Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 19:17, автореферат
Целью данной работы является: определить сферу использования Интернет-ресурсов применительно к младшей ступени обучения английскому языку.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
изучить возрастные и психологические особенности младших школьников;
изучить дидактические возможности использования электронных ресурсов применительно к младшей ступени обучения;
определить соотношение между автоматизированной и неавтоматизированной частями в преподавании английского языка на младшей ступени.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по изучаемой проблеме;
анализ федерального компонента Государственного образовательного стандарта и учебных программ по иностранному (английскому) языку;
наблюдение и обобщение опыта работы учителей на младшей ступени обучения английскому языку;
целенаправленное наблюдение за учебной деятельностью учащихся младшей ступени обучения в процессе изучения иностранного языка;
анкетирование;
констатирующий и итоговый срезы;
проведение опытного обучения;
статистическая обработка и анализ результатов опытного обучения.
1.Обоснование темы ВКР
Тема исследовательского проекта: использование компьютерных программ в обучении иностранному языку младших школьников
В XXI веке осуществляется переориентация системы образования на новые ценности, определяемые гуманизацией педагогического процесса и межличностными отношениями. Выпускник школы должен стать конкурентоспособной личностью, что предполагает высокий уровень общего развития, владения коммуникативными умениями, высоким профессионализмом, умениями принимать самостоятельные решения, нестандартно мыслить и адаптироваться в изменяющихся условиях. В связи с этим, в процессе обучения в школе приоритетными являются творческая деятельность, индивидуальный подход, предполагающий развитие активности, инициативы и самоуправления. Система подготовки должна соответствовать потребностям общества.
Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса позволяет обеспечить реализацию новых моделей образования и способствует повышению конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и развитию его экспорта.
Компьютерные средства обучения являются одним из средств такого обновления. При правильной организации компьютерные технологии интенсифицируют процесс обучения, обеспечивают формирование глубоких знаний, выработку прочных умений и твердых навыков, а также вносят свой вклад в процесс воспитания будущего специалиста, в частности, при обучении профессиональным дисциплинам.
Современные методики измерения уровня подготовки школьников, ориентированные на использование компьютерных технологий и в полной мере отвечающие реалиям современности, предоставляют принципиально новые возможности, повышают эффективность деятельности учителя. Существенное преимущество этих технологий в том, что они предоставляют новые возможности обеим сторонам. Ученик из объекта обучения превращается в субъект обучения, осознанно участвующий в процессе учебы и самостоятельно принимающий решения, связанные с ним.
Компьютерные средства обучения и компьютерные технологии интенсифицируют процесс обучения, обеспечивают формирование глубоких знаний, выработку прочных умений и твердых навыков, а также вносят свой вклад в процесс воспитания будущего специалиста, в частности, при обучении профессиональным дисциплинам.
Применение компьютерных технологий обучения влечет за собой решение новых дидактических задач, связанных с разработкой, внедрением и обоснованием новых методов преподавания.
Процесс обучения представляется как последовательная процедура: обзорный материал - пример решения задачи - задачи для самостоятельного решения - тестирование. Два первых этапа составляют собственно процесс обучения, третий этап необходим для самоконтроля, четвертый - для контроля и самоконтроля полученных знаний.
Характерной чертой практического занятия является необходимость постоянного информационного обмена между учителем и обучаемым, т.е. осуществление прямой и обратной связи. Однако педагог обычно не может уделить достаточного времени для индивидуальной работы с каждым учеником в группе во время занятия. Разрешить это противоречие можно, в частности, путем применения компьютерных средств обучения.
Говоря о связи методики и новых информационных технологий, нужно упомянуть следующее:
Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам - один из важных проблемных вопросов современной методической науки. Рациональное использование новейших средств обучения (НСО) дает учителю возможность нагрузить речевой и слуховой каналы учащихся до любых разумных пределов и активизировать их речевую деятельность в требуемом направлении.
иностранный язык компьютерная технология
По словам Полат Е.С., стремление к интеграции в области образования, как одна из наиболее ярко проявляемых тенденций, диктует необходимость выхода в единое мировое образовательное пространство.
Новые технологии также влияют и на содержание образования, поскольку одна из задач, которую оно решает, состоит в том, чтобы объяснить человеку мир, в котором он живет, а живем мы в технологическом мире.
Методы обучения тоже претерпели серьезные изменения. На смену открытому инструктажу приходит исследование, цель которого - раскрыть личность и таланты обучаемого наиболее полно. Исследование особо продуктивно, если оно осуществляется на базе современных компьютерных технологий. Большую значимость приобретает мотивация обучения и способы передачи информации, возрастает роль учителя, особое внимание уделяется качеству обучения, гибкости, готовности к переменам.
Глобальность происходящих сегодня информационных перемен очевидна, как и очевидна необходимость пересмотра подходов к образованию в целом. Современное развитие педагогической науки, её освобождение от стереотипов и инновационная направленность требуют творческой интеграции современных подходов в системе высшего образования. Информатизация системы образования в целом - это процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения.
