Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 10:55, реферат
В 1833 г. термин «андрагогика» был придуман немецким учителем истории Александром Каппом для описания периода взрослости в образовании мужчины, но, не получив одобрения в частности известным немецким философом и педагогом Й.Ф.Гербартом, был забыт. Второе рождение термина произошло в 1920 гг. в Германии благодаря деятельности немецкого социолога Юджина Розенштока. В 1950-х гг. термин «андрагогика» распространяется в Швейцарии, Нидерландах, Югославии. В 1967 г. он попадает в США, где заимствуется американским специалистом в образовании взрослых М.Ш.Ноулзом для обозначения «теории учения взрослых». Около тридцати лет термин широко обсуждается в научных кругах США.
Введение……………………………………………………………………………...…3
1. История становления и развития андрагогического образования в США………6
2. Практическое внедрение андрагогического образования в США………..…….12
Заключение……………………………………………………………………………14
Список использованных источников…………………………………….………….15
Рассматривая вопрос об образовании взрослых, нельзя не упомянуть такое движение, как образование рабочих. Осенью 1879 года был основан Кантонский институт для рабочих, где лекции читали преподаватели из университета Джонса Хопкинса. Однако как только прошло ощущение новизны, так интерес рабочих к данному предприятию пропал. В 1820-х годах появились механические институты, которые спонсировали школы, лекции, библиотеки, выставки, усилив таким образом важность образования взрослых. В 1840-х годах спонсоры механических институтов (МИ) начали преобразовывать их в лицейские лекционные бюро (“lyceum-like lectures bureaux”), поняв, что это прибыльнее. К концу XIX века некоторые из оставшихся МИ были превращены в ремесленные высшие школы (“trade high school”). Занятия в них проводились в основном вечером для молодых взрослых рабочих. Такие изменения были обусловлены тем, что, согласно Джозефу Ф. Кетту, основной целью преподавателей в конце XIX века стало возвеличивание физического труда. Поэтому в США с 1890 года наблюдался расцвет движения за массовое профессиональное образование.
Сороковые-восьмидесятые годы XX века “фактически стали периодом оформления андрагогического образования в самостоятельную область” [1, с. 14]. В это же время в Америке расширились социальный контингент учащихся (пенсионеры, ветераны войны, женщины), национальный состав обучающихся (латиноамериканцы и афроамериканцы) и возрастные границы взрослых учащихся. В 1960 году взрослым предоставили возможность получать дипломы о высшем образовании, приобретая при этом и профессиональные практические навыки, и полезные умения. К концу 1980-х годов примерно 40 % американских абитуриентов было от 25 лет и выше. Со второй половины XX века ОВ надежно заняло свою нишу в американском образовании. В наши дни его значимость для общества только усиливается. Этому способствует развитие информационно-коммуникационных технологий, государственная законодательная поддержка. В 1997 году администрация президента США выступила с пакетом инициатив, направленных на совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и образования взрослых.
Практическое внедрение андрагогического образования в США
Развитие систем дополнительного образования в США стало одной из приоритетных задач образования. В 1976 г. американские законодатели приняли Закон об обучении в течение жизни («Lifelong Learning Act»), выделив 40 млн дол. ежегодно на данное образовательное направление в период 1977 – 1982 гг. [4].
В стратегическом документе «Цели 2000: Акт об обучении Америки», принятом на Второй сессии 103 Конгресса США в 1994 г., среди основных национальных образовательных идей была определена ориентация на повышение уровня грамотности и непрерывное образование, и отмечалось то, что все работники должны иметь возможность получать знания и навыки, необходимые для адаптации к появляющимся новым технологиям, методам труда и рынкам, через государственное и частное общее и профессионально-техническое образование и программы обучения на рабочем месте.
