Характеристика возрастного развития ребёнка дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:42, реферат

Краткое описание

Как мы видим, существуют заметные расхождения во взглядах. Положение усугубляется еще и тем, что и субъективное самоощущение, и объективные показатели расцвета сил человека или старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом.
Существенное значение в действительности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности и многие другие. В связи с этим в современной психологии развития все более и более утверждается мнение (Крайг Г., 2000), что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, если это вообще возможно.

Оглавление

1.Возрастная периодизация. Критерии выделения возрастных периодов.
2.Возрастные этапы дошкольного детства.
3.Общая характеристика возрастного развития детей раннего возраста. Специфичность воспитания и обучения детей на данном этапе.
4.Характеристика этапов возрастного развития детей от 3 до 7 лет. Основные направления воспитания и обучения.
5.Таблица
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

дошкольная педагогика.docx

— 48.13 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

Возрастной период

Особенности развития личности

Развитие деятельности

Развитие  психических  процессов

Развитие общения и  речи

Основные возрастные новообразования

младенчество

Каждая стадия психического развития ребенка тесно связана  с созреванием физиологических систем его организма. Формируется слуховая реакция, Малыш начинает фиксировать взгляд. Потом он начинает реагировать «комплексом оживления». Под воздействием стимулирующего общения со взрослым ребенок переходит от ориентировочных и исследовательских действий к качественно новому состоянию психики, которое можно охарактеризовать как любопытство, интерес ко всему новому. Именно на этой основе у ребенка начинает складываться познавательная активность как качественная характеристика его личности и деятельности.

Ведущая деятельность – эмоциональное общение со взрослыми.

Оно проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении спокойно ждать мать. Динамика развития доверия зависит от матери. Здесь важно не количество пищи, а качество ухода за ребенком, принципиальна уверенность матери в своих действиях. Если она тревожна, невротична, если обстановка в семье напряженная, если ребенку уделяют мало внимания, то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению его психического развития. Вторая стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное неодобрение позволяет ребенку посмотреть на себя как бы изнутри, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце этой стадии должно сложиться равновесие «автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не станут подавлять его желания, не будут наказывать за

12 недель

Улыбается, когда с ним  разговаривают, гулит

16 недель

Поворачивает голову на звук человеческого голоса

20 недель

Издает во время гуления характерные гласные и согласные звуки

6 месяцев

Гуление переходит в лепет, в котором представлены все звуки человеческой речи

8 месяцев

Повторяет отдельные слоги (например: ма-ма)

12 месяцев

Понимает некоторые и  может произносить отдельные  слова

18 месяцев

Произносит до 50 слов

 

кризис одного года. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, - недоверие к нему.

формирование потребности  в общении, деятельность направлена на отношения, потребностно-мотивационная сфера личности.

Ранний возраст

В результате общение малыша со взрослым приобретает иной смысл: возникает первоначальное эмоционально-деловое сотрудничество. Ребенок схватывает игрушки, удерживает их, рассматривает, пытается действовать с ними. Овладение действиями с предметами не только совершенствует двигательные навыки ребенка, но и обеспечивает его первоначальное знакомство с предметным миром. Таким образом, через предметные действия ребенок включается в систему отношений «ребенок — общественный предмет». Вслед за этим формируется система «ребенок — общественный взрослый», в которой взрослый помогает ребенку понять смысл выполняемой деятельности и на основе этого строить свои отношения с другими людьми.

 

Особенно важными для  психического развития ребенка являются соотносящие и орудийные действия, бурное развитие которых наблюдается  на втором году его жизни. Учась соотносить свои действия по закрыванию коробочек, кастрюлек с действиями взрослого, обучаясь есть ложкой, черкать карандашом, стучать молоточком, ребенок не только приобретает опыт активного практического взаимодействия с различными предметами, но и развивает свое наглядно-действенное мышление. При нормальном развитии к концу раннего возраста (к трем годам) у ребенка складывается деловое общение со взрослым, он готов к сотрудничеству, и в этом сотрудничестве у него формируются предпосылки для возникновения игровой и продуктивной деятельности.