На практических занятиях с использованием компьютерных технологий обучения ученики, учитывая свои способности, интересы, потребности, получают право и возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку, а учитель наблюдает за их работой и, в случае необходимости, может оказать индивидуальную помощь.
"Компьютерные технологии
- это также решение новых
В процессе формирования у учеников основных компетенций компьютерные средства обучения позволяют быстро подготовить учебные задания, соответствующие начальному и текущему состоянию познавательной деятельности обучаемого, обеспечить контроль за их исполнением.
В условиях массовости обучения это коренным образом решает проблему индивидуализации обучения. Появляется возможность реализовать основные требования теории усвоения, подавая каждому обучаемому информацию в том виде, который соответствует текущему этапу усвоения. Благодаря совмещению дидактических функций информирования и отработки, устраняется разрыв между теоретически возможным уяснением учебного материала и его действительным усвоением в ходе выполнения упражнений.
Однако, наряду с преимуществами компьютерных технологий, существует ряд проблем. Первая - это ограниченность ресурсов школ (финансирование, уровень используемой в школе компьютерной техники, качество каналов связи). Второй проблемой на сегодня является психологическая и практическая неподготовленность учительского состава, отсутствие необходимых изменений в учебных программах, методах и дидактических приемах обучения. В настоящее время требуется разработка, экспериментальная проверка и организация эффективного использования современных средств поддержки образовательных процессов, а также подготовка организационно-методического сопровождения.
Использование компьютерных средств в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность, активизирует познавательный интерес обучаемых, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.
Говоря о связи методики обучения иностранным языкам и новых информационных технологий, необходимо упомянуть об активном исследовании учебных возможностей новейших средств обучения (НСО). В результате обобщения опыта и результатов проведенных исследований было установлено, что рациональное применение НСО позволяет:
1) восполнять отсутствие естественной иноязычной среды на всех этапах обучения;
2) полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности;
3) осуществлять обучение
с учетом индивидуальных
4) создавать лучшие условия
для программирования и
5) обеспечивать ускоренное
формирование и развитие
6) максимально использовать аналитические и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы;
7) более или менее точно
определять качественные
8) выполнять многие активные виды упражнений со всеми учениками одновременно, включая говорение.
Необходимость широкого внедрения НСО в обучение иностранным языкам обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации одного из важнейших дидактических принципов - принципа наглядности.
Всё вышесказанное определяет актуальность избранной темы.
Объектом исследования в данной работе является процесс обучения английского языка на начальном этапе в средней школе.
Предметом исследования в данной работе является использование НСО в форме информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в практике преподавания английского языка на начальном этапе.
Целью данной работы является: определить сферу использования Интернет-ресурсов применительно к младшей ступени обучения английскому языку.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
изучить возрастные и психологические особенности младших школьников;
изучить дидактические возможности использования электронных ресурсов применительно к младшей ступени обучения;
определить соотношение между автоматизированной и неавтоматизированной частями в преподавании английского языка на младшей ступени.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по изучаемой проблеме;
анализ федерального компонента Государственного образовательного стандарта и учебных программ по иностранному (английскому) языку;
наблюдение и обобщение опыта работы учителей на младшей ступени обучения английскому языку;
целенаправленное наблюдение за учебной деятельностью учащихся младшей ступени обучения в процессе изучения иностранного языка;
анкетирование;
констатирующий и итоговый срезы;
проведение опытного обучения;
статистическая обработка и анализ результатов опытного обучения.
2. Развернутый план исследования
Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения иностранному языку младших школьников
Роль познавательной деятельности учащегося в процессе получения знаний
Активный характер обучения, основанного на компьютерных технологиях, тесно связан с принципом самообразования. Самообразование невозможно без активного участия в учебном процессе, которое определяется, прежде всего, внутренней мотивацией, выраженной как желание учиться. В обучении необходима постоянная познавательная самостоятельная мыслительная деятельность. Поэтому при обучении необходимо использовать методы и технологии, способствующие умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и способы их рационального решения, критически анализировать полученные знания и применять их на практике и для получения новых знаний.
Методика обучения младших школьников с использованием информационных технологий
В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства, и он радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Уроки для младших школьников должны быть яркими, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование.
Сегодня важнейшей стратегической задачей развития российской школы, в том числе начальной, является разработка и внедрение в педагогическую практику информационных технологий. Это закон времени.
Глава 2.Место и роль информационных технологий в современной системе обучения иностранным языкам
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объём информации растет, и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.
Этапы внедрения ИКТ на пути движения в информационное общество
Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.
Системные основы интеграция информационно-коммуникационных технологий и образовательных технологий
По мнению Юсуфбековой Н.Р., системный подход к интеграции ИКТ и ОТ (образовательные технологии) (в дальнейшем, для краткости, будет использоваться принятое рядом авторов сокращение) основывается на выявлении всех существенных факторов, устанавливающих связь между элементами и формирующих целостные свойства системы, выполняющей согласованную совокупность действий, объединяемых общим замыслом и единой целью.
3. Глоссарий основных терминов
Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (с 1-го по 4-й).
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)»