность управления учебным процессом путем построения его в полном соответствии с психологическими знаниями о нем. Опираясь на учение И.П. Павлова, крупного советского физиолога, и учение американских психологов о бихевиоризме, появившемся в начале XX века (от англ. behaviour -- «поведение»), Скиннер и его последователи выявили законы, по которым формируется поведение: S--R--Р, т. е. стимул -- реакция -- продукт. Из них они вывели три закона научения:
Содержание:
1.История возникновения и формы программированного обучения. Компьютеризация обучения.
2.Таблица основных проблем педагогической психологии.
3.Ответ на тест.
4.Список литературы.
ам
какМОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Калужский
филиал КОНТРОЛЬНОЕ
ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ
«Педагогическая
психология» заочное отделение факультета менеджмента и психологии группа
ПЗСС-09 2011-2012
уч. год КАЛУГА 2011г. |
Содержание:
1.История
возникновения и формы
2.Таблица
основных проблем
3.Ответ на тест.
4.Список
литературы.
1.История возникновения и формы программированного обучения. Компьютеризация обучения.
В 30-х годах в СССР появились учебники по иностранным языкам с элементами ПО, как мы бы сейчас сказали. Идея не получила широкого распространения, была взята на вооружение Западом и в 60-х годах несколько видоизмененной вернулась обратно в СССР. Ее выдвинул проф. Б.Ф. Скиннер в 1954 г. Суть этой идеи заключалась в стремлении повысить эффективность управления учебным процессом путем построения его в полном соответствии с психологическими знаниями о нем. Опираясь на учение И.П. Павлова, крупного советского физиолога, и учение американских психологов о бихевиоризме, появившемся в начале XX века (от англ. behaviour -- «поведение»), Скиннер и его последователи выявили законы, по которым формируется поведение: S--R--Р, т. е. стимул -- реакция -- продукт. Из них они вывели три закона научения:
1) закон
эффекта (подкрепления): если связь
между стимулом и реакцией
сопровождается состоянием
2) закон
упражнений: чем чаще проявляется
связь между стимулом и
3) закон готовности: на каждой связи между стимулом и реакцией лежит отпечаток нервной системы в ее индивидуальном, специфическом состоянии.
В основу
технологии программированного обучения
Скиннер положил два
1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю;
2) перевести
педагогическую систему на
В концепции бихевиористов нет принципиальной разницы между обучением животных и человека. В качестве стимула каждый шаг продвижения укреплял человека в хорошем мнении о себе (я - они).
Скиннер разрабатывал линейные программы, в которых обучаемый знакомился с каждой порцией материала в заданной последовательности:
Ответить на вопрос можно либо выбрав один из предполагаемых вариантов, либо сделав это самостоятельно. Такая программа как бы предполагает, что учащийся не сделает ошибки в ответе. В 1954 г. Скиннер проверил свою программу на студентах университета и получил отрицательный результат. Линейная программа успеха не принесла.
Другим представителем американской технологии программированного обучения является Краудер, он придерживается теории дифференциальной психологии. В его схеме S -- R -- Р связи между стимулом, реакцией и продуктом в познавательной деятельности человека характеризуются мыслительными операциями в отличие от животного. Кроме того, предполагая дифференцированный подход к обучаемым, он разработал разветвленную программу, которая может быть представлена следующим образом:
В разветвленной программе ответ используется главным образом для того, чтобы вести обучающегося дальше по одному из разветвлений. Краудер, в отличие от Скиннера, предполагает, что обучающийся может допустить ошибку и тогда надо дать ему возможность уяснить эту ошибку, исправить ее, потренироваться для закрепления материала, т. е. в программе Краудера каждый ответ используется для выявления возможностей пути, выбранного учащимся, и определения, что делать дальше.
Итак, эти
две концепции вернулись в 60-х
годах в СССР. В 1966 г. была проведена I Всесоюзная
конференция по проблеме программированного
обучения. В приказе № 380 от 6.10.1966 Министра
ВиССО СССР подведены итоги этой конференции
и рекомендовано администрации вузов
включить в индивидуальные планы профессорско-
В 1968 г.
MB и ССО РСФСР распространило
документ, который называется «План
важнейших научно-
государственного технического университета. На наших глазах создавалась теория программированного обучения и практика его использования. Что же это такое? Это, несомненно, своеобразная технология обучения.
