Дикция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:18, реферат

Краткое описание

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно.
Без сомнения, знание основ культуры речи и основ риторики, практическое их применение позволит каждому приобрести уверенность и стать раскованнее и общительнее. Только человек, владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки.
Речь - это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

Файлы: 1 файл

Дикция.docx

— 32.32 Кб (Скачать)

Дикция

 

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно.

Без сомнения, знание основ культуры речи и основ  риторики, практическое их применение позволит каждому приобрести уверенность  и стать раскованнее и общительнее. Только человек, владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки.

Речь - это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под  речью понимают использование человеком  языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

Выделяют  следующие формы речи:

1.Внутренняя 

2.Внешняя 

3.Письменная 

4.Устная 

5.Монологическая 

6.Диалогическая 

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение  и смысл слов, фраз. Играет важную  роль точность употребления слова,  его выразительность и доступность,  правильность построения фразы  и ее доходчивость, правильность  произношения звуков, слов, выразительность  и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.

3. Выразительные  качества голоса: характерные специфические  звуки, возникающие при общении:  смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи  и др.

 Дикция  – это ясность и четкость  в произнесении слов, слогов и  звуков. При хорошей дикции оратора  его слушают без труда, непроизвольно  различают целиком все звуки,  слова и фразы. Усилия слушателя направлены на то, чтобы следить за мыслью говорящего. Небрежную скороговорку, проглатывание звуков и слогов, терпимые в быту, иные ораторы переносят в публичную речь, резко ухудшая её качество, отвлекая от восприятия содержания. И ,конечно, речь пропагандиста должна быть свободной от таких недостатков речи, как заикание, гнусавость и т.п.

Дикция  является средством донесения текстового содержания произведения, и одним  из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии  музыкального образа (т.е. если гласная  имеет полетность, согласная "полетит" вслед за ней).

В понятие дикции входят: культура, орфоэпия и логика речи.

Культура  предполагает знание и соблюдение правил орфоэпии, и правильное ударения в  словах (логика речи).

Орфоэпия  это единообразное, присущее русскому литературному языку произношение, правильность речи.

Орфоэпия  певческая отличается от речевой  тем, что в вокальной дикции слова  ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация, здесь огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему нёбу, в пении, необходимо, чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое.

Звукообразующими  органами речи являются: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький  язычок, гортань, задняя стенка зева и  голосовые складки.

Активную  роль выполняют: голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, нижняя челюсть.

Пассивную роль выполняют: зубы, твердое нёбо, задняя стенка зева и верхняя челюсть. Все вместе они образуют артикуляционный  аппарат. Его работу называют артикуляцией.

Непринужденность, целесообразность и экономность  движений органов речи, их соподчиненность  с работой органов дыхания  и резонаторами являются надежным условием правильной дикции.

Найти человека с хорошей дикцией сегодня  непросто. Мало кто из нас обладает приятным голосом и умением произносить  слова четко и понятно для  окружающих, не повышая при этом голоса и не прибегая к способам усиления воздействия своей речи на людей. На самом деле, разработать  хорошую дикцию речи несложно. Очень  редко исключительные речевые данные даются человеку от природы, остальным  же можно посоветовать только не жалеть сил и времени, работая над  упражнениями для дикции.

Под понятием «дикция» подразумевают отчетливое произнесение звуков и слов с правильной артикуляцией. Механизм, который производит звуки – это речевой аппарат, и очень часто его нарушения  и дефекты становятся причиной того, что дикция речи человека отличается низким уровнем качества. Одной из основных причин недостаточного развития дикции считается малоподвижность  нижней челюсти и неспособность  достаточно широко открывать рот  во время общения. Слова при этом произносятся глухо и недостаточно четко, а речь кажется «скомканной» и невнятной. Про такого человека говорят, что его дикция и выразительность  речи имеет серьезный дефект, который  проявляется слишком сильно и  требует немедленного принятия мер  для исправления ситуации.

