Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:27, доклад
Инновационная направленность педагогической деятельности
Инновации в образовании. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависят общий климат и условия, в которых происходят инновационные процессы. Имеющиеся условия могут способствовать либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может быть как стихийным, так и сознательно управляемым. Введение новшеств — это прежде всего функция управления искусственными и естественными процессами изменений.
. Инновационная направленность педагогической деятельности……………………………………………………….
1.Инновации в образовании…………………………………………………………………………………………………….
2.Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки. …………………………………..
3. Критерии педагогических инноваций…………………………………………………………………………………………
4. Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя…………………………………………………
II.Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей……………………………………………..
1. Методическая работа - как фактор повышения педагогической культуры……………………………………………..
2. Основные формы организации методической работы……………………………………………………………..
3. Педагогическое самообразование учителя…………………………………………………………
Школа передового опыта как форма методической работы реализует в основном цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества. Традиция наставничества в российских школах имеет давнюю историю. Но оформленная в рамках школы передового опыта, она приобретает более целенаправленный и планомерный характер. Основное назначение школы передового опыта состоит в работе опытного учителя, руководителя школы с двумя-тремя учителями, преподающими один предмет, которые нуждаются в методической помощи. Формирование школы проходит на добровольных началах.
Ценность этой работы состоит в ее двусторонней эффективности. Руководитель школы, посещая уроки своих подопечных, консультируя их по вопросам планирования, методики и технологии урока, обсуждая теоретические проблемы образования, совершенствует и свою педагогическую систему, убеждается в правильности своих профессиональных позиций. Эффективность школы передового опыта достигается также за счет того, что учителя-коллеги имеют возможность непосредственно войти в творческую лабораторию учителя-мастера.
В структуре школы передового опыта как ее самостоятельное звено или как ее разновидность может быть организована работа школы молодого учителя. Начинающие учителя школы объединяются под руководством одного опытного учителя или кого-либо из руководителей школы. Работа проводится по специальному плану, включающему обсуждение таких вопросов, как техника и методика постановки целей урока и внеклассного занятия, особенности планирования работы классного руководителя, учет уровня воспитанности классного коллектива и многое другое. Занятия в школе молодого учителя предусматривают выполнение практических заданий, связанных с разработкой вариантов технологических карт урока с использованием средств ЭВМ и информатики в учебном процессе. Общение молодых учителей под руководством опытных педагогов способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности начинающего педагога.
Изучение опыта работы учителей свидетельствует о том, что одной из причин недостаточного проявления педагогического творчества и инициативы является резкий переход от активной теоретической деятельности будущих учителей в период обучения в вузе к чисто практической деятельности в первые годы работы.
В этот период
важно не только сохранить теоретическую
специальную и психолого-
В связи с
предоставлением школе больших
прав в организации экспериментирова
Научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты отдельных учителей или методических объединений являются итоговыми формами методической работы. Они проводятся по итогам работы за определенный промежуток времени или по завершении какого-либо этапа работы. Авторы сообщений, докладов информируют своих коллег о результатах исследовательской работы. Присутствующие учителя имеют возможность соотнести результаты своей работы с работой коллег, убедиться в эффективности предлагаемых приемов и методов. В тех учебных заведениях, где введены должности заместителей директора по научной работе, эта работа имеет более завершенный и ощутимый результат. Итоговые научно-практические конференции и педагогические чтения проводят в торжественной праздничной обстановке с поощрением учителей за результаты исследовательской и методической работы, приглашением учителей из других учебных заведений, представителей общественности и педагогической науки.
В организации методической работы нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как их эффект зависит от индивидуальных, групповых или коллективных потребностей и возможностей. Такой подход предохраняет как от рассчитанного на внешний эффект коньюнктурного формотворчества, так и от неверия в новое .
3.Педагогическое самообразование учителя. Какие бы формы методической работы ни избирал учитель, ее эффективность, в конечном итоге, определяется мерой самостоятельной работы учителя, его самообразованием. Самообразование базируется на высоком уровне развития сознания, потребности в самосовершенствовании и творческой самореализации. Самообразование взрослого человека сугубо индивидуально, тем не менее возможна и необходима корректировка самообразовательной деятельности учителя со стороны опытного коллеги, авторитетного руководителя школы.
Педагогическое
самообразование учителя
Для того чтобы оказать реальную помощь учителю в организации самообразования, необходимо знать потребности, запросы, интересы личности в сфере профессиональной деятельности. Специально организованная методическая работа в учебном заведении должна быть построена с учетом индивидуальных потребностей учителей. В таком случае учитель, участвуя в коллективных формах повышения квалификации, будет находить ответы на интересующие его вопросы.
Организуя методическую работу, директор и завучи принимают во внимание наиболее характерные трудности своих педагогов в построении целостного педагогического процесса. В ходе анализа, планирования, организации коллективной методической работы обязательно принимается во внимание данное обстоятельство. Совместное обсуждение проблем, имеющих отношение к каждому учителю, безусловно, стимулируется его самообразовательную деятельность. Следовательно, стимулирование и руководство педагогическим самообразованием учителя со стороны директора школы, завуча должно носить опосредованный характер.
Самообразование охватывает широкий круг вопросов, однако направленность педагогического самообразования должна быть обращена к изучению таких проблем, тем, предметов, которые учителя в свое время не изучали в педагогических учебных заведениях, но которые для современной школы являются актуальными. В числе таких проблем, составляющих основу педагогического самообразования, могут быть проблемы педагогического общения, индивидуализации и дифференциации обучения, развивающего обучения, модульного обучения, обучения в школах нового типа: гимназиях, лицеях, колледжах. Важным представляется блок проблем, связанных с формированием научного мировоззрения учащихся, их духовной культуры, гражданского воспитания и др.
Самообразование каждого учителя строится с учетом культуры умственного труда, знаний индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование учителя зависит от его умения организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его
Литература
1.Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македонского. - М., 1991.
2.Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. — М., 1982.
3.Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой. - М., 1991.
4.Журавлев В. И. Взаимосвзь педагогической науки и практики. — М., 1984.
5.Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М., 1993.
6.Карташов П. И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект. — М., 1984.
7.Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. — М., 1997.
Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М. М. Поташника. — М., 1992.
8.Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. — М., 1991
9.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии (Анализ зарубежного опыта). — Рига, 1995.
10.Хомерики О. Г., Поташник М.М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. — М., 1994.
11.Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория,
практика : научное издание. — М., 2005
Итоговая работа
по образовательной программе
«Подготовка экспертов по лицензированию и
аккредитации образовательных учреждений СПО и НПО»
на тему:
«Проблемы оценки инновационной деятельности».
Выполнила:
Мухрякова О.В. – зам директора по УВР
ГОУ «Профессиональное училище №2»
г. Камышин 2009 г