Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 22:07, контрольная работа
В последние годы уделяется все больше внимания вопросам эффективного использования изобразительного искусства в работе с детьми. Многие педагоги, искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса средствами изобразительного искусства. Исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста изобразительного искусства говорят о том, что у детей уже с раннего детства появляются интересы к различным видам и жанрам искусства, и на их основе увлеченность рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, развиваются познавательные потребности как структурные компоненты творческого потенциала ребенка.
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Институт бизнеса, психологии и управления
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра педагогики и инновационной деятельности
Контрольная работа
по дисциплине
Теория и методика развития детского изобразительного творчества
на тему
«Формы и методы знакомства детей средней ( старшей, подготовительной к школе) группы с пейзажной живописью».
Выполнила студентка: Муравьева Надежда Владимировна
(подпись)
(подпись)
Химки
2014
В последние годы уделяется все больше внимания вопросам эффективного использования изобразительного искусства в работе с детьми. Многие педагоги, искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса средствами изобразительного искусства. Исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста изобразительного искусства говорят о том, что у детей уже с раннего детства появляются интересы к различным видам и жанрам искусства, и на их основе увлеченность рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, развиваются познавательные потребности как структурные компоненты творческого потенциала ребенка. Он учится всматриваться в образ картины, скульптуры, находить и различать способы изображения.
Ознакомление детей дошкольного возраста с пейзажной живописью создает условие для их дальнейшего психического, нравственно эстетического развития и формирует начало художественного творчества.
Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.
Пейзаж (местность, страна, родина)
- жанр изобразительного
Пейзаж может носить исторический, героический, лирический, эпический характер. Например, пейзажи Левитана И. часто именуются «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами.
Художников, работающих в области
пейзажного жанра называют
Знакомство детей средней группы с пейзажной живописью осуществляется через познавательные и коммуникативные функции предмета.
Познавательная функция.
Знакомя детей с пейзажными
произведениями, воспитатель раскрывает
перед ними картины
Коммуникативная функция.
Особое место пейзажная
Воспитательная функция.
Более полное познание детьми
произведения пейзажной
С помощью пейзажной живописи развивают мыслительную деятельность старших дошкольников; умение делать обобщения на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Внутренняя речь помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как - бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства. При рассматривании пейзажей у ребенка формируются и развиваются не только перцептивные действия, но и система сенсорных комплексных ощущений, дающих целостное восприятие художественного произведения. В процессах ознакомления с пейзажами у детей формируются и расширяются научные знания линейной, воздушной перспектив, композиции, возможности цвета,
техники изображения. В результате ребенок осваивает своеобразную терминологию, тем самым, расширяя свой словарный запас.
В работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года (многокрасочность золотой осени, прозрачность весны) Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картины, но чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу (радость, грусть).
Искусствоведческое занятие.
Структура
1. Вводная часть.
Здесь воспитатель
2 Основная часть.
Сообщение названия картин,
с которыми предстоит
После рассматривания и
3. Заключительная часть.
В этой части воспитатель
совместно с детьми
Большую часть работы на
таком занятии занимают
Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названия картины, и фамилии художника, о чем написан пейзаж, что самое главное в картине, как оно изображено (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения), что красивого показал художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина. На первых этапах ознакомления детей с пейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.
Одним из часто встречающихся методов работы - это образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Этот метод дает возможность на примере воспитательского качественного рассказа выстроить ребенку свой рассказ.
В практике работы со
Также есть и показатели
уровней эмоционально - личностного
отношения дошкольников к
В свободное от занятий
время или по желанию ребят
используют разнообразные
Экскурсии. Выставки.
Особый эмоциональный заряд
дети получают во время
Индивидуальная работа.
Проводится с детьми, которые
на занятиях по
Если с первыми детьми
воспитатель может
Развлечения.
Одной из форм приобщения
дошкольников к пейзажной