Если  вы чувствуете, что ваша дикция далека от совершенства, то начинайте заниматься этим вопросом безотлагательно. Улучшение  речи возможно – специально разработанные  речевые упражнения помогут вам  устранить дефекты произношения звуков. Вы можете посещать как специальные  курсы по совершенствованию дикции речи,  так и заниматься самостоятельно или в индивидуальном порядке. Задумываясь  о том, как улучшить дикцию, помните, что только труд и внимательное выполнение предлагаемых упражнений помогут вам  исправить дефекты дикции речи и  сделать ее по-настоящему выразительной  и приятной для окружающих.

Очень полезными для развития хорошего произношения звуков могут быть скороговорки для дикции. Они знакомы практически  каждому из нас, а слова подобраны  таким образом, чтобы научить  человека произносить практически  несовместимые звуки быстро и  четко.  Несколько раз, повторяя одну и ту же фразу скороговорки для  дикции, вы заметите, что с каждым разом непослушные ранее звуки  поддаются произношению все легче, и неразборчивая речь становится понятной и членораздельной.

Тщательная  работа над дикцией очень скоро  даст о себе знать. Вы увидите, что  ваш круг общения заметно расширился – те, кто раньше избегал разговаривать  с вами, уставая по сто раз переспрашивать и прислушиваться к невнятной  речи, сегодня с удовольствием  вступают в контакт, отдавая дань вашему красноречию. Вы перестанете  бояться публичных выступлений, а речь с отличной дикцией позволит донести до аудитории смысл выступления  и поспособствует ее запоминанию. Очень  часто хорошая дикция речи способствует успешному продвижению по службе – человек, владеющий умением  выступать публично, отлично подходит для высоких постов и руководящих  должностей.

Как выработать хорошую дикцию:

1шаг:  Тренируйтесь скороговорками.

Читать скороговорки с орехами во рту. Это является классическим упражнением. Но не обязательно  выполнять его именно в таком  виде. Сначала начните с произношения скороговорок без орехов, причём лучше  с простых. Даже не со скороговорок, а со сложных фраз, как “Вышел корабль из-под выподверта” или “Сиреневый бесперспективняк”. Когда Вы без труда сможете это произносить, переходите к более сложным конструкциям, а уж потом тренируйте их с орехами во рту.

2шаг:  Слушайте себя.

Ни один человек  в мире не может адекватно воспринять свой голос во время произношения слов. Посему используйте магнитофон или диктофон. Выбирайте отрезки  из книг и читайте вслух, записывая  всё это на плёнку. Потом прослушайте. Скорее всего, Вам не понравится, как  Вы прочли отрывок, поэтому читайте  и записывайте до тех пор, пока Ваше произношение не покажется Вам  идеальным.

3шаг:  Тренируйте диафрагму.

Иногда, при  долгом разговоре, у некоторых не хватает дыхания, чтобы закончить  предложение. Это придаёт речи обрывистость и смазывает впечатление. Чтобы  дыхания хватало на даже самое  длинное предложение, тренируйте диафрагму. Для этого просто тяните любую  гласную букву, пока не кончится дыхание. Повторяйте это упражнение несколько  раз в день. Когда продержать гласную  в течение секунд 25 не будет составлять для Вас труда, попробуйте менять высоту голоса. Упражняйтесь каждый день и никакие “дефекты речи” вам  не грозят.

Для тренировки артикуляционного аппарата можно выполнять  следующие упражнения:

1. Пластическая  гимнастика органов речи.

2. Энергично,  но плавно опустите нижнюю  челюсть, откройте рот. Поднимите  нижнюю челюсть и сомкните  рот. Заметьте, что подвижной является  нижняя челюсть. Повторите 5-6 раз. 

3. Выдвиньте  нижнюю челюсть вперед, верните  ее и в первоначальное положение.  Повторите 5-6 раз. 

4. Отодвиньте  язык как можно глубже, а затем  распрямите и коснитесь его  корней нижних зубов; вновь  отодвиньте язык вглубь и, распрямляя  его, коснитесь кончиком языка  корней верхних зубов. 

