Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 04:50, научная работа
Ведущая роль в процессе становления индивидуальности младшего школьника отводится учителю как референтному взрослому, который должен предвидеть те проблемы, с которыми может столкнуться маленький школьник в личностном плане и вовремя оказать поддержку. Поэтому современная система образования большое внимание уделяет вопросам содержания и организации психолого-педагогической поддержки, которая является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса школы и представляет собой систему психолого-педагогических условий, способствующих становлению и развитию, саморазвитию и самореализации личности ученика.
А.А.
Бут
Дальневосточная
государственная социально-
ДИАГНОСТИКА
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В младшем школьном возрасте закладываются основы становления личности каждого ребенка, и от того на сколько ученики научатся воспринимать мир, окружающих и адаптироваться в коллективе зависит их дальнейшая деятельность.
Ведущая роль в процессе становления индивидуальности младшего школьника отводится учителю как референтному взрослому, который должен предвидеть те проблемы, с которыми может столкнуться маленький школьник в личностном плане и вовремя оказать поддержку. Поэтому современная система образования большое внимание уделяет вопросам содержания и организации психолого-педагогической поддержки, которая является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса школы и представляет собой систему психолого-педагогических условий, способствующих становлению и развитию, саморазвитию и самореализации личности ученика.
Для
того чтобы процесс
Психолого-педагогическая
поддержка становления и
Исследование проводилось в 2009 году, на базе 3 класса общеобразовательной школы села Птичник. В диагностике принимали участие 24 учащихся.
В ходе работы была проведена диагностика сформированности отношения младших школьников к себе, к родителям, к учителю, к одноклассникам.
К каждому их данных показателей были подобраны определенные диагностические методики.
С целью получения информации о внешнем и внутреннем «Я» учащегося необходимо обратиться к изучению его самооценки. В ходе работы была использована методика «Оценка личностных качеств»
Из предложенных качеств личности учащимися были выбраны такие качества как:
«Честность»- это качество личности подчеркнуло 16 учащихся, что составило 75% от общего количества класса.
«Ум» - 67 %, «Аккуратность» - 67 %, «Отзывчивость» - 21%, «Настойчивость» - 21%.
По результатам исследования видно, что взрослые акцентируют внимание младших школьников на качества личности с высокими показателями, таких как «честность», «аккуратность», «ум». Качества личности с низкими показателями такие как «отзывчивость» и «настойчивость» не знакомы учащимся.
Для уточнения сформированности навыка самооценки нами была использована методика «Оцени себя».
Учащимся предлагалось письменно ответить на вопросы о качествах личности.
По данным опроса видно, что 23 учащихся указали 29 качеств личности, из них 9 отрицательных, что составило 31% от общего числа и 69% положительных качеств личности.
Среди
отрицательных качеств
«Торопливость»- это качество личности выдвинуло 11 учащихся, что составило 48% от общего количества класса.
«Трусливость» - 22%, «Нетерпеливость» - 17%.
Отмечая отрицательные качества личности, учащиеся принимали во внимание замечания взрослых (учителя, родителей).
Среди положительных качеств личности учащимися были отмечены такие как:
«Доброта» - это качество личности отметили 15 учащихся, что составило 65% от общего количества класса.
«Ум» - 43%, «Честность» - 39%, «Вежливость» - 22%
Сравнивая качества личности, предложенные в первой диагностике и отмеченные во второй диагностике, стоит отметить, что совпадают такие качества личности как «ум» и «честность».
Отсюда следует, что данные качества личности чаще используются учителем и учащимися в учебном и внеучебном процессе.
Таким образом, можно утверждать, что знания учащихся о себе отражают мнение окружающих и их самооценка ситуативна, что характерно для данного возраста.
С целью выявления у учащихся умения видеть себя глазами других была использована методика «Лестница», в которой просматривается тенденция, отмеченная в исследованиях известных психологов: (Б.Г. Ананьева, А.И. Липкина, Г.Г. Гусева и др.) о том, что при самооценке индивид может использовать различные критерии: а) сопоставляя идеальный образ «Я» с реальным; б) сравнивая себя с другими людьми.
