Дифференцированная работа на уроках литературного чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:27, реферат

Краткое описание

Дифференциация — это форма организации учебной деятельности школьников, при которой максимально учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способ-ности. В переводе с латинского слово «дифференциация» означает разделение, расслое-ние целого на различные части, формы, ступени.

Файлы: 1 файл

организация дифференцированной работы.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Дифференциация — это форма организации учебной деятельности школьников, при которой максимально учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способ-ности. В переводе с латинского слово «дифференциация» означает разделение, расслое-ние целого на различные части, формы, ступени.

       В настоящее время в педагогической теории и практике наработан большой арсенал методов и средств дифференциации. На уроках литературного чтения (классного и вне-классного) дифференцированные задания могут предлагаться учащимся на различных этапах работы над литературным произведением: во время подготовки детей к чтению текста, в ходе анализа фактического или конкретного содержания произведения, на этапе анализа эмоционально-образного содержания текста, этапе обобщения прочитан- ного, во время работы над развитием у детей умения выразительно читать текст или его отрывок. Продумывая домашнее задание, педагог должен понимать, что учащимся, имеющим разный уровень сформированности навыка чтения и разный читательский опыт, для самостоятельной работы дома необходимы задания, соответствующие уровню их развития.

      Различают три уровня дифференциации — высокий, средний и низкий. Данная дифференциация может осуществляться по степени обучаемости, степени умственной выносливости, степени творчества, степени познавательной активности и др. Предлагая детям задания для дифференцированной работы, педагог должен помнить, что деление класса на группы должно быть негласно и условно. Состав групп не может быть постоянным, потому что ребёнок, достигший определённых успехов в чтении, должен быть переведён в другую группу.

     Учащиеся с низким уровнем обучаемости могут усваивать материал урока только после многократных упражнений (повторения) и не всегда в полном объёме. Они затрудняются самостоятельно выполнить задание даже после общей тренировочной работы со всем классом; могут выполнять только задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем основная часть учеников класса.

    Учащиеся со средним уровнем обучаемости могут выполнить любое задание не сразу, а после небольшой тренировочной работы. Для них следует предлагать задания репродуктивно-конструктивного характера. Овладев знаниями, они могут переносить их в новые условия, но для успешного усвоения знаний этим детям требуется больше времени, чем учащимся с высоким уровнем развития.

   Учащиеся с высоким уровнем обучаемости свободно усваивают учебный материал. Они способны работать на уроке самостоятельно, легко переносят имеющиеся знания в незнакомую ситуацию, им предлагаются задания исследовательского и творческого характера. Такие учащиеся достигают высокого уровня знаний за достаточно короткий промежуток времени.

    Дифференцированные задания на уроках литературного чтения отличаются по своей сложности и продуктивности. Это:

• целостное изучение основного произведения на уроке всем классом, затем его детализация и конкретизация по частям для детей с более низким уровнем развития; учащиеся среднего и высокого уровня развития получают задания для самостоятельной групповой работы;

• многократное повторение нового материала, перечитывание текста и его отрывков с различными заданиями  в течение урока (для детей  с плохой памятью, имеющих малый  читательский опыт);

• дифференцированная работа с дополнительной литературой — словарями, энциклопедиями, справочниками, дополнительными текстами для чтения, напечатанными на карточках или в дополнительных пособиях для чтения (например, в ходе изучения научно-познавательной литературы, на уроках внеклассного чтения, посвящённых знакомству учащихся с детскими газетами и журналами — детской периодикой);

• дифференцированные задания  с учётом успеваемости, уровня развития, интересов учащихся, целевой направленности обучения;

• дифференцированная самостоятельная  работа детей на уроке (по интересам, по уровню сложности, продуктивности — с использованием карточек с заданиями различной степени сложности; по образцу работы, показанной учителем или учеником у доски; с комментированным управлением способом выполнения задания; индивидуально, в паре или группе; полностью самостоятельная работа детей без чьей-либо помощи с самостоя-тельным выбором способа выполнения задания);

• дозированная помощь ученику  или группе (устная помощь педагога, предложение алгоритма выполнения задания или инструкции (памятки) по его выполнению);

• постепенное усложнение типов заданий (работа может проводиться  по карточкам): по образцу учителя (задания  репродуктивного характера); упражнения, рассчитанные на репродуктивно-поисковую  деятельность; упражнения исследовательского характера; творческие задания;

• дифференцированный контроль за усвоением детьми учебного материала (разноуровневые задания, задания с  выбором, индивидуализация критериев  оценки);

• дифференциация и индивидуализация домашних заданий (по объёму, сложности или творческой направленности).