Ведущая деятельность –

орудийно-предметная деятельность

Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого-педагогического воздействия и рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих, воспитательных задач. Дефицит воспитания в раннем возрасте сопровождается невосполнимыми потерями. В этот период важен не только год, но даже месяц и неделя. Если в период с 7-го по 21-й день жизни (наиболее благоприятный для развития зрительного внимания) эмоционально не общаться с ребенком, вызывая его зрительное сосредоточение на игрушке, то в дальнейшем ребенок будет испытывать трудности с устойчивостью внимания на уроке, что повлияет на успеваемость в школе. Раннее и своевременное развитие тонкой ручной моторики на втором году жизни существенно влияет на развитие речи и мышления. Таким образом, отставание в развитии детей раннего возраста не компенсируется в полной мере в последующие периоды жизни ребенка

 

Существенной особенностью раннего возраста является взаимосвязь  и взаимозависимость состояния  здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Важными в психопрофилактической  работе с детьми в ДОУ является предупреждение перегрузок, обеспечение  условий для возникновения положительных  эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата  в группе. В основе психологического состояния ребенка лежит переживание  ребенком психологического комфорта и  дискомфорта.

До полутора лет развивается функция понимания речи, а далее – до двух лет – идет увеличение слова разного запаса и активной речи. Значительно обогащается в этот период жестовая речь, мимика. Одно слово малыша часто выражает целую фразу. 11 – 13 месяцев – ребёнок использует несколько слов. При нормальном речевом развитии уже к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь. На 3 году жизни  речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

В основе этого преобразования лежит овладение собственно предметным действием, т. е. общественно выработанным способом его употребления, формирующее у малыша предметное отношение к действительности» . В тесной связи с этим находится и развитие отношения ребенка к взрослому: «...процесс освоения предметного действия имеет для ребенка смысл тех отношений, в которые он вступает со взрослым, именно благодаря этому и возникает тенденция следовать образцу действия, показываемому взрослым... Получаемый после осуществления предметного действия результат не может служить критерием правильности употребления предмета-орудия. Таким критерием может служить только соответствие образцу, носителем которого является взрослый». Другими словами, у ребенка раннего возраста складывается отношение к взрослому не только как к источнику тепла и заботы, но и как к образцу для подражания. Значительно меньше известно, как развивается отношение ребенка к себе в раннем возрасте. Как правило, отмечается лишь роль речи в этом процессе: использование личных местоимений, имен оценивается как показатель развития детского самосознания.

кризис 3 лет.связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом. Основные новообразования это - Речь и наглядно-действенное мышление.

Младший дошкольный возраст

У детей возникают такие  личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение детей начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы. Изучение мотивов дошкольников дало возможность установить среди них две большие группы: личные и общественно значимые. У детей младшего и среднего дошкольного возраста преобладают личные мотивы. Они наиболее ярко проявляются в общении со взрослыми. Ребенок стремится получить эмоциональную оценку взрослого — одобрение, похвалу, ласку. Потребность в оценке у него настолько велика, что он часто приписывает себе положительные качества. Так, один школьник, порядочный трусишка, говорил о себе: Я пошел в джунгли охотиться, вижу — тигр. Я его — раз — поймал и отправил в зоопарк. Правда, я смелый? Личные мотивы проявляются в разных видах деятельности. Например, в игровой деятельности ребенок стремится обеспечить себя игрушками и атрибутами игры, заранее не анализируя самого процесса игры и не выясняя, понадобятся ли ему данные предметы в ходе игры. Постепенно в процессе совместной деятельности дошкольников у ребенка формируются и общественно значимые мотивы, выражающиеся в форме желаний сделать что-то для других людей.

