Форма организации учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:09, доклад

Краткое описание

Учебно-воспитательная работа в школе и других учебных заведениях невозможна без четкой ее организации. Еще в очень далекие от нас времена прогрессивные ученые и педагоги искали такие формы организации учебной работы, которые способствовали бы успешному решению учебно-воспитательных задач.

Файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

5) Непосредственное  выполнение д/з: прочитать задание;  вдуматься и проанализировать  смысл прочитанного; написать условие  задания (составить схему, привести  к виду, удобному для понимания); выполнить в черновом варианте; произвести проверку; переписать  в чистовик; проверить.

6) Поставить  время выполнения по каждой  дисциплине в отдельности.

7) Сравнить  с временем выполнения вчерашнего  задания, для определения динамики  времени выполнения д/з.

8) Сложить  все необходимые принадлежности  в портфель.

9) Освободить рабочий стол от ненужных предметов.

Сопутствующие формы организации обучения позволяют  школьникам глубже и разнообразнее  познать жизнь, развивать свои творческие силы, духовно обогащаться, приобретая дополнительную информацию, воспитывать  в себе деловые черты характера.

Вопрос№2 «Педагогический  процесс»

  1. Определение понятия пед. процесс
  2. Структура пед. процесса, цель, задачи, принципы, этапы пед. процесса
  3. Функции пед. процесса
  4. Закономерности пед. процееса
  5. Роль педагогики сотрудничества в пед. процессе
 

1. Педагогический процесс

  • процесс, в котором соц.опыт воспитателя передаётся в качестве личности воспитанника;
  • это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Что же следует понимать под целостностью?

Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Целостность педагогических объектов, строится целенаправленно.

Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития.

Таким образом, целостность педагогического  процесса означает подчинение всех процессов его образующих главной и единой цели – всестороннему, гармоническому и целостному развитию личности.

Целостность педагогического  процесса проявляется:

  • в единстве процессов обучения, воспитания и развития;
  • в соподчиненности этих процессов;
  • в наличии общего сохранении специфики этих процессов.
 

2.Структура педагогического процесса:

Цель (конечный результат)

Принципы (основные направления достижения цели)

Содержание (фактический учебный материал)

Методы (действия педагога и учащегося для передачи, переработки и восприятия содержания)

Средства (способы «работы» с содержанием)

Формы (логическое завершение процесса) 

Цели  педагогического  процесса - идеальное предвидение результата деятельности, состоят из целей преподавания и целей учения буквально на каждом уроке, на уровне предмета, на уровне системы образования. 

  Задачи педагогического  процесса:

  • образовательная,
  • воспитательная,
  • развивающая.

Принципы  педагогического  процесса

П-п  научности и связи  обучения с жизнью (Учащиеся получают образование на основе единства науки и практики на знание основы природы и общности. Поэтому в процессе обучения необходимо использовать жизненный опыт учащихся. Главный вопрос- почему?);

П-п  систематичности – основной п-п  дидактики. Он утверждал необходимость организации последовательного систематического изучения нового материала. Система знаний и умений должна быть связана с системой убеждений и норм поведения;

Ведущая роль учителя. Учитель должен управлять  деятельностью детей т.о., чтобы создались благоприятные условия для их обучения, при этом он в своей руководящей деятельности сочетает высокие требования учащихся с уважением их личности;

Учёт  возрастных и индивидуальных особенностей;

П-п  наглядности;

П-п  доступности;

П-п  прочности и действительности.

Структура педагогического  процесса.

Структурарасположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними. 

Структура педагогического  процесса состоит из следующих компонентов:

      • Стимульно-мотивационный– педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;
      • Целевой – осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности;
      • Содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и каждую конкретную задачу; определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.
      • Операционно-действенный – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);
      • Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;
      • Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.
 
 

3. Функции пед.процесса:

Доминирующая  ф-я (усвоение ЗУН);

Сопутствующая ф-я (обучение не может быть без воспитания и развития, воспитание без обучения и развития, развитие без обучения и воспитания)

 
4. Закономерности педагогического процесса

1. Педагогический процесс в целом закономерно обусловлен потребностями и все возрастающими возможностями общества развитого социализма в формировании всесторонне, гармонически развитой личности и социалистических коллективов. 
2. Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и эстетических). 
3. В педагогическом процессе закономерно взаимосвязаны процессы обучения, образования, воспитания (в узком смысле) и развития, а также процессы воспитания и самовоспитания, процессы педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых. 
4. Эффективное функционирование педагогического процесса закономерно зависит от единства действий всех субъектов воспитания.

5. Общественно обусловленные задачи воспитания закономерно зависят также от возрастных и других особенностей воспитуемых, уровня развития коллектива. 
6. Содержание конкретного воспитательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами.

7. Методы и средства воспитания закономерно обусловлены его задачами и содержанием в конкретной ситуации.

8. Формы организации педагогического процесса закономерно обусловлены его задачами, содержанием, избранными методами и средствами воспитания.

9. Только целостный учет всех внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса закономерно обеспечивает достижение максимально возможных в данных условиях результатов воспитания за отведенное время.

5.Роль  педагогики сотрудничества  в пед. процессе 

Педагогика сотрудничества, основанная на личностно-ориентированном  подходе, на современном этапе приобретает  всё большее развитие, т.е. воспитанием ребёнка таким, какой он есть, учитывая его желания, стремления, идеи.

Педагогика  сотрудничества –  система научных теорий, утверждающее воспитание на уровне сотрудничества, равноправие всех участников пед. процесса.

Представители: Шаталов, Амонашвили, Волков. 

 

Вопрос  №3

План .

  1. Краткая характеристика развивающего обучения
  1. Тип преподавания (собственное открытие)
  1. Роль учителя (направить на индивидуальную работу)
  2. Форма развивающего обучения
  3. Направление методов
  4. Ориентация на возможности
  5. Определение ЗАР для развития ЗБР
  6. Возможности развивающего обучения
  7. Педагогические воздействия
  8. Ребенок как полноценный субъект
  9. Направление развивающего обучения
  10. Развивающее обучение в зоне ближайшего развития ребенка
  1. Система Л. В. Занкова
  1. Система Эльконина – Давыдова
  2. Сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения
 

        В настоящее время  существуют 2 системы  обучения: традиционная и развивающая.

Традиционная  система ……….

Развивающая система…. 

I. Под  развивающим обучением понимается новый, активно – деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно – иллюстративного способу.

Особенности :

1.Развивающее обучение отличается от традиционного обучения, где доминирует объяснительно – сообщающего типа характером преподавания и учения. Учитель направляет ребенка на собственное открытие в процессе обучения.

2. Основная роль учителя в процессе обучения – организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.

3. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий.

4.  Методы обучения направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.

5. Ориентация на его потенциальные возможности ученика;

6. Определение ЗАР для развития ЗБР. учитель должен знать какими способами деятельности учащиеся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения, степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных учитель конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка.

7.Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

8.Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

9.Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности.

10.Развивающее обучение направленно на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

11.Развивающее обучение в зоне ближайшего развития ребенка

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве со взрослыми, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Работа с опорой на зону ближайшего развития уч – ся  помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальной возможности. Она воспитывает веру в свои силы.

Информация о работе Форма организации учебной деятельности