Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:38, доклад
Вопрос о соотношении между развитием звукопроизношения и словарного запаса освещен в работах Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, А.К. Марковой.
О.Е. Грибова, описывая нарушения лексической системы у детей с общим недоразвитием речи, указывает на то, что одним из механизмов патогенеза является несформированность звуко-буквенных обобщений. Автор полагает, что уровень несформированности звуковых обобщений напрямую связан с уровнем развития речи.
Выводы
Известно, что для осуществления речевого общения необходимо умение выражать и передавать мысли, правильно отбирать слова для построения из них лексико-синтаксических конструкций. При общем недоразвитии речи трудности отбора слов и оперирования ими в процессе речевой коммуникации выступают достаточно отчетливо.
Исследования В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской и др. позволяют говорить также о том, что речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей лексико-семантической и структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели. С затруднениями в программировании содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев.
Спонтанное речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Овладение оценочной лексикой как условие формирования социальной активности старшего дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999. С. 252
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., 2006.
3. Белякова Л.И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов/ Под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М. – Воронеж, - 2001. – С.7.
4. Ванюхина Г.А. Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре семантического поля // Логопед. - 2006 - № 4
5. Винарская Е.Н. Дизартрия./ Библиотека логопеда. - М., 2005. – С. 51.
ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра коррекционной педагогики
и психологии
ДОКЛАД
На тему: «Формирование лексической стороны речи у детей с ОНР »
Выполнили:
Студентки 2 курса гр. «А»
Спец.(деф.) образования
Коваленко А.И.
Голубева Т.П.
Иванова Д.А.
Диденко Е.В
Саркисян К.Р.
Проверила:
Доц, канд.пед.наук
Калашникова В.А.
Ставрополь, 2012
Информация о работе Формирование лексической стороны речи у детей с ОНР