Дидактические средства в творческом развитии младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – решение данной проблемы.
Объект:
процесс творческого развития младших школьников.
Предмет:
дидактические средства, способствующие творческому развитию младших школьников на уроке математики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы творческого развития младших школьников
1.1. Понятие и сущность творческого развития детей…………………………………………………….…………………………
1.2. Особенности творческого развития детей в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………..
Глава 2. Опыт использования дидактических средств в творческом развитии младших школьников на уроках математики…………………….
2.1. Характеристика дидактических средств……………… …………
2.2. Использование дидактических средств на уроках математики в начальной школе с целью творческого развития учащихся……………….
Заключение…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 27.98 Кб (Скачать)

Зарегистрировано

«___»__________2014 г.

________ _______________

подпись (расшифровка подписи)

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра педагогики и методики начального образования

 

 

 

Дидактические средства в творческом развитии младших школьников

Курсовая работа

студентки очной формы обучения

направления подготовки 44.03.01 Начальное образование

1 курса группы 

 

 

 

 

 

 

 

Допущена к защите

«___»_____2014 г.

________ ____________________

подпись  (расшифровка подписи)

Научный руководитель:

доцент

 

 

 

 

 


 

 

  2014

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….  3 

Глава 1. Теоретические основы творческого развития младших школьников

1.1. Понятие и сущность  творческого развития детей…………………………………………………….…………………………

1.2. Особенности творческого  развития детей в младшем школьном  возрасте…………………………………………………………………………..

Глава 2. Опыт использования дидактических средств в творческом развитии младших школьников на уроках математики…………………….

2.1. Характеристика дидактических  средств……………… …………

2.2. Использование дидактических  средств на уроках математики  в начальной школе с целью  творческого развития учащихся……………….

Заключение……………………………………………………………..

Приложение 1………………………………………………………………

Приложение 2………………………………………………………………..

Приложение 3………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………

 

 

 

 

 

Введение

 

Творческое развитие школьников является на сегодня актуальной темой: современному обществу нужны не только образованные, но и творческие люди, умеющие самостоятельно принимать важные решения. Выпускники школ должны уметь самостоятельно добывать и применять знания на протяжении всей жизни, следовательно, быть профессионально и социально мобильными. 

Образование в России теперь ориентировано не только на принцип «Образование для всех», но и на «Образование через всю жизнь», который сформулирован ЮНЕСКО. В «Законе об образовании» сказано, что «содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, развитие ее творческих способностей, создание условий для самореализации личности » (Закон РФ "Об образовании" | Статья 14. Общие требования к содержанию образования). 

Начальная школа – неотъемлемая часть непрерывного процесса образования. Главная задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы приобщить детей к творчеству, воспитать в каждом ученике самостоятельную личность, владеющую навыками саморазвития и самосовершенствования,  применять эффективные и креативные способы решения задач, научить находить нужную информацию, критически мыслить, вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Проблемой творческого развития занимались многие исследователи: А. К. Артемов, П. Я. Гальперин, А. К. Дусавитский, А. З. Зак, Н. С. Лейтес, О. Е. Озерова, Я. А. Понамарев, С. С. Пичугин и др.

Необходимость развития творческого воображения в детском возрасте подчеркивалась такими учеными как: Л. С. Выготским, Н. В. Квач, Т. С. Комаровой,  В. С. Кузиным,  В. К. Лебедко,  В. С. Мухиной, Н. Н Ростовцевым, Н. П. Сакулиной,  Е. А.Флериной, Е. В. Шороховым и др.

Проблема:

какова роль дидактических средств в творческом развитии младших школьников на уроках математики?

Цель исследования – решение данной проблемы.

Объект:

процесс творческого развития младших школьников.

Предмет:

дидактические средства, способствующие творческому развитию младших школьников на уроке математики.

Гипотеза исследования:

если в учебный процесс включить:

- дидактическую игру

- нестандартные задачи

- тематические развлечения

то уровень творческого развития младших школьников значительно повысится.

Задачи исследования:

1. Проанализировать методическую литературу по развитию творческого мышления младших школьников. 

2. Выявить дидактические средства, эффективно влияющие на творческое развитие младших школьников на уроках математики.

3.  Экспериментальным путем доказать эффективность выявленных дидактических средств на творческое развитие младших школьников на уроках математики.

Методы исследования: 

- интервьюирование; 

- опрос (беседа, анкетирование); 

База исследования:  

МБОУ СОШ № 25 г. Белгорода.

Глава 1. Теоретические основы творческого развития младших школьников

1.2. Понятие и сущность творческого  развития детей

 

Для того, чтобы разобраться в понятии «творческое развитие», необходимо изучить факторы, оказывающие влияние на процесс творческого развития:

  1. Психические процессы, играющие роль в творческом развитии.
  2. Благоприятные условия для творческого развития.
  3. Виды деятельностей, способствующие творческому развитию детей.

