История возникновения и формы программированного обучения. Компьютеризация обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:46, контрольная работа

Краткое описание

В 30-х годах в СССР появились учебники по иностранным языкам с элементами ПО, как мы бы сейчас сказали. Идея не получила широкого распространения, была взята на вооружение Западом и в 60-х годах несколько видоизмененной вернулась обратно в СССР. Ее выдвинул проф. Б.Ф. Скиннер в 1954 г. Суть этой идеи заключалась в стремлении повысить эффективность управления учебным процессом путем построения его в полном соответствии с психологическими знаниями о нем. Опираясь на учение И.П. Павлова, крупного советского физиолога, и учение американских психологов о бихевиоризме, появившемся в начале XX века (от англ. behaviour -- «поведение»), Скиннер и его последователи выявили законы, по которым формируется поведение: S--R--Р, т. е. стимул -- реакция -- продукт. Из них они вывели три закона научения:

Оглавление

Содержание:
1.История возникновения и формы программированного обучения. Компьютеризация обучения.
2.Таблица основных проблем педагогической психологии.
3.Ответ на тест.
4.Список литературы.

Файлы: 1 файл

педагогическая психология.docx

— 39.85 Кб (Скачать)
ам какМОСКОВСКИЙ   ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Калужский филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ  «Педагогическая психология» 
 
 
 

заочное отделение

факультета  менеджмента и психологии

группа  ПЗСС-09 

2011-2012 уч. год 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Подготовила:  Юрьева А.Ю.

                                               Проверила : Филатова Г.Д. 
 
 
 
 
 

КАЛУГА

2011г.

 
 
 

Содержание:

1.История  возникновения и формы программированного  обучения. Компьютеризация обучения.

2.Таблица  основных проблем педагогической  психологии.

3.Ответ  на тест.

4.Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.История  возникновения и  формы программированного  обучения. Компьютеризация  обучения.

В 30-х  годах в СССР появились учебники по иностранным языкам с элементами ПО, как мы бы сейчас сказали. Идея не получила широкого распространения, была взята на вооружение Западом и в 60-х годах несколько видоизмененной вернулась обратно в СССР. Ее выдвинул проф. Б.Ф. Скиннер в 1954 г. Суть этой идеи заключалась в стремлении повысить эффективность управления учебным процессом путем построения его в полном соответствии с психологическими знаниями о нем. Опираясь на учение И.П. Павлова, крупного советского физиолога, и учение американских психологов о бихевиоризме, появившемся в начале XX века (от англ. behaviour -- «поведение»), Скиннер и его последователи выявили законы, по которым формируется поведение: S--R--Р, т. е. стимул -- реакция -- продукт. Из них они вывели три закона научения:

1) закон  эффекта (подкрепления): если связь  между стимулом и реакцией  сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает,  и наоборот. Отсюда вывод: в  процессе обучения нужно больше  положительных эмоций;

2) закон  упражнений: чем чаще проявляется  связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее (все данные  получены экспериментальным путем);

3) закон  готовности: на каждой связи между  стимулом и реакцией лежит  отпечаток нервной системы в  ее индивидуальном, специфическом  состоянии.

В основу технологии программированного обучения Скиннер положил два требования:

1) уйти  от контроля и перейти к  самоконтролю;

2) перевести  педагогическую систему на самообучение  учащихся.

В концепции  бихевиористов нет принципиальной разницы между обучением животных и человека. В качестве стимула каждый шаг продвижения укреплял человека в хорошем мнении о себе (я - они).

Скиннер разрабатывал линейные программы, в  которых обучаемый знакомился с  каждой порцией материала в заданной последовательности:

Ответить  на вопрос можно либо выбрав один из предполагаемых вариантов, либо сделав это самостоятельно. Такая программа как бы предполагает, что учащийся не сделает ошибки в ответе. В 1954 г. Скиннер проверил свою программу на студентах университета и получил отрицательный результат. Линейная программа успеха не принесла.

Другим  представителем американской технологии программированного обучения является Краудер, он придерживается теории дифференциальной психологии. В его схеме S -- R -- Р связи между стимулом, реакцией и продуктом в познавательной деятельности человека характеризуются мыслительными операциями в отличие от животного. Кроме того, предполагая дифференцированный подход к обучаемым, он разработал разветвленную программу, которая может быть представлена следующим образом:

В разветвленной  программе ответ используется главным  образом для того, чтобы вести  обучающегося дальше по одному из разветвлений. Краудер, в отличие от Скиннера, предполагает, что обучающийся может допустить ошибку и тогда надо дать ему возможность уяснить эту ошибку, исправить ее, потренироваться для закрепления материала, т. е. в программе Краудера каждый ответ используется для выявления возможностей пути, выбранного учащимся, и определения, что делать дальше.

Итак, эти  две концепции вернулись в 60-х  годах в СССР. В 1966 г. была проведена I Всесоюзная конференция по проблеме программированного обучения. В приказе № 380 от 6.10.1966 Министра ВиССО СССР подведены итоги этой конференции и рекомендовано администрации вузов включить в индивидуальные планы профессорско-преподавательского состава вузов время на разработку программированных учебных и учебно-методических пособий, а также на создание технических устройств программированного обучения. Заработала административно-командная система.

В 1968 г. MB и ССО РСФСР распространило документ, который называется «План  важнейших научно-исследовательских  работ вузов по актуальным вопросам высшего образования». Среди многих тем, охватываемых этим планом, была и  «разработка программированных  пособий по иностранным язы- ванного обучения иностранным языкам при МГПИИЯ им. М. Тореза, активным членом которого являлась, и кафедра немецкого языка Южно-Российского

государственного  технического университета. На наших  глазах создавалась теория программированного обучения и практика его использования. Что же это такое? Это, несомненно, своеобразная технология обучения.