Закон США «Workforce Investment Act / Adult Education and Literacy» в ст. 201 – 251 обозначил приоритеты политики государства в развитии системы образования для взрослых [6]. Специалист, претендующий на сохранение заработной платы в следующем финансовом году, должен в своём самоотчете (Self-evaluation) показать, что он находится в процессе непрерывного образования. Если он не посещал курсы повышения квалификации, то можно написать статью, выступить с докладом, поработать в комиссии, принять участие в реализации проекта. Таким образом, показателем непрерывного образования считается профессиональное развитие (Professional development) [5].
Непрерывное повышение квалификации в США также стимулируется систематическими аттестациями специалистов. В результате экономических изменений и стремительного наступления эры информации возросла необходимость в получении новой квалификации. Таким образом, обучение взрослых обеспечивает потребности многих американцев, стремящихся улучшить своё положение на меняющемся рынке рабочей силы. Это одна из причин продолжающегося расширения сферы «взрослого» образования в США. Многие, кроме того, хотят расширить круг своих знаний и изучить что-то привлекающее их, например изготовление эстампов, танцы или фотографию.
Второй причиной можно назвать влияние глобализации на занятость в стране. Миллионы американцев теряют рабочие места в результате перевода производств за рубеж и увеличения масштабов импорта.
Третья причина – продолжающийся рост доходов населения США, наличие у граждан всё большего количества свободного времени и постоянное увеличение числа американцев зрелого возраста.
Четвёртой причиной необходимости дополнительного образования для взрослых является огромный приток иммигрантов в США, которых нужно обучать языку и адаптировать к новым реалиям.
Свободные университеты предназначены для обучения взрослых работающих людей. Они предоставляют населению курсы различной направленности, в зависимости от потребностей слушателей. Занятия проводятся в неформальной обстановке, в библиотеках, социальных центрах, частных домах. Руководство свободными университетами осуществляют традиционные университеты, такие как, например, Национальный университет США. Система дополнительного образования взрослых США, базируясь на принципе неформальности, характеризуется высокой степенью гибкости и разнообразия, удовлетворяя практически любые познавательные и профессиональные запросы граждан [3].
Заключение
Данная работа, посвященная андрагогическому образованию взрослых в системе образования США, позволила на основе анализа исторической, методической и педагогической литературы американских и отечественных авторов проследить динамику развития идей: образования взрослых в США, проанализировать его основные понятия, цели, задачи, принципы, виды и формы.
Анализ основных исторических этапов развития образования взрослых в США показал, что в основе этого развития лежат библиотека и университет. Именно на их базе стали организовываться и осуществляться первые программы для взрослого населения в ответ на проблемы общества. Благодаря ориентации на индивидуальные и общественные потребности библиотечное и университетское образование приобрело прагматический характер и сегодня базируется, на идеях прагматизма, прогрессивизма и гуманизма, что в свою очередь выявляет уникальную организацию образования взрослых в их стенах. Уникальность заключается в удовлетворении потребностей учащихся в строгом соответствии целей и задач результатам обучения, которое обеспечивается проведением маркетинговых исследований рынка потребностей и разработкой программ для взрослых с учетом результатов этих исследований.
При анализе практического внедрения андрагогического образования в США, была описана структура и деятельность свободных университетов для взрослых, а также выявлены основные причины поступления граждан на дополнительное образование.
Список использованных источников
1. Колесникова И. А. Основы андрагогики. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. - 240 с.
2. Kett J. F. The Pursuit of Knowledge Under Difficulties. From Self-Improvement to Adult Education in America. - Stanford, California: Stanford University Press, 1994.
3. Кларин М. В. Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования США : аналитический доклад. М. : ИТПиМИО РАО. 1994
4. Митина А. М. Теория образования в течение жизни в зарубежной андрогогике // Педагогика. 2005. № 5. С. 100 – 106
5. Сукиасян Э. Р. Непрерывное образование. Как оно понимается в США // ellib.gpntb.ru/
6. U.S. Department of Education // www. ed.gov/policy/adulted/leg/
7. Ноулз М.Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики. – М.: Издательский отдел НМЦ СПО, 1998.
Информация о работе История становления и развития андрагогического образования в США