Использование современных образовательных технологий в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:39, творческая работа

Краткое описание

Современные педагогические концепции призваны обеспечить равные возможности для всех граждан в получении качественного образования; единство образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья.

Оглавление

Актуальность разработки инновационного проекта…….………………………….2
Проблема, цели, задачи проекта ……………………................................... 3
Этапы реализации проекта ……………………...................................3
Реализация проекта ……………………...................................4
1. Использование инновационных образовательных технологий в обучении и воспитании, кроме ИКТ ……………………...................................4
2. Использование информационно-коммуникативных технологий ………6
3. Метод ситуационного обучения ……………………..................................7
Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта …………10
Распространение опыта реализации инновационного проект ……………10

Файлы: 1 файл

Описание инновационного проекта.docx

— 184.65 Кб (Скачать)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8

Ставропольский  край Красногвардейский район

 село  Дмитриевское

                О П И С А Н И Е

инновационного  проекта

 

Использование современных 

образовательных технологий в процессе обучения основам безопасности

жизнедеятельности

 

 

 

                                                       Работу выполнил                                            преподаватель-организатор ОБЖ

                                                       МОУ СОШ №8 с. Дмитриевского

                                       Макаренко Юрий Михайлович

 

 

 

2011 год

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Актуальность разработки инновационного проекта…….………………………….2

Проблема, цели, задачи проекта          ……………………................................... 3

Этапы реализации проекта                    ……………………...................................3

Реализация проекта                                   ……………………...................................4

 1. Использование инновационных образовательных технологий в обучении и воспитании, кроме ИКТ                     ……………………...................................4

2. Использование информационно-коммуникативных технологий  ………6

3. Метод ситуационного обучения       ……………………..................................7

Ожидаемые результаты  реализации инновационного проекта     …………10

Распространение опыта реализации инновационного проект     ……………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ.                 

 Очень часто я задумываюсь  над словами учитель, преподаватель,  педагог. Что несут в себе  они? Ведь учитель приставлен  к детям для того, чтобы научить  их тем или иным знаниям,  чему-то определенному или как  выжить в сегодняшнем мире. В своей педагогической деятельности он использует педагогическую программу, стандарт, по которому он должен работать. Но нигде, ни в одном стандарте не указано, что учитель должен отдавать все свои силы, время, любовь и душу своим родным ученикам. Да, именно родным, и никак иначе. Учитель должен быть влюблен в свой предмет. Ведь учитель – это не просто профессия, а состояние души. Это образ жизни.

     Каковы же сегодня цели и основные задачи образовательной политики? На что ориентированы современные педагогические концепции?

            Главная задача Российской образовательной политики: обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

            По моему мнению, модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, активными субъектами модернизации должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, институты государственной власти и особенно профессиональное педагогическое сообщество.

            Цель модернизации образования  – в создании механизма устойчивого развития системы образования.


Современные педагогические концепции призваны обеспечить равные возможности для всех граждан в получении качественного образования; единство образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность образования.

Федеральный компонент государственного стандарта образования разработан с учетом основных направлений модернизации  образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания.

         Развитие образования, т.е. переход его в новое качественное состояние, не может быть осуществлен иначе, чем через освоение инноваций. Инновационные процессы могут и должны стать содержательно-организационной основой перехода системы образования в режим устойчивого опережающего развития.

 В процессе обучения основам  безопасности жизнедеятельности я стараюсь оптимально сочетать и традиционные, и инновационные образовательные технологии. В своей работе я применяю следующие образовательные технологии: технологию уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, технологию модульного обучения, интерактивные технологии, проектную технологию, информационно-коммуникативные технологии.

Проблема: Что нужно делать для решения основных проблем современного преподавания предмета ОБЖ? Какова же  роль учителя ОБЖ как педагога в реализации проблем модернизации преподавания предмета?

На мой взгляд, базовое  звено образования – общеобразовательное  учреждение - школа, модернизация которой должна предполагать ориентирование образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Цель данного проекта: формирование культуры учащихся в области безопасности жизнедеятельности, воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; военно-патриотическое воспитание.

Задачи проекта:

  1. Оптимизация  образовательного процесса, повышение эффективности учебного процесса за счет его индивидуализации и дифференциации;
  2. Предоставление каждому ученику свою, действительно индивидуальную образовательную траекторию, которая учитывает способности ученика, накопленный багаж знаний, личные пристрастия по формам и методам обучения,  задаёт последовательность и темп обучения; создание условий для развития интеллектуальных, творческих способностей и самообразования учащихся, их знаний, умений и навыков самообразования;
  3. Повышение мотивации к учебе, ее результативности;
  4. Повышение профессиональной компетентности и самообразования учителя ОБЖ, развитие его творческих способностей;
  5. Сближение позиций учителя ОБЖ и учеников, активизация их творческого потенциала;
  6. Обеспечение условий непрерывного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса – учениками, учителями и родителями.

Участники проекта: учащиеся, родители, учителя.

Этапы реализации проекта:

1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.

2. Оснащение рабочего места учителя техническими  средствами с целью поэтапного перехода к новому уровню образования, создание локальной информационной сети, включение в сеть Интернет;

3. Обмен опытом с педагогами  района и края, с учителями-предметниками страны через интернет, изучение опыта коллег – победителей ПНПО, сотрудничество с кафедрой здоровьесбережения ГОУ ДПО СКИПКРО.

