Индивидуальная программа развития и коррекции агрессивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и прави-лам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).
Агрессивность Солтанали проявлялась более чем в течение 6 месяцев. В его поведении прояв-лялись следующие признаки.

Файлы: 1 файл

Индивидуальная программа .doc

— 110.50 Кб (Скачать)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №11

города  ТОМСКА 
 
 
 
 

Согласовано                                                                              Утверждено

Управляющий совет  МОУ СОШ №11                                   Педагогический совет МОУ СОШ №11

Протокол № 4 от 29.09.2011г.                                          протокол №2 от 03.10.2011г.

Председатель  УС МОУ СОШ №11                                        директор МОУ СОШ №11

_______О.В.Емельянова                                         _________ А.Ю. Ястребов 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Индивидуальная  программа 

       развития и коррекции агрессивности

 

Ученика ______________ 
 
 
 

 

 

Пояснительная записка

Теоретические основы работы с агрессивными детьми.

"Агрессия" - от латинского "agressio" означает "нападение", "приступ". 
         Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

 Агрессивность  Солтанали  проявлялась более чем в течение 6 месяцев.  В его поведении проявлялись следующие признаки.

Ребенок:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять задания учителя на уроках и переменах.
  4. Часто специально раздражает окружающих.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

   Ребенку, в поведении которого наблюдается  большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.         

    Портрет агрессивного ребенка

   Нападает на остальных детей. Обзывает их. Отбирает и ломает игрушки и вещи. Намеренно ищет грубые выражения, становится для всего детского коллектива, источником огорчений. Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

Как стать любимым  и нужным? - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Вот как описывает Н.Л.Кряжева поведение этих детей: "Агрессивный ребенок, используя любую возможность, …стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он не останавливается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, не вступят в драку" Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со сторон взрослых - наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое место под солнцем. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире как защитить себя. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Любят перекладывать вину за затеянную ими ссор на других. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона.

Количество реакций  даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же они не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение. Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей. 

Предназначение  программы.

     Данная  программа  может, использована  для индивидуальной и групповой работы с агрессивными детьми.

Занятия проводятся согласно учебному плану 1 час в неделю, продолжительность занятия от 25 до 40 минут, не более двух упражнений, ребенок быстро утомляется.  

Задачи  и средства коррекции детской агрессивности  

  • Снятие  аффекта "неадекватности", формирование самосознания адекватной самооценки

       ученика;

  • Развитие навыков общения, игровых умений и навыков, регуляция социальных отношений;
  • Формирование у  мальчика моральных представлений;
  • Тренаж психомоторных функций;
  • Снятие чрезмерного напряжения и тревожности ребенка;
  • Профилактика нежелательных негативных тенденций в поведении;
  • Развитие и обогащение навыков адекватного, конструктивного поведения.
  • Обучение ауторелаксации.
 

   Методы:

  Наглядные - использование картинок, презентации «Эмоции: грусть, печаль, радость,

 спокойствие»

  Практические упражнения, рисование.

  Словесные - объяснение, беседа, примеры литературных героев.

Технические средства – магнитофон 

Основные направления работы 

Психолого-педагогическая коррекция, направленная на развитие:

- эмоций печали, радости, грусти, спокойствия и т.д.;

-  обучение ауторелаксации, тренаж психомоторных функций.

- коррекционные упражнения, направленные на снятие чрезмерного напряжения и тревожности

  ребенка,  на снятие страха, неуверенности, склонности к негативным    реакциям.  

- формирование самосознания адекватной самооценки ученика;  

Этапы программы:

I. Диагностический: Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее развитие. Исследование психических функций. Заключение 

II. Коррекционный

- развитие навыков общения, игровых умений и навыков адекватного, конструктивного поведения, регуляции социальных отношений; 

III. Отслеживание динамики в развитии (после коррекционных занятий).                                                 

В результате данная программа  поможет ребенку в обучении навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.  Агрессивный ребенок не признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. Такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.  

Минимальные требования к оснащению  учебного процесса.

Необходимым элементом каждого занятия является ритуал приветствия в начале занятия и получение «обратной связи» в конце занятия.

Учебно-методические компоненты: рабочая тетрадь для ученика, альбом, тесты, картинки, карандаши, фломастеры,  набор игр и упражнений, игрушки, методические рекомендации для родителей. 

 

Программа по коррекции детской  агрессивности 

Работа  по коррекции агрессивности  должна проводиться  в 3-х направлениях:

1 направление.       Работа с гневом.         

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его, уже не на того, кто вызвал это чувство, а на подвернувшегося под руку или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. 
         Человек, который постоянно подавляет свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться.

Рекомендации:

  1. Нарисовать обидчика. Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не

          умеет - сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться

          один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

       2. Увести ребенка в другое место от обидчика и дать позаниматься тем, что ему нравится.

  1. Комкать и рвать бумагу  
  2. Бить подушку или боксерскую грушу 
  3. Топать ногами
  4. Написать на бумаге все слова, которые хочет сказать, скомкать и выбросить
  5. Втирать  пластилин в бумагу или картонку
  6. Использовать водяной пистолет
  7. Батут, надувные дубинки
  8. Громко кричать, используя «стаканчик для крика», сделанного из ватмана и т.д.
  9. Пинать подушку ногой или консервную банку (из под «спрайта», «пепси»  и т.д.)
  10. «Листок гнева», с рисунком смешного нелепого животного, который можно смять и выбросить

Огромный  надувной молоток - постучать им со всей силой

Лёгкие  мячи, которые можно швырять в мишень

Мягкие  подушки, которые можно колотить

Газеты, которые можно комкать и швырять

Погреметь погремушками

Поиграть  в игры: "Обзывалки", "Мешочек для криков", "Волшебная труба", "Стаканчик для криков", "Спортивные состязания".

Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся  в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).  

2 направление.       Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций         

Агрессивный ребенок  не признается, что он агрессивен. Более  того, в глубине души он уверен: это все вокруг агрессивны. Такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

1. Для тренировки  навыка распознавания эмоциональных  состояний можно пользоваться  разрезными шаблонами, этюдами М. И. Чистяковой (1990), упражнениями и играми, разработанными Н.Л.Кряжевой (1997) а также большими таблицами и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний и презентации "Эмоции".

В классе, желательно иметь  плакат, где дети обязательно перед началом занятий подойдут к нему и укажут свое состояние, даже если педагог не просит их об этом, так как каждому из них приятно обратить внимание взрослого на себя.

2. Можно научить  детей проводить обратную процедуру:  самим придумывать названия эмоциональных состояний, изображенных на плакате. Дети должны указать, в каком настроении находятся забавные человечки.

Информация о работе Индивидуальная программа развития и коррекции агрессивности