Формирование графических навыков у младших школьников с ЗПР в классах компенсирующего обучения на уроках письма

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:41, дипломная работа

Краткое описание

Введение Стр.3
Глава 1. Теоретические основы формирования графических навыков у младших школьников с ЗПР в классах компенсирующего обучения на уроках письма
1.1. Вопросы формирования графических навыков у младших школьников в психолого-педагогической литературе Стр.8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития.

1.3. Формирование графических навыков у младших школьников с задержкой психического развития
Глава 2. Исследование уровня сформированности графических навыков у младших школьников с ЗПР на уроках письма.
2.1. Теоретический подход к отбору методик обследования графических навыков младших школьников с ЗПР, страдающих дисграфией в классах компенсирующего обучения
2.2. Методики изучения формирования графических навыков младших школьников с ЗПР, страдающих дисграфией
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента, контрольного эксперимента. Результаты опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!!!!.docx

— 49.01 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Департамент образования  Тульской области

ГОУ СПО ТО «Тульский педагогический колледж №2»

 

 

 

 

Тема: «Формирование графических навыков

у младших школьников с  ЗПР в классах компенсирующего обучения на уроках письма»

 

 

 

 

 

 

Хрусталёва Дарья Игоревна

Специальность 050719-

коррекционная педагогика

в начальном образовании

                                                   Курс 4, группа С

Форма обучения: очная

 

Научный руководитель:

Трунова Ольга Петровна

 

Тула, 2012г.

 

 

Оглавление:

Введение                                                                                                     Стр.3

Глава 1.  Теоретические  основы формирования графических навыков  у младших школьников с ЗПР  в классах компенсирующего обучения на уроках письма                                                                                                        

    1. Вопросы формирования графических навыков у младших школьников в психолого-педагогической литературе                                        Стр.8

 

    1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития.

 

 

    1. Формирование графических навыков у младших школьников с задержкой психического развития

 

Глава 2.   Исследование уровня сформированности графических навыков у младших школьников с ЗПР на уроках письма.

2.1.    Теоретический  подход к отбору методик обследования  графических навыков младших  школьников с ЗПР, страдающих  дисграфией в классах компенсирующего  обучения

2.2.    Методики изучения  формирования графических навыков  младших школьников с ЗПР, страдающих  дисграфией

2.3.   Анализ результатов  констатирующего эксперимента, контрольного эксперимента. Результаты опытно-экспериментальной работы

 

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

Введение

Проблема  обучения детей грамоте всегда  стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

С началом обучения в школе  у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. У ребят вызывает трудности  русский язык, хотя они хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Для того чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму и понять, как помочь ученику, необходимо знать, что представляет собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования, какое влияние может оказать на процесс формирования навыка письма развитие ребенка, его возрастные особенности, состояние здоровья, методика обучения, тактика учителя и другие факторы.

Чаще всего проблемой  является дисграфия. Дисграфия (от dis — нарушение и греч. grafia — пишу) — частичное нарушение письма (преимущественно — почерка), связанное с возрастной несформированностью или нарушением в развитии двигательных, сенсорных или речевых функций, а также нарушением механизмов организации деятельности.

Формирование графических  навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений.

Навыки – это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.

Особенно важна проблема формирования графических навыков у младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения или задержку психического развития, так как письмо является «базой» всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у младших школьников с психическими нарушениями.  Процесс формирования навыков письма у учащихся этой категории имеет свои специфические особенности.

Актуальность темы  состоит в подборе комплекса  специальных заданий и упражнений, которые способствовали бы наиболее эффективному формированию графических  навыков у младших школьников с задержкой психического развития, страдающих дисграфией, в классах компенсирующего обучения на уроках письма.

В раннем и дошкольном возрасте происходит и накопление опыта  движений, развитие двигательного контроля, которое так характеризуется  физиологом Е.В. Гирьяновым. В преддошкольном возрасте наблюдаются первые движения с карандашом на основании двигательной импульсации: большие размашистые движения, еще нет попытки зрительной регуляции движений. В дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения (данные А.В. Запорожца). При недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения руки взрослыми (И.С. Комарова).