По результатам исследования каждый из критериев был разделен на группы.
Первый критерий был разделен на такие группы как:
Этот показатель отметили 7 учащихся, что составило 30% от общего количества класса.
Этот показатель отметили 8 учащихся, что составило 35% от общего количества класса.
Этот показатель отметили 8 учащихся, что составило 35% от общего количества класса.
По данным опроса видно, что в показателях первого критерия значительных изменений нет. Следовательно, младшие школьники видят себя на уровне идеальных детей.
В ходе исследования второй критерий был разделен на следующие показатели:
Этот показатель отметили 4 учащихся, что составило 17,4% от общего количества класса.
Этот показатель отметили 14 учащихся, что составило 60,9% от общего количества класса.
Этот показатель отметили 5 учащихся, что составило 21,7% от общего количества класса.
По результатам исследования видно, что во втором критерии показатель «Мнение учителя выше мнения учащегося» составил 60,9%, что свидетельствует о том, что у большинства класса уровень самооценки заниженный.
С целью изучения положения учеников в классном коллективе нами была применена диагностика «Взаимоотношение со сверстниками». В ходе исследования было подсчитано количество выборов в каждой системе отношений. В результате подсчетов все учащиеся были разделены на статусные группы по принадлежности:
«Звезды» — больше 5 выборов;
«Предпочитаемые» — 3—4 выбора;
«Пренебрегаемые» — 1—2 выбора;
«Изолированные» — ни одного выбора.
Сопоставив результаты в каждом из случаев, было выявлено, что 13 учащихся относятся к группе «принебрегаемых», что составило 54% от общего количества класса. К группе «предпочитаемые» относятся 7 учащихся, что составило 29% от общего количества класса. Четыре ученика относятся к группе «звезды», что составляет 17% от общего количества класса.
Следовательно, в классном коллективе преобладает количество детей, относящихся к группе «принебрегаемых», что свидетельствует о низком уровне взаимоотношений в классе.
В ходе работы среди всех выборов учащихся было определено количество взаимных выборов равное 21, что составило 3,6% от общего числа выборов. Для того чтобы определить насколько правильно строятся взаимоотношения в коллективе был подсчитан коэффициент взаимности который показал, что взаимоотношения в классе нестабильны, необходимо проводить работу по сплочению классного коллектива младших школьников.
Для
исследования сферы межличностных
отношений ребенка и его
1)
Переменные, характеризующие конкретно-
2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Всего авторы, адаптировавшие диагностику, выделяют 12 признаков: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
По результатам исследования видно, что уровень взаимоотношений между учащимися и матерями прослеживается от 10% до 90%, но пик взаимоотношений приходится на такие показатели как 40%, 45%, 50%. Каждый из показателей отметили по 5 учащихся, что составило 62,5% от общего количества класса.
Таким образом, можно утверждать, что 62,5% учащихся в классе находятся на среднем уровне взаимоотношений с матерями.
По данным опроса видно, что наибольшее количество учащихся 6 человек, что составило 25% от общего количества класса, находятся на 15% уровне взаимоотношений с отцами. А по 4 человека находятся на таких уровнях взаимоотношений с отцами как 25% и 35%, что составляет 33,2% учащихся от общего количества класса. Это свидетельствует о том, что взаимоотношения между учащимися и отцами ниже средних показателей.
Таким образом, можно утверждать, что отцы мало уделяют внимания детям или их вообще нет.
По результатам взаимоотношений с братьями и сестрами видно, что наибольшее количество учащихся в составе 5 человек - 20,8% класса, находятся на 25% уровне взаимоотношений с братьями и сестрами, а также по 4 ученика находятся на таких уровнях взаимоотношений с братьями и сестрами как на 15% и 20%, что составило 33,3% класса.
Таким образом, можно утверждать, что показатели взаимоотношений между братьями и сестрами ниже средних.
По
результатам взаимоотношений
Таким образом, утверждать, что у большинства учеников класса прослеживается низкий уровень взаимоотношений с дедушками и бабушками.
По
результатам взаимоотношений