Формирование профессиональных личностных качеств специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:56, реферат

Краткое описание

Мне, как будущему специалисту-инженеру наиболее интересным представляется рассмотрение процесса развития профессиональных личностных качеств инженера, что и определило цель данной работы: выделить и описать социально-психологические аспекты развития профессиональных личностных качеств инженера.
Задачи, решаемые в работе:
определить понятие «профессиональные личностные качества»;
выделить совокупность личностных качеств, являющихся профессионально значимыми для инженера;
описать условия развития выделенных качеств в процессе профессиональной подготовки инженера.

Файлы: 1 файл

реферат 1.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

      Профессиональное  самосознание — осознание субъектом норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств; это своего рода основа профессионального мировоззрения.

      Представленный  выше перечень личностных качеств специалиста  не претендует на исчерпывающий, но перечисленные  здесь профессиональные качества личности являются значимыми и необходимыми для специалиста-инженера, поскольку обеспечивают успешность в профессиональной деятельности и профессиональный рост. 

      3. Условия развития  профессиональных  качеств личности  специалиста

      Анализ  психолого-педагогической литературы [1; 2; 4; 7; 13] позволил выявить основополагающие условия успешного протекания процесса развития профессиональных качеств личности специалиста.

      С философской точки зрения, «условие» - это отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может; условия создают необходимую среду, в которой возникают данные явления, существуют и развиваются.

      Психологическими  условиями развития профессиональных качеств  специалиста, в том числе  и инженера являются: рефлексия, саморегуляция личности и мотивация.

      Под рефлексией понимают способность человека сознавать собственную деятельность, видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их и таким образом постепенно потреблять и производить культурные ценности, определять. Свое место в мире, знать вой возможности. Все это порождает свободную личность, обладающую достоинством.

      Рефлексия в социальной психологии выступает  в форме осознания действующим  субъектом – лицом или общностью  того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Она – не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выявление того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные представления. Когда содержанием последних выступает предмет деятельности совместной, развивается особая форма рефлексии – предметно-рефлексивные отношения. И поскольку профессия инженера всегда предполагает совместную деятельность, то развитие предметно рефлексивных отношений становится профессионально значимым качеством специалиста-инженера.

       Рефлексивные  процессы пронизывают профессиональную деятельность любого специалиста. Они  проявляются в процессе самоанализа  и самооценки индивидом собственной  деятельности и самого себя как ее субъекта. Без постоянного самоанализа  специалист был бы не в состоянии глубоко осознавать возникающие в практике проблемы, правильно выбирать пути, методы и средства их решения, критически оценивать и корректировать полученные результаты.

      Саморегуляция – возможность управления событиями окружающей среды и собственным поведением. В психологии разделяют две группы факторов саморегуляции. Внешние факторы: подкрепления и стандарты; внутренние факторы: самонаблюдение, процесс вынесения суждений и активная реакция на себя.

       Следующее психологическое условие, необходимое для успешной организации развития профессиональных личностных качеств — мотивация. Любая деятельность оценивается ее результатами. Если результаты растут, то усиливается мотивация деятельности.

       Важным  условием развития профессиональных качеств личности является уровень развития ее самосознания. Осознавая свои достоинства и недостатки, достижения и перспективы, сопоставляя их с требованиями профессиональной деятельности и своими целями, личность совершенствуется, становится субъектом собственного развития. Данное условие обеспечивается наличием у индивида профессиональной мотивации к выбранной профессии. Если выбор будущей профессии был сделан личностью на основе осознания своих интересов и увлечений, то можно говорить о наличии мотивации достаточной для включения механизмов профессионального самосовершенствования.

      С мотивацией тесно связано еще  одно условие развития профессиональных качеств личности – это способность  к личностному и профессиональному  самоопределению в динамичных условиях, к самостоятельному и инициативному, осознанному профессиональному росту в условиях выбора и личной ответственности, преодоления социальных и профессиональных стереотипов.

      Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что условиями эффективности  процесса развития профессиональных качеств личности инженера являются развитость мотивационного, когнитивного и oпe-рационально-деятельностного компонентов личности.

      На  развитие мотивационного компонента значительное влияние оказывает социальная ситуация становления специалиста: престиж профессии в обществе, востребованность специалистов данной профессии, увлеченность ближайшего окружения личности данной профессиональной деятельностью.

      Когнитивный компонент развивается при наличии  у личности, интереса и склонности к определенной профессиональной деятельности, а также рефлексии, саморегуляции и мотивации.

      Развитие  операционально-деятельностного компонента зависит от мотивационного и когнитивного компонентов от способности личности к самопознанию и саморазвитию.

      Таким образом, прослеживается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность между всеми условиями развития профессиональных качеств личности специалиста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      В результате выполнения данной работы были

  • сформулированы определения понятий «профессиональные качества личности»   и «профессионально значимые личностные качества» специалиста, раскрыто их содержание и перечислены факторы влияющие на их развитие;
  • выделены основные личностные качества специалиста-инженера, сформированность которых обеспечивает успешность и эффективность профессиональной деятельности;
  • определены условия формирования и развития профессионально значимых, качеств личности инженера: развитие технического творчества и коммуникативной компетентности, как основы продуктивного решения профессиональных задач; формирование ценностного отношения к инженерной деятельности и адекватной самооценки профессиональных возможностей и перспектив развития; высокий уровень самосознания личности, наличие у нее потребности в самосовершенствовании и способности к профессиональному самоопределению. Создание перечисленных условий в процессе получения индивидом профессионального образования дает возможность развивать отдельные компоненты профессиональной деятельности до высокого уровня.

     Дальнейшие  перспективы исследования проблемы развития профессиональных качеств личности специалиста могут быть связаны с  изучением динамики данного процесса на различных этапах профессиональной деятельности. Интересно также исследовать зависимость уровня профессионализма от стартовых условий личности, например, конкретных механизмов формирования профессиональных качеств личности будущих инженеров, имеющих различный уровень их сформированности на момент поступления в технический вуз.

      Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Типологический подход к личности профессионала // Психологические проблемы формирования личности профессионала: Сб. науч. тр. - М. : МГУ, 1991. - С. 9-66.
  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль. 1976,
  3. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М.,1993.
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб.пособие, - Екатеринбург, 2000.
  5. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., Воронеж, 1996.
  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. - Р н/Д: Феникс, 1996.
  7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
  8. Материалы научно- Методической конференции «Пути совершенствования качества подготовки специалистов». Тольятти; Изд-во Тольяттинского технического колледжа ВАЗа, 1998.
  9. Профессиональная педагогика/ Под ред. С.Я.Батышева. - М., 1997.
  10. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки ремесленников-предпренимателей/ Под ред. Э.Ф Зеера. - Екатеринбург, 2001.
  11. Рогов Е.И. Проблема диагностики развития личности в профессиональной деятельности. Воронеж. - 1990.
  12. Селезнева Н.А., Татур Ю.Г. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием: Учеб. пособие. М. : Исследовательский центр, 1991
  13. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996.

Информация о работе Формирование профессиональных личностных качеств специалиста