 

1. Психические  процессы, играющие роль в творческом  развитии:

- воображение

- внимание

- продуктивное (творческое) мышление

 

«Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением» [Философский энциклопедический словарь. 1998. С 576].

Советский психолог Л. С. Выготский в своих трудах о воображении писал: «Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую. Когда я в воображении рисую себе картину будущего, скажем, жизнь человека при социалистическом строе или картину отдаленного прошлого жизни и борьбы доисторического человека, в обоих случаях я не воспроизвожу те впечатления, которые мне однажды привелось испытать. Я не просто возобновляю след от прежних раздражений, доходивших до моего мозга, я никогда на деле не видел ни этого прошлого, ни этого будущего, однако я могу иметь о нем свое представление, свой образ, свою картину(…), а создание новых образов или действий, и будет принадлежать ко второму роду творческого или комбинирующего поведения» [Л. С. Выготский. 1991. С 5].

«Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Внимание имеет свою органическую основу, которая представляет собой структуры мозга, обеспечивающие функционирование внимания и отвечающие за внешние проявления его различных характеристик. Среди нескольких миллиардов нервных клеток, из которых состоит головной мозг человека, есть такие, которые особенно тесно связаны с работой внимания. Их называют нейронами — детекторами новизны. Такие нервные клетки отличаются от других тем, что включаются в активную работу лишь тогда, когда человек в своих ощущениях и восприятии сталкивается с некоторыми новыми для него предметами и явлениями, которые приковывают к себе его внимание» [http://psyera.ru].

«В результате  продуктивного мышления возникает нечто оригинальное, принципиально новое для субъекта. Продуктивное мышление учащихся обеспечивает самостоятельное решение новых для них проблем, глубокое, высокого уровня усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия, т.е. успешное выполнение учебной деятельности» [З. И. Калмыкова. 1981. С 19].

 

2. Благоприятные условия для  творческого развития [В. А. Слестенин  и др. 2004. С 368]:

- создание благоприятной демократической  среды;

- акцентирование внимания на  развитии индивидуальных качеств  личности;

- актуализация личностного развития;

- вовлеченность в учебный процесс  не только памяти, внимания и  усидчивости, но и высших способностей – понимания, воображения, проектирования и др.;

- интеллектуализация, гуманитаризация, фундаментализация содержания образования.

 

3. Виды деятельностей, способствующие  творческому развитию детей:

  1. Художественное творчество

  1. Изобразительное детское творчество
  1. Литературное детское творчество
  1. Техническое детское творчество

  1. Музыкальное детское творчество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

1.2. Особенности творческого развития  детей в младшем школьном возрасте

 

С точки зрения психологии, младший школьный возраст является сензитивным периодом для творческого развития. Это обусловлено чрезвычайной детской любознательностью и огромным стремлением познавать окружающий мир. Передача знаний и вовлечение детей в различные виды деятельности  способствуют расширению и обогащению детского опыта. Все это есть ничто иное как предпосылки для творческого развития ребенка и начала его творческой деятельности.

Общеизвестно, что дети в начальной школе очень любят заниматься творчеством: лепкой из пластилина, рисованием, и аппликацией на уроках труда, участие в школьных мероприятиях художественной самодеятельности. Это дает ребенку возможность для свободного раскрытия своей личности. Творческое развитие строится на активном воображении и творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт.

Основные направления творческого развития детей младшего школьного возраста:

    1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.
    2. Развитие качеств мышления, которые формируют творческое мышление (креативность): ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
    3. Развитие внимания и восприятия.

 

Психологи, прежде всего, связывают творческое развитие с особенностями мышления. Американский психолог Дж. Гилфорд, который исследовал  проблемы  человеческого интеллекта установил, что у людям с развитыми творческими способностями характерно дивергентное мышление. Человек, обладая таким типом мышления, при решении какой-либо задачи, концентрируются не на нахождение единственно правильного решения, а на поиск  решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только шаблонным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Дивергентный способ мышления [Гилфорд, Дж.1965] лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

    1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
    2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.
    3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
    4. Законченность – способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

 

По мнению Р. С. Немова [Немов Р. С. 2003] творческое мышление – это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Творческое мышление характеризует особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы – это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

Мышление младших школьников намного свободней, чем у детей среднего школьного возраста. Оно еще не опирается на рамки и стереотипы, оно обладает оригинальностью, которую, как один из основных компонентов творчества, необходимо поддерживать и развивать.

Следующим необходимым элементом  творческого развития младших школьников является  воображение. По словам Л. С. Выготского [Выготский Л. С. 1996], воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

    1. Построение образа, конечного результата его деятельности.
    2. Создание программы поведения в ситуации неопределенности.
    3. Создание образов, заменяющих деятельность.
    4. Создание образов описываемых объектов.

Информация о работе Дидактические средства в творческом развитии младших школьников