Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:39, творческая работа
Современные педагогические концепции призваны обеспечить равные возможности для всех граждан в получении качественного образования; единство образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья.
Актуальность разработки инновационного проекта…….………………………….2
Проблема, цели, задачи проекта ……………………................................... 3
Этапы реализации проекта ……………………...................................3
Реализация проекта ……………………...................................4
1. Использование инновационных образовательных технологий в обучении и воспитании, кроме ИКТ ……………………...................................4
2. Использование информационно-коммуникативных технологий ………6
3. Метод ситуационного обучения ……………………..................................7
Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта …………10
Распространение опыта реализации инновационного проект ……………10
Дистанционное обучение позволяет взаимодействовать с учениками из других школ региона и специалистами в изучаемых областях, участвовать в различных образовательных проектах, выступает средством индивидуализации образования, позволяет учесть индивидуальные особенности школьников. Дистанционное обучение необходимо не только ученикам, но учителям, это возможность общаться с коллегами, обмениваться опытом, решать существующие проблемы, повышать свою квалификацию, участвовать в совместных проектах, учиться с помощью Интернет.
Организовать дистанционное обучение невозможно без мощного оборудования, специально разработанных образовательных серверов, программного обеспечения. Главную дистанционную роль в данном типе обучения играет школьный образовательный сервер, на котором размещаются учебные материалы школьников и педагогов, ссылки на другие материалы сети.
2. Проведения уроков и обучение в режиме реального времени через Интернет. Их участники смогут в живом общении задавать вопросы учителю, общаться с учениками из других школ, получать информацию из первых рук, т.е. вести себя так, будто все участники находятся в одной аудитории.
3. Использования технических средств обучения во внеклассной работе поможет не только украсить школьные мероприятия специальными медиаэффектами, но и существенно дополнить их содержание.
4. Участия учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах.
5. Поиска, отбора, хранения и использование необходимой информации.
6. Организации взаимодействия с родителями учащихся и социумом.
Важнейшей задачей, стоящей
перед учителем, становится разработка
авторских электронных
Сегодня большое внимание уделяется техническому оснащению школ, учителя начальных классов уже получают современное оборудование, подали заявки на получение оборудования и учителя ОБЖ. Я предлагаю свою модель современного рабочего места учителя ОБЖ (учебного кабинета, см. приложение).
3. Метод ситуационного обучения.
Тема инновационного педагогического опыта |
Роль ситуационного обучения в преподавании курса ОБЖ |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Анализируя содержание программы курса ОБЖ и учебников по предмету, я пришёл к выводу, что они предусматривают, в основном, проведение занятий информационного характера. Недостаточное внимание уделяется занятиям, которые могли бы научить обучающихся, оказавшихся в опасных ситуациях, правильным практическим действиям. |
Идея изменений (в чём сущность
ИПО: в использовании |
С целью выработки навыков |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, трудоёмкость, риски) |
Из всех существующих методов, на мой взгляд, особого внимания при преподавании курса ОБЖ заслуживает метод ситуационного обучения, конечной целью которого является воспитание у каждого обучаемого потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, выработка навыков правильного анализа ЭС и адекватность поведения, обучения грамотным действиям. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый уровень профессионализма) |
Имея опыт работы преподавателем-огранизатором и учителем ОБЖ я убедился в целесообразности использования метода ситуативного обучения при изучении разделов «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» и «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» программы курса ОБЖ. |
Результат изменений |
Важный момент в преподавании курса ОБЖ – выработка у учащихся положительных мотивов к изучению предмета. Мотивация учения формируется под влиянием всей системы педагогических воздействий. Необходимо, чтобы каждый обучающийся понял «Это может случиться со мной», тогда они будут готовы, на основе полученных знаний, к грамотным действиям при попадании в опасные ситуации. Большинство моих учеников хорошо усвоили эту истину, о чём говорит их успеваемость по предмету. Средний балл за последние 3 года – 4,6. |
Мой опыт работы преподавателем-организатором и учителем ОБЖ показывает, что на сегодня, пожалуй, нет такого сложного и до конца ещё не освоенного предмета в отечественной системе образования, каким является курс ОБЖ. Так как каждый из нас в любой момент может оказаться в сложной и опасной ситуации, когда от наших действий может зависеть наша жизнь и здоровье. Поэтому на первый план выходит качество преподавания курса ОБЖ в школе, с использованием различных методов обучения. Немаловажную роль, на мой взгляд, в получении учащимися глубоких и прочных знаний и выработке навыков адекватного поведения при попадании в опасные ситуации играет ситуационное обучение. Данный метод призван воспитывать у каждого обучаемого потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, научить правильно анализировать сложившуюся ситуацию и при этом грамотно действовать для сохранения жизни и здоровья. Положительным моментом данного метода является и то, что решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль «Это может случиться со мной!» Таким образом, у учащихся появляется в том числе и положительные мотивы к изучению курса ОБЖ.
При составлении ситуационных заданий
я придерживаюсь следующим
- моделирование ситуаций, ведущих
к частичной неудаче и
- постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;
- создание ситуации с
Сочетание разнообразия и повторения сложных задач и условий их выполнения эффективно вырабатывает готовность, устойчивые психофизиологические структуры, обобщённые способы действий.
Эффективность подготовки учащихся по ОБЖ довольно высока при использовании в учебном процессе специальных алгоритмов поведения в ЧС, которые легко запоминаются и воспроизводятся. Применение их в ходе учебных игр помогает достаточно быстро выработать стереотип поведения, необходимый для той или иной опасной ситуации. С проблемами, поставленными в ситуационных заданиях, обучаемые не всегда могут справиться на уроках, т.е. иногда получают домашнее задание – доработать поставленный вопрос.
Ситуационные задачи и специальные алгоритмы я использую также и для проведения контрольных занятий.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА.
4. Повышение эффективности учебного процесса за счет его индивидуализации и дифференциации.
5. Повышение эффективности использования учебного материала.
6. Развитие творческих способностей педагога и учащихся, их знаний, умений и навыков самообразования.
7. Повышение мотивации к учебе, ее результативности.
8. Сохранение и укрепление здоровья детей и педагогов.
9. Сближение позиций педагогов и учеников, активизация их творческого потенциала.
10. Формирование умения разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты своей деятельности.
11. Повышение качества профессиональной и общеобразовательной подготовки за счет внедрения новых технологий в образовательный процесс;
12. Повышение качества учения, повышение творческой активности педагогов и учащихся.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА.
1. Создание и пополнение электронного портфолио по данной тематике.
2. Организация и проведение круглого стола для педагогов школы по данной тематике.
3. Выступления на заседаниях МО, на семинарах и конференциях различного уровня (муниципального, регионального) по данной теме.
4. Распространение опыта на порталах образования в сети Интернет.
5. Разработка
и публикация собственных