Дикция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:18, реферат

Краткое описание

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно.
Без сомнения, знание основ культуры речи и основ риторики, практическое их применение позволит каждому приобрести уверенность и стать раскованнее и общительнее. Только человек, владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки.
Речь - это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

Файлы: 1 файл

Дикция.docx

— 32.32 Кб (Скачать)

Звук, образованный на уровне голосовых складок, индифферентный, не имеет признаков  определенного гласного. Преобразование этого индифферентного звука  в определенный гласный происходит в надскладочных полостях. При  помощи специально уложенного для каждого  гласного звука языка ротоглоточный  канал разделяется на две полости  нужного объема и формы соединяющего их отверстия. Каждая из этих полостей усиливает определенную область  обертонов, т.е. создает одну из двух основных формант гласного. Все форманты в детском и женском голосе выше, чем в мужском. Чем выше форманта гласного, тем звучней гласный. По этому признаку основные гласные  звуки нашей речи делятся на звонкие  и глухие. Верхние форманты гласных  “и” и “э” самые высокие  из всех формант гласных, поэтому  эти гласные отличаются наибольшей звонкостью – звонкие гласные. Гласный “а” занимает среднее положение, а гласные “о” и “у” относятся к глухим гласным. Учет этих свойств гласных звуков, как мы увидим дальше, имеет определенное значение в вокальной педагогике.

Значительная  разница по высоте между формантами звонких и глухих гласных создает  пестроту в общем фоне звучания вокальной  речи, несовместимую с художественными  требованиями. Это явление обычно наблюдается у необученных певцов, поющих “пестрым” звуком, и происходит от того, что гласные звуки в пении они формируют так же, как и в речи.

Певческие гласные отличаются от речевых. Они округляются или притемняются, т.е. все гласные приобретают общую форманту около 517 кол/сек, близкую по звучанию к гласному “о”. Усиливается звонкость гласных, для чего практически при образовании глухих гласных “о”, “у” и гласного “а” добиваются усиления высоких формант – выше 2000 кол/сек, характерных для звонких гласных. Тем самым речевые глухие гласные приближают к звонким. Оба эти приема (округление звонких гласных и приближение глухих гласных к звонким) выравнивают певческие гласные по звучанию и объединяются под общим названием нейтрализации гласных в пении. Таким образом, для всех певческих гласных на всем диапазоне голоса характерно усиление двух формант – выше 2000 кол/сек м 500 кол/сек, названных высокой и низкой певческими формантами.

Высокая певческая форманта придает звонкость, “полетность”, собранность, “металл”, “близость” голосу. Она соответствует  области наибольшей чувствительности нашего уха, хорошо воспринимается им с дальних расстояний и потому обусловливает важное качество певческого звука – “полетность”, т.е. делает голос хорошо слышимым на дальнем  расстоянии вне зависимости от силы звука.

Опыты с изъятием высокой певческой  форманты в магнитофонных записях  профессиональных певцов показали, что  певческие голоса теряют блеск и  силу, становятся глухими, “непевческими”, похожими на голоса пожилых людей. Высокая  певческая форманта ниже в мужских  голосах (2100 – 2800 кол/сек), выше у женщин (3000 – 3500 кол/сек) и детей (10-13 лет  – до 4000 кол сек).

Низкая  певческая форманта помимо округления создает впечатление мощности и  полноты звучания.

Акустический  строй (форманты) гласных звуков и  особенности их формирования существенно  влияют на звучание певческого голоса. Таким же свойством обладают и  согласные. Способ воздействия на певческий  голос и работу голосового аппарата при помощи фонем (отдельных звуков речи – гласных и согласных) называется фонетическим методом вокального обучения. Он является наиболее распространенным и эффективным в вокальной  педагогике. Применяя этот метод, необходимо конкретно знать, как тот или  иной гласный или согласный влияет на голос и на работу артикуляционных  органов, а через них и на весь голосовой аппарат. С этой целью  рассмотрим гласные звуки.

В русском языке в соответствии с алфавитом различают шесть  основных (и, ы, э, а, о, у) и четыре йотированных (е, ё, я, ю), т.е. сложных гласных звуков.

Гласный “и” самый звонкий из всех гласных  звуков. Он настраивает на головное резонирование, помогает собрать и приблизить звук, применяется при глухом, затемненном фоне звучания. При произнесении “и” гортань поднимается, поэтому он противопоказан при зажатом, горловом тембре. В связи с тем, что форманта этого гласного близка к высокой певческой форманте, она помогает усилению последней на других гласных; способствует созданию активной атаки. Гласный “и” образуется при значительном сокращении голосовых складок, активизирует их смыкание и потому показан при сипе, особенно если этот призвук присутствует как остаточное явление мутации.

