Игра как средство формирования личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:05, контрольная работа

Краткое описание

Все мы когда то были детьми, наверняка самые светлые воспоминания и впечатления связаны у нас с играми. Золотое время детских игр кратко и его надо ценить.

Оглавление

Введение
1. Игра, её понятие и сущность - стр. 1
1.1. Определение игры - стр. 1
1.2. Сущность и особенности игры - стр. 1
1. 3. Проблема игры - стр. 2

2. Классификация и виды игр - стр. 4

3. Влияние игры на формирование и
развитие личности ребёнка - стр. 6

4. Игра как важнейший вид детской деятельности - стр. 9
4.1. Развитие детского творчества и игрового замысла - стр. 12
4.2. Теория игровой деятельности - стр. 14
4.3. Значение игры для психического развития
дошкольника - стр. 14

5. Игра как средство воспитания детей - стр. 16

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Игра как средство формирования личности ребенка.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

      Не  следует предлагать детям разработанные  педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют её, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства.

      В высказываниях великих педагогов  – К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается  как самостоятельная творческая деятельность детей.

      Многочисленные  наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

          Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над  целью игры и её содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом  году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Постепенно игра приобретает  все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте большой игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим придумывать различные интересные сюжеты.

      Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка – один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста [ 1; 4; 8 ].  

     4.1. Развитие детского  творчества и игрового  замысла

      Первоначальные  ростки творчества могут появиться  в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

      Глубокий  и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений  происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют увиденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

      В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую  работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется  в процессе деятельности. Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется  и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.

      Таким образом, в играх замысел получает значительное развитие – от случайно, по ассоциации возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств.

      В игре дети часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им.

      Испытывает  ли ребенок эти чувства или  только изображает их? Какое влияние  оказывают они на формирование его морального облика?

      И.М. Сеченов доказал, что игровые  переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же качеств  у ребенка2.

     Игровое творчество проявляется  и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки. Чем  старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры- все большая связь её с трудом.

      Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.

     Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой [ 1; 8 ].

    4.2. Теория игровой  деятельности

     В дошкольный период, возникая на границе  раннего и дошкольного возраста, сюжетная игра приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка  интересует ученых самых разных областей – философов, социологов, биологов, искусствоведов, этнографов и особенно педагогов и психологов.

      По  мнению психолога Адлера, в игре ребенок пытается  заглушить и  устранить свое чувство неполноценности  и несамостоятельности.

      В играх дети вступают в такие отношения, которые в других условиях им недоступны. Это  отношения взаимного контроля, соподчинения, взаимной помощи.

      Игра  рассматривается как форма организации  детской жизни.

      Через игру и в игре постепенно готовится  сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Всё это крайне важно в будущем.

      Игра  является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется  способность добровольно, по собственной  инициативе подчиниться различным  требованиям [ 1; 2 ]. 

     4.3. Значение игры  для психического  развития дошкольника

     Игра  – это ведущий вид деятельности дошкольников.

     Несомненно, игра имеет наиболее существенное значение для формирования основных психических  функций и процессов ребенка-дошкольника. Но является ли игровая деятельность основой его образа жизни и  определяет ли она в конечном счете самый стержень личности ребенка как общественного существа? Не отрицая значения игры,  определяющим для формирования личности как общественного существа компонентом  всё же является неигровая повседневная бытовая деятельность ребенка, направленная на овладение правилами поведения и включения в жизнь коллектива. Как в преддошкольный период основным в развитии ребенка является овладение предметными действиями и речью, так в дошкольном возрасте основным является развитие поступка, регулируемого общественными нормами. Его формирование является основоположным приобретением или новообразованием дошкольного периода в развитии человека, что никак не исключает значения игры для формирования психики ребенка и обогащения его духовной жизни.

      Ведущую роль игры в формировании психики  ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, А.М.Горький, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).

     Ценность  игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

      В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их [ 2; 6; 7] .

   5. Игра как средство  воспитания детей 

      Значение  игры в воспитании ребенка рассматривается  во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов  расценивают игру как серьезную  и нужную для ребенка деятельность.

      В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей:

    1. для всестороннего гармоничного развития;

    2) в   узко дидактических целях.

     Ярким представителем первого направления  был великий  чешский педагог - Я.А.Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками.

      Дидактическое направление использования игры получило развитие в  XVIII в. у педагогов - филантропистов (И.С.Базедов, Х.Г.Зальцман и др.) стремились сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты использовали разнообразные игры.

      К.Д.Ушинский указал зависимость содержания детских  игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для  ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе

[ 1; 2; 8 ]. 
 

З А К  Л Ю Ч Е Н И Е 

          В заключение я могу сказать, что игра - это жизненно важный и необходимый элемент  в развитии как индивидуума, так  и общества в целом. По сложности  характера игр можно судить о быте, нравах и навыках данного общества.

     Для ребёнка в игре предоставляется  возможность представить себя в  роли взрослого, копировать увиденные  когда-либо действия и тем самым  приобретая определенные навыки, которые  могут пригодится ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.

     В воображении ребёнка палка легко  превращается в коня, стул в автомобиль, таким образом,  игра - абстрактное  мышление ребёнка. Более того, игра для ребёнка – огромный мир, причем, мир собственно личный, суверенный, где ребёнок может всё, что захочет.

     Игра  хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей  человеческих проявлений.

    Игра  — прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра — особая, суверенная сфера жизни ребёнка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребёнка.

     Игра  одновременно — развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребёнка и миром взрослого.

    Вместе  с тем, как полагал когда-то А.С.Макаренко, создать некий идеальный комплекс игр, идеальную модель игры, которые можно было бы рекомендовать всем детским учреждениям, детским коллективам разного типа, детям разных возрастов и на все времена, невозможно. Игра стихийна. Она вечно обновляется, изменяется, модернизируется. Каждое время рождает свои игры на современные и актуальные сюжеты, которые интересны детям по-разному.

     Игры  учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, "играючи".

     Игра  — реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом.

Список  использованной литературы

 
 
  1. Аникеева  Н. П. Игра в педагогическом процессе. – М., 1989.
 
  1. Аникеева  Н. П. Педагогика и психология игры. – М., 1990.
 
  1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском  возрасте. – М., 1986.
 
  1. Воспитание  детей в игре: Пособие для воспитателя  дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик  А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. –  М.: Просвещение, 1983.

Информация о работе Игра как средство формирования личности ребенка