Формирование профессиональных личностных качеств специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:56, реферат

Краткое описание

Мне, как будущему специалисту-инженеру наиболее интересным представляется рассмотрение процесса развития профессиональных личностных качеств инженера, что и определило цель данной работы: выделить и описать социально-психологические аспекты развития профессиональных личностных качеств инженера.
Задачи, решаемые в работе:
определить понятие «профессиональные личностные качества»;
выделить совокупность личностных качеств, являющихся профессионально значимыми для инженера;
описать условия развития выделенных качеств в процессе профессиональной подготовки инженера.

Файлы: 1 файл

реферат 1.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

      Введение 

      Профессиональная  деятельность специалиста, как и  любой другой вид деятельности человека, тесно связана с особенностями  его личности, которая является продуктом  и регулятором деятельности. Личностные качества специалиста любой профессии  во многом определяют успешность и качество профессиональной деятельности человека. Для каждой профессии определены профессионально значимые качества личности, формирование и развитие которых является обязательным в процессе его профессиональной подготовки в образовательных учреждениях. Профессиональное становление специалиста предполагает социальное воздействие на личность, ее включение в разнообразные виды деятельности (познавательную, коммуникативную, профессиональную и др.), имеющие целью формирование системы профессионально важных качеств, форм поведения и индивидуальных стилей выполнения профессиональной деятельности.

      Однако, современные ученые [8; 10] в своих исследованиях называют целый ряд проблем, существующих в системе профессиональной подготовки специалистов и связанных с развитием у студентов профессиональных качеств личности. Наиболее распространенными из них являются следующие:

- обезличенный  характер обучения, которое строится  без учета индивидуальных, в том  числе и мотивационных, особенностей  студентов, что затрудняет становление индивидуального стиля профессиональной деятельности специалиста, адекватного восприятия студентом себя как личности и профессионала;

- отрыв  теоретического обучения от практики, от профессионального труда,  в результате приобретенные знания и умения оказываются либо ненужными, либо с трудом и далеко не полностью воплощаются в живой деятельности, осуществляющейся в динамичных условиях;

- недостаточная  психологическая подготовка будущих  специалистов к трудностям адаптационного  периода в самостоятельной профессиональной деятельности, состояния напряженности, присущие этому периоду, специфическим образом влияют на деятельность, обуславливая возможность закрепления дефектных форм деятельности;

- слабая  целенаправленность формирования внутренних средств самоорганизации студентом жизнедеятельности и профессиональной деятельности, а именно в процессе профессиональной подготовки почти не обеспечивается самостоятельность студента как субъекта учебной деятельности и его дальнейший, самостоятельный личностный и профессиональный рост;

- преобладание  традиционных форм обучения, проверенных  традицией и опытом, но не в  полной мере адекватных новым  реалиям работы специалиста, новые  формы обучения основаны скорее  на эмпирике, чем на теории, связывающей цели, содержание, процесс и результат;

      - доминирующая ориентация на подготовку  специалистов, способных решать  определенный круг обычно уже  сформулированных задач, в то  время как современное общество  нуждается в профессионалах, способных  к самостоятельному поиску, определению, решению профессиональных задач в контексте более широком, чем собственно профессиональная деятельность.

      Безусловно, в рамках данной работы указанные  проблемы не могут быть решены, но именно в них просматриваются социально-психологические аспекты  развития профессиональных качеств личности специалиста в целом и инженера в частности, а именно: мотивационная основа профессионального саморазвития личности, требования, предъявляемые к специалисту профессиональной практикой, развитие личности в процессе профессиональной подготовки, способность индивида к самоорганизации, самосовершенствованию и творческому решению профессиональных задач.

      Мне, как будущему специалисту-инженеру наиболее интересным представляется рассмотрение процесса развития профессиональных личностных качеств инженера, что и определило цель данной работы: выделить и описать социально-психологические аспекты развития профессиональных личностных качеств инженера.

      Задачи, решаемые в работе:

  • определить понятие «профессиональные личностные качества»;
  • выделить совокупность личностных качеств, являющихся профессионально значимыми для инженера;
  • описать условия развития выделенных качеств в процессе профессиональной подготовки инженера.

      Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение практического опыта по теме исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Профессиональные  личностные качества  и факторы, определяющие  их развитие

     Формированию  профессиональных качеств личности посвящены исследования А.К.Альбухановой-Славской, В.Г.Асеева, Н.В.Кузьминой, Е.И.Рогова, Э.Ф.Зеера и др.[1; 2; 3; 4; 11] В данных исследованиях под профессиональными понимаются качества личности, которые обеспечивают ей овладение на достаточно высоком уровне той или иной профессией, качественное выполнение профессиональный деятельности и дальнейший профессиональный рост.

     Анализ  психолого-педагогической литературы позволяет выделить еще одно понятие, тесно связанное с профессиональными качествами личности — “профессионально-значимые качества личности”. Под профессионально-значимыми качествами понимаются индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее освоения (В.Д. Шадриков) [13]. К данным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема профессионально значимых качеств. К.М. Левитан [9] под профессионально-значимыми качествами понимает как постоянное, закрепившееся отношение индивида к своей профессии, к себе, к труду, людям, вещам и определенную систему мотивов, форм и способов профессионального поведения, в котором эти отношения реализуются. Таким образом, в данном определении понятие “профессионально-значимое” объединяет внутреннее и внешнее и заключает в себе взаимосвязь субъективации и объективации.

