Двухступенчатая система подготовки специалистов в современном вузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 23:49, реферат

Краткое описание

Высшее образование – уровень основного образования, обеспечивающий подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Двухуровневая система высшего образования 4
1.1 Бакалавриат 5
1.2 Магистратура 6
1.3. Двухуровневания система образования в различных странах мира 9
2. Двухуровневания система образования в БГУИР 12

Файлы: 1 файл

ППВШ.docx

— 53.88 Кб (Скачать)

Учреждение образования

 

«Белорусский государственный  университет

информатики и радиоэлектроники»

 

Кафедра инженерной психологии и эргономики

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа на тему:

«Двухступенчатая система подготовки специалистов в современном вузе»

 

 

 

 

Выполнил:

Яночкин Алексей Леонидович

магистрант кафедры Информатики

Поток № 2

e-mail: yankervip@gmail.com

 

 

 

 

Проверено:

Борбот А. Ю.

 

 

 

 

 

 

Минск 2012 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Двухуровневая  система высшего образования 4

1.1 Бакалавриат 5

1.2 Магистратура 6

1.3. Двухуровневания система образования в различных странах мира 9

2. Двухуровневания система образования в БГУИР 12

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Высшее образование –  уровень основного образования, обеспечивающий подготовку квалифицированных  специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности.

Высшее образование включает две ступени:

- первая ступень высшего образования обеспечивает подготовку специалиста, обладающего фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, и завершается присвоением квалификации и выдачей диплома о высшем образовании, предоставляющих право на трудоустройство с учетом присвоенной квалификации и на обучение в магистратуре;

- вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает углубленную подготовку специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы, завершается присвоением степени «магистр» и выдачей диплома магистра, предоставляющих право на обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и на трудоустройство по полученной специальности и присвоенной квалификации.

В настоящее время в  Республике Беларусь функционируют 45 государственных и 10 частных учреждений высшего образования. Подготовка специалистов осуществляется по 15 профилям образования, включающим 438 специальностей высшего  образования первой ступени, 192 специальности  второй ступени высшего образования. За 2006-2010 гг. для отраслей экономики  и социальной сферы подготовлено 302,2 тыс. специалистов с высшим образованием. Обучение организовано в очной и  заочной (в том числе дистанционной) формах обучения.

За последние пять лет  контингент студентов увеличился с 396,4 тыс. человек (2006 г.) до 442,9 тыс. человек (2010 г.), или 467 студентов на 10 тыс. граждан. Соотношение преподавательского состава  и студентов при организации  образовательного процесса – 1:10. 

1. Двухуровневая система высшего образования

 

Болонский процесс — процесс  сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью  создания единого европейского пространства высшего образования.

Его начало можно отнести  к середине 1970-х годов, когда Советом  министров ЕС была принята Резолюция  о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной  датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, в г. Болонья на специальной  конференции министры образования 29 европейских государств приняли  декларацию «Зона европейского высшего  образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для  присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили  в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее  время Болонский процесс объединяет 47 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.

Основные цели Болонского процесса:

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Болонская система образования  предполагает переход на двухуровневую (бакалавр, магистр) систему получения  высшего образования. Эти уровни подразумевают отдельные государственные  образовательные стандарты и  самостоятельную итоговую аттестацию.

Бакалавриат - первый уровень.

Нормативный срок обучения в бакалавриате составляет 4 года. При  обучении в ВУЗе по сокращенным программам бакалавриата, на базе среднего профессионального  образования, срок обучения может быть сокращен:

  • до 3-х лет по очной форме обучения
  • до 3,5 лет по очно - заочной и заочной формам обучения.

Бакалавриат предусматривает  подготовку квалифицированных рядовых  сотрудников, которые смогут занять должности, связанные с осуществлением исполнительских функций в производственной или социально - экономической сфере, например, быть линейными менеджерами, специалистами по продажам, администраторами, инженерами, журналистами и.т.д

Квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для  которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.

Магистратура - второй уровень.

Нормативный срок обучения в магистратуре на базе бакалавриата составляет 2 года. Магистратура готовит  высококвалифицированных специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности (инженер-атомщик, журналист-телевизионщик) и.т.д., а также научно-исследовательской  деятельности и самостоятельной  аналитической работе.

Квалификация «магистр»  при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для  которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.

1.1 Бакалавриат

 

В связи с переходом  России на двухуровневую систему  образования (Бакалавриат и магистратура), у многих абитуриентов и их родителей, привыкших к традиционной системе  получения образования - специалитету, возникает ряд основных вопросов:

Бакалавриат — первый уровень  высшего образования, который является базовым и длится 4 года (при поступлении  на базе среднего профессионального  образования по профилю – возможно сокращение сроков до 3 лет по очной форме обучения и до 3,5 лет по очно - заочной и заочной формам). Основная характеристика бакалавриата – это практико-ориентированное обучение. Студент, в дальнейшем «бакалавр», получает фундаментальную подготовку в широкой области знаний по выбранному направлению. Кроме того, в программу бакалавриата входят базовые сведения из других научных областей. Данный уровень высшего профессионального образования (бакалавриат) не имеет узкой специализации. По окончании данного уровня, выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр».