                Педагогические условия успешной дифференциации:

/ частое переключение  учащихся с дифференцированной  формы работы на коллектив-ную, совместную деятельность (весь урок не может быть дифференцированным!);

/ создание на уроке  ситуации для самостоятельного  выбора учащимися заданий различной  степени сложности;

/ дифференциация —  не основная форма урока в  начальной школе, она включается  в учебный процесс для повышения  его эффективности только на  отдельных этапах урока;

/ скрытый характер  дифференциации;

/ сдержанность учителя в похвале сильных учеников и постоянное поощрение слабых.

               Дифференциация по характеру мыслительной деятельности

   Для учащихся с низким уровнем обучаемости

рекомендуется подбирать задания репродуктивного характера. Подобные задания могут быть направлены на формирование (совершенствование) навыка чтения детей, анализ фактического или конкретного содержания произведения. Предлагая детям задания, направленные на совершенствование навыка чтения, имеет смысл чётко сформулиро-вать для учащихся целевую установку для чтения в зависимости от того, над каким качеством чтения требуется поработать ребёнку.

 

              Задания, направленные  на совершенствование навыка чтения

-Прочитайте правильно ... (слоги, слова, текст).

-Прочитайте столбики слов. Читайте чётко и ясно.

- Найдите и прочитайте слова, которые начинаются с буквы ... , слога

-Найдите слова, которые пишугся с большой буквы.

-Прочитайте скороговорку. Отчётливо произносите каждый звук.

                              Ученик учил уроки,

                              у него в чернилах щёки.

-Прочитайте слоги согласно стрелкам.

-Прочитайте слова. для этого просмотрите каждое слово до конца и назовите его целиком (обучение чтению слов целиком).

лес    лето    кукла    дождик

дом   поле   слово    сказка

шар стол    книга    молоко

лук   часы  вилка    машина

- Прочитайте. Отчётливо произносите каждый звук (подготовительная работа перед чтением нового текста, направленная на отработку умения читать слова со стечением согласных).

ра — тра — стра — СТРана во — тво ство — деТСТВо ро — кро — крою — оТКРою ёрз  — мёрз — мёР3Нет

-Найдите и подчеркните слова, которые пишутся с большой буквы. Сколько таких слов вы нашли?

-Найдите и прочитайте слова-названия ... (животных, деревьев, цветов, транспорта...).

-Прочитайте слова молча. для этого плотно со- жмите губы, приложите к ним палец. Старайтесь, чтобы губы не шевелились (Упражнение Губы’).

-Прочитайте слова молча. Вслух произносите только названия домашних животных.

 

Кит, тигр, гусь, сом, волк, конь, барсук, енот, корова, лиса, рак, медведь, уж, утка, ёжик, ёрш, лещ, синица, овца, окунь, петух, коза.

          Задания, направленные на анализ текста

- Прочитайте текст, подчеркните непонятные слова.

- Прочитайте текст, отметьте слова, трудные для чтения.

- Прочитайте текст, поставьте в словах знак ударения.

-Найдите и прочитайте все восклицательные (вопросительные) предложения. Прочитайте их с необходимой интонацией.

-Прочитайте выразительно первый абзац текста. 1i Молча прочитайте текст (отрывок). Найдите и подчеркните понравившиеся вам слова и выражения.

-Подчеркните среди имён персонажей, указанных на карточке, те, которые встречаются в данном произведении.

-Найдите среди данных слов те, которые характеризуют главного персонажа произведения. Подчеркните их.

Добрый       злой         трудолюбивый

Богатый      бедный   усталый

Ленивый       мудрый   заботливый

            Для учащихся со средним уровнем обучаемости подбираются задания конструктивного характера.

- Прочитайте слова. Найдите и подчеркните другие слова, которые в них спрятались.

Хлев, уточка, столб.

Щель, эубр, коса.

Смех, скот, экран.

Олень, клещ, удочка.

- Соберите рассыпавшиеся пословицы и поговорки.

Родная сторона —  мать, коли делать нечего.

       Слово не воробей, тем и рады.

       Скучен день до вечера, вылетит— не поймаешь.

       Чем богаты — всякий молод.

       В зимний холод чужая — мачеха.

-Прочитайте рассказ, в котором перепутались части. Обозначьте в квадратах правиль-ный порядок частей рассказа, Прочитайте его правильно.

