Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:29, курсовая работа
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и прави-лам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).
Агрессивность Солтанали проявлялась более чем в течение 6 месяцев. В его поведении прояв-лялись следующие признаки.
3. Еще один способ
научить ребенка распознавать свое эмоциональное
состояние и развить потребность говорить
о нем - рисование.
Детей можно попросить сделать рисунки
на темы: "Koгдa я сержусь", "Koгдa
я радуюсь", "Koгдa я счастлив" и
т.д. С этой целью разместите на мольберте
(или просто на большом листе на стене)
заранее нарисованные фигурки людей, изображенных
в различных ситуациях, но без прорисованных
лиц. Тогда ребенок сможет при желании
подойти и завершить рисунок.
4. Необходимо научить ребенка понимать себя, и прежде всего -ощущения своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: "Cepдцe колотится, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладошки чешутся и т. д.
Мы можем научить
детей точно оценивать
Обучение ребенка распознаванию своего
эмоционального состояния и управлению
им будет успешным лишь в том случае, если
она будет проводиться систематически,
изо дня в день, в течение довольно длительного
времени.
Педагог может использовать и другие формы и методы:
Игра «Камушек в ботинке»
В эту игру полезно играть, когда кто-то
из детей обижен, сердит, расстроен, когда
внутренние переживания мешают ребенку
заниматься делом, когда назревает конфликт
в группе. Каждый участник имеет возможность
в процессе игры вербализовать, то есть
выразить словами, свое состояние, и сообщить
о нем окружающим. Это способствует снижению
его эмоционального напряжения. Если зачинщиков
назревающего конфликта несколько, они
смогут услышать о чувствах и переживаниях
друг друга, что, возможно, позволит сгладить
ситуацию.
Игра проходит в два этапа.
1 этап (подготовительный). Дети сидят в кругу на ковре. Ведущий спрашивает: "Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек?" Обычно дети очень активно отвечают на вопрос, так как практически каждый ребенок имеет подобный жизненный опыт. По кругу все делятся своими впечатлениями о том, как это происходило. Как правило, ответы сводятся к следующему: "Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями". Далее воспитатель спрашивает детей: "Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?" Дети отвечают, что и такое уже бывало у многих. Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость, - вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.
2
этап. Воспитатель говорит детям: "Koгдa
мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы,
нами это воспринимается как маленький
камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем
неудобство, вытащим его оттуда, то нога
останется невредимой. А если оставим
камушек на месте, то у нас, скорей всего,
возникнут проблемы, и немалые. Поэтому
всем людям - и взрослым, и детям - полезно
говорить о своих проблемах сразу, как
только они их заметят.
Давайте договоримся: если кто-то из вас
скажет: "У меня камушек в ботинке",
мы все сразу поймем, что вам что-то мешает,
и сможем поговорить об этом.
Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас
какого-то неудовольствия, чего-то такого,
что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите
нам, например: "У меня камушек в ботинке.
Мне не нравится, что Олег ломает мои постройки
из кубиков". Расскажите, что вам еще
не нравится. Если же вам ничего не мешает,
вы можете сказать: "У меня нет камушков
ботинке".
Дети по кругу рассказывают, что же мешает
им в данный момент, описывают свои ощущения.
Отдельные "камушки", о которых дети
будут говорить, полезно обсудить в кругу.
В этом случае каждый участник игры предлагает
сверстнику, попавшему в затруднительную
ситуацию, способ, при помощи которого
можно избавиться от "камушка".
Поиграв несколько раз в эту игру, дети
в дальнейшем испытывают потребность
рассказывать о своих проблемах. Кроме
того, игра помогает педагогу беспрепятственно
проводить учебный процесс. Ведь если
детей что-то волнует, это "что-то"
не даст им спокойно сидеть на занятиях
и воспринимать информацию. Если же дети
получат возможность выговориться, "выпустить
пар", то можно спокойно приступать
к занятиям. (Игры к
занятиям с учащимися
можно найти в разделе "Игры
и упражнения" на
сайте)
3 направление. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Агрессивные дети,
как правило, имеют низкий уровень
эмпатии. Эмпатия - это способность
чувствовать Состояние другого человека,
умение вставать на его позицию.