Гласный “ы” по артикуляционному укладу неудобен для пения. Его артикуляция связана  напряжением корня языка и  потому он может вызвать, а если это  уже есть, то увеличить зажим горла  и горловые призвуки. Если учесть, что гласный “ы” в русском языке близок к “и”, представляет собой своеобразный вариант этого гласного, то и в пении, приближая звучание “ы” к “и”, можно уменьшить неудобство его артикуляции.

Гласный “э” по артикуляционному укладу не всегда удобен. Целесообразно применять  его в случаях, когда голос  звучит на этом гласном лучше, чем  на остальных. У низких мужских голосов гласный “э” бывает удобен при формировании головных звуков. Он способствует активной атаке.

Гласный “а” занимает среднее положение  между звонкими и глухими гласными, легко поддается округлению. При  его произнесении ротоглоточный  канал принимает наиболее правильную рупорообразную форму, положение гортани  близко к певческому. Из-за всех этих качеств “а” часто применяется как основной гласный звук для выработки вокального звучания. Он помогает лучше других гласных освободить артикуляционный аппарат, выявить природный тембр голоса.

Гласный “о” способствует хорошему поднятию мягкого нёба, наводит на ощущение зевка и положения глотки при  округлении звука, помогает снятию горления и зажатия. Рекомендуется при  чрезмерно близком, резком и плоском  звучании.

Гласный “у” самый глубокий и “темный” гласный, поэтому не применяется  при углубленном и глухом общем  фоне звучания. При произнесении этого  звука больше, чем на всех других гласных поднимается мягкое нёбо, расширяется ротоглоточная трубка. “У” активизирует голосовые складки, значительно стимулирует работу губ, наводит на ощущение прикрытия  в верхнем регистре мужских голосов. Этот гласный показан при работе с детскими голосами: активизирует вялое мягкое нёбо, губы и голосовые  складки, помогает изжить плоское, чрезмерно  близкое звучание. Широко применяется  в вокально-хоровой работе, т.к. хорошо выравнивает звучание отдельных  партий и хора в целом.

Йотированные  гласные (е, ё, я, ю) – сложные, т.к. состоят  из двух звуков, образованных из согласного (см. ниже) “и краткого” и гласных: “э”, “о”, “а”, “у” – “е” (йэ), “ё”(йо), “я”(йа), “ю”(йу).

При пении йотированных гласных первый звук мгновенно сменяется вторым, тянущимся звуком. Необходимо следить, чтобы после быстрой смены  артикуляции с “и краткого” на основной гласный не искажалось звучание последнего. Применение йотированных гласных способствует созданию более  собранного, близкого, яркого и высокого звучания соответствующих простых  гласных звуков, а также активизации  голосовых складок в момент атаки. При горлении и зажатости эти  гласные следует применять осторожно.

Согласные в пении.

Как мы уже говорили, согласные звуки  возникают в ротовой полости. Они делятся на глухие (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) и звонкие (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р). Глухие, “безголосые”, согласные образуются без участия голосовых складок от колебания выдыхаемого воздуха и состоят из одних шумов. Звонкие, “голосовые”, согласные образуются из ротовых шумов и голоса. В них достаточно ясно выражен основной тон (высота звука). При преобладании голоса гад шумом возникают т.н. сонорные согласные, или полугласные (л, м, н, р). Если же шум превалирует над голосом, то образуются остальные звонкие согласные (б, в, г, д, ж, з).

Гласные и согласные образуются одними и  теми же органами. Активное произношение согласных вызывает усиленное сокращение мышечных стенок ротоглотки, превращая  ее тем самым в резонатор с  относительно твердыми стенками, отчего увеличивается звонкость гласных  в пении. Вот почему чем более  четко произносятся согласные, тем  ярче звучит голос.

Один  и тот же гласный меняет свое окончание  в зависимости от следующего за ним  согласного. При переходе с согласного на гласный установка губ, языка, мягкого нёба для гласного подготавливается уже при звучании предшествующего  согласного. А следующий за согласным  гласный как бы сохраняет отпечаток  артикуляционного уклада предыдущего  согласного. Это свойство широко используется в вокально-педагогической практике (фонетический метод). При этом учитываются  следующие особенности образования  согласных звуков: участие голоса (глухость или степень звонкости  согласных звуков), место образования  – уклад (передний, средний, задний), положение артикуляционных органов  и степень их напряжения, активизация  участвующих органов, напор воздушной  и звуковой струи. В каждом отдельном случае, в зависимости от сочетания этих свойств отбирают полезный гласный звук для соединения с последующим гласным.

