Формирование графических навыков у младших школьников с ЗПР в классах компенсирующего обучения на уроках письма

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:41, дипломная работа

Краткое описание

Введение Стр.3
Глава 1. Теоретические основы формирования графических навыков у младших школьников с ЗПР в классах компенсирующего обучения на уроках письма
1.1. Вопросы формирования графических навыков у младших школьников в психолого-педагогической литературе Стр.8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития.

1.3. Формирование графических навыков у младших школьников с задержкой психического развития
Глава 2. Исследование уровня сформированности графических навыков у младших школьников с ЗПР на уроках письма.
2.1. Теоретический подход к отбору методик обследования графических навыков младших школьников с ЗПР, страдающих дисграфией в классах компенсирующего обучения
2.2. Методики изучения формирования графических навыков младших школьников с ЗПР, страдающих дисграфией
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента, контрольного эксперимента. Результаты опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!!!!.docx

— 49.01 Кб (Скачать)

Важнейшую роль в формировании графических навыков играет овладение  ребенком технически правильными приемами письма и координации движений пишущей  руки. Нарушения координации движений и ручной моторики у детей с  ЗПР отмечается многими авторами (С.Г.Шевченко, У.В.Ульенкова, О.Н.Усанова, М.М.Безруких, С.П.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев и др.).

Графические движения, составляющие двигательный акт письма, относятся  к классу произвольных двигательных навыков, выполнение которых организуется многоуровневой функциональной системой. Взаимодействию различных областей коры головного мозга и обмену информации между ними в процессе речевой деятельности посвящены  исследования А.Р.Лурия, Л.В.Цветковой, В.И.Насоновой и др. По мнению авторов, межанализаторные связи обеспечиваются соответствующей структурной организацией головного мозга. Эпицентром этих связей являются обширные зоны, сложившиеся  на границе между затылочными, височными  и постцентральными областями коры и составляющие «зону покрытия»  корковых отделов слухового, зрительного, вестибулярного и кожно-кинестетического анализаторов. Процесс овладения  навыком письма подчиняется закономерностям  формирования любого двигательного  акта. Он включает в себя следующие этапы: мотив или постановка задачи, ориентировка в задаче и выбор адекватных методов и приемов ее решения, непосредственно реализация действия. Дети с ЗПР испытывают затруднения в формировании «алгоритма движения» ввиду недостаточности со стороны кинетической основы произвольного действия.[4]

Система оказания помощи детям  с дислексией и дисграфией определяется комплексом проблем, стоящих перед  этими детьми. Задачу следует понимать шире, чем только обучение чтению или  письму. Достижение социальной адаптации  – вот главная цель для коррекции. Трудности в письменной речи – важная, но не единственная причина дезадаптации таких детей. Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточенность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции и, наконец, непосредственно нарушения письменной речи. В лечебно-коррекционной работе должны быть предусмотрены все перечисленные проявления дезадаптации, поэтому помощь должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: психиатром (невропатологом), психологом, логопедом и учителем.

В настоящее время существуют несколько типов учреждений, в  которых ребенок с дислексией  и дисграфией может получить помощь: логопедические кабинеты при школах, классы выравнивания, школы для детей  с задержками психического развития и школы с тяжелыми нарушениями  речи. Дети с относительно легкими нарушениями проходят коррекционный курс в логопедических кабинетах. Часть из них 2-3 раза в неделю посещают групповые занятия. Другие получают индивидуальную консультативную помощь, основной акцент в которой делается на занятиях дома с родителями. Логопед контролирует ход исправления нарушений и инструктирует родителей о методике знаний. В тех случаях, когда испытываемые трудности касаются не только письма и чтения, но и других предметов, ребенок определяется в класс выравнивания или в школу для детей с ЗПР. При тяжелых нарушениях письменной речи, сочетающихся с недоразвитием устной речи, обучение проводят в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Те, кто нуждается в госпитальном лечении, проходят кратковременный коррекционный курс в психиатрической больнице.[5]

В нашей стране с целью  оказания специальной помощи детям  с ЗПР  была создана система  коррекционно-развивающего образования  и компенсирующего обучения. 

Система комплексной помощи детям с ЗПР в нашей стране включает в себя:

- создание различных моделей  специальных образовательных учреждений  для детей данной категории:  дошкольных образовательных учреждений (групп) компенсирующего вида, специальных  школ и школ-интернатов для  детей с ЗПР, классов коррекционно-развивающего  обучения в структуре массовой  общеобразовательной школы;

- раннее выявление детей,  отстающих в развитии, удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы;

- совершенствование системы  медицинского, педагогического и  психологического диагностирования  с целью определения особенностей  коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья  детей;

- создание системы лечебно-оздоровительной  и профилактической работы в  условиях общеобразовательных учреждений;

- нормативное и учебно-методическое  обеспечение практики образования  детей с ЗПР;

- определение задач и  содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки  и социально-трудовой адаптации  выпускников;

- создание и применение критериев и методик оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса;

- разработку моделей служб  консультативной помощи семье;

- подготовку педагогических  кадров по коррекционной педагогике  для системы дошкольного и  школьного образования.

