Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:09, доклад
Учебно-воспитательная работа в школе и других учебных заведениях невозможна без четкой ее организации. Еще в очень далекие от нас времена прогрессивные ученые и педагоги искали такие формы организации учебной работы, которые способствовали бы успешному решению учебно-воспитательных задач.
Изменения характера преподавания взывает изменение характера и структуры учения. Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные ЗУН, но овладевает способами действий т.е. формирует компетенции.
Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, создании новой, не имеющей аналогов в его опыте схемы решения, новых способов действия.
В процессе «добывания» создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат в виде новых фактов. Тем самым уже в самом процессе обучения школьник поднимается на новые степени интеллектуального и личного развития.
Основные системы развивающего обучения:
III.Технология развивающего обучения Л. В. Занкова
Л.В. Занков, ставя
задачу интенсивного развития школьников,
критически оценивает неправомерное,
с его точки зрения, облегчение
учебного материала, неоправданно медленный
темп его изучения и однообразные повторения.
В то же время и сам учебный материал характеризуется
Л.В. Занковым «скудостью теоретических
знаний, их поверхностным характером,
подчинением привитию навыков». Развивающее
обучение, по Л.В. Занкову, и направлено
прежде всего на преодоление этих недостатков
обучения.
Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменения психического облика школьника.
Цель обучения: общее психическое развитие личности; создание основы для всестороннего гармоничного развития.
Содержание образования: богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.
Дидактические принципы системы: основу системы обучения по Л. В. Занкову составляет следующие взаимосвязанные принципы:
При традиционной методики обучения на слабых учеников обрушивается лавина тренировочных упражнений, необходимо преодоление их неуспеваемости. Опыт Занкова показал обратное: перегрузка неуспевающих тренировочных заданиями не способствует их развитию, а лишь увеличивает отставание. Неуспевающие не менее , а более других учеников, нуждаются в систематическом обучении. Эксперименты показали, что такая работа приводит к сдвигам развития слабых учеников и к лучшим результатам усвоения знаний и навыков.
Свойства
методической системы – многократность;
процессуальность познания; разрешение
коллизий и вариативность.
IV. Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Ориентация
содержания и методов обучения в
начальной школе
В основе теоретического мышления лежит теоретическое (содержательное) обобщение. Человек, анализируя некоторую развивающуюся систему предметов, может обнаружить ее генетически исходное существенное или всеобщее отношение. Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.
Дидактическая характеристика системы:
Цели обучения: формировать теоретическое сознание и мышление, СУД(способы умственных действий); обеспечит условия превращения ученика в учащегося.
Содержание образования: основу содержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципами решения задач определенного класса).
Свойства
методической системы: концепция целенаправленной
учебной деятельности; проблемное изложение
знаний; метод учебных задач; коллективно
– распределительная деятельность.
Параметры | Традиционное обучение | Развивающее обучение |
Цели обучения | Усвоение ЗУН | Общее развитие
школьника
(ума, воли, чувств) |
Методы обучения | Объяснительно – иллюстративные (методы сообщения готовых знаний) | Деятельностно – развивающее (методы исследования) |
Учитель | Дающий знания | Организатор исследовательской деятельности |
Ученик | Объект обучения | Активный участник обучения |
V. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего обучения
Если в традиционной системе целью обучения является усвоение ЗУН, то в системе развивающего обучения – общее развитие школьников, т.е. развитие ума, воли и чувств, что, в конечном счете, направлено на формирование личности учащихся.
При традиционном обучении чаще всего используются объяснительно – иллюстративные методы, т.е. методы сообщения учащимся готовых знаний. При развивающем обучении преобладают деятельностно – развивающие методы, когда знания не даются в готовом виде, а учитель организует учащихся на их добывание, открытие.
Учитель
в системе традиционного