Формирование познавательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:16, реферат

Краткое описание

Педагоги, отмечая равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения. Однако зачастую активизация сводится либо к усилению контроля над работой учащихся, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных технологий, резервных возможностей психики.

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.docx

— 26.98 Кб (Скачать)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С  ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

 

Педагоги, отмечая  равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень  развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные  формы, модели, способы, условия обучения. Однако зачастую активизация сводится либо к усилению контроля над работой  учащихся, либо к попыткам интенсифицировать  передачу и усвоение все той же информации с помощью технических  средств обучения, компьютерных информационных технологий, резервных возможностей психики. 

Проблема развития познавательной активности личности в  обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития ребенка, успешной его социализации и интеграции в общество требует на современном  развитии цивилизации принципиального  осмысления важнейших элементов  обучения (содержания, форм, методов) и  утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных  мероприятий, а создание дидактических  и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. 

Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых  обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной  деятельности, индивидуальное «Я». 

В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей и основной среди других видов деятельности, выполняемых  детьми.

Ребенок, поступивший  в школу с сохранными психическими и физическими функциями,  в  процессе начального обучения закономерно  приобретает черты произвольности, осмысленности, способности следовать  определенным правилам и нормам. В  ходе освоения полной структуры учебной  деятельности у ребенка младшего школьного возраста складываются базовые  способности теоретического сознания и мышления – анализ, планирование, рефлексия. Действие анализа направлено на выделение существенных отношений  в изучаемом материале, отчленении их от несущественных и случайных. Планирование обеспечивает построение взаимосвязанной системы умственных и практических действий по решению учебных задач. Рефлексия позволяет учащимся развернуто обосновывать правильность своих высказываний и действий. 

Формируясь  в  процессе учебной деятельности как  необходимые  средства  ее выполнения, анализ, рефлексия и планирование становятся особыми мыслительными  действиями, обеспечивающими ребенку новое и более опосредованное отражение окружающей действительности. По мере становления этих мыслительных действий у младших школьников принципиально новым образом развиваются и основные познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление.

Мышление приобретает  абстрактный и обобщенный характер. Мышление опосредует развитие других психических функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание, произвольность, обобщенность.  Восприятие приобретает характер организованного  наблюдения, осуществляющегося по определенному  плану.  Интеллектуальный характер приобретает память.  

Совсем иное дело обстоит при обучении детей с  нарушениями здоровья. В МОУ СОШ  «Перспектива» обучаю детей первой ступени. Контингент обучаемых мною детей составляет неоднородную группу по нарушениям здоровья  и проявлениям  дефектов развития. Это дети с задержкой  психического развития различного генеза, дети с РДА, эпилепсией, со снижением  остроты зрения и слуха. 

Исходными теоретическими положениями в своей работе с  детьми являются общепризнанные закономерности развития ребенка в норме и  при патологии. Увиденное Л. С. Выготским и выведенное им на уровне аксиомы значение культурно-исторического развития личности ребенка заложило основы для понимания движущих причин и условий становления человеческого индивидуума. В трудах Л. С. Выготского сказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширение зоны ближайшего развития, в которой закладываются и реализуются потенциальные возможности ребенка. <…>  

Ориентиром для  коррекционного воспитания детей с  перечисленными нарушениями в моей педагогической деятельности стали  работы А. В. Запорожца, который показал, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам, и каждый возрастной период значим для формирования личности ребенка.  

А. В. Запорожец обосновал  концепцию об амплификации  (расширение) детского развития, в ходе которой  предусматривается создание определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности ребенка, характерных  для каждого возрастного периода.  

Фундаментальным стержнем коррекционно-развивающего обучения и  воспитания с вверенными мне детьми является принцип единства диагностики  и коррекции отклонений в развитии каждого обучаемого. В тесном сотрудничестве со специалистами школы: дефектологом, психологом, логопедом выстраивается  направление работы с каждым ребенком индивидуально.  

Кроме того, был проведен тщательный анализ ситуации развития ребенка в семье – это  немаловажный фактор для построения среды обучения.

Непременным и значимым условием обучения и воспитания детей  с нарушениями здоровья считаю   включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

Формирование и  коррекция высших психических функций  происходит в процессе, как специальных  коррекционных занятий, так и  в процессе всей учебной деятельности. Через изменение содержания обучения и совершенствование методов  и приемов работы реализую личностно-ориентированный  подход к построению обучающего пространства. 

С помощью различных  средств: наглядных, организации соревнований, музыки, экскурсий и т. д. осуществляю  активизацию эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений и  использую их для развития практической деятельности, общения детей и  адекватного их поведения. 

Принципиально значимым в работе с детьми считаю расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием. 

Методы формирования познавательной активности учащихся  с нарушениями здоровья.  В  работе с детьми при их обучении применяю разнообразные методы организации  учебно-развивающей деятельности. Методы при необходимости сочетаются, обуславливают  друг друга. Особо эффективными на практике  оказались активные методы обучения. 

