Характеристика возрастного развития ребёнка дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:42, реферат

Краткое описание

Как мы видим, существуют заметные расхождения во взглядах. Положение усугубляется еще и тем, что и субъективное самоощущение, и объективные показатели расцвета сил человека или старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом.
Существенное значение в действительности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности и многие другие. В связи с этим в современной психологии развития все более и более утверждается мнение (Крайг Г., 2000), что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, если это вообще возможно.

Оглавление

1.Возрастная периодизация. Критерии выделения возрастных периодов.
2.Возрастные этапы дошкольного детства.
3.Общая характеристика возрастного развития детей раннего возраста. Специфичность воспитания и обучения детей на данном этапе.
4.Характеристика этапов возрастного развития детей от 3 до 7 лет. Основные направления воспитания и обучения.
5.Таблица
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

дошкольная педагогика.docx

— 48.13 Кб (Скачать)

 

 

 

Контрольная работа.

По дисциплине: Дошкольная педагогика

На тему: «Характеристика возрастного развития ребёнка дошкольного возраста»

 

 

                                                                     

                                                                   

                                                                  

                                                                            Дата:

                                                                            Оценка:

                                                                            Подпись:

 

 

2012

 

План

1.Возрастная периодизация. Критерии выделения возрастных  периодов.

2.Возрастные этапы  дошкольного детства.

3.Общая характеристика  возрастного развития детей раннего  возраста. Специфичность воспитания  и обучения детей на данном  этапе.

4.Характеристика  этапов возрастного развития  детей от 3 до 7 лет. Основные направления  воспитания и обучения.

5.Таблица

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастная периодизация. Критерии выделения возрастных периодов.