Диплом бакалавра дает выпускнику право при трудоустройстве  занимать те должности, которые предусматривают  наличие высшего образования  в соответствии с их квалификационными  требованиями. Диплом «бакалавра» дает также право продолжить обучение в магистратуре.

Бакалавриат это первая ступень  высшего профессионального образования, которая является базовой. Степень  Бакалавра можно получить по очной, очно - заочной и заочной формам обучения. Система бакалавриата подразумевает  различные профили (направления), например, такие как: Экономика, Менеджмент, Юриспруденция, Информационные технологии, Прикладная информатика и др.

Специалитет же предусмативает обучение по специальности с получением более узкой специализации.

На рынке труда Беларуси в целом специалитет более  понятен, но преимуществом бакалавриата является принятие этого вида квалификации по международной классификации. Учебные  программы подготовки бакалавров в  соответствии с государственными образовательными стандартами позволяют за один год  перейти к любой совместимой  профессии, когда, в свою очередь, учебные  планы по программам подготовки «дипломированного  специалиста», например, позволяют  получать новую специальность только по программе второго высшего  образования в течение 2-2,5 лет.

1.2 Магистратура

 

Магистратура – это  второй уровень высшего образования  с углубленной, в отличие от бакалавриата профспециализацией. Магистров готовят  к научно–исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической  работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Срок обучения в магистратуре для граждан, получивших диплом бакалавра, составляет – 2 года.

Программа магистратуры готовит  высококвалифицированных специалистов, способных к решению наиболее сложных управленческих задач и  задач профессиональной деятельности (инженер - атомщик, журналист - телевизионщик) и.т.д., а также научно - исследовательской  деятельности и самостоятельной  аналитической работе.

Так же, обучение в магистратуре позволяет студентам опробовать свои знания, как в преподавательской, так и научной деятельности. Обращаясь  к истории, слово «Магистр» произошло  от латинского слова «Magistr», что означает - "наставник", "учитель", "руководитель". Обозначение этого слова в  русском переводе означает – "мастер своего дела". Другими словами, «Магистр»  – это широко эрудированный специалист, подготовленный к исследовательской, консультационной, аналитической деятельности человека, владеющий методологией научного творчества, современными информационными  технологиями.

Решающим моментом в переходе на двухуровневую систему высшего  профессионального образования (бакалавриат  и магистратура) стало решение  о присоединении к Болонскому процессу. Речь идет о том, что 19 июня 1999 года министры образования 29 стран  Европы, подписали Болонскую декларацию, где была сформулирована цепочка  общих задач, целью которых было создание единого Европейского пространства высшего профессионального образовании.

Сегодня в российской системе  образования магистратура входит в  структуру высшего профессионального  образования. На сегодняшний день, выпускники вузов могут иметь квалификацию бакалавра, дипломированного специалиста  или магистра по соответствующим  направлениям и специальностям. Иерархическая  «лестница» системы высшего образования выглядит так: сначала идет бакалавриат, затем специалитет и верхней ступенью является магистратура.

Говоря про направления  магистратуры, то их, согласно стандартам, приведенным ниже, огромное количество – радиофизика, геология, филология, менеджмент, государственное и муниципальное  управление и другие.

Для молодых людей, желающих продолжать обучение в магистратуре сразу после получения степени  бакалавриата предоставляется право  на отсрочку от призыва на военную  службу в имеющих государственную  аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных  учреждениях высшего профессионального  образования. Отсрочка от призыва в  армию дается поступающим в магистратуру, если данные граждане не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные  учреждения в год получения квалификации (степени) "бакалавр", - на время  обучения, но не свыше нормативных  сроков освоения основных образовательных  программ.

Диплом, с присвоением  квалификации «Магистр» по соответствующему направлению, выдается после получения  диплома степени «Бакалавра», и  пройдя не менее чем двухлетнюю специализированную подготовку, включая практику, предполагающую научно-исследовательскую и (или) научно педагогическую деятельность выпускника. Для получения диплома «Магистра», общий нормативный срок обучения должен составлять не менее шести  лет. Освоение программы завершается  итоговой аттестацией, включая выпускную  работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации «Магистр».

 

 

1.3. Двухуровневания система образования в различных странах мира

 

Прежде всего, противоречия проявляются в процессе реализации двухуровневой системы образования (бакалавриат-магистратура) и связаны  с формами организации учебного процесса, уровнем внедряемых инноваций  и разными сроками их реализации.

Например, степень бакалавра  присуждается в Великобритании после 3–4-летних специализированных программ на дневном отделении университета или колледжа. В Великобритании существует несколько типов степени бакалавра, названия которых зависят от специализации  обучения. Так, к четырем основным степеням относятся бакалавр в области  искусств (Bachelor of Arts, ВА), бакалавр в  области наук (Bachelor of Science, BSC), бакалавр в инженерной области (Bachelor of Engineering, BENG) и бакалавр в юридической области (Bachelor of Law, LLB).

Информация о работе Двухступенчатая система подготовки специалистов в современном вузе