Активные методы – это методы, которые побуждают  детей к активной мыслительной и  практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.  Активное обучение предполагает использование  такой системы методов, которая  направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых  знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение  учащимися знаниями и умениями в  процессе активной мыслительной и практической деятельности.  Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Применение активных методов в деятельности преподавателя позволяют дать учащимся не только знания, но и обеспечивают формирование познавательных интересов  и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.  

А. Вербицкий интерпретирует сущность понятия активных методов  обучения следующим образом: «Активное  обучение знаменует собой переход  от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных  форм и методов организации дидактического процесса  к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении». 

Активные методы оправдали себя при работе с детьми в условиях школы «Перспектива».

Опираясь на научную  классификацию (М. Новик), применяю следующие  методы активного обучения.

Активные методы

Неимитационные (отсутствие модели изучаемого процесса  или деятельности, активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми)

- Тематические дискуссии

- Проблемные дискуссии

- Мозговой штурм 

Имитационные (наличие  модели изучаемого процесса; имитация индивидуальной или коллективной деятельности) 

Неигровые:

- дидактическиеигры;

- анализ ситуаций;

- театрализация;

- исследовательские;

- блиц-турниры. 

Побуждающим к познанию, самостоятельному поиску ответа на вопрос, творческому самовыражению ребенка  является исследовательский метод. Некоторые учителя считают, что  исследовательский метод недоступен большинству учащихся с нормальным ходом развития, не говоря уже о  детях, имеющих трудности в обучении  и является уделом лишь немногих. Такое  суждение не совсем объективно. Практика показывает, что данный метод оправдан. Дети активно включаются в исследовательскую  деятельность, когда перед ними встают интересующие их проблемы, загадки  окружающего мира. Речь идет об элементарных методах поисковой работы – никто  не требует, чтобы ученики делали открытия, обогащающие науку. Речь идет о творческом труде. Данный метод  приучает ребенка думать, что-то самостоятельно выискивать, находить самому те или  иные решения.  

На уроке окружающего  мира при изучении темы: «Водоемы»  ребенок задает вопрос: «А почему так  легко передвигается водомерка  по поверхности воды?». Появляется проблема,  и в таком случае ребенок не получает готового ответа, учитель  направляет, координирует поисковую  деятельность ребенка, предлагает  литературу по данной проблеме для самостоятельного изучения, определяются и проводятся совместные опыты, самостоятельные практические работы, делаются выводы, обобщения. Так постепенно ребенок дает сам ответ на поставленный им вопрос. Завершив работу, необходимо дать возможность ученику поделиться результатами своей деятельности с другими учащимися: выступить с сообщением перед  одноклассниками, учащимися школы, на научной конференции – и это очень важно для личностного роста ребенка. Как показала практика, после  маленького открытия, сделанного самостоятельно, у детей появляется интерес, желание еще больше узнать, в данном случае, о свойствах воды, отмечается также, что уровень познавательной активности у детей, сделавших даже самое маленькое открытие, значительно повышается.  

Эффективны также  и коллективные исследования. Так, например, при изучении раздела: «Устное народное творчество», были тщательно проанализированы русские народные сказки, помещенные в учебнике по чтению. В конце  изучения темы перед детьми была поставлена  проблема: распределить все изученные  сказки на три группы по тем или  иным признакам. При совместном обсуждении детьми была  произведена классификация  русских народных сказок: волшебные, бытовые, о животных. Так ученики самостоятельно сделали маленькое открытие в области русского фольклора. 

В процессе работы над  сказками происходит усвоение народной мудрости, развитие эмоциональной сферы, сказка  приобщает ребенка к  миру человеческих судеб, к миру истории. Работа со сказками многогранна. Живой  и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными  эпитетами, смысловой  поэтикой. Народ - непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся  детьми.  

В процессе работы над  сказками обогащается лексический  запас детей, происходит исследовательская  работа, например, по словообразованию – «Какие суффиксы использует народ  в сказке?». «Почему для названия одних героев народ использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, а для другого героя  в данной сказке не использует их?»  и т. д. 

К. И. Чуковский  считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке  человечность – эту дивную способность  волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий ее ребенок чувствует себя ее активным участником и отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».  

Самостоятельная деятельность детей

Трудной, кропотливой  работой при обучении детей с  нарушениями здоровья на практике оказалась  организация самостоятельной деятельности.  На начальном этапе обучения дети нуждаются в постоянной поддержке  учителя, выполняют все задания  только с помощью взрослого. Постепенно, применяя различные методы организации  самостоятельной деятельности обучаемых, формируются навыки самостоятельности. Предоставление учащимся возможности самостоятельно планировать собственную деятельность, выявлять ошибки, допускаемые в ходе собственных познавательных действий, вносить необходимую коррекцию в процесс осуществления своей деятельности – все это является сильной стороной обучения. 

Информация о работе Формирование познавательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья