Формирование познавательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:16, реферат

Краткое описание

Педагоги, отмечая равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения. Однако зачастую активизация сводится либо к усилению контроля над работой учащихся, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных технологий, резервных возможностей психики.

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.docx

— 26.98 Кб (Скачать)

Самостоятельная работа – не однозначное понятие, она  может принимать разные формы, способы  и приемы. Во время объяснения нового материала учитель обязан привлекать учащихся к самостоятельной работе. Применяю разнообразные приемы:

Объяснение нового материала, например, по теме: «Круговорот  воды в природе», в нужный момент ставится вопрос: «А почему это происходит?; «Где еще вы встречались с этим явлением?; «А что произошло бы, если этого явления в природе не существовало?» и т. д. Принимаются, поощряются все ответы детей, ответы совместно анализируются, делается вывод.

Второй прием: «Самостоятельно  прочитайте правило в учебнике и  попробуйте объяснить это явление».

Третий прием. Объяснение материала. Постановка вопросов  (можно  в письменном виде). Задание на дом: прочитайте рассказ, текст, статью и  т. д., ответьте на данные вопросы.

Четвертый прием. Прервав объяснение, демонстрирую наглядное пособие, макет, фотоснимки, чертеж,  и т. д. Задается вопрос: «Что изображено?». Школьники не только закрепляют полученные только что знания, но и рассуждают, ищут оригинальный ответ, практически участвуют в познавательном процессе, приобретая знания и навыки.

Пятый прием. Перед  объяснением нового материала дается для прочтения рассказ, параграф и т. д. Необходимо подготовиться  ответить на поставленные вопросы.  

Дети активно включаются и в другие виды самостоятельной  работы. Так, например, при изучении темы: «Дикие и домашние животные», детям было предложено сочинить самостоятельно рассказ или сказку о животном, которое ему особенно нравится, но на этом работа не ограничивалась, во второй части работы детям было дано задание: найти в энциклопедии сведения об этом же животном, выписать главное. Такая работа преследует многообразие целей: совершенствование грамматического строя речи, обогащение лексики, привитие работы с научной литературой, воспитание гуманного отношения к животному миру, культура оформления своей работы, взаимосвязь с библиотекой, привитие любви к чтению. Кроме того, ребенок, выступая со своей работой перед классом, младшими детьми приобретает навыки публичной речи,  повышается его внутреннее «Я». Такая работа,  безусловно,  способствует развитию познавательной активности ученика.

Использование ТРИЗ-приемов

Эффективными и  развивающими, побуждающими к активной мыслительной деятельности, способствующими  развитию всех видов памяти, внимания, восприятия, речи являются приемы, основанные на противоречиях – всем известной  теории решения изобретательских задач. Эти приемы очень просты, но высокоэффективны. Такие приемы   приучают детей  мыслить, выходя за рамки  стереотипов, мышление становится гибким, нестандартным, развивается воображение.

Мозговой штурм (мозговая атака) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения  различных проблем. Его цель –  организация коллективной мыслительной деятельности по поиску путей решения  той или иной проблемы.  

Использование мозгового  штурма в учебном процессе позволяет  решить следующие задачи:

- творческое усвоение детьми учебного материала;

- связь теоретических знаний с практикой;

- активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

- формирование способности концентрировать внимание и прилагать мыслительные усилия;

- формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. 

С детьми этот прием  называем «Разминка». Перед началом  разминки детям дается соответствующая  установка, например: «Ребята, вам будет  предложена серия простых вопросов, однако работа усложняется тем, что  ее придется выполнять в высоком  темпе. Ваша задача: прослушать очень  внимательно каждый вопрос, как можно  быстрее дать на него четкий ответ». После этого работа должна проходить  в форме учебного диалога. Учащиеся могут отвечать хором, не поднимая руки (цель: кто быстрее).  

Возможный вариант  разминки:

- Какое сегодня число?

- Какой день недели был вчера?

- У стола 4 угла. Один угол отпилили. Сколько осталось?

- Как правильно сказать 5  + 7 равно одиннадцати или адиннадцати? (двенадцати).

- Какая третья буква в слове вокзал? А четвертая в слове солнце?

- Сколько будет 6 + 6 : 6? (7, потому что первое действие деление).

- Может ли муж жениться на сестре своей вдовы?

- Сколько дней в ноябре?

- Сколько букв в имени белобоки?

- Как называется третья буква алфавита с конца? А пятая сначала?

- Что мы слышим в начале урока? (букву У).

- Сколько девяток в ряду от 1 до 100?

- Реши задачу: «Представь, что ты шофер. В твоем автобусе 18 мест занято мужчинами и 12  - женщинами, кроме того, 4 ребенка стоят. Сколько лет шоферу?». 

Такие разминки придают  дух соревновательности, концентрируют внимание, развивают у детей умение переключаться с одного вида деятельности на другой, устанавливается межпредметная связь. Кроме того, после проведения такой разминки в начале урока, у ребенка значительно повышается интерес к учению, он активнее работает на протяжении всего урока.

Задания для подобных разминок подбираются в соответствии с уровнем знаний, общего развития учащихся. Разминки усложняются постепенно. Вот пример усложненной разминки, ответы которой записываются в тетрадь:

- К количеству букв в названии столицы нашей Родины прибавьте количество звуков в слове КОНЬ. Запишите ответ.

- От десятой части температуры кипения воды отнимите количество сантиметров, содержащихся в одном дециметре. Запишите ответ.  

Еще к одной из разновидностей разминки можно отнести  прием, позаимствованный из программированного обучения – цифровой диктант. Этот вид работы является более простым, чем предыдущие, так как от учащихся требуется не формулировка ответа на тот или иной вопрос, а умение правильно отреагировать на утверждение  учителя.  

Если ребенок считает  высказывание  педагога правильным, он должен молча поставить в тетради  цифру 1, если нет – 0. Ответы группируются в трехзначные числа, которые  можно быстро проверить.  

Приведем пример цифрового диктанта:

Я утверждаю, что:

1. 48 делится на 6 без  остатка. 

2. Столица Белоруссии  – Киев.

3. Автор сказки  «О рыбаке и рыбке» - Михалков.

4. Кораллы – это  растения.

5. Следующее сочетание  звучит правильно в следующем  написании: «нет носков и чулок».

6. Существительное  ТЮЛЬ – мужского рода. И т.  п. 

На коррекционных  занятиях, а также уроках по развитию речи, внеклассных мероприятиях эффективными оказались лингвистические игры.  М. Горький писал, что «именно  на игре со словом ребенок учится тонкостям  родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют духом языка». Многообразие игр позволяет  во многих направлениях успешно  решать не только речевые задачи, поставленные программой обучения, но и активизируют детей, формируют творческие способности, умение общаться, понимать тонкости родного  языка.  Это всевозможные игры со словом, по составлению бесконечных  предложений, путем их распространения, сочинение небылиц,  что детям  очень нравится сочинение загадок  по опорам А. Нестеренко, когда дети учатся сравнивать объекты, находить в  них сходства и различия, оформляют  свои сборники собственносочиненных загадок. 

Эффективный прием, позволяющий достичь многообразие целей в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии – это драматизация.

Л. С. Выготский объяснял пользу драматизации двумя причинами. Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, по словам Л. С. Выготского «наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием», во-вторых, она «ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества. И поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом, между прочим, и заключается наибольшая ценность детской театрализованной постановки». (Выготский Л. С. Воображение и творчество в школьном возрасте. М., 2001). 

Таким образом, драматизация оказывает мощное воздействие на общее развитие ребенка, способствует развитию творческих способностей. Исследователи  П. О. Афанасьев, М. А. Рыбникова, Е. Е. Соловьева, Н. Н. Щепетова, Н. А. Щербакова отмечают положительное влияние драматизации на развитие речи учащихся – обогащение лексического запаса детей, правильное построение предложений,  интонационную окраску речи. В нашей практической работе с детьми это подтверждается. 

Основой для драматизации  послужили образцы детской литературы, помещенные в учебниках по литературному  чтению,  а также и для внеклассного чтения. Разыгрывание отдельных сюжетов  того или иного произведения, разыгрывание полностью небольших сказок, рассказов, стихотворений помогают лучше усвоить  произведение, почувствовать его  смысл, дети хотят быть похожими на положительных героев, совершать  их хорошие поступки. Драматизация помогает создать на уроке естественную речевую среду, которая вызывает у детей желание общаться, таким  образом, повышается коммуникативность речи. Драматизация способствует формированию эмоций. Подкрепляя произносимые слова реальными действиями, движениями, или, вглядываясь и вслушиваясь, как это делают другие, учащиеся в той или иной мере перевоплощаются в определенного героя, проникаются тем или иным «авторским» чувством, учатся эти чувства переживать, и уроки литературного чтения в какой-то степени становятся уроками чувств. Кроме того, участие в драматизации побуждает ребенка более тщательно изучить произведение, проанализировать его.  

В рамках МОУ СОШ  «Перспектива» с целью создания единства между школой и семьей в  проблеме обучения, воспитания детей  создаем совместные проекты по драматизации. Например, задолго перед праздником Нового года совместно с детьми, родителями, преподавателями создавался  режиссерский проект спектакля «Двенадцать месяцев» -  коллективно  написан, обсужден сценарий спектакля, распределялись роли, готовились костюмы, атрибуты, и как завершение проекта – спектакль, в котором играли роли и дети, и родители, и преподаватели. Безусловно, такая совместная деятельность вносит неоспоримую значимость в развитии ребенка, побуждает его к познанию, формируется положительное отношение к школе и к учению.

Информация о работе Формирование познавательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья