Диффиренцированное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:21, реферат

Краткое описание

Главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей – это личностно- ориентированное образование. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности. Личность – это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщённых системах качеств.

Оглавление

1. Введение 3

2. Сущность явления. 4

3. Способы дифференциации 9

3.1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА 9

3.2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ 9

3.3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 10

3.4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ 10 УЧАЩИХСЯ

3.5. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАДОТЫ ПО ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ 10

4. Заключение 12

5. Литература 13

Файлы: 1 файл

диф.обуч.docx

— 34.43 Кб (Скачать)

Содержание:

1. Введение                                                                                                                                3

2. Сущность явления.                                                                                                               4

3. Способы дифференциации                                                                                                  9

3.1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА         9

3.2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ           9

3.3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА         10

3.4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ           10 УЧАЩИХСЯ                                                    

3.5. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАДОТЫ ПО ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ        10

4. Заключение                                                                                                                           12

5. Литература                                                                                                                           13

6. Приложения

Приложение №   1                                                                                                                  

Приложение №   2             

Приложение №   3

                                                                                                     

 

       Введение.

       Поворот школ в России к учащемуся вызвал большой интерес педагогического общества к идеям личностно-ориентированного образования, которое в настоящее время определяет направленность инновационной деятельности.

       Главная цель средней общеобразовательной  школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому  развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей – это  личностно- ориентированное образование. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности. Личность – это психическая, духовная сущность человека, выступающая  в разнообразных обобщённых системах качеств. Личностно- ориентированное  образование ориентированно на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения  человека в культуре и жизни. Принцип  дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и  цели общего среднего образования.

 

       Сущность явления.

       Дифференцированный  процесс обучения – это широкое  использование различных форм, методов  обучения и организации учебной  деятельности на основе результатов  психолого-педагогической диагностики  учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование  этих форм и методов, одним из которых  является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные  условия для развития личности в  личностно-ориентированном образовательном  процессе. Отсюда следует:

  • построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;
  • обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;
  • только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е.
  • в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.   

Для осуществления  контроля и коррекции знаний и  умений учащихся разрабатываются и  апробируются системы разноуровневого  контроля и оценки знаний, в которую  входят:

  • тренировочные задания и тесты;
  • задачи и диктанты по предмету;
  • индивидуальные карточки-задания;
  • домашние проверочные работы;
  • самостоятельные работы контролирующего и обучающего характера, тесты, проверочные работы.

Критерием успешной работы служит качество подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных  и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приёма, формы или средства обучения.

При обучении младших  школьников реализация дифференцированного  подхода будет иметь следующие  особенности:

  • обеспечение содержательной и методической преемственности, выбор оптимальных условий обучения;
  • обеспечение оптимального сочетания двух образовательных парадигм: аффективно – эмоционально – волевой и когнитивной;
  • овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности;
  • организация диалога различных педагогических систем и технологий;
  • создание благоприятных условий для максимального развития задатков и способностей младших школьников;
  • ликвидация перегрузки в обучении младших школьников.
 

       Основная  задача дифференцированной организации  учебной деятельности- раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.

       Развитие  личности школьника в условиях дифференцированного  обучения в личностно-ориентированном  образовании ставит своей целью  обеспечить учащимся свободный выбор  обучения на вариативной основе дифференцированного  подхода индивидуальных особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования, выведенного на смысловой уровень.

       Применение  дифференцированного подхода к  учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися  определённым программным минимумом  знаний, умений и навыков.

       Дифференциация  обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию.

       Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей  учителю в процессе обучения подходить  индивидуально к каждому ученику  и способствовать общей активизации  класса. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса «единства  требований» ко всем учащимся без  учёта особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных  интересов.

       Дифференцированная  организация учебной деятельности с одной стороны учитывает  уровень умственного развития, психологические  особенности учащихся, 
абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны, во внимание принимается индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются.

       Её  осуществление в личностно-ориентированном  образовании потребует:

  • изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;
  • определение критериев деления учащихся на группы;
  • умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве;
  • умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
  • перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом;
  • умение заменить малоэффективные приёмы дифференциации руководства учением более рациональным.

       Каждый  учащийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому  с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную. А более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя. И только тогда когда эта  возможность будет профессионально  выявлена педагогом, можно рекомендовать  наиболее благоприятные для развития учащихся дифференцированные формы  обучения.

       Принимая  это во внимание, необходимо отчётливо  представлять, в чём состоит развитие личности в условиях дифференцированного  обучения, какие движущие силы определяют качественные изменения учащихся, в  структуре их личности, когда эти  изменения происходят наиболее интенсивно и, разумеется, под влиянием каких  внешних, социальных, педагогических и  внутренних факторов. Понимание этих вопросов позволяет выявить как  общие, так и индивидуальные тенденции  в формировании личности, нарастания возрастных внутренних противоречий и  избрать наиболее эффективные способы  помощи учащимся.

       Личностно-ориентированный  подход – главная идея в программе  гуманизации современного образования. В связи с этим нуждаются в  пересмотре организационный, содержательный и управленческий компоненты образовательного процесса с точки зрения их влияния  на развитие личности, повышения качества образовании. Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление  индивидуального дифференцированного  подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает ранее выявление склонностей  и способностей детей. Создание условий  для развития личности. Умелое применение приёмов и способов внутренней дифференциации делает педагогический процесс природосообразным  – в максимальной степени адекватным своеобразию индивидуальной природы  личности учащегося и в значительной мере содействующим формированию его  неповторимых черт и качеств.

       Современные концепции начального образования  исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника  на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для  того, чтобы каждый ученик стал подлинным  субъектом учения, желающим учиться. Обучение, по выражению Ш.А.Амонашвили, должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников».Дифференциация обучения является одним из средств  реализации индивидуального подхода  к детям. Дифференцированным считается  такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.

       Дифференциация  в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении  
Учащихся. Другим не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в группах. Таким образом, при дифференциации обучения осуществляется учёт индивидуально типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах.

       Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

1. Определение  критерия, на основе которого  выделяются группы учащихся для  дифференцированной работы.

2. Проведение диагностики по выработанному критерию.

3. Распределение  детей по группам с учётом результатов диагностики.

4. Выбор  способов дифференциации, разработка  разноуровневых заданий для созданных  групп учащихся.

5. Реализация  дифференцированного подхода к  школьникам на различных этапах урока.

6. Диагностический  контроль за результатами работы  учащихся, в соответствии с которым  может изменяться состав групп  и характер дифференцированных  заданий.

       Для организации дифференцированного  обучения возможно использовать групповую форму. В группы детей формировать по способу обученности, а также на основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов.

       Первая  группа комплектуется из учащихся с  высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, а возможно также и учащихся со средними учебными возможностями и высоким уровнем развития познавательного интереса. Для этой группы главным является организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящая естественный ускоренный процесс развёртывания психологических функций. Существенным моментом является ориентация на самостоятельность учащихся. Для наиболее одарённых детей разрабатываются индивидуальные задания и упражнения.

       Вторую  группу комплектовать из учащихся со средними показателями успеваемости по предмету. Для этой группы наиболее важным для учителя будет деятельность по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизации школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд.

Информация о работе Диффиренцированное обучение