К 1975 г. специалисты не смогли прийти к единому мнению по целому ряду кардинальных вопросов программированного обучения. Оно характеризовалось и как система научной организации труда обучающих и обучаемых, и как педагогическая система, призванная заменить традиционное обучение, и как некая кибернетическая дидактика, и как новый метод обучения, и, наконец, как особый вид самостоятельной работы. Несмотря на разногласия в определении программированного обучения цель его трактовалась однозначно -- оптимизация управления процессом усвоения знаний обучаемыми .
Почему получилась такая путаница? Потому что многие смешивали понятия «программирование обучения» и «программированное обучение». Они тесно связаны друг с другом, ибо происходят от одного корня и включают в себя одни и те же пять педагогических универсалий: кто, что, кому, как и зачем преподает. Но эти понятия -- не одно и то же.
Программирование обучения ведется с времен Я.А. Коменского (разделение на параграфы, темы и т.п.). Наши учебные рабочие программы, планы, учебники и т.п. построены на основе программирования, являясь его результатом. Программирование понимается и как процесс составления упорядоченной последовательности действий (программы) для ЭВМ, и как научная дисциплина, изучающая программы для ЭВМ, способы их составления, проверки и улучшения. Если понимать программирование обучения именно как процесс составления упорядоченной последовательности действий, то все обучение везде и всегда является программированным. Чем же оно тогда отличается от традиционного, не программированного?
К 80-м годам сложились две точки зрения на программированное обучение. Представителем одной из них является Н.Ф. Талызина (МГУ) и ее школа, рассматривая программированное обучение как систему управления. Н.Ф. Талызина пишет: «Вопрос о сочетании обычного обучения с программированным, по нашему мнению, должен формулироваться так: как найти правильное сочетание плохо управляемого обучения (обычного) с обучением эффективно управляемым (программированным)».
Почему она называет обычное обучение, т. е. традиционное, плохо управляемым? Ответ находим в статье Т.А. Ильиной «Теория и практика программированного обучения», где обобщаются основные недостатки традиционного обучения, названные большинством советских ученых и педагогов:
1. Усредненный общий темп изучения материала.
2. Единый усредненный объем знаний, усваиваемых учащимися.
3. Непомерно
большой удельный вес знаний,
получаемых учащимися в
4. Почти
полное незнание учителем хода
усвоения учащимися сообщаемых
знаний (нет внутренней обратной
связи и слабая внешняя
5. Недостаточное стимулирование познавательной активности учащихся, опора в основном на учителя.
6. Преобладание
словесных методов изложения
знания, создающие объективные
7. Затрудненность
самостоятельной работы
Несмотря
на эти недостатки, нельзя согласиться
с Н.Ф. Талызиной и определять
обычное, т.е. не программированное
обучение как плохой, неуправляемый
процесс. С ее точки зрения, программированное
обучение включает работу по жесткому
алгоритму, но понимая, что не все
поддается алгоритмизации, она добавляет
и «программы управления», когда
система воздействия
Эта расширительная трактовка ПО размывает границы между тем новым, что появилось в теории и практике обучения в 60-е годы, и тем, что существовало ранее.
И этим она приближается к другой точке зрения, а именно к точке зрения, представленной Советом по ПО при МГПИИЯ им. М. Тореза, где ПО рассматривалось как один из эффективных подходов к учебному процессу, который должен применяться в сочетании с другими подходами. Представители этой школы ограничивали сферу применения программированного обучения определенными ситуациями и считали, что оно должно сочетаться с непрограммированным обучением.
Суть
этой точки зрения заключается в
том, что не все поддается
Поскольку
имеется множество
Вот почему мы называем программированное обучение необходимой гигиеной нашего педагогического труда. Гордон Пасек, программист из Великобритании, говорил о том, что необходимо учитывать разнообразие поведения студентов в учебном процессе. «Система должна работать частично соревновательное, частично кооперативно», т. е. должна вести вперед, но если у кого-то наблюдаются непонимание, отставание, система дает возможность тренировки для того, кто отстает.
Программированное обучение характеризуется совокупностью всех пяти признаков ПО:
1) наличия
поддающейся измерению цели
2) расчлененности
учебной части на шаги, связанные
с соответствующими дозами
3) завершения
каждого шага самопроверкой,