Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:41, дипломная работа
Введение Стр.3
Глава 1. Теоретические основы формирования графических навыков у младших школьников с ЗПР в классах компенсирующего обучения на уроках письма
1.1. Вопросы формирования графических навыков у младших школьников в психолого-педагогической литературе Стр.8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития.
1.3. Формирование графических навыков у младших школьников с задержкой психического развития
Глава 2. Исследование уровня сформированности графических навыков у младших школьников с ЗПР на уроках письма.
2.1. Теоретический подход к отбору методик обследования графических навыков младших школьников с ЗПР, страдающих дисграфией в классах компенсирующего обучения
2.2. Методики изучения формирования графических навыков младших школьников с ЗПР, страдающих дисграфией
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента, контрольного эксперимента. Результаты опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение
Важнейшую роль в формировании графических навыков играет овладение ребенком технически правильными приемами письма и координации движений пишущей руки. Нарушения координации движений и ручной моторики у детей с ЗПР отмечается многими авторами (С.Г.Шевченко, У.В.Ульенкова, О.Н.Усанова, М.М.Безруких, С.П.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев и др.).
Графические движения, составляющие
двигательный акт письма, относятся
к классу произвольных двигательных
навыков, выполнение которых организуется
многоуровневой функциональной системой.
Взаимодействию различных областей
коры головного мозга и обмену
информации между ними в процессе
речевой деятельности посвящены
исследования А.Р.Лурия, Л.В.Цветковой,
В.И.Насоновой и др. По мнению авторов,
межанализаторные связи обеспечиваются
соответствующей структурной
Система оказания помощи детям с дислексией и дисграфией определяется комплексом проблем, стоящих перед этими детьми. Задачу следует понимать шире, чем только обучение чтению или письму. Достижение социальной адаптации – вот главная цель для коррекции. Трудности в письменной речи – важная, но не единственная причина дезадаптации таких детей. Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточенность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции и, наконец, непосредственно нарушения письменной речи. В лечебно-коррекционной работе должны быть предусмотрены все перечисленные проявления дезадаптации, поэтому помощь должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: психиатром (невропатологом), психологом, логопедом и учителем.
В настоящее время существуют несколько типов учреждений, в которых ребенок с дислексией и дисграфией может получить помощь: логопедические кабинеты при школах, классы выравнивания, школы для детей с задержками психического развития и школы с тяжелыми нарушениями речи. Дети с относительно легкими нарушениями проходят коррекционный курс в логопедических кабинетах. Часть из них 2-3 раза в неделю посещают групповые занятия. Другие получают индивидуальную консультативную помощь, основной акцент в которой делается на занятиях дома с родителями. Логопед контролирует ход исправления нарушений и инструктирует родителей о методике знаний. В тех случаях, когда испытываемые трудности касаются не только письма и чтения, но и других предметов, ребенок определяется в класс выравнивания или в школу для детей с ЗПР. При тяжелых нарушениях письменной речи, сочетающихся с недоразвитием устной речи, обучение проводят в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Те, кто нуждается в госпитальном лечении, проходят кратковременный коррекционный курс в психиатрической больнице.[5]
В нашей стране с целью оказания специальной помощи детям с ЗПР была создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения.
Система комплексной помощи детям с ЗПР в нашей стране включает в себя:
- создание различных моделей
специальных образовательных
- раннее выявление детей, отстающих в развитии, удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы;
- совершенствование системы
медицинского, педагогического и
психологического
- создание системы лечебно-
- нормативное и учебно-
- определение задач и
содержания профессиональной
- создание и применение критериев и методик оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса;
- разработку моделей служб консультативной помощи семье;
- подготовку педагогических
кадров по коррекционной
В школе коррекционная работа строится по адаптированным программам и учебным планам в соответствии со специальным образовательным стандартом.
