Глобализация образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:00, доклад

Краткое описание

Очевидно, что сегодняшние попытки создать в образовании новую гуманитарную среду являются закономерной реакцией общества на укоренившееся в массовом сознании устойчивое пренебрежение к личности, отторжение ее от нравственных ценностей, классической культуры. Гуманитаризация отечественного образования призвана помочь осуществить в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте.

Файлы: 1 файл

Глобализация.docx

— 35.95 Кб (Скачать)

Очевидно, что концепция  глобального образования, ставящего  своей целью воспитание свободной  творческой личности, способной принимать  конструктивные решения и осознавать ответственность за судьбу Отечества  и мира в целом, предоставляет  широкие возможности для развития интеллектуального и нравственного  потенциала учащихся, творческого поиска, совершенствования научно-методического  мастерства и профессиональной культуры педагогов. Ее реализация позволяет:

поставить личность учащегося  с его правами, свободами и  идеалами в центр учебно-воспитательного  процесса;

сформировать у школьников способность к объективной оценке явлений действительности, самостоятельному анализу событий и фактов на основе синхронического и диахронического  сопоставления, классификации и  интеграции;

осуществить целенаправленную ориентацию личности в современном  мире;

сформировать интеллектуальные свойства личности на основе идей развивающего обучения. Эффективность достижения поставленной цели зависит от решения  ряда задач, к числу которых относятся:

развитие культурного  сознания учащихся;

повышение межкультурной  компетентности;

интернационализация воспитательного  процесса;

развитие представлений  о мире как взаимозависимой экосистеме;

создание оптимальных  условий для самоидентификации, социальной адаптации личности.

Идеи глобального образования, развивающиеся в США на протяжении двух десятилетий, адаптированы Российским центром проблем глобального  образования и проходят сейчас апробацию  в школах Москвы, Ростова-на-Дону, Ярославля, Санкт-Петербурга, Чебоксар, Волжского, Сочи. Однако концепция воспитания (социализации) личности еще не разработана, хотя проект отличается оригинальностью  подхода к человеку как к космобиопсихосоциокультурной индивидуальности.

Модель глобального образования  по своей сути не только не противоречит основным тенденциям и принципам  современной российской педагогики, но и способствует ее обновлению за счет усиления гуманистического потенциала, расширения возможностей освоения культурного  опыта человека.

Процесс глобализации связан со значительными преобразованиями в области политики, экономики, финансов, с перестройкой практически всех сфер жизни мирового сообщества. Согласно результатам исследований Научно-исследовательского института социального развития при ООН (ЮНРИДС), намечается по меньшей мере шесть тенденций, определяющих общее ее направление:

Распространение либеральной демократии, благодаря чему значительно выросло число людей, получивших право открыто и свободно выражать свое мнение и участвовать в политике.

Преобладание  рыночных сил в экономике. Экономический либерализм стал доминирующей идеологией с середины 1970-х гг., усилив при этом власть некоторых международных элит, стран-кредиторов и двух крупнейших международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка.

Трансформация систем производства и рынка рабочей  силы. Сегодня промышленность основывается на небольших и гибких системах производства, а работники предпочитают перемещаться в обслуживающий сектор.

Быстрота технологического обновления. Компьютеризация производства и систем коммуникации оказывает определяющее влияние на трудовые отношения и порождает новые отношения власти внутри государств и между ними.

Революция в сфере  средств массовой информации.

Распространение так называемой «идеологии потребительства». Индустриализация общества порождает цепную реакцию, которая оказывает значительное влияние на культуру: повседневное окружение человека становится все более однообразным и искусственным, труд превращается всего лишь в средство, позволяющее приобретать все новые и новые материальные блага. Зачастую единственная отдушина для человека - телевизор или экран компьютера. Поэтому сегодня говорят о «виртуальной реальности», о «виртуализации» общества. Сила убеждения СМИ во всем мире на столько велика, что программы новостей не просто дают отчет о событиях, но и оказывают определенное влияние на их ход. При этом важно отметить, что в эфире доминирующую позицию занимают США, чьи англоязычные программы транслируются на весь мир. Только в Европе Соединенные Штаты имеют по 120 000 часов телевизионного вещания в год.