К 1975 г. специалисты не смогли прийти к единому  мнению по целому ряду кардинальных вопросов программированного обучения. Оно характеризовалось и как система научной организации труда обучающих и обучаемых, и как педагогическая система, призванная заменить традиционное обучение, и как некая кибернетическая дидактика, и как новый метод обучения, и, наконец, как особый вид самостоятельной работы. Несмотря на разногласия в определении программированного обучения цель его трактовалась однозначно -- оптимизация управления процессом усвоения знаний обучаемыми .

Почему  получилась такая путаница? Потому что многие смешивали понятия  «программирование обучения» и  «программированное обучение». Они  тесно связаны друг с другом, ибо  происходят от одного корня и включают в себя одни и те же пять педагогических универсалий: кто, что, кому, как и  зачем преподает. Но эти понятия -- не одно и то же.

Программирование  обучения ведется с времен Я.А. Коменского (разделение на параграфы, темы и т.п.). Наши учебные рабочие программы, планы, учебники и т.п. построены на основе программирования, являясь его результатом. Программирование понимается и как процесс составления упорядоченной последовательности действий (программы) для ЭВМ, и как научная дисциплина, изучающая программы для ЭВМ, способы их составления, проверки и улучшения. Если понимать программирование обучения именно как процесс составления упорядоченной последовательности действий, то все обучение везде и всегда является программированным. Чем же оно тогда отличается от традиционного, не программированного?

К 80-м  годам сложились две точки  зрения на программированное обучение. Представителем одной из них является Н.Ф. Талызина (МГУ) и ее школа, рассматривая программированное обучение как  систему управления. Н.Ф. Талызина пишет: «Вопрос о сочетании обычного обучения с программированным, по нашему мнению, должен формулироваться так: как найти правильное сочетание плохо управляемого обучения (обычного) с обучением эффективно управляемым (программированным)».

Почему  она называет обычное обучение, т. е. традиционное, плохо управляемым? Ответ находим в статье Т.А. Ильиной  «Теория и практика программированного обучения», где обобщаются основные недостатки традиционного обучения, названные большинством советских  ученых и педагогов:

1. Усредненный  общий темп изучения материала.

2. Единый  усредненный объем знаний, усваиваемых  учащимися.

3. Непомерно  большой удельный вес знаний, получаемых учащимися в готовом  виде через учителя без опоры  на самостоятельную работу по  приобретению этих знаний.

4. Почти  полное незнание учителем хода  усвоения учащимися сообщаемых  знаний (нет внутренней обратной  связи и слабая внешняя обратная  связь).

5. Недостаточное  стимулирование познавательной  активности учащихся, опора в  основном на учителя.

6. Преобладание  словесных методов изложения  знания, создающие объективные предпосылки  рассеивания внимания.

7. Затрудненность  самостоятельной работы учащихся  с учебником из-за недостаточной  расчлененности учебного материала,  сухости языка, почти полного  отсутствия эмоционального воздействия.

Несмотря  на эти недостатки, нельзя согласиться  с Н.Ф. Талызиной и определять обычное, т.е. не программированное  обучение как плохой, неуправляемый  процесс. С ее точки зрения, программированное  обучение включает работу по жесткому алгоритму, но понимая, что не все  поддается алгоритмизации, она добавляет  и «программы управления», когда  система воздействия определяется учителем на основе анализа создавшихся  условий, т. е. по ходу урока, без жесткой  реализации заранее выработанных предписаний.

Эта расширительная трактовка ПО размывает границы между тем новым, что появилось в теории и практике обучения в 60-е годы, и тем, что существовало ранее.

И этим она приближается к другой точке  зрения, а именно к точке зрения, представленной Советом по ПО при МГПИИЯ им. М. Тореза, где ПО рассматривалось как один из эффективных подходов к учебному процессу, который должен применяться в сочетании с другими подходами. Представители этой школы ограничивали сферу применения программированного обучения определенными ситуациями и считали, что оно должно сочетаться с непрограммированным обучением.

Суть  этой точки зрения заключается в  том, что не все поддается программированию, что есть задачи и т.п., которые  имеют однозначный ответ, решение  которых может быть достигнуто благодаря  четкому алгоритму -- инструкции действий. Они-то и могут быть объектами программирования.

Поскольку имеется множество эвристических  задач, имеющих оригинальное множество  решений, необходимо традиционное обучение. Кафедра немецкого языка изучила теорию программированного обучения, разработала обучающие программы, рассчитанные на студентов разного уровня подготовки, предназначенные для самостоятельного доучивания того, что они пропустили в школе или в вузе, т.е. эти программы позволяют нам не тратить время всех студентов на доучивание того или иного материала в аудитории, а высвободить это время для других видов работы со всеми студентами вместе.

Вот почему мы называем программированное обучение необходимой гигиеной нашего педагогического  труда. Гордон Пасек, программист из Великобритании, говорил о том, что  необходимо учитывать разнообразие поведения студентов в учебном процессе. «Система должна работать частично соревновательное, частично кооперативно», т. е. должна вести вперед, но если у кого-то наблюдаются непонимание, отставание, система дает возможность тренировки для того, кто отстает.

Программированное обучение характеризуется совокупностью  всех пяти признаков ПО:

1) наличия  поддающейся измерению цели учебной  работы и алгоритма этой цели;

2) расчлененности  учебной части на шаги, связанные  с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают выполнение  каждого шага;

3) завершения  каждого шага самопроверкой, результаты  которой дают возможность судить  о том, насколько он успешен,  и предложения студенту достаточно  эффективного средства для этой  самопроверки, а если требуется,  то и соответствующего корректирующего  воздействия;

Информация о работе История возникновения и формы программированного обучения. Компьютеризация обучения