Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:09, доклад
Учебно-воспитательная работа в школе и других учебных заведениях невозможна без четкой ее организации. Еще в очень далекие от нас времена прогрессивные ученые и педагоги искали такие формы организации учебной работы, которые способствовали бы успешному решению учебно-воспитательных задач.
5) Непосредственное
выполнение д/з: прочитать
6) Поставить время выполнения по каждой дисциплине в отдельности.
7) Сравнить
с временем выполнения
8) Сложить
все необходимые
9) Освободить рабочий стол от ненужных предметов.
Сопутствующие формы организации обучения позволяют школьникам глубже и разнообразнее познать жизнь, развивать свои творческие силы, духовно обогащаться, приобретая дополнительную информацию, воспитывать в себе деловые черты характера.
Вопрос№2 «Педагогический процесс»
1. Педагогический процесс –
Что же следует понимать под целостностью?
Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Целостность педагогических объектов, строится целенаправленно.
Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития.
Таким образом, целостность педагогического процесса означает подчинение всех процессов его образующих главной и единой цели – всестороннему, гармоническому и целостному развитию личности.
Целостность педагогического процесса проявляется:
2.Структура педагогического процесса:
Цель (конечный результат)
Принципы (основные направления достижения цели)
Содержание (фактический учебный материал)
Методы (действия педагога и учащегося для передачи, переработки и восприятия содержания)
Средства (способы «работы» с содержанием)
Формы
(логическое завершение процесса)
Цели
педагогического
процесса - идеальное предвидение
результата деятельности, состоят из целей
преподавания и целей учения буквально
на каждом уроке, на уровне предмета, на
уровне системы образования.
Задачи педагогического процесса:
Принципы педагогического процесса
П-п научности и связи обучения с жизнью (Учащиеся получают образование на основе единства науки и практики на знание основы природы и общности. Поэтому в процессе обучения необходимо использовать жизненный опыт учащихся. Главный вопрос- почему?);
П-п систематичности – основной п-п дидактики. Он утверждал необходимость организации последовательного систематического изучения нового материала. Система знаний и умений должна быть связана с системой убеждений и норм поведения;
Ведущая роль учителя. Учитель должен управлять деятельностью детей т.о., чтобы создались благоприятные условия для их обучения, при этом он в своей руководящей деятельности сочетает высокие требования учащихся с уважением их личности;
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
П-п наглядности;
П-п доступности;
П-п прочности и действительности.
Структура педагогического процесса.
Структура
– расположение элементов в системе.
Структуру системы составляют выделенные
по определенному критерию компоненты,
а так же связи между ними.
Структура педагогического процесса состоит из следующих компонентов:
3. Функции пед.процесса:
Доминирующая ф-я (усвоение ЗУН);
Сопутствующая ф-я (обучение не может быть без воспитания и развития, воспитание без обучения и развития, развитие без обучения и воспитания)
4. Закономерности педагогического процесса
1. Педагогический
процесс в целом закономерно обусловлен
потребностями и все возрастающими возможностями
общества развитого социализма в формировании
всесторонне, гармонически развитой личности
и социалистических коллективов.
2. Эффективность педагогического процесса
закономерно зависит от условий, в которых
он протекает (материальных, гигиенических,
морально-психологических и эстетических).
3. В педагогическом процессе закономерно
взаимосвязаны процессы обучения, образования,
воспитания (в узком смысле) и развития,
а также процессы воспитания и самовоспитания,
процессы педагогического руководства
и самодеятельности воспитуемых.
4. Эффективное функционирование педагогического
процесса закономерно зависит от единства
действий всех субъектов воспитания.
5. Общественно
обусловленные задачи воспитания закономерно
зависят также от возрастных и других
особенностей воспитуемых, уровня развития
коллектива.
6. Содержание конкретного воспитательного
процесса закономерно обусловлено поставленными
задачами.
7. Методы и средства воспитания закономерно обусловлены его задачами и содержанием в конкретной ситуации.
8. Формы организации педагогического процесса закономерно обусловлены его задачами, содержанием, избранными методами и средствами воспитания.
9. Только целостный учет всех внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса закономерно обеспечивает достижение максимально возможных в данных условиях результатов воспитания за отведенное время.
5.Роль педагогики сотрудничества в пед. процессе
Педагогика сотрудничества, основанная на личностно-ориентированном подходе, на современном этапе приобретает всё большее развитие, т.е. воспитанием ребёнка таким, какой он есть, учитывая его желания, стремления, идеи.
Педагогика сотрудничества – система научных теорий, утверждающее воспитание на уровне сотрудничества, равноправие всех участников пед. процесса.
Представители:
Шаталов, Амонашвили, Волков.
Вопрос №3
План .
В настоящее время существуют 2 системы обучения: традиционная и развивающая.
Традиционная система ……….
Развивающая
система….
I. Под развивающим обучением понимается новый, активно – деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно – иллюстративного способу.
Особенности :
1.Развивающее обучение отличается от традиционного обучения, где доминирует объяснительно – сообщающего типа характером преподавания и учения. Учитель направляет ребенка на собственное открытие в процессе обучения.
2. Основная роль учителя в процессе обучения – организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.
3. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий.
4. Методы обучения направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.
5. Ориентация на его потенциальные возможности ученика;
6. Определение ЗАР для развития ЗБР. учитель должен знать какими способами деятельности учащиеся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения, степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных учитель конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка.
7.Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
8.Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
9.Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности.
10.Развивающее обучение направленно на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
11.Развивающее обучение в зоне ближайшего развития ребенка
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве со взрослыми, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Работа с опорой на зону ближайшего развития уч – ся помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальной возможности. Она воспитывает веру в свои силы.