5. Двигая  язык внутри рта, коснитесь  кончиком языка сперва левой щеки, потом правой.

6. Сомкнутые  губы вытяните вперед в виде "хоботка", затем растяните  в сомкнутом состоянии на улыбку. Повторите 5-6 раз. 

7. Образовав  "хоботок", двигайте его последовательно  вправо, влево, вниз, затем в обратном  направлении. Плавно двигайте "хоботок"  по кругу. 

Все упражнения вначале желательно делать с зеркальцем, движения должны быть медленными и  плавными. Повторите 5-6 раз.

Дикция  в пении.

Пение – вид музыкального искусства, в  котором музыка органически связана  со словом. Поэтому пение еще иначе  называют музыкальной речью. В ее образовании, как и в обычной  речи, принимают участие органы надставной трубы. Эта часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав – артикуляционными органами. К ним относятся: ротовая  полость с языком, мягким нёбом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.

Руководитель  хора должен постоянно заботиться о  развитии гибкости и подвижности  артикуляционного аппарата поющих, добиться активности, легкости и свободы в  работе отдельных его частей (языка, губ, челюсти), без чего не может быть хорошего, ясного произношения слов текста. В особенности важно отметить необходимость непрерывной работы над однотипным формированием гласных (а, о, у, э, и, ы) в каждой хоровой партии и в хоре в целом; такая однотипность гласных, их единый характер способствует наилучшему звучанию, совершенствуя  хоровой ансамбль.

Особенное внимание следует обращать на трудные  для произношения в пении согласные, как, например, к, п, ,т, ф, х, а также с, ш, ц, г, щ. Первые из них в наибольшей степени прерывают вокальную линию и должны быть произносимы очень крепко и очень кратко; вторым свойственна особая характерность, резко выделяющая их среди других согласных; коротко и осторожно произносить следует, в особенности, шипящие согласные с и ш.

Согласные в конце слов должны быть всегда отчетливы и ясны. Если слог оканчивается на согласную, то она относится к  последнему слогу: “но-чка те-мная”, “ся-де-тсо-лнце” и т.п. Большое стечение согласных в одном слоге следует произносить скоро, легко и четко.

Дирижер должен воспитать в хоре сознательное отношение к словесному тексту изучаемого произведения и его художественному  содержанию и далее – к овладению  всеми средствами выразительной  его передачи. Хорошо выработанная дикция облегчит дирижеру достижение этой важной цели.

Рассмотрим  более подробно артикуляцию, а также  роль гласных и согласных звуков в певческом звукообразовании.

Гласные в пении

Гласные звуки зарождаются в гортани  при взаимодействии голосовых складок  и дыхания. Образовавшиеся при этом звуковые волны изливаются через  ротоглоточный канал свободно. Формирование согласных звуков происходит иначе. Они образуются в ротовой полости (язык, мягкое нёбо, губы) создают препятствия  потоку дыхания и звуковых волн, при этом образуются шумы, которые  мы и называем согласными звуками.

Музыкальными  звуками могут быть только такие  звуки, в которых ясно выражен  основной тон. Во многих согласных звуках основной тон или отсутствует, или  выражен слабо. Певческий звук как  музыкальный звук несовместим с  “шумовой” природой согласных. Гласные  звуки имеют ясно выраженный основной тон и потому могут петься. Кроме  того, пение связано с распевом, т.е. с непрерывно льющимся звуком. Образование  гласных тоже происходит при непрерывном  потоке звуковых волн. Все это говорит  о том, что гласные звуки являются основой пения. Пение вне связи  с гласными звуками невозможно, ибо  тогда оно превращается в крик.

Гласные являются как бы оболочкой, в которую  облекается певческий звук. Поэтому  воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных  гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От вокально правильного формирования гласных зависит художественная ценность певческого голоса.

Образование гласных звуков связано с присутствием и усилением определенной, различной  для каждого гласного звука области  обертонов, называемой формантой гласного звука.

Информация о работе Дикция