Все глобализационные тенденции современности наиболее ярко проявляются в урбанизированной среде - т.е. в городском социокультурном пространстве, поскольку урбанизация играет огромную роль в общемировой культурной интеграции и имеет первостепенное значение в цивилизационном процессе в современный период.

Важнейшее место в современной  культуре глобализации, в том числе  языковой, играет недавно появившийся  Интернет, провозвестником которого многие считают Пьера Тейяра де Шардена  с его идеей «ноосферы». Язык этой новой культуры - англо-американский, поскольку большинство специалистов и пользователей Интернета живет в англоязычных странах. Собственно говоря, 99% ее - американский вклад, все остальные доли ничтожно малы.

Глобализация образования  ощутимо проникает и в жизнь  высшей школы. Создаются универсальные (согласованные) учебные планы, позволяющие  осуществлять взаимный обмен студентами, магистрантами, аспирантами; организуются взаимообразные базы производственной практики студентов и стажировки преподавателей. Например, в Уральском  экономическом университете в 6-м  семестре (из 8) предполагается включенное обучение в партнерском университете. Студенты заранее подают заявки в  отдел международных связей и  оформляют всю необходимую для  учебы документацию. Балльная система  оценок делает возможным перезачет полученных в другом университете баллов, а уровень владения иностранным языком позволяет активно участвовать в учебном процессе партнерского университета и выполнять контрольные задания. Студенты должны выбрать, прослушать 3 дисциплины и сдать по ним отчетность. Полученные сертификаты направляются в международный отдел университета Висбадена.

В течение 7-го семестра студенты этой специальности проходят 4-месячную практику в фирме за рубежом. По результатам  практики в 8-м семестре выполняется  дипломный проект, осуществляется его зашита и сдача государственных экзаменов.

Конечно же, на выбор студентами страны для зарубежной учебы и  практики непосредственное влияние  оказывают как экономическая  и политическая ситуация в стране, так и политика германского правительства  по отношению к ней. Интерес к  России среди немецких студентов  существует. Число студентов университета Висбадена, изучающих русский язык, около 10. Из них два человека в 1998 г. и один в 1999 г. обучались в течение  одного семестра в Уральском государственном  экономическом университете. Студенты смогли выполнить поставленные своим  учебным заведением задачи по требуемым  предметам, хотя в целом наши учебные  планы с большим перечнем дисциплин были для них довольно сложны. Требуется основательная совместная работа по приведению учебных планов во взаимное соответствие, что будет являться основой и для осуществления проекта получения «двойного диплома».

Не существует идеальных  систем образования: каждая национальная система зависит от социально-экономических  и политических реалий страны и должна не только опираться на положительный  опыт и тенденции, заложенные в обществе и образовании, но и учитывать  передовой международный опыт.

Аналогами специалистов-товароведов  в международной практике являются менеджеры по обеспечению рынка  высококачественными товарами, маркетологи, эксперты. С учетом интеграции современной российской экономики в мировое хозяйство назрела необходимость координации подготовки квалифицированных специалистов в области ассортимента и качества товаров отечественными вузами и учебными заведениями других государств. Возможными путями укрепления и развития международного взаимодействия, на наш взгляд, являются следующие:

расширение контактов  при подготовке специалистов (участие  в конференциях, симпозиумах, семинарах, ярмарках, обмен студентами; стажировки преподавателей, чтение лекций; организация  практики, и др.);

создание интернациональных  типовых образовательных программ, имеющих целью дальнейшее развитие и совершенствование подготовки товароведов (менеджеров, экспертов);

обмен учебно-методической литературой и нормативной документацией, используемыми в учебном процессе;

разработка мероприятий  по формированию единого межгосударственного  информационно-аналитического центра;

разработка и реализация программ совместных научных исследований национальных рынков потребительских  товаров, в том числе маркетинговых  исследований, единых методик оценки конкурентоспособности;

обмен нормативными документами, регламентирующими требования к  качеству и безопасности товаров;

консультационная поддержка  предприятий с целью производства потребительских товаров, наиболее полно отвечающих спросу населения, обновления и расширения их ассортимента, улучшения качества.

