Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:55, доклад
Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.
Использование информационно – компьютерных технологий
в коррекции речевых нарушений
у
детей дошкольного
возраста
Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Использование
современных компьютеров в
Успех
этих перемен связан с обновлением
научной, методической и материальной
базы дошкольного учреждения. Одним из
важных условий обновления является использование
новых информационных технологий.
Они являются дополнительной мотивацией
обучения и развития детей, так как каждый
ребёнок мечтает прикоснуться к компьютеру.
Занятия в детском саду должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты и группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий.
Использование ИКТ на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Цель – оптимизация коррекционно-образовательного процесса в ДОУ посредством использования ИКТ.
В процессе использования ИКТ на логопедических занятиях решаются следующие задачи:
В настоящее время разработано множество компьютерных игр и программ для работы с детьми. Готовые компьютерные игры в основном направлены на развитие внимания и наблюдательности, восприятия, на умение ориентироваться в игровой ситуации, на осуществление анализа и сравнения. Однако не все игры можно использовать для работы с детьми – логопатами, поскольку многие из них не соответствуют методике обучения детей с нарушениями речи, а в некоторых случаях содержат ошибки. Отдельные игры могут быть использованы не полностью. Выход из такого положения – создание собственных слайд–фильмов и компьютерных презентаций, разработанных с учётом особенностей развития дошкольников с нарушением речи. Используя ИКТ на своих логопедических занятиях, мы руководствуемся целью соединить возможности современных информационных технологий с объёмом знаний, который доступен детям. Предоставляемый материал расширяет представления наших детей об окружающем мире: они учатся анализировать, сравнивать, расширяют лексический запас. Компьютер вызывает горячий интерес у дошкольников. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату, скорее породит непредсказуемые и непредвиденные эффекты. Компьютер, как любое дидактическое средство, не должен использоваться стихийно. Работа с компьютером на логопедическом занятии имеет ряд особенностей. Она включается дозировано, для решения определённых задач. Предельно допустимая длительность занятий на компьютере не превышает 15 минут в подготовительной группе и лишь 10 минут – в старшей. Структура и методика самого логопедического занятия при этом не нарушается. Заменяются только некоторые игры или упражнения.
Как правило, процесс автоматизации поставленных звуков заключается в многократном повторении одного и того же лексического материала, вызывающем у детей утомление и пресыщение однообразной деятельностью. Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений. Картинки на экране могут не только двигаться, но и рычать, шипеть, свистеть. И у ребёнка появляется возможность имитировать движения или звукоподражать, что способствует развитию моторики и автоматизации произношения поставленных звуков; может заменить физкультминутку. Используются звуки живой и неживой природы, бытовые звуки. Раньше для этой цели использовался кассетный магнитофон. Теперь у ребёнка есть возможность не только прослушать более качественное звуковоспроизведение, но и подобрать иллюстрацию к услышанному звуку. Появилась возможность показа видеофрагментов. Даже если ребёнок не умеет читать, текст на экране может служить для него дополнительной зрительной опорой. Выделение ярким цветом буквы, обозначающей автоматизируемый звук, подскажет ребёнку, в каком месте его надо произнести. Если ребёнок читает, опора на зрительное восприятие текста поможет ему не пропустить предлоги. Мобильность компьютерной презентации даёт возможность внести необходимые изменения в её содержание за несколько минут. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимационного персонажа, от лица которого ведётся речь, внимание детей удерживается дольше. После занятий необходима небольшая гимнастика для глаз. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, логопед удерживает непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженными лишними деталями. Умеренное применение спецэффектов предупреждает пресыщение и переутомление. Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий. Согласно санитарно – эпидемиологическим нормам недопустимо, чтобы за компьютером одновременно занимались более одного ребёнка. Следовательно, на подгрупповых занятиях лучше использовать специальное оборудование: проектор и экран. На индивидуальных занятиях компьютер рациональней применять при автоматизации звуков, с учётом принципа системного подхода в обучении и воспитании.
Дети лучше воспринимают несколько коротких игр, чем одну длинную. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В условиях коррекционной школы игровые методы обучения имеют повышенную значимость и используются на уроках в различных его частях для введения, объяснения, закрепления, упражнения и контроля. Игра и ее новое средство - компьютерная игра или программа - выступают в единстве и в новом инициативно-проблемном качестве: игра является носителем нового содержания. Компьютерные игры не заменяют обычные игры, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Мы используем разные виды игр:
а) развивающие игры; Игры «открытого»
типа, предназначенные для
К программам этого типа относятся: различного рода графические редакторы, в том числе «рисовалки», «раскрашки», конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения.
б) обучающие игры; Игры дидактического («закрытого») типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с отработкой у учащихся определённых навыков; с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, с синтезом и анализом понятий.
в) игры-эксперименты. В играх этого типа цель игры и правила игры не заданы явно - скрыты в сюжете игры или способе управления ею. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом к достижению общего решения игровой задачи.
г) игры-забавы; В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития (это видно из названия группы). Они просто предоставляют возможность детям развлечься, отдохнуть, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика».
д) диагностические игры и упражнения.
Педагогическая направленность этих компьютерных игр:
- дидактическая: расширение познавательной деятельности, закрепление полученных на основных предметах умений и навыков, освоение работы на компьютере;
-
воспитывающая: воспитание
- развивающая: развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия;
-
коррекционная: коррекция
Компьютер не может заменить живого общения детей друг с другом и с педагогом. Во время работы ребёнка на компьютере педагог не только помогает ему справиться с возникающими проблемами, но и организует содержательное общение, способствующее осознанию способов действия. Важно, чтобы ребёнок не механически нажимал клавиши, а понимал, что и для чего он делает. Материал на занятиях подбирается по принципу постепенного усложнения материала, поддерживая ребёнка в «зоне ближайшего развития».
Общение с компьютером вызывает у ребёнка живой интерес, оно предусматривает опору на знания, полученные на логопедических и других занятиях. Программы работы на компьютере доступны, занимательны, дают возможность каждому ребёнку работать в своём темпе.
Вместе с тем, использование ПК в образовании детей связано с целым рядом рисков:
-
Реальные угрозы для
- Отсутствие или обеднённость реальных коммуникаций.
-
Отсутствие реального
Новые возможности, как в индивидуальном развитии, так и развитии технологий приходят в дополнение к имеющимся, более привычным и традиционным, и не претендуют на то, чтобы немедленно заместить и вытеснить их. Необходимо понимание того, что для развития ребёнка большое значение имеет практический опыт в реальном предметном мире, его предметная деятельность, чувственное восприятие и познание мира, развитие эмоциональности и эмпатии, а так же коммуникации со сверстниками и взрослыми. Вместе с тем, использование компьютеров даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса, которыми было бы неразумно пренебрегать. Перспектива современного ребёнка – жизнь, творчество, работа, коммуникации в информационном обществе и к этому его необходимо готовить. Компьютер – средство образовательного процесса, который как целостную систему конструирует педагог. Поэтому педагогу необходимо чётко определить цели, продолжительность работы с компьютером, характер предлагаемых заданий, виды и качество используемых программных продуктов.