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Первыми, кто предложил  возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель. 
Пифагор (VI в. до н. э.) выделял четыре периода в жизни человека: весну (становление человека) – от рождения до 20 лет; лето (молодость) – 20-40 лет; осень (расцвет сил) – 40-60 лет; зиму (угасание) – 60-80 лет. 
Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов, а Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: первая – от рождения до 7 лет; вторая – от 7 до 14 лет и третья – от 14 до 21 года. На сегодняшний день, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой. 
В классификации Дж. Биррена(В1ггеп, 1964) выделяются восемь фаз жизненного развития человека. 
Первая фаза – младенчество, охватывает период до 2 лет. 
Вторая фаза – предшколъный возраст, от 2 до 5 лет. 
Третья фаза – детство, 5-12 лет. 
Четвертая фаза – юность, 12-17 лет. 
Пятая фаза – ранняя взрослость, 17-25 лет. 
Шестая фаза – зрелость, 25-50 лет. 
Седьмая фаза – поздняя зрелость, 50-75 лет. 
Восьмая фаза – старость, от 75 лет и далее. 
По мнению Б. Г. Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку. Заметим, что такое смешение критериев возрастной периодизации характерно не только для классификации Дж. Биррена, но является достаточно распространенным явлением. Проведя многоаспектный анализ различных подходов к возрастной периодизации, Д. И. Фельдштейн, так же как и Б. Г. Ананьев, обращает внимание на некорректность построения периодизации развития, когда в ее основе лежат разные принципы дифференциации – по возрасту (младенчество, детство и т. д.) и по роду деятельности (дошкольный, школьный и т. д.). 
В классификации Д. Бромлея выделяются пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий. 
Цикл «детство» охватывает три стадии: младенчество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 лет до 11-13 лет). 
Цикл «юность» подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), поздняя юность (от 15 лет до 21 года). 
Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет). 
В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет). Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болезней и умирания. 
В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития: 
от рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия), 
от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно-анальная стадия), 
от 3 до 6 лет (возраст игры, или локомоторно-генитальная 
стадия), 
от 6 до 12 лет (школьный возраст, или латентная стадия), 
от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст), 
от 20 до 25 лет (ранняя зрелость), 
от 26 до 64 лет (средняя зрелость), 
от 65 лет (поздняя зрелость). 
В одной из распространенных современных международных классификаций выделяются следующие возрастные этапы: 
младенческий возраст – от рождения до 3 лет, 
раннее детство – от 3 до 6 лет, 
детство – от 6 до 12 лет, 
подростковый (юношеский) возраст – от 12 до 18 лет, 
молодость – от 18 до 40 лет, 
зрелый возраст – от 40 до 65 лет, 
пожилой возраст – от 65 лет. 
В современном фундаментальном издании по психологии развития Г. Крайг приводится периодизация хотя и близкая к вышеуказанной, но не совпадающая с ней полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы: 
младенческий возраст – от рождения до 2 лет. 
раннее детство – от 2 до 6 лет, 
среднее детство – от 6 до 12 лет, 
подростковый (юношеский) возраст – от 12 до 19 лет, 
ранняя взрослость – от 20 до 40 лет, 
средняя взрослость – от 40 до 60 лет, 
поздняя взрослость – от 60 лет и далее. 
Поскольку нам необходимо придерживаться в этой книге какой-то определенной периодизации, проведем краткий сравнительно-сопоставительный анализ. Какой же возраст скрывается за всеми этими словами – младенчество, детство, подростковый период и т. д., насколько близки или далеки друг от друга различные классификации? 
Сравнительный анализ периодизаций различных авторов 
Младенчество рассматривается как возраст: до 1 года (Мухина В. С, 1998; Erikson E., 1963); до 18 месяцев (Bromley D., 1966); до 2 лет (Крайг Г., 2000); до 3 лет (Квинн В., 2000). 
Раннее детство рассматривается как возраст: от 1 до 3 лет (Мухина В. С, 1998; Erikson E., 1963); от 18 месяцев до 5 лет (Bromley D., 1966); от 3 до 6 лет (Квинн В., 2000); от 2 до 6 лет (Крайг Г., 2000). 
Среднее детство рассматривается как возраст от 6 до 12 лет (Квинн В., 2000; Крайг Г., 2000). 
Подростковый и юношеский возраст в современной международной традиции рассматривается в единстве и часто этот этап обозначается одним термином – подростковый возраст (Rice P., 1996). Правда, при этом выделяют обычно две стадии – ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет), что соответствует в отечественной традиции выделению подросткового и юношеского возраста. 
Как мы видим, существуют заметные расхождения во взглядах. Положение усугубляется еще и тем, что и субъективное самоощущение, и объективные показатели расцвета сил человека или старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом. 
Существенное значение в действительности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности и многие другие. В связи с этим в современной психологии развития все более и более утверждается мнение (Крайг Г., 2000), что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, если это вообще возможно.

То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Для  правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком  прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни. Известен целый ряд разработок, посвященных  периодизации развития (Я.А. Коменский, Н.Д. Левитов, Д.Б. Эльконин и др.). Число предложенных периодизаций достигло нескольких десятков и продолжает увеличиваться, так как пока невозможно построить систему, которая опиралась бы только на один критерий и была бесспорной.

В настоящее время  большинством педагогов признана периодизация, основанная на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся особенности их физического, психического и социального развития.

Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление  молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические  процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями.

Поскольку биологическое  и духовное развитие человека тесно  взаимосвязаны, то соответствующие  возрасту изменения наступают и  в психической сфере. Происходит, хотя и не в таком строгом порядке, как биологическое, социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного  развития личности. Это и служит естественной основой для выделения  последовательных этапов развития человека и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) – только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область.

