Двухступенчатая система подготовки специалистов в современном вузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 23:49, реферат

Краткое описание

Высшее образование – уровень основного образования, обеспечивающий подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Двухуровневая система высшего образования 4
1.1 Бакалавриат 5
1.2 Магистратура 6
1.3. Двухуровневания система образования в различных странах мира 9
2. Двухуровневания система образования в БГУИР 12

Файлы: 1 файл

ППВШ.docx

— 53.88 Кб (Скачать)

Получение квалификации (степени) «бакалавр» в России предусматривает  срок обучения не менее 4 лет.

В Дании бакалавр является первой степенью на университетском  уровне; предусматривается срок обучения от 3 до 3,5 лет. Обучение сосредоточивается  на одной или двух предметных областях.

Степенью второго уровня в системе высшего образования  является степень доктора. В Великобритании большинство программ на степень  доктора представляют собой сугубо исследовательскую работу. Обычно на исследовательскую программу отводится 2-3 года. К концу этого периода  студент должен опубликовать полученные результаты в официальных отчетах, в научных или специализированных журналах и по опубликованным материалам написать диссертацию. Степень доктора  присваивается после успешной защиты диссертации.

В Австрии программа докторантуры требует как минимум двух лет  обучения, предусматривает написание  и защиту диссертации и сдачу  итогового экзамена.

В Испании для получения  степени «доктор» требуется от 3 до 4 лет обучения в докторантуре.

В Финляндии докторские звания присваиваются либо в виде промежуточной  докторской степени (в некоторых  предметных областях) после двух лет  обучения, либо в виде итоговой докторской степени после 3-4 лет обучения и защиты диссертации. В настоящее время докторские курсы по большей части предлагаются в аспирантурах.

В настоящее время докторантское (Doctoral studies) и пост-докторантское  обучение включено в европейские  дебаты по поводу структурной реформы  в системе высшего образования. Уже в 1992 г. министры образования  членов Евросоюза (Бельгии, Дании, Германии, Франции и Нидерландов) согласились  по поводу необходимости усовершенствования прозрачности и «подгонки» существующих систем докторантского обучения. Вопросы  структуры и качества докторантского образования в Европе обсуждались  в течение полугодичных консультаций в рамках Главного Управления высшим образованием членов Евросоюза под  руководством президента Швеции в Холмстаде (Halmstad) (май 2001 г.) и под руководством испанского президента в Кордове (апрель 2002 г.). Европейская комиссия представила  доклад относительно мобильности докторантов  в контексте программ SOCRATES/ERASMUS (так  называемый доклад Mitchell’а).

Большинство высших учебных  заведений неуниверситетского типа не предлагают получения докторских степеней, однако это не препятствует поступлению неуниверситетских  соискателей на докторскую программу  в университеты. В некоторых странах (Австрия, Германия) для того, чтобы  получить доступ к докторской программе, требуется прохождение некоторого промежуточного (bridging) курса.

На сегодняшний день существует несколько классификаций данной степени:

• доктор медицины (M.D.). Специальная степень, присваиваемая в США, получение которой возможно только на базе бакалавриата. Несмотря на название, эта степень не является исследовательской докторской степенью. То же Доктор права (J.D.);

• доктор права (J.D.). Специальная степень, присваиваемая в США, получение которой возможно только на базе бакалавриата. Несмотря на название, эта степень не является исследовательской докторской степенью. То же Доктор медицины (M.D.);

• доктор философии (PhD). Одна из степеней, предусмотренных в структуре высшего образования ряда стран. Так, в Даниистепень PhD присуждается имеющим степень кандидата после трех лет научно-исследовательской работы

В структуре обучения ряда стран присутствует степень кандидата. Так, например, в Дании«кандидат»  — вторая степень после бакалавра  в структуре университетского образования; для ее получения требуется 2,5 года обучения на базе бакалавриата.

В Финляндии «кандидат» —  первая степень обучения в университетском  секторе; предполагает обучение в течение 3 лет.

Магистр (Master Degree). Одна из степеней второго уровня (Postgraduate Courses) в системе высшего образования.

В Великобритании существует две большие группы программ на степень  магистра: ориентированные на исследовательскую  деятельность и ориентированные  на повышение профессионального  уровня по одной из специализаций. Учебные  магистерские программы организованы следующим образом. После 8–9 месяцев  лекций и семинаров происходит сдача  экзаменов, затем студенты в течение 3–4 месяцев готовят дипломный  проект. По результатам экзаменов  и защиты дипломного проекта присваивается  степень магистра. Степень магистра-исследователя  часто называют магистром философии  М. Phil (Master of Philosophy). Чтобы получить эту  степень, нужно в течение 1–2 лет  вести под руководством научного консультанта, принадлежащего к старшему профессорско-преподавательскому составу, самостоятельную научно-исследовательскую  работу. По результатам этого исследования присваивается степень магистра. Как правило, студенты не заканчивают  образование на этой ступени, а продолжают исследовательскую работу с целью  получения степени доктора.