Ведущая деятельность – игра

в младшем дошкольном возрасте ребёнок подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Приведем средние данные по В. Штерну: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000—1100, в 6 лет - 2500-3000 слов.

возникает личностное новообразование, проявляющее себя в форме гордости за достижения. Оно интегрирует сложившиеся у детей на протяжении раннего детства предметное отношение к действительности, отношение к взрослому как к образцу, отношение к себе, опосредствованное достижением.

Трудность поиска точного  термина, позволяющего с достаточной  ясностью выразить специфику личностного  новообразования, возникающего на рубеже раннего и дошкольного детства, нового видения мира и себя в нем, вынуждает нас прибегнуть к развернутому описанию.

Новое видение себя состоит  в том, что ребенок впервые  открывает материальную проекцию своего Я, которое может быть воплощено  вовне, а его мерой могут служить  его достижения. Поэтому каждый результат  деятельности становится для ребенка, утверждением его Я. Подчиняя свою предметно-практическую активность культурной традиции, главным носителем которой в рассматриваемый возрастной период является взрослый, ребенок преобразует свое отношение к нему — взрослый предстает как знаток и ценитель детских достижений. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать оценки, искать и требовать у него признания своих достижений и тем самым утверждать себя. Одобрение и похвала взрослого рождают у малыша чувство гордости, собственного достоинства.

Средний дошкольный возраст

начинает формироваться  способность действовать или  творить в соответствии с собственным  намерением. Именно это намерение  определяет замысел игры ребенка. Но намерение ребенка никогда не могло бы осуществиться, если бы он не начал осознавать себя в качестве действующего субъекта, обладающего теми же качествами, что и окружающие его взрослые. Таким образом, у ребенка появляется первичный образ «Я» , который неразрывно связан с его осознанием смысла собственной деятельности.

Ведущая деятельность –

игра

в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка.

Ребенок 3—5 лет не просто активно овладевает речью -он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно — оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.

новообразование - стремление к общению, значимой деятельности.

Старший дошкольный возраст

В этот же период закладываются  основы для формирования общих способностей ребенка. Различие между общими и  частными способностями в этом возрасте довольно существенно. Общие способности  предваряют формирование конкретных навыков  и умений. Например, общие интеллектуальные умения (выделение цели деятельности, анализ условий задачи, поиск способов решения, оценка конечного результата) обеспечивают гармоничное и системное  овладение ребенком навыками чтения, письма, устного счета и др. Период дошкольного детства является наиболее сенситивным для становления  общих способностей.

Ведущая деятельность – игра

Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и  критических периодов. В рамках стабильного  периода происходит созревание психических  новообразований, а в рамках кризисного — их актуализация, В период кризиса  развитие ребенка принимает бурный и стремительный характер. Процессы перехода на новую возрастную ступень связаны с разрешением острых противоречий между сложившимися формами взаимоотношений с окружающими людьми и возросшими возможностями и притязаниями ребенка

в конце дошкольного возраста ребёнок переходит  к контекстной  речи. Он может пересказать прочитанный  рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Это не означает, разумеется, что его ситуативная речь совершенно исчезает. Она сохраняется, но в основном в разговорах на бытовые темы и рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную окраску. Чтобы получить представление об особенностях ситуативной речи, достаточно послушать, как дети пересказывают друг другу мультфильмы или боевики, пропуская слова, недоканчивая фразы, перескакивая через целые действия, в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения - монологи, рассказы. В них он передает другим не только новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для самого себя монологах он констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи.

новообразование - стремление к общению, значимой деятельности кризис 7 лет. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит, которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы 
 
1.Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца и Т. А. Марковой. -М., 1980. 
2.Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. -М., 1964. 
3.Сеченов И. М, Избранные философские и психологические произведения. -М., 1947. 
4. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.

5.Избранные психологические  труды.- М.,1978.


Информация о работе Характеристика возрастного развития ребёнка дошкольного возраста