Глобализация образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:00, доклад

Краткое описание

Очевидно, что сегодняшние попытки создать в образовании новую гуманитарную среду являются закономерной реакцией общества на укоренившееся в массовом сознании устойчивое пренебрежение к личности, отторжение ее от нравственных ценностей, классической культуры. Гуманитаризация отечественного образования призвана помочь осуществить в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте.

Файлы: 1 файл

Глобализация.docx

— 35.95 Кб (Скачать)

7. Глобализация образования

7.2. Глобальное образование  в российской школе

Очевидно, что сегодняшние  попытки создать в образовании  новую гуманитарную среду являются закономерной реакцией общества на укоренившееся  в массовом сознании устойчивое пренебрежение  к личности, отторжение ее от нравственных ценностей, классической культуры. Гуманитаризация отечественного образования призвана помочь осуществить в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте. Одним из возможных путей реализации этой задачи может стать глобальное образование, главной задачей которого и является формирование творческой личности, способной принимать взвешенные решения, предвидеть их возможные последствия, чувствовать ответственность за настоящее и будущее мира.

Глобальное образование  ориентируется на:

  • актуализацию человека, его прав, свободы и идеалов, на условия существования и нормы взаимодействия в сообществе;
  • преодоление сохраняющегося у молодежи нигилизма и неверия, снижения интереса к образованию;
  • поиски наиболее эффективных методик и технологий отбора и трансляции знаний в условиях информационной революции, стремительного накопления, старения и обновления знаний, резкого сокращения сроков внедрения в образовательную практику новейших достижений науки и техники;
  • освоение качественно нового этапа ликвидации неграмотности, поскольку изменение критериев грамотности - требование, кроме умения читать и писать, еще и понимать - привело к резкому возрастанию во всех странах мира числа функционально неграмотных;
  • создание эффективно действующей системы непрерывного образования как одного из условий полноценного использования рабочей силы.

 

Целью глобального образования  является преодоление:

  • разделения мира на противоборствующие группировки, а также социальных, национальных и иных антагонизмов, приводящих к вооруженным конфликтам в различных регионах;
  • разлада между человеком и природой, грозящего экологической катастрофой;
  • расщепленности человеческого сознания и души. 

Подобные цели предполагают интегративное обучение, основанное на центральных проблемах выживания  человека и сотрудничества различных  сообществ и членов одного сообщества, а также развития цивилизации  как совокупности частных культур. Глобальное образование ничего не подменяет и ничего не вытесняет из достигнутого в отечественной и мировой педагогике. Оно вовсе не идеал, а лишь один из возможных вариантов подготовки человека к жизни в современных условиях. Можно утверждать, что оно выступает как объективно необходимое дополнение к любому хорошему образованию.

Технологическая направленность глобального образования:

формирование стратегии  образования для XXI в. на разных уровнях;

создание новых моделей  педагога и учащегося;

разработка и внедрение  новых педагогических взаимоотношений  между субъектами образовательного процесса.

Принципы глобального  образования:

педоцентризм (ориентация на развитие личности ребенка);

непрерывность;

активизация познавательной деятельности;

поиск эффективных технологий;

холистскость (целостность);

достоверность;

когерентность (органическое единство),

интегративность.

Критерии глобального  урока по целеполаганию:

Холистскость - технология обучения, содействующая созданию у учащихся единой картины мира;

Достоверность - в основе технологии обучения должны лежать те понятия, которые распространены и признаны в нашем реальном мире, те умения, которые могут быть необходимы учащимся для жизни в нем;

Когерентность (органическое единство) - любая деятельность, организуемая нами, каждое решение, которое мы принимаем, каждая разработанная нами модель урока должна показывать связь целей обучения как между собой, так и с целями каждого отдельного занятия.

Аспекты анализа  урока глобальной ориентации

Наличие целей глобального  образования, т.е. создание условий  для понимания целостности мира и взаимозависимости в нем, единства человека и природы, преодоления  расщепленности человеческого сознания и души.

Реализация задач глобального  образования:

формирование мировоззрения  учащихся, в котором человек признает и ценит единство мира, осознает свое место в нем;

развитие кросс-культурной грамотности;

формирование экоцентрического экологического сознания;

формирование непредвзятого  взгляда на мир (эмпатия, толерантность).