4. Поиск наиболее эффективных образовательных технологий и внедрение их в процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности.

 5. Создание собственных учебно-дидактических материалов, обучающих ресурсов.

6.  Обобщение и распространение  педагогического опыта.

Сроки реализации: 2010-2012 гг. (3 года).

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

Каждый ребёнок индивидуален, имеет свои особенности и склонности, задача школы – увидеть их, раскрыть, развить. В современных условиях важнейшей задачей, стоящей перед учителем является организация индивидуального подхода к каждому ребёнку.  Для этого он должен отслеживать,  анализировать изменения, происходящие с ребёнком и результатами его деятельности, выявлять причины этих изменений, и по возможности, принять меры, предоставлять возможности попробовать себя в разных сферах деятельности, примерить на себя разные социальные роли. 

Я считаю, что внедрение  инновационных технологий, оказывающих  эффективное влияние на воспитание, развитие, социальную адаптацию, защиту прав и законных интересов учащихся школы, является важным в педагогической деятельности современного учителя.

1. Использование инновационных образовательных технологий в обучении и воспитании, кроме ИКТ.

Занимаясь проблемами индивидуализации обучения, стараюсь оптимально сочетать и традиционные, и инновационные образовательные технологии. Использование современных образовательных технологий в практике обучения считаю обязательным условием интеллектуального и нравственного развития учащихся школы. В своей работе я применяю следующие образовательные технологии:

1.1.    Технология уровневой дифференциации. От степени развития того или иного компонента зависят уровни физической и интеллектуальной активности. Идея заключается в том, чтобы через организованный процесс обучения целенаправленно вести учащихся от одного уровня физической и интеллектуальной к другому, более высокому. Решить эту проблему возможно только при дифференцированном подходе.

Дифференцированный подход осуществляется мною по трём направлениям:

- изучение и учёт индивидуальных  особенностей и здоровья учащихся;

- управление деятельностью учащихся;

- активизация самостоятельной  деятельности учащихся.

1.2.    Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.

Учитывая важность привития ученикам элементов здорового образа жизни на уроках этим разделам уделяется особое внимание.

При планировании своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:

- создание здоровьесберегающих  условий обучения (отсутствие стресса,  адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного  процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной нагрузки  возрастным возможностям ученика;

- необходимый, достаточный и  рационально организованный двигательный  режим.

1.3.   Технология модульного обучения – это единое целое, составленное из взаимосвязанных элементов, т.е. определенных видов работы, которые выполняют учащиеся. Таким образом, учитель разделяет занятия по определенным модулям:

1. Выживание в экстремальных  ситуациях.

2. Безопасность и защита человека  в чрезвычайных ситуациях.

3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

4. Основы обороны государства.

1.4.    Интерактивные технологии – я использую для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. Вместе с ребятами мы разрабатываем упражнения для урока, обсуждаем их здоровьесберегающую направленность и степень полезности для формирования безопасной жизнедеятельности учащихся. У ребят развивается взаимоответственность, вера в силу собственных возможностей и товарищей. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.

1.5.  Проектная технология помогает активизации познавательной деятельности, развитию личности способностей учащихся в процессе обучения, побуждает проявлять способности к:

- осмыслению своей деятельности  с позиции ценностного подхода;

- целеполаганию;

- самообразованию и самоорганизации; 

- синтезированию, интеграции и  обобщению информации из разных  источников.

Учитывая актуальность технологии проектного обучения, она активно  применяется мною в своей педагогической деятельности.

Так, при изучении темы «Аварии  с выбросом радиоактивных веществ» в 8 классе, ученик 11 «А» класса Панченко Сергей представил проект в электронном варианте «Авария на Чернобыльской АЭС», ученик 11 А класса Комаров Николай представил проект по безопасности дорожного движения, ученик 11Б класса Савин Сергей- проект об исследовании здоровья учащихся школы. Как правило, в моей деятельности применяются проекты, которые проводятся в рамках одного предмета – ОБЖ, хотя работа над ними предусматривает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.

 

2. Использование  информационно-коммуникативных технологий.

Техническая оснащённость рабочего места учителя открывает большие  возможности для учителя, как  организатора процесса обучения на уроке, во внеурочной и внешкольной деятельности. Главным здесь является создание методической системы, дидактических  разработок, которые позволили бы учителю строить свою деятельность с использованием современных информационных технологий Интернет. Современный учитель сегодня становится организатором процесса получения знаний с использованием современных информационных технологий, способствуя самообразованию и самореализации учащихся.

В феврале 2006 года окончил курсы повышения квалификации по проблеме использования ИКТ в учебном процессе. Это позволило мне овладеть компьютерной грамотностью, узнать новые возможности использования ИКТ.

В своей практике я использую  ИКТ на уроках и внеклассных мероприятиях при изучении теоретического материала. Помогают мне в этом ассистенты, подготовленные мною, из числа учеников, владеющих компьютерными технологиями.

Практическое применение ИКТ может проявляться в организации:

1. Дистанционного обучения учителя ОБЖ и учащихся.

Под дистанционным обучением  понимается:

- взаимодействие учителя  и учащихся, учащихся между собой  на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами Интернет-технологий или других интерактивных технологий;

Информация о работе Использование современных образовательных технологий в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности