Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:56, реферат
Мне, как будущему специалисту-инженеру наиболее интересным представляется рассмотрение процесса развития профессиональных личностных качеств инженера, что и определило цель данной работы: выделить и описать социально-психологические аспекты развития профессиональных личностных качеств инженера.
Задачи, решаемые в работе:
определить понятие «профессиональные личностные качества»;
выделить совокупность личностных качеств, являющихся профессионально значимыми для инженера;
описать условия развития выделенных качеств в процессе профессиональной подготовки инженера.
Профессиональное самосознание — осознание субъектом норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств; это своего рода основа профессионального мировоззрения.
Представленный
выше перечень личностных качеств специалиста
не претендует на исчерпывающий, но перечисленные
здесь профессиональные качества личности
являются значимыми и необходимыми для
специалиста-инженера, поскольку обеспечивают
успешность в профессиональной деятельности
и профессиональный рост.
3. Условия развития профессиональных качеств личности специалиста
Анализ психолого-педагогической литературы [1; 2; 4; 7; 13] позволил выявить основополагающие условия успешного протекания процесса развития профессиональных качеств личности специалиста.
С философской точки зрения, «условие» - это отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может; условия создают необходимую среду, в которой возникают данные явления, существуют и развиваются.
Психологическими условиями развития профессиональных качеств специалиста, в том числе и инженера являются: рефлексия, саморегуляция личности и мотивация.
Под рефлексией понимают способность человека сознавать собственную деятельность, видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их и таким образом постепенно потреблять и производить культурные ценности, определять. Свое место в мире, знать вой возможности. Все это порождает свободную личность, обладающую достоинством.
Рефлексия
в социальной психологии выступает
в форме осознания действующим
субъектом – лицом или
Рефлексивные процессы пронизывают профессиональную деятельность любого специалиста. Они проявляются в процессе самоанализа и самооценки индивидом собственной деятельности и самого себя как ее субъекта. Без постоянного самоанализа специалист был бы не в состоянии глубоко осознавать возникающие в практике проблемы, правильно выбирать пути, методы и средства их решения, критически оценивать и корректировать полученные результаты.
Саморегуляция – возможность управления событиями окружающей среды и собственным поведением. В психологии разделяют две группы факторов саморегуляции. Внешние факторы: подкрепления и стандарты; внутренние факторы: самонаблюдение, процесс вынесения суждений и активная реакция на себя.
Следующее психологическое условие, необходимое для успешной организации развития профессиональных личностных качеств — мотивация. Любая деятельность оценивается ее результатами. Если результаты растут, то усиливается мотивация деятельности.
Важным условием развития профессиональных качеств личности является уровень развития ее самосознания. Осознавая свои достоинства и недостатки, достижения и перспективы, сопоставляя их с требованиями профессиональной деятельности и своими целями, личность совершенствуется, становится субъектом собственного развития. Данное условие обеспечивается наличием у индивида профессиональной мотивации к выбранной профессии. Если выбор будущей профессии был сделан личностью на основе осознания своих интересов и увлечений, то можно говорить о наличии мотивации достаточной для включения механизмов профессионального самосовершенствования.
С
мотивацией тесно связано еще
одно условие развития профессиональных
качеств личности – это способность
к личностному и
Обобщая
все вышесказанное, можно утверждать,
что условиями эффективности
процесса развития профессиональных качеств
личности инженера являются развитость
мотивационного, когнитивного и oпe-рационально-
На развитие мотивационного компонента значительное влияние оказывает социальная ситуация становления специалиста: престиж профессии в обществе, востребованность специалистов данной профессии, увлеченность ближайшего окружения личности данной профессиональной деятельностью.
Когнитивный
компонент развивается при
Развитие
операционально-
Таким
образом, прослеживается тесная взаимосвязь
и взаимообусловленность между всеми
условиями развития профессиональных
качеств личности специалиста.
Заключение
В результате выполнения данной работы были
Дальнейшие перспективы исследования проблемы развития профессиональных качеств личности специалиста могут быть связаны с изучением динамики данного процесса на различных этапах профессиональной деятельности. Интересно также исследовать зависимость уровня профессионализма от стартовых условий личности, например, конкретных механизмов формирования профессиональных качеств личности будущих инженеров, имеющих различный уровень их сформированности на момент поступления в технический вуз.
Литература
Информация о работе Формирование профессиональных личностных качеств специалиста