История становления и развития андрагогического образования в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 10:55, реферат

Краткое описание

В 1833 г. термин «андрагогика» был придуман немецким учителем истории Александром Каппом для описания периода взрослости в образовании мужчины, но, не получив одобрения в частности известным немецким философом и педагогом Й.Ф.Гербартом, был забыт. Второе рождение термина произошло в 1920 гг. в Германии благодаря деятельности немецкого социолога Юджина Розенштока. В 1950-х гг. термин «андрагогика» распространяется в Швейцарии, Нидерландах, Югославии. В 1967 г. он попадает в США, где заимствуется американским специалистом в образовании взрослых М.Ш.Ноулзом для обозначения «теории учения взрослых». Около тридцати лет термин широко обсуждается в научных кругах США.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...…3
1. История становления и развития андрагогического образования в США………6

2. Практическое внедрение андрагогического образования в США………..…….12
Заключение……………………………………………………………………………14
Список использованных источников…………………………………….………….15

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации


Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ (филиал) ВлГУ)

 

Факультет _______________

Кафедра  ______________ 
 

 

 
 
Реферат

по _________________________________________                                                                                                                                                 

Тема _____________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель_______________________

(фамилия, инициал)

                                                _____________________________

(подпись)                      (дата)

Студент  __________________________________

(группа)

_____________________________

(фамилия, инициал)

 

Муром 2015

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...…3

 

1. История становления и развития андрагогического образования в США………6

 

2. Практическое внедрение андрагогического образования в США………..…….12

 

Заключение……………………………………………………………………………14

 

Список использованных источников…………………………………….………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В 1833 г. термин «андрагогика» был придуман немецким учителем истории Александром Каппом для описания периода взрослости в образовании мужчины, но, не получив одобрения в частности известным немецким философом и педагогом Й.Ф.Гербартом, был забыт. Второе рождение термина произошло в 1920 гг. в Германии благодаря деятельности немецкого социолога Юджина Розенштока. В 1950-х гг. термин «андрагогика» распространяется в Швейцарии, Нидерландах, Югославии. В 1967 г. он попадает в США, где заимствуется американским специалистом в образовании взрослых М.Ш.Ноулзом для обозначения «теории учения взрослых». Около тридцати лет термин широко обсуждается в научных кругах США.

М.Ш.Ноулз, видел в ней термин, консолидирующий компоненты теории учения взрослых, открытые в образовании взрослых США, которые до конца 1960-х гг. оставались изолированными понятиями и принципами. Проанализировав сущность педагогики, понимавшуюся в западной традиции как «искусство и наука преподавания детям», М.Ш.Ноулз противопоставил её андрагогике как педагогическую модель обучения модели андрагогической. При этом первоначально он определил андрагогику как «искусство и науку помощи взрослым учиться».

Работая над раскрытием сущности андрагогики как «теории учения взрослых», М.Ш.Ноулз анализирует современное ему состояние образования взрослых в США. Ученый прослеживает процесс развития учения взрослых в целостную структуру, исследует появившиеся в середине 1920-х гг. два направления исследований в образовании взрослых: научное во главе с Э.Л.Торндайком и артистическое, возглавляемое Э.К.Линдеманом. К началу 1940-х гг. представители научного направления получили данные о том, что взрослые могут учиться, обладают интересами и способностями, отличными от детских. Представителей артистического направления интересовал вопрос о том, как взрослые учатся. В 1926 г. Э.К.Линдеман сформулировал предположения о мотивации взрослых учиться; об организации процесса учения взрослых через жизненные ситуации; об опыте как о ресурсе учения взрослых; о роли преподавателя; о необходимости учитывать индивидуальные различия людей, увеличивающиеся с возрастом. В 1950-1960-х гг. в США появляются фундаментальные публикации об образовании взрослых, идеи которых нуждались в объединении и дифференциации. Приемлемое понятие М.Ш.Ноулз нашел в андрагогике, вошедшей благодаря ему в американскую науку об образовании взрослых. В 1970-х гг. М.Ш.Ноулз разработал первые четыре положения андрагогики, напоминавшие положения Э.К.Линдемана.

