Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:39, творческая работа
Современные педагогические концепции призваны обеспечить равные возможности для всех граждан в получении качественного образования; единство образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья.
Актуальность разработки инновационного проекта…….………………………….2
Проблема, цели, задачи проекта ……………………................................... 3
Этапы реализации проекта ……………………...................................3
Реализация проекта ……………………...................................4
1. Использование инновационных образовательных технологий в обучении и воспитании, кроме ИКТ ……………………...................................4
2. Использование информационно-коммуникативных технологий ………6
3. Метод ситуационного обучения ……………………..................................7
Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта …………10
Распространение опыта реализации инновационного проект ……………10
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8
Ставропольский край Красногвардейский район
село Дмитриевское
О П И С А Н И Е
инновационного проекта
Использование современных
образовательных технологий в процессе обучения основам безопасности
жизнедеятельности
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность разработки инновационного проекта…….………………………….2 Проблема, цели, задачи проекта ……………………...................... Этапы реализации проекта ……………………...................... Реализация проекта 1. Использование инновационных образовательных
технологий в обучении и воспитании, кроме
ИКТ ……………………...................... 2. Использование информационно- 3.
Метод ситуационного обучения ……………………...................... Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта …………10 Распространение опыта реализации инновационного проект ……………10
АКТУАЛЬНОСТЬ. Очень часто я задумываюсь
над словами учитель, Каковы же сегодня цели и основные задачи образовательной политики? На что ориентированы современные педагогические концепции? Главная задача Российской образовательной политики: обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. По моему мнению, модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, активными субъектами модернизации должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, институты государственной власти и особенно профессиональное педагогическое сообщество.
Цель модернизации образования
– в создании механизма |
Современные педагогические концепции призваны обеспечить равные возможности для всех граждан в получении качественного образования; единство образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность образования.
Федеральный компонент государственного стандарта образования разработан с учетом основных направлений модернизации образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания.
Развитие образования, т.е. переход его в новое качественное состояние, не может быть осуществлен иначе, чем через освоение инноваций. Инновационные процессы могут и должны стать содержательно-организационной основой перехода системы образования в режим устойчивого опережающего развития.
В процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности я стараюсь оптимально сочетать и традиционные, и инновационные образовательные технологии. В своей работе я применяю следующие образовательные технологии: технологию уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, технологию модульного обучения, интерактивные технологии, проектную технологию, информационно-коммуникативные технологии.
Проблема: Что нужно делать для решения основных проблем современного преподавания предмета ОБЖ? Какова же роль учителя ОБЖ как педагога в реализации проблем модернизации преподавания предмета?
На мой взгляд, базовое
звено образования –
Цель данного проекта: формирование культуры учащихся в области безопасности жизнедеятельности, воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; военно-патриотическое воспитание.
Задачи проекта:
Участники проекта: учащиеся, родители, учителя.
Этапы реализации проекта:
1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.
2. Оснащение рабочего места учителя техническими средствами с целью поэтапного перехода к новому уровню образования, создание локальной информационной сети, включение в сеть Интернет;
3. Обмен опытом с педагогами района и края, с учителями-предметниками страны через интернет, изучение опыта коллег – победителей ПНПО, сотрудничество с кафедрой здоровьесбережения ГОУ ДПО СКИПКРО.
4. Поиск наиболее эффективных образовательных технологий и внедрение их в процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности.
5. Создание собственных учебно-дидактических материалов, обучающих ресурсов.
6. Обобщение и распространение педагогического опыта.
Сроки реализации: 2010-2012 гг. (3 года).
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
Каждый ребёнок индивидуален, имеет свои особенности и склонности, задача школы – увидеть их, раскрыть, развить. В современных условиях важнейшей задачей, стоящей перед учителем является организация индивидуального подхода к каждому ребёнку. Для этого он должен отслеживать, анализировать изменения, происходящие с ребёнком и результатами его деятельности, выявлять причины этих изменений, и по возможности, принять меры, предоставлять возможности попробовать себя в разных сферах деятельности, примерить на себя разные социальные роли.
Я считаю, что внедрение инновационных технологий, оказывающих эффективное влияние на воспитание, развитие, социальную адаптацию, защиту прав и законных интересов учащихся школы, является важным в педагогической деятельности современного учителя.
1. Использование инновационных образовательных технологий в обучении и воспитании, кроме ИКТ.
Занимаясь проблемами индивидуализации обучения, стараюсь оптимально сочетать и традиционные, и инновационные образовательные технологии. Использование современных образовательных технологий в практике обучения считаю обязательным условием интеллектуального и нравственного развития учащихся школы. В своей работе я применяю следующие образовательные технологии:
1.1. Технология уровневой дифференциации. От степени развития того или иного компонента зависят уровни физической и интеллектуальной активности. Идея заключается в том, чтобы через организованный процесс обучения целенаправленно вести учащихся от одного уровня физической и интеллектуальной к другому, более высокому. Решить эту проблему возможно только при дифференцированном подходе.
Дифференцированный подход осуществляется мною по трём направлениям:
- изучение и учёт
- управление деятельностью
- активизация самостоятельной деятельности учащихся.
1.2. Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.
Учитывая важность привития ученикам элементов здорового образа жизни на уроках этим разделам уделяется особое внимание.
При планировании своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:
- создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация
- соответствие учебной нагрузки
возрастным возможностям
- необходимый, достаточный и
рационально организованный
1.3. Технология модульного обучения – это единое целое, составленное из взаимосвязанных элементов, т.е. определенных видов работы, которые выполняют учащиеся. Таким образом, учитель разделяет занятия по определенным модулям:
1. Выживание в экстремальных ситуациях.
2. Безопасность и защита
3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
4. Основы обороны государства.
1.4. Интерактивные технологии – я использую для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. Вместе с ребятами мы разрабатываем упражнения для урока, обсуждаем их здоровьесберегающую направленность и степень полезности для формирования безопасной жизнедеятельности учащихся. У ребят развивается взаимоответственность, вера в силу собственных возможностей и товарищей. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.
1.5. Проектная технология помогает активизации познавательной деятельности, развитию личности способностей учащихся в процессе обучения, побуждает проявлять способности к:
- осмыслению своей деятельности с позиции ценностного подхода;
- целеполаганию;
- самообразованию и
- синтезированию, интеграции и
обобщению информации из
Учитывая актуальность технологии проектного обучения, она активно применяется мною в своей педагогической деятельности.
Так, при изучении темы «Аварии с выбросом радиоактивных веществ» в 8 классе, ученик 11 «А» класса Панченко Сергей представил проект в электронном варианте «Авария на Чернобыльской АЭС», ученик 11 А класса Комаров Николай представил проект по безопасности дорожного движения, ученик 11Б класса Савин Сергей- проект об исследовании здоровья учащихся школы. Как правило, в моей деятельности применяются проекты, которые проводятся в рамках одного предмета – ОБЖ, хотя работа над ними предусматривает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.
2. Использование
информационно-коммуникативных
Техническая оснащённость рабочего
места учителя открывает
В феврале 2006 года окончил курсы повышения квалификации по проблеме использования ИКТ в учебном процессе. Это позволило мне овладеть компьютерной грамотностью, узнать новые возможности использования ИКТ.
В своей практике я использую ИКТ на уроках и внеклассных мероприятиях при изучении теоретического материала. Помогают мне в этом ассистенты, подготовленные мною, из числа учеников, владеющих компьютерными технологиями.
Практическое применение
ИКТ может проявляться в
1. Дистанционного обучения учителя ОБЖ и учащихся.
Под дистанционным обучением понимается:
- взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами Интернет-технологий или других интерактивных технологий;