Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:00, доклад
Очевидно, что сегодняшние попытки создать в образовании новую гуманитарную среду являются закономерной реакцией общества на укоренившееся в массовом сознании устойчивое пренебрежение к личности, отторжение ее от нравственных ценностей, классической культуры. Гуманитаризация отечественного образования призвана помочь осуществить в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте.
Очевидно, что концепция
глобального образования, ставящего
своей целью воспитание свободной
творческой личности, способной принимать
конструктивные решения и осознавать
ответственность за судьбу Отечества
и мира в целом, предоставляет
широкие возможности для
поставить личность учащегося
с его правами, свободами и
идеалами в центр учебно-
сформировать у школьников
способность к объективной
осуществить целенаправленную ориентацию личности в современном мире;
сформировать интеллектуальные свойства личности на основе идей развивающего обучения. Эффективность достижения поставленной цели зависит от решения ряда задач, к числу которых относятся:
развитие культурного сознания учащихся;
повышение межкультурной компетентности;
интернационализация воспитательного процесса;
развитие представлений
о мире как взаимозависимой
создание оптимальных условий для самоидентификации, социальной адаптации личности.
Идеи глобального образования,
развивающиеся в США на протяжении
двух десятилетий, адаптированы Российским
центром проблем глобального
образования и проходят сейчас апробацию
в школах Москвы, Ростова-на-Дону, Ярославля,
Санкт-Петербурга, Чебоксар, Волжского,
Сочи. Однако концепция воспитания
(социализации) личности еще не разработана,
хотя проект отличается оригинальностью
подхода к человеку как к
Модель глобального
Процесс глобализации связан со значительными преобразованиями в области политики, экономики, финансов, с перестройкой практически всех сфер жизни мирового сообщества. Согласно результатам исследований Научно-исследовательского института социального развития при ООН (ЮНРИДС), намечается по меньшей мере шесть тенденций, определяющих общее ее направление:
Распространение либеральной демократии, благодаря чему значительно выросло число людей, получивших право открыто и свободно выражать свое мнение и участвовать в политике.
Преобладание рыночных сил в экономике. Экономический либерализм стал доминирующей идеологией с середины 1970-х гг., усилив при этом власть некоторых международных элит, стран-кредиторов и двух крупнейших международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка.
Трансформация систем производства и рынка рабочей силы. Сегодня промышленность основывается на небольших и гибких системах производства, а работники предпочитают перемещаться в обслуживающий сектор.
Быстрота технологического обновления. Компьютеризация производства и систем коммуникации оказывает определяющее влияние на трудовые отношения и порождает новые отношения власти внутри государств и между ними.
Революция в сфере средств массовой информации.
Распространение так называемой «идеологии потребительства». Индустриализация общества порождает цепную реакцию, которая оказывает значительное влияние на культуру: повседневное окружение человека становится все более однообразным и искусственным, труд превращается всего лишь в средство, позволяющее приобретать все новые и новые материальные блага. Зачастую единственная отдушина для человека - телевизор или экран компьютера. Поэтому сегодня говорят о «виртуальной реальности», о «виртуализации» общества. Сила убеждения СМИ во всем мире на столько велика, что программы новостей не просто дают отчет о событиях, но и оказывают определенное влияние на их ход. При этом важно отметить, что в эфире доминирующую позицию занимают США, чьи англоязычные программы транслируются на весь мир. Только в Европе Соединенные Штаты имеют по 120 000 часов телевизионного вещания в год.
Все глобализационные тенденции современности наиболее ярко проявляются в урбанизированной среде - т.е. в городском социокультурном пространстве, поскольку урбанизация играет огромную роль в общемировой культурной интеграции и имеет первостепенное значение в цивилизационном процессе в современный период.
Важнейшее место в современной культуре глобализации, в том числе языковой, играет недавно появившийся Интернет, провозвестником которого многие считают Пьера Тейяра де Шардена с его идеей «ноосферы». Язык этой новой культуры - англо-американский, поскольку большинство специалистов и пользователей Интернета живет в англоязычных странах. Собственно говоря, 99% ее - американский вклад, все остальные доли ничтожно малы.
Глобализация образования ощутимо проникает и в жизнь высшей школы. Создаются универсальные (согласованные) учебные планы, позволяющие осуществлять взаимный обмен студентами, магистрантами, аспирантами; организуются взаимообразные базы производственной практики студентов и стажировки преподавателей. Например, в Уральском экономическом университете в 6-м семестре (из 8) предполагается включенное обучение в партнерском университете. Студенты заранее подают заявки в отдел международных связей и оформляют всю необходимую для учебы документацию. Балльная система оценок делает возможным перезачет полученных в другом университете баллов, а уровень владения иностранным языком позволяет активно участвовать в учебном процессе партнерского университета и выполнять контрольные задания. Студенты должны выбрать, прослушать 3 дисциплины и сдать по ним отчетность. Полученные сертификаты направляются в международный отдел университета Висбадена.