В школе коррекционная  работа строится по адаптированным программам и учебным планам в соответствии со специальным образовательным  стандартом.

Коррекционная направленность обучения достигается благодаря  введению специальных предметов: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. Значительное место занимает индивидуально-групповая  коррекционная работа. С учетом интересов  детей и в целях развития индивидуальных склонностей вводятся факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т.д.). [6]

В школе работа по чистописанию начинается одновременно с обучением  письму, и ее цели и задачи связаны  с формирование навыков письма в  целом.

Основная цель этой работы – формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого  письма.

Достижение этой цели зависит  от решения таких задач, как:

- ознакомление с правилами  посадки и владения инструментами;

- обучение ориентировке  на странице прописей и тетради;

- ознакомление с начертаниями  букв, их воспроизведение;

- обучение письму слогов, слов и предложений с соблюдением  наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;

- обучение связному (безотрывному), ритмичному и скромному письму;

- предупреждение искажения  при написании букв;

- исправление индивидуальных  недостатков почерка у отдельных  учеников.

Приучая школьников к аккуратному  и четкому письму, учитель воспитывает  у них аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестность.

В период обучения грамоте  необходимо научить правильно записывать буквы, их соединения в словах, сформировать первоначальные навыки грамотного письма без пропуска и замены букв. Уроки  письма проводятся на материале тетради  «Пропись», где представлены образцы  написания букв, их соединений, отдельных  слогов и предложений, а также  содержатся упражнения, направленные на развитие мышления и речи детей.

В период обучения письму решаются следующие задачи:

1). Научить правильно сидеть, держать ручку и тетрадь, пользоваться  ручкой, придерживаться строки, соблюдать  поля.

2). Научить осмысливать  слова, воспринимая их на слух  и зрительно, разделять их на  звуки, обозначать звуки буквами.

3). Сформировать четкие  образы графического изображения  письменных букв.

4). Научить писать буквы  в соответствии с образцами  «Прописи», соединять буквы между  собой, соблюдая размеры по  высоте и ширине.

5). Научить записывать  слова в предложении из 3-4 слов  после звукобуквенного анализа.

6). Научить списывать и  писать под диктовку слова,  написание которых не расходится  с произношением; проверять написанное  по образцу или способом проговаривания.

7). Научить записывать  собственные предложения, взятые  из устного составленного рассказа.

8). Научить детей внимательно  рассматривать объекты, не приближая  к ним глаза.

Формирование навыка письма основывается на определенных принципах  обучения.

Помимо общедидактических  принципов, таких как, сознательность, доступность, постепенность усложнения, наглядность, повторность, используется принцип, вытекающий из специфики формирования графического навыка: сочетание различных  методов обучения чистописанию (генетического, линейного, копировального и т.д.) на основе психофизических особенностей детей.

Реализация принципа наглядности обеспечивается с помощью демонстрации учителем процесса письма, применения прописей, таблиц и других пособий.

Сознательность достигается разъяснением приемов и последовательности написания букв, а также упражнением в нахождении и исправлении своих и чужых недочетов.

Принцип повторности реализуется в процессе упражнений. Самый проверенный прием приобретения навыка – это упражнение, т.е. повторное исполнение, сопровождаемое анализом исполненного, сопоставлением с образом, исправлением ошибок и т.д.

Принцип посильности предусматривает постепенное нарастание трудности, что особенно важно при обучении письму шестилеток, так как процесс письма для них сложен из-за медлительности и недостаточной твердости движений руки.

Принцип учета индивидуальных особенностей сводится к постоянному наблюдению учителя за работой каждого ученика, учету особенностей его зрения, моторики, осанки и т.д.

Специфическим принципом  считается параллельное обучение чтению и письму, что обеспечивает грамотное  и сознательное письмо.

В начальной школе формирование индивидуальных почерков не заканчивается, этот процесс продолжается и  позже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1). 

2). Блинова Л.Н., «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития», [текст]: учебное пособие/ Блинова Л.Н. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 136 с.

3). Шамарина Е.В., «Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения», [текст]: учебное пособие/ Шамарина Е.В.– М.: ГНОМ и Д, 2003. – 80 с.

       4). Кузнецова  Л.В., «Основы специальной психологии»,  [текст]: учебное пособие/Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.Н. и др. – М.: Академия, 2002. – 480 с.

5). Астапов В.М., «Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска», [текст]: учебное пособие /Астапов В.М., Микадзе Ю.В. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 224 с.

6). Аксенова Л.И., «Специальная педагогика», [текст]: учебное пособие/ Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др., издание 2. – М.: Академия, 2001. – 400 с.

7). Сальникова Т.П., «Методика обучения грамоте», [текст]: учебно-методическое пособие/ Сальникова Т.П., - М.: ТЦ Сфера, 2000. – 144 с.

8).

 

 

 

 


Информация о работе Формирование графических навыков у младших школьников с ЗПР в классах компенсирующего обучения на уроках письма