В вокальных упражнениях в основном применяются звонкие согласные, т.к. на этих звуках работают голосовые  складки и они имеют высоту звучания.

Согласные звуки в зависимости от того, какие  органы участвуют в их образовании, делятся на губные (б, м, п), язычные (д, л, р, т, ц, ч), нёбные (м, н). По месту образования в ротовой полости согласные бывают заднего (к, г), среднего (х, ш, р) и переднего (все кроме указанных) уклада. Согласные заднего уклада могут помочь при исправлении чрезмерно близкого, “белого” звучания.

Положение артикуляционных органов при  образовании различных согласных  звуков может благоприятно или, наоборот, отрицательно влиять на последующий  вокальный гласный. При согласных  “к”, “г” значительно сокращаются  мышцы мягкого нёба, и оно при  этом хорошо поднимается. Эти согласные  помогают удерживать мягкое нёбо поднятым, способствуют его активизации. В то же время они связаны с напряжением корня языка, их применение может еще больше усугубить имеющийся горловой призвук. Губные согласные (б, м, п) хорошо активизируют губы, а губно-язычные (ж, в, ф) и язык.

Образование взрывных согласных (т, п) связано со значительным напором дыхательной  струи. Эти согласные могут быть использованы для активизации дыхательной  функции. А согласные “б”, “д”, “р”, образуемые при большом сопротивлении  артикуляционных органов току не только дыхательной, но и звуковой струи, могут служить средством стимуляции не только дыхания, но и голосовых  складок. Они же, особенно согласный  “д”, формируют твердую атаку.

Сонорные  согласные “л”, “м”, “н”, “р”  как полугласные могут вокально звучать, поэтому имеют исключительно  важное значение для певческого голосообразования и широко применяются в вокальных упражнениях. Они помогают найти головное резонирование. Кроме того, “л” активизирует кончик языка, тем самым делая его гибким и свободным, способствует собранному звучанию, образованию мягкой атаки; “л”, “м” как согласные переднего уклада приближают звук; “м”, “н” – нёбные, или носовые согласные, образуются при опущенном мягком нёбе, усиливают резонирование носовой полости, они не применяются при вялом, малоподвижном мягком нёбе и, особенно при носовом призвуке; “р” – рокочущий согласный, он хорошо активизирует дыхание и сокращение голосовых складок. Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов, и или дикцию.

Активная, четкая, правильная и согласованная  работа артикуляционных органов  создает отчетливую, хорошую дикцию. Вялость в работе артикуляционных  органов является причиной плохой, неудовлетворительной дикции. А несогласованная  работа артикуляционных органов  порождает искаженную дикцию. В этом случае страдает содержание, становится трудно понять смысл того, о чем  поют. Кроме того, плохая дикция ведет  к снижению художественно ценных качеств певческой речи.

Вокальная речь имеет свои особенности. “Носителями” вокального звука являются гласные. Поэтому в выпеваемом слоге гласные  удлиняются. Они занимают почти всю  длительность интонируемого звука (в обычной речи произношение гласных  и согласных равно по времени.). Согласные максимально укорачиваются, но произносятся предельно четко  и ясно. В связи с этой особенностью меняется сущность певческой дикции. Если речевая дикция зависит целиком  от ясного и четкого произношения согласных, то певческая дикция зависит  и от формирования гласных.

Вокальная речь отличается от обычной и по акустическому строю. Диапазон обычной речи мал. Диапазон звуков, воспроизводимых в пении, может простираться на две и более октавы.          

Полученные  навыки хорошей дикции речи сохранятся на всю жизнь и помогут в  дальнейшей жизни, учебе в ВУЗе и  построении благополучной карьеры  на месте работы.

Следует помнить, что только при значительном упорстве и регулярных тренингах  можно достичь желаемой цели и  добиться положительных результатов  в дикции и красноречии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1.Ножин, Е.А.  Мастерство устного выступления.–  3-е изд., переработанное.– М.: Политиздат, 1989. – 255 с. 

2. Менабени А. Методика обучения сольному пению. М., Просвещение,1987.

3. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором, М., Музгиз, 1957

4.http://diplomchik.net/parts/referats/preview/164/157/158/167/156/page/0

5.http://akak.ru/recipes/149-kak-vyirabotat-horoshuyu-diktsiyu

6.http://academout.ru/referates/73/02.php

7.http://www.orator.ru/dikcija.html

8.http://mirsovetov.ru/a/miscellaneous/useful-know/amelioration-enunciation.html

 

 


Информация о работе Дикция