В течение 7-го семестра студенты этой специальности проходят 4-месячную практику в фирме за рубежом. По результатам практики в 8-м семестре выполняется дипломный проект, осуществляется его зашита и сдача государственных экзаменов.
Конечно же, на выбор студентами страны для зарубежной учебы и практики непосредственное влияние оказывают как экономическая и политическая ситуация в стране, так и политика германского правительства по отношению к ней. Интерес к России среди немецких студентов существует. Число студентов университета Висбадена, изучающих русский язык, около 10. Из них два человека в 1998 г. и один в 1999 г. обучались в течение одного семестра в Уральском государственном экономическом университете. Студенты смогли выполнить поставленные своим учебным заведением задачи по требуемым предметам, хотя в целом наши учебные планы с большим перечнем дисциплин были для них довольно сложны. Требуется основательная совместная работа по приведению учебных планов во взаимное соответствие, что будет являться основой и для осуществления проекта получения «двойного диплома».
Не существует идеальных систем образования: каждая национальная система зависит от социально-экономических и политических реалий страны и должна не только опираться на положительный опыт и тенденции, заложенные в обществе и образовании, но и учитывать передовой международный опыт.
Аналогами специалистов-товароведов в международной практике являются менеджеры по обеспечению рынка высококачественными товарами, маркетологи, эксперты. С учетом интеграции современной российской экономики в мировое хозяйство назрела необходимость координации подготовки квалифицированных специалистов в области ассортимента и качества товаров отечественными вузами и учебными заведениями других государств. Возможными путями укрепления и развития международного взаимодействия, на наш взгляд, являются следующие:
расширение контактов при подготовке специалистов (участие в конференциях, симпозиумах, семинарах, ярмарках, обмен студентами; стажировки преподавателей, чтение лекций; организация практики, и др.);
создание интернациональных
типовых образовательных
обмен учебно-методической
литературой и нормативной
разработка мероприятий по формированию единого межгосударственного информационно-аналитического центра;
разработка и реализация программ совместных научных исследований национальных рынков потребительских товаров, в том числе маркетинговых исследований, единых методик оценки конкурентоспособности;
обмен нормативными документами, регламентирующими требования к качеству и безопасности товаров;
консультационная поддержка
предприятий с целью
Объединение усилий отечественных
вузов и международного опыта
подготовки товароведов будет
В последние годы в связи
с кризисом традиционной концепции
общественно-экономических
На наш взгляд, понятие «цивилизация» должно определяться на основе системного подхода к анализу изучаемых явлений. Представляя социум как сложную самоорганизующуюся систему, состоящую из определенных элементов, подсистем и отношений между этими элементами, можно согласиться с пониманием цивилизации как целостной, саморазвивающейся системы сущностных отношений между людьми, взятой со средой обитания и создаваемыми материальными и духовными благами и системой ценностей (Е.Б.Черняк). При таком подходе цивилизация может пониматься как структурированная самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, основными составляющими которой являются людские вещные и знаковые компоненты. Иначе говоря, первичными элементами цивилизации как системы, несводимыми друг к другу, выступают элементы «человек», «вещь», «знак». В общем плане цивилизация представляется совокупностью этих элементов. Совокупность структурируется субъектно-объектными отношениями «человек-человек», «человек-вещь» и «человек-знак». При этом триада «человек-вещь-знак» образует поле материальной цивилизации. Посредником в выделенных субъект-объектных отношениях «человек-человек», «человек-вещь», «человек-знак» выступают структуры, имеющие знаковый характер и составляющие поле ментальности, которое определяет особенности локальной цивилизации и является ее ядром.
Межцивилизационные связи также имеют сложную, многоэлементную структуру. Исходя из трех видов элементов, составляющих цивилизацию как систему, межцивилизационные связи представляют собой обмен вещными структурами, людскими совокупностями и знаковыми системами. В зависимости от того, какие элементы преобладают в межцивилизационных и межгосударственных связях, можно выделять следующие типы этих связей: внешнеторговый (во внешнецивилизационных, межгосударственных связях преобладает товарный вещный обмен), миграционный (преобладание обмена людьми в форме миграций, туризма) и идеологическо-культурный (преобладание в той или иной форме культурной и идеологической экспансии). Анализ развития экономических, политических, идеологических и культурных связей между различными странами и группами стран показывает, что типы связей между конкретными государствами с течением времени меняются. Существует определенная цикличность в таких изменениях.
Думается, что в предстоящем веке - веке гуманитарной культуры - усилится миграционный и культурный обмен, в котором немалую роль должна сыграть педагогика высшей и средней школы.