Одной из форм такой
работы может стать
ролевая игра, в процессе которой
ребенок получает возможность поставить
себя на место других, оценить свое поведение
со стороны. Например, если в группе произошла
ссора или драка, можно в кругу разобрать
эту ситуацию, пригласив в гости Котенка
и Тигренка или любых известных детям
литературных героев. На глазах у ребят
гости разыгрывают ссору, похожую на ту,
которая произошла в группе, а затем просят
детей помирить их. Дети предлагают различные
способы выхода из конфликта. Можно разделить
ребят на две группы, одна из которых говорит
от имени Тигренка, другая - от имени Котенка.
Можно дать детям возможность самим выбрать,
на чью позицию им хотелось бы встать и
чьи интересы защищать.
Кроме того, можно предложить детям организовать
театр, попросив их разыграть определенные
ситуации, например:
"Как Мальвина поссорилась
с Буратино". Однако прежде чем показать
какую-либо сценку, дети должны обсудить,
почему герои сказки повели себя тем или
иным образом. Необходимо, чтобы они попытались
поставить себя на место сказочных персонажей
и ответить на вопросы: "Что чув-ствовал
Буратино, когда Мальвина посадила его
в чулан?", "Что чувствовала Мальвина,
когда ей пришлось наказать Буратино?"
и др.
Взрослым, работающим
с агрессивным ребенком,
тоже не помешает избавиться
от привычки обвинять
его во всех смертных
грехах. Например, если ребенок швыряет
в гневе игрушки, В таком случае гораздо
полезно сказать ребенку о своих чувствах,
используя при этом местоимение "Я",
а не "TЫ". Например, вместо "Tы почему
не убрал игрушки?", можно сказать: "Я
расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны".
Таким образом, вы ни в чем не обвиняете
ребенка, не угрожаете ему, даже не даете
оценки его поведению. Вы говорите о себе,
о своих ощущениях. Как правило, такая
реакция взрослого сначала шокирует ребенка,
ожидающего града упреков в свой адрес,
а затем вызывает у него чувство доверия.
Появляется возможность для конструктивного
диалога.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
КАК ИГРАТЬ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.
1
ЭТАП - подбирать такие игры и упражнения,
с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть
свой гнев.
На первых порах ребенок может стать более
агрессивным (и пре родителей надо предупреждать
об этом), но через 4-8 занятий, по-настоящему
отреагировав свой гнев, "маленький
агрессор" начинает вести себя более
спокойно. Если педагогу трудно справиться
с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту
и вести работу параллельно с психологом.
Перечисленные ниже игры способствуют
снижению вербальной и невербальной агрессии
и являются одним из возможных способов
легального выплескивания гнева: "Обзывалки",
"Двa барана", "Толкалки", "Жужа",
"Рубка дров", "Дa и HeT", "Тух-тиби-дух",
"Ворвись в круг". (Игры
вразделе "Игры и
упражнения")
2 ЭТАП - включение агрессивных детей
в игры с неагрессивными детьми. Педагог
должен находиться рядом и в случае необходимости
помочь разрешить конфликтную ситуацию.
3 ЭТАП - Совместное принятие решения
о том, как лучше выйти из создавшегося
положения. ИГРЫ "ГОЛОВОМЯЧ", "Камешек
в ботинке", "Давайте поздороваемся",
"Король", "Ласковые лапки".
ОПИСАНИЕ ИГР МОЖНО БУДЕТ НАЙТИ В РАЗДЕЛЕ "ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ"
ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ
АГРЕССИВНОСТИ
Практический
материал для работы
с детьми
|
СТИХОТВОРЕНИЕ
Стоит небольшой
старинный
Дом над зелёным бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснётся старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи не стесняйся, дружок. -
На стол самовар поставит,
В печи испечёт пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаёк распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если,
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
После стихотворения
идёт обсуждение с детьми, подводится
итог, что результат зависит от
характера, способа выполнения, намерений.
Одного и того же можно добиваться разным
путём и пути могут привести к разным результатам.
Почему во 2 части стиха к ребёнку вышла
не добрая старушка, а Баба-Яга.
Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в классе можно использовать специальную анкету.
(Анкета
имеется в разделе
"Диагностика")
Причины появления агрессии
Информация о работе Индивидуальная программа развития и коррекции агрессивности