 

 

                                Собака на сене

   Корове захотелось сенца, она подошла, под сарай засунула голову и только ухватила клок сена — собака зарычала и бросилась на неё.

Собака лежала под  сараем на сене. Корова отошла и сказала:

— Хоть бы сама ела, а  то и сама не ест, и мне не даёт.

                                                                                       Л. Толстой

-Найдите и прочитайте предложение, относящееся к рисунку (иллюстрации).

- Прочитайте текст, подберите другое название.

-Найдите в тексте пословицу. Объясните её значение.

-Найдите в тексте отрывок, к которому подходит данная пословица.

- Составьте рассказ о главном персонаже по опорным словам (по плану>.

-Восстановите последовательность развития событий в рассказе Н. Носова «На горке, 11 класс (работа с деформированным планом).

Горка засыпана песком. (З)

Снова можно кататьсяi (5)

Строительство горки. (1)

Возвращение ребят. (4)

Котька сидит дома. (2)

Ступеньки. (6)

                Для учащихся с высоким уровнем обучаемости подбираются задания исследовательского (творческого) характера

-Прочитайте слова. Поменяйте и запишите в них вторую букву. Какие слова у вас получились?

(Гроза, волк, косы, якорь, парк, шутка, экран, столб, стог, точки, овраг, муха.)

- В данных словах замените одну согласную букву другой так, чтобы получилось новое слово.

Ногти, лапка, зубы, киска, песок, галка, балка.

Норка, клин, тоска, свет, рамочка, полено, орёл.

(Когти, папка, шубы, миска, лесок, палка, банка.  Корка, блин, доска, цвет, мамочка,  колено, осёл.)

- Докажите, что данное произведение является сказкой (стихотворением).

-Почему текст так называется? Обоснуйте ответ.

-Выберите группу исполнителей и проинсценируйте отрывок произведения.

-Выберите группу исполнителей и составьте по данному отрывку живую картинку.

- Прочитайте текст и подумайте, как автор относится к главному герою. Докажите словами текста.

-Найдите в тексте  описание главного героя. Расскажите о нём, используя автор-ские слова и выражения. Найдите в тексте отрывок, который следует читать радостно, печально, строго, с возмущением и т.д. Прочитайте его выразительно.

-Найдите в тексте  образные слова и выражения.  Объясните их значение.

-Подготовьте пересказ произведения от своего имени.

-Придумайте продолжение  сказки.

-Придумайте рекламу  произведения.

          Дифференциация по объёму

1. Прочитайте первый  абзац (часть) текста. Обратите  внимание на правильность чтения  слов.

2. Прочитайте текст. Подготовьте выразительное чтение понравившегося вам отрывка.

3. Подготовьте выразительное чтение всего текста.

1. Прочитайте первую часть текста. Подготовьте её подробный пересказ.

2. Прочитайте текст.  Подготовьте его подробный пересказ  по опорным словам.

3. Прочитайте текст. Подготовьте его краткий пересказ, воспользовавшись памяткой.

1. Прочитайте текст.  Найдите и подчеркните главное  предложение первого абзаца.

2. Прочитайте текст.  Найдите и подчеркните главное  предложение в каждом абзаце.

3. Прочитайте текст. Найдите и подчеркните предложение, в котором заключена главная мысль произведения.

1. Прочитайте текст.  Выполните задание Г 1.

2. Прочитайте текст.  Выполните задания М 1, 4.

3. Прочитайте текст. Выполните все задания, размещённые после него.

1. Выберите из данных пословиц ту, которая подходит к данному произведению.

2. Подберите пословицу,  которая подходит к произведению (из специального раздела учебника, словаря пословиц и поговорок).

3. Найдите в тексте предложение, которое является пословицей. Вспомните, какие пословицы на данную тему вы знаете.

      Дифференциация по уровню творчества

1. Составьте разбросанные  слова.

е з и м н е (зимнее), тро у(утро)

2. Составьте рассказ  на тему «Зимнее утро» по опорным словам.

3. Сочините своё четверостишие о зиме или зимнем утре.

1. Подберите и запишите  рифмы к словам:

Небеса —

Иней —

Снежок —

2. Придумайте маленькое  стихотворение по рифмам:

Ковром — серебром

Бело — замело

Запишите его.

З. Сочините маленькое  стихотворение на тему «Зима». Запишите его.

1. Выберите из данных словосочетаний образные слова и выражения, которые встречаются в тексте.

2. Найдите и подчеркните  образные слова и выражения,  которые встречаются в тексте.

Информация о работе Дифференцированная работа на уроках литературного чтения