Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 17:30, реферат
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников необходимо использовать разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д. При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Но ее можно отнести и к группе практических методов, имея в виду особую значимость разного вида игр в овладении разными практическими действиями, такими, как составление целого из частей, рядов фигур, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение и др.
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Использование игровых методов и приемов в формировании элементарных математических представлений.
Виды дидактических игр и их значения.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.
Задачи на смекалку геометрического характера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Раз, два, три, четыре, пять.
Ведущий встает в цент круга и, бросая мяч кому–нибудь из детей, спрашивает: «Что справа от тебя» если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается.
Вопросы могут быть такими: Кто слева от тебя?
Кто перед тобой? Что над головой? И т.д.
«Покажи столько же»
Цель.
Закрепить умение детей
Правила
игры. Воспитатель предлагает детям
разложить цифры по порядку, а
под ними положить карточку
с кружками. Пока дети выполняют
задание, воспитатель выставляет
определенное количество
Игра повторяется со сменой игрушек.
Варианты игры:
Игрушки выставляет ребенок;
Вместо цифр дети показывают карточку с кружками;
Воспитатель предлагает показать число на один больше или меньше.
«Не ошибись»
Цель: закрепить умение детей по сигналу (передачи мяча)называть последующее число на увеличение (уменьшение.)
Правила
игры. Дети образуют круг. В центре
круга воспитатель. Он бросает
мяч ребенку и называет число.
Ребенок, поймавший мяч, называет
следующее число и
Усложнение. Дети образуют круг, воспитатель вместе с ними. Перебрасывая мяч друг другу, они называют числа по порядку. Например, ребенок говорит «один» - и бросает мяч кому-нибудь из детей. Другой, поймавший мяч, говорит «два» - и бросает мяч тому, кому захочет.
«Кто больше назовет?»
Цель.
Закрепить знания детей о
Правила игры. Дети делятся на две команды. Ведущий предлагает им назвать предметы, которые имеют форму четырехугольника (квадратной формы). За каждый правильный ответ команда получает фишку. Нельзя называть дважды один и тот же предмет.
Игра проводится в быстром темпе.
«Кто знает – пусть дальше считает»
Цель. Научить детей по сигналу (передачи мяча) называть последующее число на увеличение (уменьшение).
Правила игры. Игра проводится в кругу с мячом. Взрослый бросает мяч кому – либо из детей и называет любое число. Ребенок, поймавший мяч, продолжает считать дальше (еще два числа) и возвращает мяч. Ведущий вновь бросает мяч кому – то из детей и называет число.
Усложнение. Тем детям, которые считают в пределах больших чисел, называют любое из них.
«Кто больше запомнит?»
Цель.
Развивать внимание детей по
запоминанию геометрических
Правила игры. На фланелеграфе в произвольном порядке размещаются разные геометрические фигуры (6 шт.). Дети рассматривают их и запоминают. Воспитатель считает до 3 и закрывает фигуры. Предлагает назвать как можно больше фигур, которые были на фланелеграфе.
Усложнение. Назвать не только фигуры, но и их цвета.
«Помоги зайчонку»
Цель. Закрепить умение соотносить предмет с цифрой.
Игровой материал. Группы овощей, карточки с цифрами.
Правила игры. На фланелеграфе группы овощей. Воспитатель. К нам прибежал зайчонок, он хочет поиграть. Закройте глаза, а он в это время поставит цифры возле овощей. Открыв глаза, посмотрите и скажите, правильно ли он поставил цифры возле овощей.
Дети закрывают глаза, воспитатель ставит возле групп овощей цифры, соответствующие количеству овощей.
Открыв глаза, дети, пересчитав группы, не только подбирают цифры, но и объясняют, почему они сделали именно так.
Линия усложнения. На фланелеграфе цифры. Дети подбирают к ним группы овощей, а зайчик проверяет.
«Посчитай и ответь»
Цель. Закрепить умение находить в окружающем пространстве однородные предметы, соотносить их количество с цифрой.
Правила игры. Игра проводится стоя в кругу. У детей по семь фишек. Игроки по очереди спрашивают друг у друга о том, сколько различных предметов находится в комнате. Если ребенок ошибся, он отдает фишку. В конце игры подсчитывается, сколько фишек осталось у каждого, так выявляется победитель.
«Отзовись»
Цель. Закрепить умение по звуковому сигналу определять цифру, находить ее изображение на карточке с предметом.
Игровой материал. Картинки с изображением животных и цифры.
Правила игры. На столе лежат перевернутые картинки с изображение животных. Воспитатель предлагает разложить цифры по порядку. Хлопает в ладоши определенное количество раз. Дети находят соответствующую цифру и показывают ее. Затем один ребенок подходит к столу, берет карточку с изображение животного из колоды и, например: мяукает три раза, квакает пять раз.
Линия усложнения. Ребенок задумывает животного и после ударов бубна находит соответствующую цифру и голосом животного, которого он задумал, называет ее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Дидактическая игра в своей реализации требует от воспитателей и педагогов определенных знаний и умений в области способов и приемов применения данного метода при обучении дошкольников. Так любая дидактическая игра должна иметь свою структуру, в которую входят: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Эффективность применения дидактической игры зависит от того, понимает ли ребенок цели игры, соблюдает ли он ее правила, осознает ли итог проделанной работы и т. д. При этом, чем чаще дети участвуют в одной и той же игре, тем лучше они осваивают те навыки, которые они должны приобрести.
Экспериментальное исследование применения дидактических игр с дошкольниками на уроках математики подтвердило нашу гипотезу о том, что применение дидактических игр на занятиях по математике с дошкольниками поможет детям овладеть необходимыми знаниями в этой области, подтвердилась.
И воспитателями, и родителями было отмечено, что применение дидактических игр на уроках математики увеличивает успеваемость дошкольника по данному предмету, способствует развитию их личности, мотивирует деятельность детей на дальнейшее познание.
В заключении следует отметить, что проблема применения дидактических игр на занятиях с дошкольниками требует дальнейшего изучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дошкольная педагогика. Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. 1986 год.
2. Психология и педагогика игры дошкольника (Материалы симпозиума)/ Под ред. А. В. Запорожца А. П. Усовой. М., 1966 год
3. Эльконин Д.Б. Детская психология М., 1960 год
4. Запорожец А.В. Некоторые
психологические проблемы
5. Е. И. Удальцова, "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников", Минск, 1976 г.
6. Метлина А. С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.
7. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей. – Мн., 1989.
8. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.
9. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение. Учебная литература, 1996.
10. Сай М. К., Удальцова Е. И. Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду. – Мн.: Народная Асвеста, 1979.
11. Сай М. К., Удальцова Е. И. Математика в детском саду. – Мн.: Народная Асвеста, 1990.
12. Семяшкина Н. И. Значение дидактических игр на уроках математики \Начальная школа. - №2 ., 1997
13. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: Академия развития, 1997.
14. Козлова В. А. Книга по математике для детей и воспитателей. – М.: Школьная пресса, 2002.
15. Леушина Л. А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974.
Информация о работе Дидактические игры в обучении детей основам математики