Формы и методы знакомства детей средней ( старшей, подготовительной к школе) группы с пейзажной живописью

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы уделяется все больше внимания вопросам эффективного использования изобразительного искусства в работе с детьми. Многие педагоги, искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса средствами изобразительного искусства. Исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста изобразительного искусства говорят о том, что у детей уже с раннего детства появляются интересы к различным видам и жанрам искусства, и на их основе увлеченность рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, развиваются познавательные потребности как структурные компоненты творческого потенциала ребенка.

Файлы: 1 файл

контр. раб по ИЗО.docx

— 34.31 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Институт бизнеса, психологии и управления

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра педагогики  и инновационной деятельности

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

Теория и методика  развития  детского изобразительного творчества

на тему

«Формы и методы знакомства детей средней ( старшей, подготовительной к школе) группы с пейзажной живописью».

 

 

 

 

Выполнила студентка: Муравьева Надежда Владимировна

(подпись)

                                                                                     Проверил:

           (подпись)

 

 

 

 

Химки

2014

 

В последние годы уделяется все больше внимания вопросам эффективного использования изобразительного искусства в работе с детьми. Многие педагоги, искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса средствами изобразительного искусства. Исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста изобразительного искусства говорят о том, что у детей уже с раннего детства появляются интересы к различным видам и жанрам искусства, и на их основе увлеченность рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, развиваются познавательные потребности как структурные компоненты творческого потенциала ребенка. Он учится всматриваться в образ картины, скульптуры, находить и различать способы изображения.

Ознакомление детей дошкольного возраста с пейзажной живописью создает условие для их дальнейшего психического, нравственно эстетического развития и формирует начало художественного творчества.

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.

 Пейзаж (местность, страна, родина) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является  изображение природы, вида местности, ландшафтов, городов, исторических  памятников, растений.

Пейзаж может носить исторический, героический, лирический, эпический характер. Например, пейзажи Левитана И. часто именуются «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами.

 

 Художников, работающих в области  пейзажного жанра называют пейзажистами. Благодаря И. Шишкину, сумевшему  создать на своих полотнах  обобщенный эпический образ русской  природы, русский пейзаж поднялся  до уровня глубокого содержательного  и демократического искусства. Сила  шишкинских полотен не в том, что они почти с фотографической  точностью воспроизводят знакомые  ландшафты среднерусской полосы, искусство художника гораздо  глубже и содержательнее. Бескрайние  просторы полей, колышущееся под  свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И. Шишкина порождают мысли о  былинном величии и мощи русской  природы.

Знакомство детей средней группы с пейзажной живописью осуществляется через познавательные и коммуникативные функции предмета.

Познавательная функция.

 Знакомя детей с пейзажными  произведениями, воспитатель раскрывает  перед ними картины окружающего  мира: быт, труд людей. При этом  не ограничиваются только перечислением  изображенных на картине людей, предметов, а, прежде всего, раскрывает  значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, раскрывает, что побудило художника написать  эту картину. При детальном рассматривании  картины, анализе изображенного  на ней детей учат устанавливать  взаимосвязи содержании произведения: не только отвечать, что видит  ребенок на полотне, но и уметь  объяснить, почему художник посвятил  картину данной теме, какие средства  выразительности использован, чтобы  раскрыть содержание задуманного. При качественном преподнесении  пейзажа у ребенка формируется  и развивается интерес к другим  видам и жанрам изобразительного  искусства, стремление обогатить  свои знания за счет новых  накоплений.

Коммуникативная функция.

 

 Особое место пейзажная живопись  занимает в развитии речи. Ведь  речь ребенка - показатель того, насколько  он понял содержание произведения. Приобщая детей к пейзажной  живописи, как виду искусства, опосредованно  отражающему реальный мир, необходимо  учитывать особенности развития  словаря, связанной речи ребенка, чуткость к языковым явлениям  и ориентировку на смысловую  значимость языка.

Воспитательная функция.

 Более полное познание детьми  произведения пейзажной живописи  позволяет воспитателю не только  развивать интерес к живописи, но и формировать первоначальные  основы мировоззрения. Искусство  способствует воспитанию различных  чувств. Так, при ознакомлении с  пейзажной живописью у детей  активизируется интерес к общественной  жизни, к различным видам человеческой  деятельности, отношением его к  процессам труда, к ценностям, которые  создает народ, к художественному  творчеству. Дети обогащают свой  нравственный опыт, любовь к Родине. У них формируется нравственное  сознание.

С помощью пейзажной живописи развивают мыслительную деятельность старших дошкольников; умение делать обобщения на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Внутренняя речь помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как - бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства. При рассматривании пейзажей у ребенка формируются и развиваются не только перцептивные действия, но и система сенсорных комплексных ощущений, дающих целостное восприятие художественного произведения. В процессах ознакомления с пейзажами у детей формируются и расширяются научные знания линейной, воздушной перспектив, композиции, возможности цвета,

техники изображения. В результате ребенок осваивает своеобразную терминологию, тем самым, расширяя свой словарный запас.

В работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года (многокрасочность золотой осени, прозрачность весны) Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картины, но чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу (радость, грусть).

Искусствоведческое занятие.

 Структура искусствоведческого  занятия может быть примерно  такой:

1. Вводная часть.

 Здесь воспитатель эмоционально  настраивает детей на дальнейшее  восприятие художественных произведений. Это могут быть интересные  игровые ситуации («Почему ошибся  художник?», «Нади ошибку в картине», ситуации, где дети организовывают  и «посещают» выставки художественных  произведений, вернисажи).

2 Основная часть.

 Сообщение названия картин, с которыми предстоит познакомить  детей. Назвать фамилии художников. На одном занятии в старшей  и подготовительной группе можно  показать 2-3 знакомых произведения  и одно произведение новое, незнакомое  детям. Применяя различные методы  работы, воспитатель учит сравнивать  художественные произведения, формирует  умение видеть и понимать идею  и содержание произведения. Делать  это нужно нескучно, ненавязчиво, интересно, занимательно.

 После рассматривания и сравнения  художественных произведений можно  провести дидактические игры  на закрепление полученных знаний.

 

3. Заключительная часть.

 В этой части воспитатель  совместно с детьми анализирует  новые полученные знания, дети  делятся своими впечатлениями, проводится  анализ активности детей на  занятии.

 Большую часть работы на  таком занятии занимают искусствоведческие  рассказы. Выбор искусствоведческого  рассказа как метода ознакомления  с пейзажной живописью обусловлен  содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической  взаимосвязи его элементы.

Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названия картины, и фамилии художника, о чем написан пейзаж, что самое главное в картине, как оно изображено (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения), что красивого показал художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина. На первых этапах ознакомления детей с пейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.

Одним из часто встречающихся методов работы - это образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Этот метод дает возможность на примере воспитательского качественного рассказа выстроить ребенку свой рассказ.

 В практике работы со старшими  детьми можно использовать работу  с дифференцированными подгруппами. В такие подгруппы включаются  дети, имеющие одинаковый уровень  интеллектуального и эмоционального  развития и приблизительно одинакового  понимающие содержание пейзажей, выражающие свое впечатления  в речи. Есть следующие уровни  понимания пейзажной живописи  ребенка:

    • § высокий уровень: отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина, что хотел показать художник, написав эту картину?

 

    • средний уровень: отвечает на вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает, что картина рассказывает именно об этом, слабо использует в речи эпитеты, образные сравнения.

 

    • низкий уровень: затрудняется отвечать на поставленные вопросы, вскрывает несущественные связи и содержание пейзажей, не умеет находить выразительные средства.

 Также есть и показатели  уровней эмоционально - личностного  отношения дошкольников к произведениям  пейзажной живописи.

 В свободное от занятий  время или по желанию ребят  используют разнообразные дидактические  игры по ознакомлению с пейзажами. Например, «Узнай по описанию», «Что  было бы, если бы художник изменил . . . ?» «Найди общее», и т.д.

Экскурсии. Выставки.

 

 Особый эмоциональный заряд  дети получают во время экскурсий  в «Зал искусств». В некоторых  современных ДОУ есть условия  для организации выставок репродукций  пейзажей. Здесь дети приобретают  навык культурного общения с  художественными произведениями, навыки  посещения музеев, который в дальнейшем  они будут посещать без взрослых. Тем самым у детей формируется  умение обмениваться впечатлениями  при просмотре картины спокойно, ровным голосом, а когда нужно  сказать громко, руку поднимать  не нужно, как это бывает на  занятиях. По желанию детей можно  подготовить из числа воспитанников  «экскурсоводов», которые самостоятельно  смогли бы рассказать о 2-3 художественных  произведениях, их авторах и своеобразной  манере пейзажей.

Индивидуальная работа.

 

 Проводится с детьми, которые  на занятиях по изобразительному  искусству не усвоили знания  о новых произведениях, а также  с замкнутыми, застенчивыми ребятами, с рассеянным вниманием, не проявившими  никакого интереса в пейзажной  живописи, со слаборазвитой эмоциональной  сферой. Индивидуальная работа осуществляется  и с детьми одаренными, у которых  ярко выражен устойчивый интерес  к произведениям пейзажной живописи  и изобразительной деятельности, отличающимися высокой активностью, развитой эмоциональной речью.

 

 Если с первыми детьми  воспитатель может ограничиться  лишь подробным рассматриванием  одного - двух произведений, то со  вторыми возможно использовать  сочетание деятельностей; рассматривание  пейзажей, чтение пейзажной литературной  лирики и самостоятельная художественная  деятельность детей.

 

Развлечения.

 

 Одной из форм приобщения  дошкольников к пейзажной живописи  являются развлечения. Структура  может быть следующей (разберем  на примере одного из них). Развлечение «Как прекрасен наш мир» может состоять из следующих моментов:

Информация о работе Формы и методы знакомства детей средней ( старшей, подготовительной к школе) группы с пейзажной живописью