Использование современных образовательных технологий в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:39, творческая работа

Краткое описание

Современные педагогические концепции призваны обеспечить равные возможности для всех граждан в получении качественного образования; единство образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья.

Оглавление

Актуальность разработки инновационного проекта…….………………………….2
Проблема, цели, задачи проекта ……………………................................... 3
Этапы реализации проекта ……………………...................................3
Реализация проекта ……………………...................................4
1. Использование инновационных образовательных технологий в обучении и воспитании, кроме ИКТ ……………………...................................4
2. Использование информационно-коммуникативных технологий ………6
3. Метод ситуационного обучения ……………………..................................7
Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта …………10
Распространение опыта реализации инновационного проект ……………10

Файлы: 1 файл

Описание инновационного проекта.docx

— 184.65 Кб (Скачать)

Дистанционное обучение позволяет  взаимодействовать с учениками из других школ региона и специалистами в изучаемых областях,  участвовать в различных образовательных проектах, выступает средством индивидуализации образования,  позволяет учесть индивидуальные особенности школьников. Дистанционное обучение   необходимо не только ученикам, но   учителям, это возможность общаться с коллегами,  обмениваться опытом, решать существующие проблемы, повышать свою квалификацию,  участвовать в совместных проектах, учиться с помощью Интернет.

Организовать дистанционное  обучение невозможно без мощного  оборудования, специально разработанных образовательных серверов, программного обеспечения.  Главную дистанционную роль в данном типе обучения играет школьный образовательный сервер, на котором размещаются учебные материалы школьников и педагогов, ссылки на другие материалы сети.

2. Проведения уроков и обучение в режиме реального времени через Интернет.  Их участники  смогут в живом общении задавать вопросы учителю, общаться с учениками из других школ, получать информацию из первых рук, т.е. вести себя так, будто все участники находятся в одной аудитории.

3. Использования технических средств обучения  во внеклассной работе поможет не только украсить школьные мероприятия специальными медиаэффектами, но и существенно дополнить их содержание.

4. Участия учащихся  в  предметных олимпиадах, конкурсах.

5. Поиска,  отбора, хранения  и использование необходимой информации.

6. Организации взаимодействия  с родителями учащихся и социумом.

Важнейшей задачей,  стоящей  перед учителем, становится разработка авторских электронных образовательных  ресурсов  для мультимедийного  сопровождения занятий в урочной, внеурочной  системе и системе внеклассных занятий.  Имеющиеся  электронные пособия не всегда удовлетворяют целям, задачам или содержанию конкретного урока, методическому подходу, или профессиональной концепции, которых придерживается учитель, поэтому учитель должен уметь создавать самостоятельно необходимые ему электронные ресурсы, он должен  научиться использовать созданные ресурсы федеральных порталов в своей профессиональной деятельности, а также адаптировать их под решение конкретных образовательных задач. 

Сегодня большое внимание уделяется техническому оснащению  школ, учителя начальных классов  уже получают современное оборудование, подали заявки на получение оборудования и учителя ОБЖ. Я предлагаю свою модель современного рабочего места учителя ОБЖ (учебного кабинета, см. приложение).

3. Метод ситуационного обучения.

Тема инновационного педагогического опыта

Роль ситуационного обучения в  преподавании курса ОБЖ

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Анализируя содержание программы  курса ОБЖ и учебников по предмету, я пришёл к выводу, что они предусматривают, в основном, проведение занятий информационного характера. Недостаточное внимание уделяется занятиям, которые могли бы научить обучающихся, оказавшихся в опасных ситуациях, правильным практическим действиям.  

Идея изменений (в чём сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

С целью выработки навыков правильного поведения обучающихся при их попадании в экстремальную или чрезвычайную ситуации больше времени на уроках уделять практическим действиям, применяя разработанные мною ситуационные задания, выполненные с использованием компьютерной техники.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна,  трудоёмкость, риски)

Из всех существующих методов, на мой  взгляд, особого внимания при преподавании курса ОБЖ заслуживает метод ситуационного обучения, конечной целью которого является воспитание у каждого обучаемого потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, выработка навыков правильного анализа ЭС и адекватность поведения, обучения грамотным действиям.

Условия реализации изменений (включая  личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый уровень  профессионализма)

Имея  опыт работы преподавателем-огранизатором  и учителем ОБЖ я убедился в  целесообразности использования метода ситуативного обучения при изучении разделов «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» и «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» программы курса ОБЖ.