     В исследованиях Э.Ф.Зеера [10] представлена теоретическая модель формирования и развития профессионально значимых качеств личности, включающая в себя следующие компоненты: мотивационный (потребность успешно решать профессиональные задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны и т.д.); когнитивный (понимание профессиональных задач, оценка их значимости, знание способов решения, представление о вероятных изменениях трудовой обстановки и т.д.); операционно-деятельностный (адекватные требованиям профессиональной деятельности черты характера, способности, особенности восприятия, мышления, эмоциональных и волевых процессов).

     В результате анализа исследований вышеуказанных авторов были выделены факторы, определяющие развитие профессиональных качеств личности специалиста, а именно: общие и специальные способности личности, взаимодействие личности с социально-профессиональными группами и средствами труда, биологическая организация индивида, социально-экономическая ситуация, в которой живет и трудится личность, характер профессиональной деятельности, активность личности, ее потребности в саморазвитии и  самоактуализации, система объективных профессиональных требований к личности, диктуемых особенностями самой профессии. Решающее значение в профессиональном становлении личности специалиста, по мнению исследователей принадлежит социально-профессиональной активности индивида и социально-экономическим условиям становления профессионала. Биологические факторы при этом выполняют функцию предпосылок профессионального развития, влияют на его темп, а также на профессиональную пригодность и результативность труда.

     Следует, однако, отметить, что вышеперечисленные  факторы влияют на развитие профессиональных качеств личности, но не гарантируют их высокий уровень профессионализма специалиста. Развитость профессиональных личностных качеств лишь создает предпосылку улучшения профессиональной деятельности, но не означает высокую квалификацию специалиста.

     Кроме того, достижение высокого уровня профессионализма возможно лишь благодаря интеграции профессионально значимых качеств, индивидуально-личностных особенностей субъекта деятельности. Только вследствие комплексного использования своих знаний, умений, индивидуально-личностных особенностей, профессионально значимых качеств специалист сможет эффективно решать профессиональные задачи. 

      2. Профессионально-значимые  качества личности  специалиста-инженера

      В условиях экономических реформ, происходящих в России, необходимости развития промышленности на новом техническом уровне, интеграции российской экономики в мировую систему вопрос о профессиональных качествах специалиста, в том числе инженера, становится чрезвычайно важным, так как происходит переоценка роли инженера в современном обществе. Коренным образом изменился характер его деятельности. В настоящее время деятельность профессионала противопоставляется активности исполнителя, в отличие от которого профессионал владеет деятельностью в целом, удерживает ее предметность в многообразных ситуациях, способен к построению деятельности, ее изменению.

      Задачи  воспитания специалиста-инженера нового типа в контексте происходящих в  нашей стране изменений требуют  более полного учета личностных качеств, определяющих результативность деятельности профессионала. 

      В результате анализа научно-педагогической литературы [1; 6; 9; 10; 12] по теме работы мы выделили представленные ниже основные профессионально-значимые личностные качества специалиста-инженера.

      Целеустремленность — способность личности ставить цели и мобилизовать себя на их достижение.

      Организованность — способность управлять своей деятельностью так, чтобы ее результат был максимально эффективен, а сама деятельность осуществлялась рационально, планомерно и упорядоченно. В основе организованности лежат такие качества личности как самоконтроль, умение ставить цели и целеустремленность, рациональность, самодисциплина, способность мобилизовать себя для выполнения труда.

      Предприимчивость  и профессиональная активность — способность к проявлению профессионального энтузиазма и инициативы, самостоятельность, готовность принимать решения и нести ответственность за свои действия. Данное качество основано на таких личностных характеристиках как энтузиазм, инициативность, самостоятельность, интерес к работе, деловитость.

      Социально-профессиональная мобильность — готовность и способность к быстрой смене профессии, выполняемых профессиональных функций, места работы. Социально-профессиональная мобильность основана на таких качествах личности как пластичность, обучаемость, адаптивность.

      Коммуникативность и способность  к кооперации — способность эффективно общаться и сотрудничать в трудовом коллективе, правильно и доступно выражать свои мысли в письменном и устном виде, умения слушать и входить в контакт, передавать информацию, получать и обрабатывать ее, готовность работать совместно с другими людьми, чувство взаимопомощи и чувство единства в команде. Коммуникативность и способность к кооперации основываются на таких личностных качествах как общительность, толерантность, социальная интуиция, коллективизм, внимательность к окружающим, экстравертность.

      Креативность  — способность создавать новые, необычные, оригинальные объекты и идеи, отклоняться от традиционных схем мышления. В основе креативности лежат творческий потенциал и способности личности.

      Эстетическая  чувствительность — свойство личности ощущать прекрасное в реальной действительности, художественное восприятие, ощущение красоты. Данное качество основано на субъективно усвоенных эталонах красоты и психологических механизмах субъективного соотнесения объективной реальности с усвоенными эталонами.

      Специальная компетентность — это качество личности, характеризующее уровень знаний, умений и навыков по специальности и способность к их использованию в профессиональной деятельности. Специальная компетентность основана на интеллектуальных способностях личности.

      Социально-правовая компетентность — это знания и умения человека в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального поведения.

      Аутокомпетентность — адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и возможностях.

Информация о работе Формирование профессиональных личностных качеств специалиста