Игра как средство формирования личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:05, контрольная работа

Краткое описание

Все мы когда то были детьми, наверняка самые светлые воспоминания и впечатления связаны у нас с играми. Золотое время детских игр кратко и его надо ценить.

Оглавление

Введение
1. Игра, её понятие и сущность - стр. 1
1.1. Определение игры - стр. 1
1.2. Сущность и особенности игры - стр. 1
1. 3. Проблема игры - стр. 2

2. Классификация и виды игр - стр. 4

3. Влияние игры на формирование и
развитие личности ребёнка - стр. 6

4. Игра как важнейший вид детской деятельности - стр. 9
4.1. Развитие детского творчества и игрового замысла - стр. 12
4.2. Теория игровой деятельности - стр. 14
4.3. Значение игры для психического развития
дошкольника - стр. 14

5. Игра как средство воспитания детей - стр. 16

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Игра как средство формирования личности ребенка.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

     2) творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности ("поле творчества");

     3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция,  аттракция и т.п. (чувственная  природа игры, "эмоциональное  напряжение");

     4) наличие прямых или косвенных  правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

     Каждый  блок или вид игр следует различать (что и делается на практике) по следующим  принципиальным внешним и внутренним признакам (показателям, приметам, знакам, признаниям).

     К внешним признакам игры мы относим  ее содержание, форму, место проведения, состав и количество участников, степень  регулирования и управления, наличие  аксессуаров.

     К внутренним признакам игры относят  способности индивида к игре и  в игре: обособление, воображение, подражание, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре, и т.п.

     Можно выделить в самостоятельные типовые  группы следующие игры:

собственно  детские игры всех видов; игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действа; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

      Игры  детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлению детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима.

      Наибольшее  распространение в педагогике имеет  деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами.

      Содержание  творческих игр дети придумывают  сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и  отношение к нему.

      Игры  с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил, они предназначаются для детей разного возраста.

      В свою очередь, обе группы игр имеют  свои разновидности. Группу творческих игр составляют  сюжетно-ролевые  игры (это основной вид творческих игр), строительно-конструктивные, игры-драматизации.

      Игры  с готовым содержанием и правилами  по своему воспитательному воздействию  условно подразделяются на игры дидактические, в которых, прежде всего, развивается  умственная деятельность детей, углубляются  и расширяются их знания; игры подвижные, в которых  совершенствуются различные движения; игры музыкальные, развивающие музыкальные способности. Различают также игры-развлечения, игры-забавы [ 1; 7; 10 ]. 

     3. Влияние игры на  развитие и формирование  личности ребёнка 

     Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.

      Как известно, само слово “личность” (по-латыни persona), заимствованное римлянами у этрусков, первоначально означало “роль” (и до того – маску актера); римлянами оно употреблялось для обозначения общественной функции лица (persona patris, regis, accusatoris).

          Личность и её роль в жизни теснейшим образом  взаимосвязаны; и в игре через  роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его  личность, он сам [ 3 ].

          Игра теснейшим  образом связана с развитием  личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве  – она приобретает особое значение.

     В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой  формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств. 

      В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.

          Войдя в игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.

          В результате он в  процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.

     В игре формируются все стороны  личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой  стадии развития.

      Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся  в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой  народа; свое содержание они черпают  из труда и быта окружающих.

      Игра  подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять.

      В игре проявляются и удовлетворяются  первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка.

     В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и  отлет от действительности, и проникновение  в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению.

          Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и  вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми.

     Из  общения со взрослыми ребенок  черпает и мотивы своих игр. При этом особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.

     Впоследствии  игра, особенно у взрослых, отделившись  от неигровой деятельности и осложняясь в своем сюжетном содержании, вовсе  уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты.

     Игра  становится искусством. Это искусство  требует большой особой работы над  собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд.

     Внутренний  характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят  от того, какое содержание приобретает  игра, отражая окружающую ребенка  жизнь взрослых.

     Играет, как известно, и взрослый (шахматы, различные спортивные и другие игры). Игра и у него исходит из потребностей и интересов и служит развитию определенных способностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого игра занимает уже иное место и приобретает иные формы [ 3; 7; 6]. 

4. Игра как важнейший  вид детской деятельности 
 

     Игра  – явление многогранное, её можно  рассматривать как особую форму  существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива.

     Огромная  роль  в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Советский педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

     Игра  – отражение жизни. Здесь все  «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается  воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.

      Подражание  взрослым в игре связано с работой  воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления  жизни с личным опытом.

      В игре дети одновременно выступают как  драматурги, бутафоры, декораторы, актёры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актёры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.

     Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

     Нравственные  качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.

     Игра  – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском  саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятными.

      В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолёт; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, - изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности.

      Интересные  игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

      В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

     Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают  домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя  шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. «Чем же все-таки  отличается игра от работы? …Работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но к ним отношение косвенное, она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы».1 

      В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом  за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при  достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

      Наблюдая  поведение ребенка в игре, можно  судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у  детей уважение к родителям, к  старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем “доме”, стирают кукольное бельё. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Информация о работе Игра как средство формирования личности ребенка