Однако термин «андрагогика» вызвал споры о его сущности среди педагогов США. Ученые анализировали и критиковали андрагогику, поочередно описывали как «набор предположений», «теорию», «набор указаний», «философию». В итоге многолетней полемики андрагогика не получила однозначного понимания и определения западными учеными, хотя была признана М.Ш.Ноулзом, во-первых, концептуальной структурой, служащей базой для возникающей теории, во-вторых, деятельной моделью учения взрослых, разработанной для специфического применения в специфических ситуациях. В-третьих, практической моделью как совокупности шести ядерных принципов учения взрослых, лежащих внутри данной модели. М.Ш.Ноулз никогда не определял андрагогику как теорию дисциплины образования взрослых или один из ее разделов.

В начале XXI в. активное обсуждение андрагогики и споры о том, принимать ли её как определяющую теорию образования взрослых в западных странах закончились. Анализируя творческое наследие М.Ш.Ноулза, известный английский ученый П.Джарвис заключает, что андрагогика не является явным подходом к учению взрослых, хотя содержит некоторые элементы теории опытного обучения. Андрагогика не является теорией преподавания взрослым, хотя благодаря своей гуманистической направленности может дать ориентиры для подхода к преподаванию взрослым. Она может рассматриваться как философия, поскольку содержит в себе идеологическую направленность, идеалистическую и гуманистическую одновременно. По мнению П.Джарвиса, андрагогика может использоваться как термин для обозначения содержания знаний по образованию взрослых.

В настоящее время данная тема является актуальной, так как значение андрагогического образования в нашей стране усиливается происходящей структурной перестройкой экономики и обусловленной этим необходимостью переквалификации и переобучения значительного числа лиц трудоспособного возраста. В связи с этим значение исследования андрагогического образования в США, богатой образовательными традициями, является ценным опытом для улучшения андрагогического образования в России.

 

Целью моей работы является теоретическое изучение развития и становления андрагогического образования, его особенностей, а также рассмотрение условий реализации  образования взрослых в практике США.

 Задачи работы:

1. Изучить историческую, методическую  и педагогическую литературу  по разделам андрагогического образования в США.

2. Проанализировать практический  опыт США в андрагогическом  образовании.

 

 

 

История становления и развития андрагогического образования в США

 

Образование взрослых - направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью. Необходимость образования взрослых обусловлена динамикой социального и научно-технического прогресса, переменами в содержании и характере труда и общественной деятельности людей, увеличением свободного времени и возможностей его рационального использования.

Развитие андрагогического образования в США нельзя назвать быстрым и легким процессом. Понятие “андрагогическое образование” было выделено в конце XIX века, в “период формирования традиций в обучении взрослых, когда начали активно функционировать соответствующие общественные институты” [1, с. 13]. Его формирование на протяжении долгих лет было обусловлено политическими, экономическими и социальными изменениями в жизни Америки. Можно выделить следующие основные этапы его становления.

Первый период охватывает почти столетие, начиная с середины 30-х годов XIX века. Это время бурных социальных преобразований, мощного роста промышленного производства и, как результат, “стихийного накопления опыта просвещения взрослого населения” [1, с. 12]. Предпосылками этому явилось бурное развитие транспорта, что ускорило коммуникацию; демократизация в области религии и политики; технологии, снизившие цену печатного материала. Существовало множество причин, побудивших население обратиться к получению знаний: агитации революционеров, стремившихся заставить простого человека думать и выражать свою точку зрения, понимать самих агитаторов; проникновение рыночной экономики в сельскохозяйственные регионы и усиление тем самым экономических и культурных связей с городскими центрами.

Мы признаем, что андрагогическое образование возникло благодаря широкому распространению самообразования в американском обществе. Его развитию способствовали доступность средств культуры: книг, журналов, а также создание обществ взаимного совершенствования (“mutual improvement societies”) и учреждений, предоставляющих по их окончании дипломы или свидетельства - литературные общества, городские

клубы или клубы для джентльменов, женские клубы, общественные библиотеки, Шатокуанский литературный и научный кружок.

В 1729-1731 годах пастор англиканской церкви философ Джордж Бекерли основал организацию - Литературное и философское общество Ньюпорта. В этом и во всех последующих обществах взаимного совершенствования (ОВС) основывались библиотеки: члены обществ покупали книги и обменивались ими. ОВС были своего рода школами, предоставляющими вечерние занятия, лекции на популярные темы для европейцев всех возрастов, начиная от 20 лет.

После 1750 года при колледжах существовали литературные общества - небольшие анклавы самообразования и взаимного совершенствования, также содержавшие собственные библиотеки, нередко превосходившие по числу книг колледжские. В это же время начали появляться городские клубы, организуемые выпускниками колледжей, стремившихся воссоздать атмосферу интеллектуального общения, существовавшую в литературных обществах.

