Форма организации учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:09, доклад

Краткое описание

Учебно-воспитательная работа в школе и других учебных заведениях невозможна без четкой ее организации. Еще в очень далекие от нас времена прогрессивные ученые и педагоги искали такие формы организации учебной работы, которые способствовали бы успешному решению учебно-воспитательных задач.

Файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Изменения характера  преподавания взывает изменение  характера и структуры учения. Суть развивающего обучения состоит  в том,  что ученик не только усваивает  конкретные ЗУН, но овладевает способами  действий т.е. формирует компетенции.

Структура развивающего обучения представляет собой  цепь усложняющихся  предметных задач, которые  вызывают у школьника  потребность в  овладении специальными знаниями и навыками, создании  новой, не имеющей аналогов в его опыте  схемы решения, новых  способов действия.

В процессе «добывания»  создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат в виде новых фактов. Тем самым уже в самом процессе обучения школьник поднимается на новые степени интеллектуального и личного развития.

Основные  системы развивающего обучения:

  1. Занков
  2. Эльконин
 

III.Технология развивающего обучения Л. В. Занкова

Л.В. Занков, ставя  задачу интенсивного развития школьников, критически оценивает неправомерное, с его точки зрения, облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения и однообразные повторения. В то же время и сам учебный материал характеризуется Л.В. Занковым «скудостью теоретических знаний, их поверхностным характером, подчинением привитию навыков». Развивающее обучение, по Л.В. Занкову, и направлено прежде всего на преодоление этих недостатков обучения.  

     Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменения психического облика школьника.

     Цель  обучения: общее психическое развитие личности; создание основы для всестороннего гармоничного развития.

     Содержание  образования: богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.

     Дидактические принципы системы: основу системы обучения по Л. В. Занкову составляет следующие взаимосвязанные принципы:

  1. Принцип обучения на высоком уровне трудности – реализация этого принципа предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений. Содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении.
  2. Принцип ведущей роли теоретических знаний – согласно этому принципу, отработка понятий, отношений, связей внутри учебных предметов и между предметами не менее важна, чем отработка навыков. Он был выдвинут в противовес традиционным представлениям о конкретности мышления младших школьников. Экспериментальное исследование в области педагогической психологии показало ведущую роль теоретических знаний уже на начальном этапе обучения (Г. С. Костюк, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и д.р) содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия.
  3. Принцип осознания школьниками процесса учения - это принцип обучения направлен на развитии рефлексии, на сознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции. Л. В. Занков подчеркивал важность понимания учебного материала, умение применять теоретические знания на практике, овладение мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения), а также признавал необходимость позитивного отношения школьников учебному труду. Все это, по мнению ученого, необходимо, но недостаточно для успешного обучения. Процесс овладения ЗУН должен стать объектом осознания ученика.
  4. Принцип работы над развитием всех учащихся - согласно этому  принципу, должны быть учтены все индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо «развитие есть следствие развития» (Л. В. Занков). Сожержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного принципа.

При традиционной методики обучения на слабых учеников обрушивается лавина тренировочных  упражнений, необходимо преодоление  их неуспеваемости. Опыт Занкова показал обратное: перегрузка неуспевающих тренировочных заданиями не способствует их развитию, а лишь  увеличивает отставание. Неуспевающие не менее , а более других учеников, нуждаются в систематическом обучении. Эксперименты показали, что такая работа приводит к сдвигам развития слабых учеников и к лучшим результатам усвоения знаний и навыков.

  1. Принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом - это предполагает отказ от однообразного повторения пройденного. При этом самое важное – непрерывное обогащение школьников все новыми и новыми знаниями. Однако нельзя путать быстрый темп обучения с поспешностью учебной работе, также не следует стремиться к большому количеству заданий, выполняемых школьниками.

Свойства  методической системы – многократность; процессуальность познания; разрешение коллизий и вариативность. 

IV. Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Ориентация  содержания и методов обучения в  начальной школе преимущественно  на формирование у школьников основ эмпирического мышления важна, но с точки зрения развития детей не эффективно. Обучение должно формировать у школьников творческое мышление, которое имеет свое особое отличительное от эмпирического содержания.

В основе теоретического мышления лежит теоретическое (содержательное) обобщение. Человек,  анализируя некоторую развивающуюся систему предметов, может обнаружить ее генетически  исходное существенное или всеобщее отношение. Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.

Дидактическая характеристика системы:

         Цели  обучения: формировать теоретическое сознание и мышление, СУД(способы умственных действий); обеспечит условия превращения ученика в учащегося.

         Содержание  образования: основу содержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципами решения задач определенного класса).

         Свойства  методической системы: концепция целенаправленной учебной деятельности; проблемное изложение знаний; метод учебных задач; коллективно – распределительная деятельность. 

  Параметры Традиционное  обучение Развивающее обучение
Цели  обучения Усвоение ЗУН Общее развитие школьника

(ума,  воли, чувств)

Методы  обучения Объяснительно – иллюстративные (методы сообщения готовых знаний) Деятельностно – развивающее (методы исследования)
Учитель Дающий знания Организатор исследовательской  деятельности
Ученик Объект обучения Активный участник обучения
 

V. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего обучения

Если  в традиционной системе целью  обучения является усвоение ЗУН, то в  системе развивающего обучения –  общее развитие школьников, т.е. развитие ума, воли и чувств, что, в конечном счете, направлено на формирование личности учащихся.

При традиционном обучении  чаще всего используются объяснительно – иллюстративные методы, т.е. методы сообщения учащимся готовых знаний. При развивающем  обучении преобладают деятельностно  – развивающие методы, когда знания не даются в готовом виде, а учитель организует учащихся на их добывание, открытие.

Учитель в системе традиционного обучения – дающий знания, а ученик – объект обучения. В системе развивающего обучения учитель является организатором  исследовательской деятельности уч – ся, а школьники – активными участниками обучения.

Информация о работе Форма организации учебной деятельности