Результат изменений

Важный момент в преподавании курса ОБЖ – выработка у учащихся положительных мотивов к изучению предмета. Мотивация учения формируется под влиянием всей системы педагогических воздействий. Необходимо, чтобы каждый обучающийся понял «Это может случиться со мной», тогда они будут готовы, на основе полученных знаний, к грамотным действиям при попадании в опасные ситуации. Большинство моих учеников хорошо усвоили эту истину, о чём говорит их успеваемость по предмету. Средний балл за последние 3 года – 4,6.


 

Мой опыт работы преподавателем-организатором  и учителем ОБЖ показывает, что на сегодня, пожалуй, нет такого сложного и до конца ещё не освоенного предмета в отечественной системе образования, каким является курс ОБЖ. Так как каждый из нас в любой момент может оказаться в сложной и опасной ситуации, когда от наших действий может зависеть наша жизнь и здоровье. Поэтому на первый план выходит качество преподавания курса ОБЖ в школе, с использованием различных методов обучения. Немаловажную роль, на мой взгляд, в получении учащимися глубоких и прочных знаний и выработке навыков адекватного поведения при попадании в опасные ситуации играет ситуационное обучение. Данный метод призван воспитывать у каждого обучаемого потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, научить правильно анализировать сложившуюся ситуацию и при этом грамотно действовать для сохранения жизни и здоровья. Положительным моментом данного метода является и то, что решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль «Это может случиться со мной!» Таким образом, у учащихся появляется в том числе и положительные мотивы к изучению курса  ОБЖ.

При составлении ситуационных заданий  я придерживаюсь следующим принципам:

- моделирование ситуаций, ведущих  к частичной неудаче и требующих  в дальнейшем повышения активности;

- постановка задачи и создание  ситуаций, требующих немедленного  перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;

- создание ситуации с элементами  риска и опасности. 

Сочетание разнообразия и повторения сложных задач и условий их выполнения эффективно вырабатывает готовность, устойчивые психофизиологические структуры, обобщённые способы действий.

Эффективность подготовки учащихся по ОБЖ довольно высока при использовании в учебном процессе специальных алгоритмов поведения в ЧС, которые легко запоминаются и воспроизводятся. Применение их в ходе учебных игр помогает достаточно быстро выработать стереотип поведения, необходимый для той или иной опасной ситуации. С проблемами, поставленными в ситуационных заданиях, обучаемые не всегда могут справиться на уроках, т.е. иногда получают домашнее задание – доработать поставленный вопрос.

Ситуационные задачи и специальные  алгоритмы я использую также  и для проведения контрольных  занятий.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА.

  1. Создание современного рабочего места учителя, оснащенного современными техническими средствами обучения и программным обеспечением.
  2. Предоставление каждому ученику свей, действительно  индивидуальной образовательной траектории, которая учитывает способности ученика, накопленный багаж знаний, личные пристрастия по формам и методам обучения,  задаёт последовательность и темп обучения.
  3. Обеспечение условий непрерывного взаимодействия всеми участниками образовательного процесса – учениками, учителями и родителями.

4. Повышение эффективности учебного процесса за счет его индивидуализации и дифференциации.

5.  Повышение эффективности использования учебного материала.

6. Развитие творческих способностей педагога и учащихся, их знаний, умений и навыков самообразования.

7.  Повышение мотивации к учебе, ее результативности.

8. Сохранение и укрепление здоровья детей и педагогов.

9. Сближение позиций педагогов и учеников, активизация их творческого потенциала.

10. Формирование умения разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты своей деятельности.

11. Повышение качества профессиональной и общеобразовательной подготовки за счет внедрения новых технологий в образовательный процесс;

12. Повышение качества учения, повышение творческой активности педагогов и учащихся.

 

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ

 ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА.

1. Создание и пополнение электронного портфолио по данной тематике.

  2. Организация и проведение круглого стола для педагогов школы по данной тематике.

        3. Выступления   на заседаниях МО, на семинарах  и конференциях различного уровня (муниципального, регионального) по данной теме.

        4. Распространение  опыта на порталах образования в сети Интернет.

        5. Разработка  и публикация собственных учебно-дидактических  материалов, обучающих ресурсов.

 


Информация о работе Использование современных образовательных технологий в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности