Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:00, доклад
Очевидно, что сегодняшние попытки создать в образовании новую гуманитарную среду являются закономерной реакцией общества на укоренившееся в массовом сознании устойчивое пренебрежение к личности, отторжение ее от нравственных ценностей, классической культуры. Гуманитаризация отечественного образования призвана помочь осуществить в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте.
7. Глобализация образования
7.2. Глобальное образование в российской школе
Очевидно, что сегодняшние попытки создать в образовании новую гуманитарную среду являются закономерной реакцией общества на укоренившееся в массовом сознании устойчивое пренебрежение к личности, отторжение ее от нравственных ценностей, классической культуры. Гуманитаризация отечественного образования призвана помочь осуществить в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте. Одним из возможных путей реализации этой задачи может стать глобальное образование, главной задачей которого и является формирование творческой личности, способной принимать взвешенные решения, предвидеть их возможные последствия, чувствовать ответственность за настоящее и будущее мира.
Глобальное образование ориентируется на:
Целью глобального образования является преодоление:
Подобные цели предполагают
интегративное обучение, основанное
на центральных проблемах
Технологическая направленность глобального образования:
формирование стратегии образования для XXI в. на разных уровнях;
создание новых моделей педагога и учащегося;
разработка и внедрение новых педагогических взаимоотношений между субъектами образовательного процесса.
Принципы глобального образования:
педоцентризм (ориентация на развитие личности ребенка);
непрерывность;
активизация познавательной деятельности;
поиск эффективных технологий;
холистскость (целостность);
достоверность;
когерентность (органическое единство),
интегративность.
Критерии глобального урока по целеполаганию:
Холистскость - технология обучения, содействующая созданию у учащихся единой картины мира;
Достоверность - в основе технологии обучения должны лежать те понятия, которые распространены и признаны в нашем реальном мире, те умения, которые могут быть необходимы учащимся для жизни в нем;
Когерентность (органическое единство) - любая деятельность, организуемая нами, каждое решение, которое мы принимаем, каждая разработанная нами модель урока должна показывать связь целей обучения как между собой, так и с целями каждого отдельного занятия.
Аспекты анализа урока глобальной ориентации
Наличие целей глобального образования, т.е. создание условий для понимания целостности мира и взаимозависимости в нем, единства человека и природы, преодоления расщепленности человеческого сознания и души.
Реализация задач глобального образования:
формирование мировоззрения учащихся, в котором человек признает и ценит единство мира, осознает свое место в нем;
развитие кросс-культурной грамотности;
формирование экоцентрического экологического сознания;
формирование непредвзятого взгляда на мир (эмпатия, толерантность).
Соответствие принципам глобального образования.
Введение глобальной перспективы в урок через:
фактический материал глобального содержания;
надпредметность;
межпредметность;
отработку универсальных умений и навыков;
создание единой картины мира;
обучение правилам жизнедеятельности;
многообразную увлеченность;
атмосферу сотрудничества и интеллектуальной свободы на уроке;
активизацию процесса обучения.
Соответствие
выбранных образовательных
технология эпистем;
технология развивающего обучения;
проблемно-модульная
технология сотрудничества, и др.
Приоритетные технологии глобального урока
Технологии, способствующие
развитию критического мышления.
Критическое мышление можно определить
как такое мышление, которое помогает
нам принять обдуманное, осмысленное решение
о том, чему верить, что делать. К компонентам
критического мышления можно отнести
любознательность, скептицизм, рефлексию,
рационализм.
Сотрудничество
в учении.
В процессе совместной работы учащиеся
смогут понять, что их многое связывает,
узнать о других взглядах и точках зрения.
Сотрудничество в учении поможет детям
научиться общаться с другими людьми,
включая и тех, кто не похож на них. Оно
является эффективным и достоверным способом
решения проблем как в процессе обучения,
так и в жизни. Сотрудничество в учении
имеет место лишь тогда, когда учащиеся
понимают, что смогут достичь поставленных
целей только в том случае, если другие
учащиеся, с которыми они совместно работают,
тоже их достигнут.
Целостно-коммуникативный
подход к обучению.
Сущность данного подхода заключается
в том, что, осуществляя его, мы одновременно
развиваем у учащихся как рецептивные,
так и репродуктивные умения. Основная
предпосылка данного подхода: учащихся
необходимо обучать функциональной грамотности;
язык должен использоваться как средство
коммуникации; использование должно касаться
насущных проблем; каждое слово должно
иметь значимость и значение.
Модульная технология.
Существует несколько подходов к пониманию
сущности модуля:
формирование самостоятельно планируемой единицы учебной деятельности, помогающей достичь четко определенных целей;
построение автономных порций учебного материала;
единица, задающая переход от профессиональной деятельности к учебной, от реальных задач - к проблемам аудиторным;
фрагмент содержания курса вместе с методическими материалами к нему;
определенный объем учебной информации, необходимый для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности. Он может включать несколько модульных единиц и компонентов. Компоненты могут варьировать в зависимости от дисциплины.
Технология эпистем.
Эпистемы, или проблемно-познавательные
темы, в том или ином виде, с той или иной
степенью полноты сами собой возникают
в процессе знакомства ребенка с окружающим
миром и сопровождают человека на протяжении
всей его жизни, помогая понять себя и
мир. Действительно, в культуре существуют
явления, которые как бы концентрируют
в себе колоссальные - в количественном
и качественном отношениях - усилия человечества,
содержащие неохватную и непосильную
единичному человеческому разуму программу
историко-культурного развития. Например,
Город, Война, Дерево и др. Такие эпистемы
можно вводить в учебный процесс в любом
количестве и в любом порядке - все зависит
от конкретных обстоятельств, от того,
как смогут договориться между собой учителя-предметники
о выборе содержательного поля.
7.3. Формирование глобального (планетарного) мышления учащихся
Глобальное образование основано на концепции, согласно которой информация о мире должна быть представлена как существенная для выживания человека в сообществе людей и в природе, а формирование непредвзятого взгляда на мир зависит и от отбора фактов из разных областей знаний, и от стратегии познания, от вовлеченности разнообразных ментальных процессов, обусловливающих переработку и обмен информацией.
Глобально-ориентированное мышление внедряется в школах, с одной стороны, как идеология непредубежденного восприятия мира во всей его сложности и многообразии, а с другой стороны, как когнитивно-коммуникативная технология ведения урока, отражающаяся в учебных планах и программах.
Наиболее известные подходы к построению учебного плана школы глобальной ориентации основаны на следующих принципах:
Избрав концепцию глобального образования, школа должна ориентироваться в своем развитии на целостное познание окружающего мира, осмысление состояния планеты Земля, осознание процессов, протекающих в мире, изучение различных культур мира, проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество в начале XXI в.
Одним из явлений, способствующих рождению в педагогической теории направления глобального образования, можно считать современные глобальные проблемы человечества. С ними связано зарождение в общественном сознании тревоги за судьбу земной цивилизации, осознание того, что необходимо формировать взгляд на мир как на многообразное, но единое целое, где от действий каждого зависит благополучие всех.
Концепция глобального образования хорошо согласуется с идеей его гуманизации и экологизации.
В контексте реализации общих целей и задач глобального образования становится актуальным определение содержания и включения системы эстетического цикла в учебный план школы. Этот процесс предполагает интеграцию трех основных направлений: эстетического, исторического и собственно культурологического, взаимодействие которых, с учетом возможности выхода на другие блоки дисциплин (общественных, гуманитарных, естественных), позволяет обеспечить становление концептуальной картины мира.
Проблема целостного видения
картины мира решается в рамках эстетического
направления, путем использования
различного рода интегративных связей,
в частности синхронизации
Осмысление действительности
во всем многообразии ее проявлений, рассмотрение
как собственно эстетических, так
и гуманитарных, нравственных, этических,
экологических и других проблем,
выявление взаимосвязи и
Понимание и интерпретация культурных традиций других народов, уважение к ним, полноценное вхождение человека в мировое сообщество невозможны без осознания им самого себя, а следовательно, своей собственной духовной культуры. Становление и развитие русской культуры, основные тенденции и этапы ее эволюции, роль и место художественного наследия нашей страны в мировом культурном процессе является предметом изучения в курсе «Русская национальная культура» (VIII-XI классы).
В целом изучение предметов
культурологического блока дает
учащимся возможность приобщения к
достижениям мировой и
7.4. Перспективы глобализации образования
На сегодняшний день глобальное
образование является одним из наиболее
перспективных направлений