Коррекционная направленность обучения достигается благодаря введению специальных предметов: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. Значительное место занимает индивидуально-групповая коррекционная работа. С учетом интересов детей и в целях развития индивидуальных склонностей вводятся факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т.д.). [6]
В школе работа по чистописанию начинается одновременно с обучением письму, и ее цели и задачи связаны с формирование навыков письма в целом.
Основная цель этой работы – формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Достижение этой цели зависит от решения таких задач, как:
- ознакомление с правилами
посадки и владения
- обучение ориентировке
на странице прописей и
- ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;
- обучение письму слогов,
слов и предложений с
- обучение связному (безотрывному), ритмичному и скромному письму;
- предупреждение искажения при написании букв;
- исправление индивидуальных
недостатков почерка у
Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестность.
В период обучения грамоте необходимо научить правильно записывать буквы, их соединения в словах, сформировать первоначальные навыки грамотного письма без пропуска и замены букв. Уроки письма проводятся на материале тетради «Пропись», где представлены образцы написания букв, их соединений, отдельных слогов и предложений, а также содержатся упражнения, направленные на развитие мышления и речи детей.
В период обучения письму решаются следующие задачи:
1). Научить правильно сидеть,
держать ручку и тетрадь,
2). Научить осмысливать
слова, воспринимая их на слух
и зрительно, разделять их на
звуки, обозначать звуки
3). Сформировать четкие
образы графического
4). Научить писать буквы
в соответствии с образцами
«Прописи», соединять буквы
5). Научить записывать слова в предложении из 3-4 слов после звукобуквенного анализа.
6). Научить списывать и
писать под диктовку слова,
написание которых не
7). Научить записывать
собственные предложения,
8). Научить детей внимательно
рассматривать объекты, не
Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения.
Помимо общедидактических принципов, таких как, сознательность, доступность, постепенность усложнения, наглядность, повторность, используется принцип, вытекающий из специфики формирования графического навыка: сочетание различных методов обучения чистописанию (генетического, линейного, копировального и т.д.) на основе психофизических особенностей детей.
Реализация принципа наглядности обеспечивается с помощью демонстрации учителем процесса письма, применения прописей, таблиц и других пособий.
Сознательность достигается разъяснением приемов и последовательности написания букв, а также упражнением в нахождении и исправлении своих и чужых недочетов.
Принцип повторности реализуется в процессе упражнений. Самый проверенный прием приобретения навыка – это упражнение, т.е. повторное исполнение, сопровождаемое анализом исполненного, сопоставлением с образом, исправлением ошибок и т.д.
Принцип посильности предусматривает постепенное нарастание трудности, что особенно важно при обучении письму шестилеток, так как процесс письма для них сложен из-за медлительности и недостаточной твердости движений руки.
Принцип учета индивидуальных особенностей сводится к постоянному наблюдению учителя за работой каждого ученика, учету особенностей его зрения, моторики, осанки и т.д.
Специфическим принципом считается параллельное обучение чтению и письму, что обеспечивает грамотное и сознательное письмо.
В начальной школе формирование индивидуальных почерков не заканчивается, этот процесс продолжается и позже.
Список литературы
1).
2). Блинова Л.Н., «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития», [текст]: учебное пособие/ Блинова Л.Н. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 136 с.
3). Шамарина Е.В., «Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения», [текст]: учебное пособие/ Шамарина Е.В.– М.: ГНОМ и Д, 2003. – 80 с.
4). Кузнецова
Л.В., «Основы специальной
5). Астапов В.М., «Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска», [текст]: учебное пособие /Астапов В.М., Микадзе Ю.В. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 224 с.
6). Аксенова Л.И., «Специальная педагогика», [текст]: учебное пособие/ Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др., издание 2. – М.: Академия, 2001. – 400 с.
7). Сальникова Т.П., «Методика обучения грамоте», [текст]: учебно-методическое пособие/ Сальникова Т.П., - М.: ТЦ Сфера, 2000. – 144 с.
8).