Для педагогики школы  наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В современной  науке приняты следующие периодизации детского возраста

  1. Новорожденный - 1-10 дней
  2. Грудной возраст - 10 дней - 1 год.
  3. Раннее детство - 1-3 года.
  4. Первое детство - 4-7 лет.
  5. Второе детство - 8-12 лет мальчики  
    - 8-11 лет девочки
  6. Подростковый возраст - 13-16 лет мальчики  
    - 12-15 лет девочки
  7. Юношеский возраст - 17-21 год юноши  
    - 16-20 лет девушки
  8. Зрелый возраст  
    I период - 22-35 лет мужчины  
    - 21-35 лет женщины  
    II период - 36-60 лет мужчины  
    - 36-55 лет женщины
  9. Пожилой возраст - 61-74 год мужчины  
    - 56-74 лет женщины
  10. Старческий возраст - 75-90 лет мужчины и женщины
  11. Долгожители - от 90 лет и более

Основу педагогической периодизации составляют стадии физического  и психического развития, с одной  стороны, и условия, в которых  протекает воспитание, – с другой.

Если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы  и органов, а также связанное  с ним развитие познавательных сил, то разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование  или отрицание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению о возможности при  подборе и применении соответствующей  методики усвоить любой социальный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте.

Первым, кто настаивал  на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей, был Я.А. Коменский. Он выдвинул и  обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом – своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебную  нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный  для развития распорядок дня, режим  труда и отдыха. Возрастные особенности  обязывают правильно решать вопросы  отбора и расположения учебных предметов  и учебного материала в каждом предмете, обусловливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

В зависимости от того, какие потребности и как  удовлетворяются данным предметом, он приобретает для субъекта тот  или иной смысл. Источником смысла выступает  удовлетворение потребности, представленное субъекту в виде предвосхищаемого эмоционального состояния, связанного с процессом  удовлетворения потребности.

 

Ведущей называется такая деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками. Во-первых, это деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, это деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. В-третьих, это деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данном возрасте основные изменения личности ребенка.

Вместе с тем  детская психология не располагает  экспериментальными доказательствами того, что можно выделить один тип  деятельности как ведущий для  развития личности на каждом возрастном этапе.

В жизни ребенка  учебная деятельность закономерно  сменяет игровую, становясь для  него ведущей. Это происходит, безусловно, только при наличии у ребенка психологической готовности к школе. Ребенок как бы «перерастает» свое дошкольное детство; учение в школе, отвечая его новым потребностям, становится главным делом на длительный период времени. В рамках учебной деятельности как ведущей возникают новые виды деятельности, формируются и перестраиваются психические процессы.

У отдельных детей  выстраивается опережающий темп развития. Речь в данном случае идет об акселерации – ускорении чаще всего физического развития, которое наблюдается как в детском, так и в школьном возрасте. Акселерация приводит к рассогласованности темпов физического, а иногда и психического развития, с одной стороны, и темпов психологического и социального влияния и становления личности – с другой.

Об акселерации  детей и учащейся молодежи много  писали в 1950-1970-е гг., когда кривая их физиологического созревания явно опережала темпы умственного  и социального развития. Так, к 13 годам у девочек и к 14 годам  у мальчиков, живущих в средней  и тем более в южной полосе России, физиологическое развитие в  своей основе достигает уровня взрослого  человека. При этом духовное и социальное развитие акселератов заметно отстает  от физиологического, что приводит к явным противоречиям, трудностям и конфликтам в их обучении и воспитании.

Среди причин акселерации  называют общие темпы ускорения  жизни, улучшение материальных условий, медицинского обслуживания и ухода  за детьми в раннем возрасте, повышение  качества питания, искоренение многих тяжких недугов. Указываются и другие причины, в частности радиоактивное  загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению  роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда, а также  уменьшение количества кислорода в  атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, обусловливающее  рост всего организма. Вероятнее  всего, акселерация связана с  комплексным воздействием многих факторов.

С середины 1980-х  гг. акселерация во всем мире пошла  на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

 

 

 

 

 

 

 

 Возрастные этапы  дошкольного детства.

В процессе онтогенеза выделяется ряд сменяющих друг друга  периодов, качественно различающихся  с точки зрения строения, функционирования и соотношения различных психических  процессов и характеризующихся  особыми личностными образованиями. Проблема периодизации состояла в том, что требовалось создание научной  теории ее построения, основанной на изучении внутренней сущности онтогенеза. Д. Б. Эльконин создал научно – продуктивную концепцию периодизации на основе идей Выготского и Леонтьева.

 

Основана на смене ведущего типа деятельности.

- младенчество - эмоциональное  общение

- ранний возраст - предметно-орудийная деятельность

- дошкольный–игра

- млад школьный–  учебная деятельность

- подросток– интимно-личностное общение

-ранняя юность– учебно-профессиональная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика возрастного развития детей раннего возраста. Специфичность воспитания и обучения детей на данном этапе.

Ранний детский  возраст — от года до трех лет - называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, веса — 4—6 кг за год. Изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы: с 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет. Наличие зубов (к концу года их должно быть 8), увеличение количества пищеварительных соков и повышение их концентрации служат основанием для перевода ребенка с грудного вскармливания на общий стол.

У детей второго  года жизни происходит интенсивный  рост и формирование опорно-двигательного  аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация  движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок  овладевает речью (запас слов у детей  в этом возрасте достигает 200—300, они  произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).

Более широкое общение  с окружающим миром создает и  большую возможность соприкосновения  здоровых детей с детьми, заболевшими  инфекционными болезнями. Кроме того, с возрастом пассивный иммунитет, переданный ребенку матерью, ослабевает, угроза возникновения у детей инфекций (корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия и др.) возрастает. Вместе с тем острые и хронические расстройства пищеварения и питания в этом возрасте встречаются реже, чем у детей первого года жизни.

Ткани детей раннего  возраста еще очень нежны и  легко ранимы, в этот период по-прежнему за ребенком нужен хороший уход. В период преддошкольного детства возрастает необходимость в продуманной и планомерной воспитательной работе с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика  этапов возрастного развития детей  от 3 до 7 лет. Основные направления воспитания и обучения.

