Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:42, реферат
В современных образовательных учреждениях существует проблема в построении урока. Многое зависит от учителя, от его постановки основных задач, требований в усвоении материала, умения использовать наглядных пособий на уроке. Также от его умения владеть методиками и методами обучения.
Дидактика призвана помочь педагогу найти ответы на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить, как учить? Вопросы, несомненно, сложные, на которые нельзя дать однозначных ответов.
Дидактические проблемы современного урока
Введение
В современных
Дидактика призвана помочь
педагогу найти ответы на
Но вместе с тем, дидактика предполагает понимание сути и закономерности обучения, принципы и подходы, систему методов и средств, реализации поставленной задачи.
Дидактические знания
Общее понятие о дидактике
По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором “didaktikos” означает «поучающий», а «didasko» - изучающий. Впервые ввел его в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ротке (1571-1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия».
В том же значении употребил это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), опубликовав в 1657г. В Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему».
В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.
Дидактика – теоретическая
прикладная и одновременно
Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики.
Полученные теоретическое значение позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии, и т.д. Все это говорит о нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики.
Обучение – это
Обучение как процесс
Содержание образования –
специально отобранная и
Содержание образования – тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.
Современные дидактические принципы высшей и средней школы
Можно сформулировать современные дидактические принципы высшей и средней школы следующим образом:
1. Развивающее и воспитывающее обучение.
2.
Научность и доступность,
3. Сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя.
4.
Наглядность и развитие
5. Системность и систематичность обучения.
6.
Переход от обучения к
7. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональных способностей учащихся.
8.
Прочность результатов
9.
Положительный эмоциональный
10. Коллективный
характер обучения и развитие
познавательных способностей
11. Гуманитаризация обучения.
12. Компьютеризация обучения.
13. Интегративность обучения, учет межпредметных связей.
14. Инновативность обучения.
Структура педагогического процесса
Педагогический процесс
1) Цель обучения (для чего учить);
2) Содержание учебной информации (чему учить);
3) Методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации;
4) Преподаватель;
5) Учащийся.
Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.)
В.Я. Свирский представляет педагогическую систему так:
Цели и результат процесса
Интеллектуальное
Собственная деятельность преподавателя
Собственная деятельность учащегося
Эмоциональное
взаимодействие
Педагогическая система В.Я. Свирского
Е.Л.
Белкин представляет
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Педагогический
процесс – есть способ
ЦЕЛЬ—ПРИНЦИПЫ—СОДЕРЖАНИЕ—
Цель отражает тот конечный
результат педагогического
Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех структур: педагогической, методической и психологической. Педагогическую структуру мы уже подробно рассмотрели. Но педагогический процесс имеет и свою методическую структуру. Для её создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательный инструктаж, достижение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксацию увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих структур педагогический процесс имеет еще более сложную структуру – психологическую: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2)проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3)подъёмы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамики, работоспособности и утомления. Таким образом, в психологической структуре урока можно выделить три психологические подструктуры: 1 – познавательные процессы, 2 – мотивация учения, 3 – напряжение.
Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Процесс управления состоит из следующих компонентов:
Постановка цели - информационное
обеспечение (диагностирование
Педагогические цели
Педагогический процесс
Цель – категория философская,
Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.
Виды педагогической цели многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели самих педагогов и учащихся.
Нормативные государственные
цели – это наиболее общие
цели, определяющие в
- группа А – цели формирования знаний, навыков, умений, т.е. цели формирования сознания и поведения;
- группа В – цели формирования
отношений к самым различным
сторонам жизни: обществу, труду,
теме урока, профессии,
- группа С – цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.
Организационные цели
Методические цели связаны
с преобразованием технологии
обучения и внеучебной
Функции педагога состоят в том, чтобы сформировать у учащихся процедуры целеполагания; изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем. Совпадение целей педагога и учащихся – важнейшее условие успеха педагогического процесса.
Разработка цели – процесс логико-конструктивный, суть его заключается в том, чтобы:
a) сравнить, обобщить определенную информацию;
b) сделать выбор наиболее значимой информации;
c) на ее основе сформулировать цель, т.е. определить объект цели, предмет цели и необходимые конкретные действия. Объект педагогической цели – конкретный ученик или группа учеников в определенных ролевых позициях. Предмет педагогической цели – это та сторона личности воспитанника (его качества, особенности деятельности), которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе;
d) принять решение о достижении цели, осуществлять реализацию цели.
Список литературы
Информация о работе Дидактические проблемы современного урока