Многие психологи и  педагоги посветили свои труды проблеме формирования графических навыков  у младших школьников с задержкой  психического развития, страдающих дисграфией, в классах компенсирующего обучения на уроках письма. Назовём некоторых из них: Т.А. Власова «Дети с временными задержками развития», Л.С. Выгодский «Проблема обучения и умственного  развития в школьном возрасте», А.С. Волков «Логопедия», Л.Р. Грановская «Элементы практической психологии», И.М. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников».

А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, М.П. Постовская, Г.Я. Трошин указывают, что недостаточное развитие руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики осложняет формирование графических навыков учеников с интеллектуальными нарушениями (искажение формы и размеров букв, не соблюдение расположения букв по линии строки, ломанность и «заборность» письма, другое).

По мнению Г.Н. Рахмаковой, Е.И. Скиотис, Р.Д. Тригер существенно сниженный уровень сенсорных процессов учащихся с интеллектуальными нарушениями приводит к несформированности навыка зрительно-двигательных  образов буквенных знаков, а так же связан с затруднениями на письме, например, выражается в неумении писать буквы связно.

По данным Министерства образования  и науки РФ 78% школьников нуждаются  в специальной форме обучения, поэтому необходимо правильно и  своевременно диагностировать причины возникновения дисграфии в каждом индивидуальном случае и по возможности их устранять.

Учитывая вышесказанное, была выбрана тема дипломной работы: «Формирование графических навыков у младших школьников с задержкой психического развития, страдающих дисграфией, в классах компенсирующего обучения на уроках письма».

Объект исследования – формирование графических навыков детей с задержкой психического развития

Предмет исследования – формирование графических навыков письма посредством комплекса специальных заданий и упражнений у младших школьников с ЗПР, страдающих дисграфией, на уроках письма

Цель: подобрать (разработать) и апробировать комплекс практических заданий и упражнений, направленных на формирование графических навыков младших школьников с ЗПР, страдающих дисграфией, и в ходе экспериментальных заданий проверить их эффективность и целесообразность.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

  1. Теоретически изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме с целью выявления особенностей формирования графических навыков и определить педагогические условия, используя специальные задания и упражнения.
  2. Определить диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности графических навыков  у младших школьников с ЗПР, страдающих дисграфией.
  3. Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию графических навыков письма по средствам комплекса графических упражнений.
  4. Выявить динамику формирования графических навыков письма у младших школьников с ЗПР, страдающих дисграфией.

 

Исходя из поставленных целей  и задач, были использованы следующие методы исследования:

теоретические:

-анализ психолого-педагогической и методической литературы;

-обобщение результатов экспериментальной работы;

-анализ проведенных заданий;

-сравнительный метод;

практические:

-наблюдение;

-формирующий эксперимент;

-наблюдение за детьми;

-использование диагностических методов;

 -анализ проведенных заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоретические  основы формирования графических навыков  у младших школьников с ЗПР  в классах компенсирующего обучения на уроках письма

    1. Вопросы формирования графических навыков у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
    2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития.

 

Одной из основных причин труднообучаемости  и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребенок имеет ЗПР.

К числу детей с задержкой  психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохраненных  возможностях интеллектуального развития отмечается:

- низкий уровень познавательной активности;

- незрелость мотивации  к учебной деятельности;

- сниженная работоспособность  к приему и переработке информации;

- ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

- недостаточная сформированность  умственных операций;

- отставание в речевом  развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного  составления речи и др.

Патогенетической основой  этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной  нервной системы (ЦНС) и ее резидуально-органическая недостаточность, на что указывают в своих исследованиях Г.Е.Сухарева, Т.А.Власова.

Причинами задержки психического развития в большинстве случаев  являются:

- минимальные органические  повреждения или функциональная  недостаточность центральной нервной  системы, длительные хронические  соматические заболевания, перенесенные  в раннем детстве;

- длительная социально  – культурная депривация (в частности,  пребывание с момента рождения  в условиях «дома ребенка»  и дошкольного детского дома);

- церебрастенические состояния,  а также осложненный (т.е. с  признаками органической недостаточности)  психофизический и психический  инфантилизм.[1]

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяет ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребенок приходит в школу.

У такого ребенка гораздо  дольше (часто на протяжении всех лет  обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с  трудом и в минимальной степени  формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается.

_____________________________________________________________

Информация о работе Формирование графических навыков у младших школьников с ЗПР в классах компенсирующего обучения на уроках письма