К 1880 году почти все литературные общества закрылись. Причин этому было несколько. Первая - члены обществ не видели больше смысла в своем культурном развитии, так как рост корпоративного бизнеса после гражданской войны привел к широкому спросу на юристов, специализирующихся в определенных областях права. Юридические школы, которые не были популярны до шестидесятых годов XIX века, стали основным способом получения юридического образования. Ранее, когда самообразование высоко ценилось, молодые люди изучали право в юридических конторах, работая клерками. Такие же изменения постигли и другие профессии, например, типографов. Другая причина состояла в том, что в период с 1850 по 1880 годы появились другие организации, которые с успехом заменили ассоциации библиотек и ОВС в целом. Например, частные коммерческие школы (“private commercial schools”), где клерки обучались бухгалтерии и чистописанию.

На развитие ОВ повлиял Моррильский Закон, принятый в 1862 году (“Morrill / Land-Grant College Act”). Согласно ему, предоставляемая государством земля продавалась, на эти деньги основывались колледжи (“lànd-grant colleges”). В результате принятия данного закона, во-первых, были открыты пути к высшему образованию для бедных граждан, во-вторых, в начале XX века появились курсы при университетах (“University Extension” - ÜE), а также программы для взрослых слушателей в местных колледжах (“community colleges”). Местные колледжи и в наше время каждый год принимают огромное количество взрослых.

 После Гражданской войны  в 70-80-х годах XIX века почти во  всех образовательных учреждениях  народного самосовершенствования (“popular self-improvement”) появились ежегодные  учебные планы, учебники, тестирование, экзамены и сертификаты, - словом, основные признаки институтов, дающих традиционное образование. В 1890-х годах университетские профессора начали организовывать курсы при университетах в целях конкуренции с подобными образовательными заведениями. Однако в первые два десятилетия XX века конкурентная борьба велась не с бесчисленным числом частновладельческих школ (“proprietary schools”), которые предлагали быстрое и дешевое профессиональное образование, а скорее с факультетами внутри самих университетов. Движение за UE не оправдало своих ожиданий. К середине 90-х годов XIX века интерес к нему ослабел.

Во второй половине XIX века немногие ожидали, что летние курсы для учителей воскресных школ разрастутся в летние палаточные школы типа Шатокуа, охватывающие общим образованием разные категории взрослого населения. Школа Шатокуа уже через четыре года после своего открытия, в 1878 году, предлагала общеобразовательные программы для взрослых в общенациональном масштабе посредством учреждения нового образовательного органа - Литературного и научного общества Шатокуа (“Chautauqua Literary and Scientific Circle” - CLSC). В 1879 году он стал инициатором первых в стране заочных курсов для взрослых, имевших большой успех. Эти курсы сохранились в США до настоящего времени и имеют свой печатный орган - журнал Шато-куан (“Chautauquan”).

В 90-х годах XIX века идейные вдохновители Шатокуанского общества и организаторы курсов при университетах объединились. Их целью стало урегулирование классовых противоречий путем распространения образования. Когда это движение спало в 1900-х годах, прогрессивные идеалисты возродили курсы при университетах, соориентировав их на профессиональное обучение малообеспеченных слоев населения, а в 20-х годах XX века обратили свое внимание к андрагогическому образованию, надеясь, что оно предоставит широкие возможности для распространения образования. В это время в США возросло значение формального (“formal”) и непрерывного обучения (“uninterrupted schooling”), что также стало причиной усиления значения андрагогического образования в американском обществе.

Обратимся к вопросу о причинах прихода в упадок к началу XX века женских клубов и всех организаций, в названии которых значилось слово “Шатокуа”. В то время началось распространение муниципальных библиотек, различные периодические издания можно было приобрести по очень доступной цене. Так как основной функцией Шатокуанского научного и литературного кружка было предоставление своим членам редких книг, то в итоге эта организация потерпела крах. Возникшие в тот период летние школы при университетах и так называемые тентовые шато-куанские кружки также внесли свою лепту в уничтожение обществ самосовершенствования. Первые предлагали учителям свидетельства о прохождении университетского курса и диплом бакалавра. Последние были своего рода путешествующими цирками с фокусниками, магами, оркестрами, буфетами, поэтому недостатка в клиентах у них не было.

Информация о работе История становления и развития андрагогического образования в США