Первые 7 лет жизни  ребенка характеризуются интенсивным  развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными  унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими  особенностями основных нервных  процессов (сила, уравновешенность и  подвижность). Но эти особенности  составляют лишь основу для дальнейшего  физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому  очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие. 
Особенностью центральной нервной системы ребенка первых лет жизни является незаконченность морфологической структуры и функционального развития коры головного мозга. Завершение этих процессов происходит в последующие годы под влиянием внешних и внутренних раздражителей. 
На базе врожденных безусловных рефлексов (оборонительный, защитный, пищевой, ориентировочный) осуществляется развитие высшей нервной деятельности. Уже с первых недель жизни ребенка возможно образование у него условных рефлексов на зрительный и слуховой раздражитель, а также (как показали исследования Н. И. Касаткина) на самые различные внешние раздражители. С возрастом образование условных рефлексов происходит быстрее. 
Если какие-либо внешние раздражители применять длительно, в определенной последовательности, то образуется целостная система ответных реакций-динамический стереотип. При правильном воспитании у ребенка можно выработать много различных стереотипов, что в значительной мере облегчит реагирование на окружающие внешние условия, повысит работоспособность нервных клеток. Например, можно создать стереотип на весь режим дня, на своевременное укладывание спать, обязательное выполнение утренней гигиенической гимнастики после сна и т. д. Однако следует осторожно тренировать нервную систему ребенка с целью изменения некоторых стереотипов (привычек) в зависимости от изменения условий, возраста, развивая у детей способность сознательно реагировать на окружающее. Так, учитывая особенности развития движений ребенка на втором году жизни, следует в физкультурные занятия после овладения детьми обычной ходьбой ввести усложненную ходьбу (по дорожке, доске). Ребенок легко справляется с предложенным ему заданием, проявляя интерес к новому движению, стремление его выполнить. В результате происходит совершенствование двигательного навыка не только при выполнении упражнения, но и в повседневной жизни. 
По мере развития и дифференцировки центральной нервной системы (ее созревания) появляются статические и двигательные функции. Возникновение и упрочение этих функций определяется как внутренними, так и внешними факторами. И. М. Сеченов отмечал, что новорожденный ребенок обладает очень небольшим количеством инстинктивных движений в сфере скелетных мышц. А все так называемые произвольные движения формируются при жизни ребенка под влиянием внешних воздействий. Существенное значение при этом имеет состояние органов чувств, которые воспринимают влияние окружающей среды (к моменту рождения ребенка органы чувств развиты у него больше, чем движения). 
Исследованиями М. Ю. Кистяковской выявлена определенная последовательность образования связей между двигательным и другими анализаторами. На втором месяце жизни устанавливается связь между кинестетическим и вестибулярным анализатором, что проявляется в движениях поднимания и удерживания головы при разных положениях ребенка: на животе, на спине, при вертикальном положении. В этом же возрасте могут образовываться связи между кинестетическим анализатором, имеющим рецепторы в слизистой оболочке губ, ротовой полости и в коже рук. Внешне это проявляется в направлении руки ко рту, сосании пальцев. Несколько позже устанавливаются связи между кинестетическим анализатором руки и зрительным анализатором - тогда ребенок поднимает руку над лицом и смотрит на нее. В конце четвертого и на пятом месяце жизни появляются более сложные зрительно-кинестетические связи, благодаря которым ребенок направляет руки к видимому предмету и захватывает его. 
Возникающие межрецепторные связи образуют сложные функциональные системы, одним из проявлений которых являются разнообразные движения. При этом раньше закрепляются те движения, которые завершаются соответствующим сенсорным результатом. 
Наличие необходимого оборудования и пособий в повседневной жизни детей, а также систематические занятия способствуют совершенствованию двигательных навыков. 
У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора (Н. И. Красногорский). Условные рефлексы в этом возрасте вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны. 
Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер, и дети быстро утомляются. Кроме того, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением. 
Таким образом, для образования определенных двигательных навыков и закрепления их как условных рефлексов, т. е. образования двигательного стереотипа, требуется определенная повторность и последовательность применения раздражителей. Таковыми раздражителями являются физические упражнения, проводимые по определенному плану. 
Создание условий для свободной двигательной деятельности детей при проведении специальных занятий способствует более правильному и своевременному развитию центральной нервной системы, а следовательно, психическому и моторному развитию ребенка. 
На втором году жизни ребенок овладевает сложным двигательным актом - ходьбой, а к концу этого года он уже начинает бегать. На втором и третьем году жизни под влиянием воспитания и обучения усложняются и качественно совершенствуются лазанье, бросание. На третьем году жизни появляются подготовительные движения к прыжкам, а к концу этого года дети уже умеют прыгать с продвижением вперед. К 3 годам ребенок владеет почти всеми основными движениями и, что очень важно, начинает их реализовывать в своей свободной двигательной деятельности. 
На протяжении четвертого-седьмого годов жизни условные связи закрепляются и в процессе обучения совершенствуются. При повышении мышечной нагрузки развитие двигательных качеств и повышение уровня физической подготовленности происходит более интенсивно. 
Физическое развитие в раннем и дошкольном возрасте характеризуется непрерывным изменением основных показателей: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки. 
Рост ребенка за первый год жизни увеличивается примерно на 25 см - это наибольшая прибавка за весь дошкольный период. К 5 годам рост по сравнению с первоначальным удваивается. Масса тела ребенка на первом году жизни утраивается (по сравнению с массой при рождении), а после года отмечается довольно равномерная прибавка на каждом году жизни по 2-2,5 кг, к 6-7 годам отмечается удваивание массы тела годовалого ребенка.

Информация о работе Характеристика возрастного развития ребёнка дошкольного возраста