Соответствие принципам  глобального образования.

Введение глобальной перспективы в урок через:

фактический материал глобального  содержания;

надпредметность;

межпредметность;

отработку универсальных  умений и навыков;

создание единой картины  мира;

обучение правилам жизнедеятельности;

многообразную увлеченность;

атмосферу сотрудничества и  интеллектуальной свободы на уроке;

активизацию процесса обучения.

Соответствие  выбранных образовательных технологий идеям глобального образования:

технология эпистем;

технология развивающего обучения;

проблемно-модульная технология;

технология сотрудничества, и др.

Приоритетные  технологии глобального урока

Технологии, способствующие развитию критического мышления. 
Критическое мышление можно определить как такое мышление, которое помогает нам принять обдуманное, осмысленное решение о том, чему верить, что делать. К компонентам критического мышления можно отнести любознательность, скептицизм, рефлексию, рационализм.

Сотрудничество  в учении. 
В процессе совместной работы учащиеся смогут понять, что их многое связывает, узнать о других взглядах и точках зрения. Сотрудничество в учении поможет детям научиться общаться с другими людьми, включая и тех, кто не похож на них. Оно является эффективным и достоверным способом решения проблем как в процессе обучения, так и в жизни. Сотрудничество в учении имеет место лишь тогда, когда учащиеся понимают, что смогут достичь поставленных целей только в том случае, если другие учащиеся, с которыми они совместно работают, тоже их достигнут.

Целостно-коммуникативный  подход к обучению. 
Сущность данного подхода заключается в том, что, осуществляя его, мы одновременно развиваем у учащихся как рецептивные, так и репродуктивные умения. Основная предпосылка данного подхода: учащихся необходимо обучать функциональной грамотности; язык должен использоваться как средство коммуникации; использование должно касаться насущных проблем; каждое слово должно иметь значимость и значение.

Модульная технология. 
Существует несколько подходов к пониманию сущности модуля:

формирование самостоятельно планируемой единицы учебной  деятельности, помогающей достичь четко  определенных целей;

построение автономных порций учебного материала;

единица, задающая переход  от профессиональной деятельности к  учебной, от реальных задач - к проблемам  аудиторным;

фрагмент содержания курса  вместе с методическими материалами  к нему;

определенный объем учебной  информации, необходимый для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности. Он может включать несколько  модульных единиц и компонентов. Компоненты могут варьировать в  зависимости от дисциплины.

Технология эпистем. 
Эпистемы, или проблемно-познавательные темы, в том или ином виде, с той или иной степенью полноты сами собой возникают в процессе знакомства ребенка с окружающим миром и сопровождают человека на протяжении всей его жизни, помогая понять себя и мир. Действительно, в культуре существуют явления, которые как бы концентрируют в себе колоссальные - в количественном и качественном отношениях - усилия человечества, содержащие неохватную и непосильную единичному человеческому разуму программу историко-культурного развития. Например, Город, Война, Дерево и др. Такие эпистемы можно вводить в учебный процесс в любом количестве и в любом порядке - все зависит от конкретных обстоятельств, от того, как смогут договориться между собой учителя-предметники о выборе содержательного поля.

 

7.3. Формирование  глобального (планетарного) мышления  учащихся

Глобальное образование  основано на концепции, согласно которой  информация о мире должна быть представлена как существенная для выживания  человека в сообществе людей и  в природе, а формирование непредвзятого  взгляда на мир зависит и от отбора фактов из разных областей знаний, и от стратегии познания, от вовлеченности  разнообразных ментальных процессов, обусловливающих переработку и  обмен информацией.

Глобально-ориентированное  мышление внедряется в школах, с  одной стороны, как идеология  непредубежденного восприятия мира во всей его сложности и многообразии, а с другой стороны, как когнитивно-коммуникативная технология ведения урока, отражающаяся в учебных планах и программах.

Наиболее известные подходы  к построению учебного плана школы  глобальной ориентации основаны на следующих  принципах:

  • наличие на каждой ступени «стержневого» интегрированного курса, объединяющего учебные дисциплины, наполненные глобальным содержанием;
  • сочетание концентричности и линейности в учебных программах по каждой дисциплине;
  • доминанта практической эстетики в «стержневом» курсе на начальной ступени, естественных наук - на средней ступени и философско-социального аспекта на старшей ступени;
  • упор на развитие интеллектуальных операций на всех ступенях;
  • личностная ориентация обучения (ученик - в центре образования);
  • создание постепенно расширяющегося тезауруса понятий;
  • обучение самовыражению через каждую из дисциплин;
  • организация познания как формирование картин мира в их многообразии и единстве.

Избрав концепцию глобального  образования, школа должна ориентироваться  в своем развитии на целостное  познание окружающего мира, осмысление состояния планеты Земля, осознание  процессов, протекающих в мире, изучение различных культур мира, проблем, с которыми сталкивается мировое  сообщество в начале XXI в.

Одним из явлений, способствующих рождению в педагогической теории направления  глобального образования, можно  считать современные глобальные проблемы человечества. С ними связано  зарождение в общественном сознании тревоги за судьбу земной цивилизации, осознание того, что необходимо формировать  взгляд на мир как на многообразное, но единое целое, где от действий каждого  зависит благополучие всех.

Концепция глобального образования  хорошо согласуется с идеей его  гуманизации и экологизации.

В контексте реализации общих  целей и задач глобального  образования становится актуальным определение содержания и включения  системы эстетического цикла  в учебный план школы. Этот процесс  предполагает интеграцию трех основных направлений: эстетического, исторического  и собственно культурологического, взаимодействие которых, с учетом возможности  выхода на другие блоки дисциплин (общественных, гуманитарных, естественных), позволяет  обеспечить становление концептуальной картины мира.

Проблема целостного видения  картины мира решается в рамках эстетического  направления, путем использования  различного рода интегративных связей, в частности синхронизации содержания (ИЗО - художественный труд, I-III класс) и корреляции (установление внутренних связей между музыкой, литературой и изобразительным искусством - «Музыка», V класс).

Осмысление действительности во всем многообразии ее проявлений, рассмотрение как собственно эстетических, так  и гуманитарных, нравственных, этических, экологических и других проблем, выявление взаимосвязи и взаимовлияния  различных культурных подсистем  обеспечивает глобально-ориентированный  характер этих курсов.

Понимание и интерпретация  культурных традиций других народов, уважение к ним, полноценное вхождение  человека в мировое сообщество невозможны без осознания им самого себя, а следовательно, своей собственной духовной культуры. Становление и развитие русской культуры, основные тенденции и этапы ее эволюции, роль и место художественного наследия нашей страны в мировом культурном процессе является предметом изучения в курсе «Русская национальная культура» (VIII-XI классы).

В целом изучение предметов  культурологического блока дает учащимся возможность приобщения к  достижениям мировой и отечественной  художественной культуры, развития их эстетического и художественного  вкуса, способности ориентироваться  в культурной среде современного общества, формирования представлений  о многообразии и самоценности различных культур. Оно помогает детям свободно определить собственные мировоззренческие позиции, осуществить целенаправленную самостоятельную личностную ориентацию в современном мире.

7.4. Перспективы  глобализации образования

На сегодняшний день глобальное образование является одним из наиболее перспективных направлений развития педагогической теории и практики, позволяющим осуществить подготовку учащихся к адаптации в сложном, постоянно меняющемся современном  мире с его многочисленными политическими, экономическими, экологическими, социальными  и другими проблемами. Эффективность  самоидентификации личности, ее становления  как полноправного члена мирового сообщества во многом определяется уровнем  образованности, причем под образованием понимается не просто приобретение знаний, а формирование мировоззрения, духовности, повышение кросс-культурной грамотности. Перманентный характер социокультурных перемен, снижающий возможности традиционных форм трансляции культуры, невостребованность нравственного потенциала общества в эпоху научно-технической революции, доминирование технократических и сциентистских представлений в науке, приводящее к фрагментарному восприятию действительности, актуализируют поиск новой стратегии и содержания воспитания человека третьего тысячелетия. Достижение поставленной цели может быть осуществлено только в условиях формирования принципиально иной системы освоения действительности, способствующей становлению концептуальной, целостной картины мира в сознании учащихся. При этом выявление и восприятие культурных универсалий, обеспечивающих глобальную перспективу процесса преподавания, органично связано с идеями гуманизации и гуманитаризации образования, составляющими фундамент нового педагогического мышления.

Информация о работе Глобализация образования