Объединение усилий отечественных  вузов и международного опыта  подготовки товароведов будет способствовать достижению стратегической цели - повышению  интеллектуального и профессионального  потенциала специалистов данного профиля. Это должно стать главным богатством России в наступающем информационно-технологическом  обществе.

В последние годы в связи  с кризисом традиционной концепции  общественно-экономических формаций историки и философы все больше внимания уделяют цивилизационной модели общественного развития человечества. Как известно, у истоков цивилизационного подхода стояли такие западноевропейские мыслители, как О.Шпенглер и А.Тойнби. Существенную роль в его развитии сыграла теория культурно-исторических типов, разработанная русским ученым Н.Я.Данилевским. В последние годы в России предпринимались многочисленные попытки модернизации цивилизационной парадигмы (М.А.Барг, Е.Б.Черняк, И.Н.Ионов, А.М.Кантор, Ю.В.Яковец и др.). Исследователи пытались модернизировать и формационный подход, ввести в него элементы других теорий (Л.И.Райснер, И.М.Дьяконов и др.).

На наш взгляд, понятие  «цивилизация» должно определяться на основе системного подхода к анализу  изучаемых явлений. Представляя  социум как сложную самоорганизующуюся систему, состоящую из определенных элементов, подсистем и отношений  между этими элементами, можно  согласиться с пониманием цивилизации  как целостной, саморазвивающейся  системы сущностных отношений между  людьми, взятой со средой обитания и  создаваемыми материальными и духовными  благами и системой ценностей (Е.Б.Черняк). При таком подходе цивилизация  может пониматься как структурированная  самоорганизующаяся и саморазвивающаяся  система, основными составляющими  которой являются людские вещные и знаковые компоненты. Иначе говоря, первичными элементами цивилизации  как системы, несводимыми друг к  другу, выступают элементы «человек», «вещь», «знак». В общем плане  цивилизация представляется совокупностью  этих элементов. Совокупность структурируется  субъектно-объектными отношениями  «человек-человек», «человек-вещь»  и «человек-знак». При этом триада «человек-вещь-знак» образует поле материальной цивилизации. Посредником  в выделенных субъект-объектных отношениях «человек-человек», «человек-вещь», «человек-знак» выступают структуры, имеющие знаковый характер и составляющие поле ментальности, которое определяет особенности локальной цивилизации и является ее ядром.

Межцивилизационные связи также имеют сложную, многоэлементную структуру. Исходя из трех видов элементов, составляющих цивилизацию как систему, межцивилизационные связи представляют собой обмен вещными структурами, людскими совокупностями и знаковыми системами. В зависимости от того, какие элементы преобладают в межцивилизационных и межгосударственных связях, можно выделять следующие типы этих связей: внешнеторговый (во внешнецивилизационных, межгосударственных связях преобладает товарный вещный обмен), миграционный (преобладание обмена людьми в форме миграций, туризма) и идеологическо-культурный (преобладание в той или иной форме культурной и идеологической экспансии). Анализ развития экономических, политических, идеологических и культурных связей между различными странами и группами стран показывает, что типы связей между конкретными государствами с течением времени меняются. Существует определенная цикличность в таких изменениях.

Думается, что в предстоящем  веке - веке гуманитарной культуры - усилится миграционный и культурный обмен, в  котором немалую роль должна сыграть  педагогика высшей и средней школы.


Информация о работе Глобализация образования