Получение квалификации (степени) «магистр» в России предусматривает  срок обучения не менее 6 лет. Основная профессиональная образовательная  программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению  подготовки и не менее двухлетней специализированной подготовки (магистратура).

В Австрии «магистр» является первой выпускной степенью, которая  обычно присваивается после 4-5 лет  обучения в университете. На втором этапе обучения предполагается написание  диссертации.

В Финляндии степень магистра является второй после степени «кандидат» и получение её предусматривает 2 года обучения.

 

2. Двухуровневая система образования в БГУИР

На Совете университета в 2012 году было принято решение с 2013 года ввести в университет обучение по формуле «4+2». 4 года обучение в балакавриате и 2 года в магистратуре.

Подготовка магистров  в Белорусском государственном  университете информатики и радиоэлектроники была начата в 2001 году. За 10 лет существования  магистратуры обучение в ней прошли и получили степень магистра технических  либо экономических наук более 1000 человек: из них по очной форме обучения - 567 по заочной форме обучения - 596, а также 49 граждан иностранных  государств. На 1 января 2012 года в магистратуре БГУИР проходит обучение 373 человек: из них по очной форме обучения - 154, по заочной форме обучения - 219, и 32 гражданина иностранных государств.

В настоящий момент подготовка магистров ведется по 30 специальностям:  

 

Код специальности

Наименование  специальности второй ступени высшего  образования (магистратуры)

1-23 80 08

Психология труда, инженерная психология, эргономика

1-25 80 04

Экономика и управление народным хозяйством

1-25 80 08

Математические и инструментальные методы экономики

1-27 80 01

Экономика и организация  производства

1-31 80 07

Радиофизика

1-31 80 09

Прикладная математика и  информатика

1-31 80 10

Теоретические основы информатики

1-33 80 02

Геоэкология

1-38 80 01

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы  и системы

1-38 80 02

Оптические и оптико-электронные  приборы и комплексы

1-38 80 03

Приборы, системы и изделия  медицинского назначения

1-38 80 04

Технология приборостроения

1-38 80 05

Приборы и методы преобразования изображений и звука

1-39 80 01

Антенны, СВЧ устройства и их технологии

1-39 80 02

Радиотехника, в том числе  системы и устройства радионавигации, радиолокации и телевидения

1-40 80 01

Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления

1-40 80 02

Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)

1-40 80 03

Вычислительные машины и  системы

1-40 80 04

Математическое моделирование, численные методы и комплексы  программ

1-40 80 05

Математическое и программное  обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей

1-41 80 01

Твердотельная электроника, радиоэлектронные компоненты, микро- и  наноэлектроника, приборы на квантовых  эффектах

1-41 80 02

Технология и оборудование для производства полупроводников, материалов и приборов электронной  техники

1-41 80 03

Нанотехнологии и наноматериалы (в электронике)

1-45 80 01

Системы, сети и устройства телекоммуникаций

1-45 80 02

Телекоммуникационные системы  и компьютерные сети

1-53 80 01

Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям)

1-59 80 01

Охрана труда

1-94 80 01

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

1-98 80 01

Методы и системы защиты информации, информационная безопасность

1-98 80 03

Аппаратное и программно-техническое  обеспечение информационной безопасности


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Болонский процесс создал новую по своим характеристикам  и возможностям среду общеевропейского общения, обеспечивая новые перспективы  для диалога и сотрудничества в самом широком спектре. История  дает нам примеры того, как страны, нации коренным образом преображались  за счет «ударного» образования. Без  консолидации общества, выхода на иной интеллектуальный, культурный уровень  экономические и социальные прорывы  вряд ли возможны. Именно поэтому педагогическая общественность, Министерство образования  Республики Беларусь, представители  Республиканского совета ректоров высших учебных заведений поддерживают решение присоединиться к Болонскому процессу.

Однако, в Копенгагене 18-19 января 2012 прошло заседание рабочей группы всех 47 стран-участниц Болонского процесса. По его итогам было принято решение, что Беларусь не готова присоединиться к Европейскому пространству высшего образования.

26-27 апреля 2012 г. в Бухаресте  прошел министерский саммит Болонского  процесса, на котором ожидалось рассмотрение заявки Министерства образования Республики Беларусь о присоединении к ЕПВО. Страны-участницы Болонского процесса официально отказались принимать Беларусь в свои ряды еще в конце апреля 2012. Однако власти до сих пор не спешат исправлять ситуацию.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

[1] Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой — Москва: Оргсервис-2000, 2006.

[2] Реализация Болонского процесса в странах проекта Tempus (2009/2010) — Брюссель, 2010. — Т. 2.

[3]  ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ от 11 июля 2007 г. № 252-З

[4] ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития высшего образования на 2011 – 2015 годы .

[5] Сайт Министерства образования Республики Беларусь – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/

 

 


Информация о работе Двухступенчатая система подготовки специалистов в современном вузе