Диагностика межличностных отношений младших школьников как основа психолого - педагогической поддержки

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 04:50, научная работа

Краткое описание

Ведущая роль в процессе становления индивидуальности младшего школьника отводится учителю как референтному взрослому, который должен предвидеть те проблемы, с которыми может столкнуться маленький школьник в личностном плане и вовремя оказать поддержку. Поэтому современная система образования большое внимание уделяет вопросам содержания и организации психолого-педагогической поддержки, которая является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса школы и представляет собой систему психолого-педагогических условий, способствующих становлению и развитию, саморазвитию и самореализации личности ученика.

Файлы: 1 файл

статья 2.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

     А.А. Бут 

     Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия, г. Биробиджан 

     ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ 
 
 

     В младшем школьном возрасте закладываются основы становления личности каждого ребенка, и от того на сколько ученики научатся воспринимать мир, окружающих и адаптироваться в коллективе зависит их дальнейшая деятельность.

     Ведущая роль в процессе становления индивидуальности младшего школьника отводится учителю как референтному взрослому, который должен предвидеть те проблемы, с которыми может столкнуться маленький школьник в личностном плане и вовремя оказать поддержку. Поэтому современная система образования большое внимание уделяет вопросам содержания и организации психолого-педагогической поддержки, которая является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса школы и представляет собой систему психолого-педагогических условий, способствующих становлению и развитию, саморазвитию и самореализации личности ученика.

     Для того чтобы процесс самосовершенствования, самореализации учащихся протекал успешно  педагогу необходимо оказывать психолого- педагогическую поддержку младшим  школьникам не только в образовательном  процессе, но и во внеучебной деятельности, так как эта сфера, где отражаются интересы каждого ученика, складываются взаимоотношения в классном коллективе, со сверстниками, с учителем. Таким образом, вопрос оказания психолого-педагогической поддержки младших школьников во внеучебной деятельности является весьма актуальным.

     Психолого-педагогическая поддержка становления и развития личности младшего школьника во внеучебной деятельности представляет собой комплексный  и системный подход к решению  проблем, негативно проявляющихся  в отношениях к родителям, учителю, одноклассникам и, конечно же, к себе. Причинами возникновения таких проблем являются: неблагоприятное протекание адаптации в период вступления в школьную жизнь, семейное неблагополучие, психологические травмы, резкая смена школы, информационная перегрузка, педагогическая запущенность, низкий культурный уровень семьи. Для практического изучения этих проблем было проведено диагностическое исследование.

     Исследование  проводилось в 2009 году, на базе 3 класса общеобразовательной школы села Птичник. В диагностике принимали участие 24 учащихся.

     В ходе работы была проведена диагностика  сформированности отношения младших школьников к себе, к родителям, к учителю, к одноклассникам.

     К каждому их данных показателей были подобраны определенные диагностические методики.

     С целью получения информации о внешнем и внутреннем «Я» учащегося необходимо обратиться к изучению его самооценки. В ходе работы была использована методика «Оценка личностных качеств»

     Из  предложенных качеств личности учащимися  были выбраны такие качества как:

     «Честность»- это качество личности подчеркнуло 16 учащихся, что составило 75% от общего количества класса.

     «Ум» - 67 %, «Аккуратность» - 67 %, «Отзывчивость» - 21%, «Настойчивость» - 21%.

     По  результатам исследования видно, что  взрослые акцентируют внимание младших школьников на качества личности с высокими показателями, таких как «честность», «аккуратность», «ум». Качества личности с низкими показателями такие как «отзывчивость» и «настойчивость» не знакомы учащимся.

     Для уточнения сформированности навыка самооценки нами была использована методика «Оцени себя».

     Учащимся  предлагалось письменно ответить на вопросы о качествах личности.

     По  данным опроса видно, что 23 учащихся указали 29 качеств личности, из них 9 отрицательных, что составило 31% от общего числа и 69% положительных качеств личности.

     Среди отрицательных качеств личности, выдвинутых учащимися присутствуют такие как:

     «Торопливость»- это качество личности выдвинуло 11 учащихся, что составило 48% от общего количества класса.

     «Трусливость» - 22%, «Нетерпеливость» - 17%.

     Отмечая отрицательные качества личности, учащиеся принимали во внимание замечания  взрослых (учителя, родителей).

     Среди положительных качеств личности учащимися были отмечены такие как:

     «Доброта» - это качество личности отметили 15 учащихся, что составило 65% от общего количества класса.

     «Ум» - 43%, «Честность» - 39%, «Вежливость» - 22%

     Сравнивая качества личности, предложенные в  первой диагностике и отмеченные во второй диагностике, стоит отметить, что совпадают такие качества личности как «ум» и «честность».

     Отсюда  следует, что данные качества личности чаще используются учителем и учащимися  в учебном и внеучебном процессе.

     Таким образом, можно утверждать, что знания учащихся о себе отражают мнение окружающих и их самооценка ситуативна, что характерно для данного возраста.

     С целью выявления у учащихся умения видеть себя глазами других была использована методика «Лестница», в которой просматривается тенденция, отмеченная в исследованиях известных психологов: (Б.Г. Ананьева, А.И. Липкина, Г.Г. Гусева и др.) о том, что при самооценке индивид может использовать различные критерии: а) сопоставляя идеальный образ «Я» с реальным; б) сравнивая себя с другими людьми.

     По  результатам исследования каждый из критериев был разделен на группы.

     Первый  критерий был разделен на такие группы как:

  1. Идеальный образ «Я» совпадает с реальным.

     Этот  показатель отметили 7 учащихся, что  составило 30% от общего количества класса.

  1. Реальный образ «Я» выше идеального.

     Этот  показатель отметили 8 учащихся, что составило 35% от общего количества класса.

  1. Реальный образ «Я» ниже идеального.

     Этот  показатель отметили 8 учащихся, что  составило 35% от общего количества класса.

     По  данным опроса видно, что в показателях  первого критерия значительных изменений  нет. Следовательно, младшие школьники видят себя на уровне идеальных детей.

     В ходе исследования второй критерий был  разделен на следующие показатели:

  1. Мнение учителя совпадает с мнением учащегося.

     Этот  показатель отметили 4 учащихся, что  составило 17,4% от общего количества класса.

  1. Мнение учителя выше мнения учащегося.

     Этот  показатель отметили 14 учащихся, что  составило 60,9% от общего количества класса.

  1. Мнение учителя ниже мнения учащегося.

     Этот  показатель отметили 5 учащихся, что  составило 21,7% от общего количества класса.

     По  результатам исследования видно, что  во втором критерии показатель «Мнение  учителя выше мнения учащегося» составил 60,9%, что свидетельствует о том, что у большинства класса уровень  самооценки заниженный.

           С целью изучения положения учеников в классном коллективе нами была применена диагностика «Взаимоотношение со сверстниками». В ходе исследования было подсчитано количество выборов в каждой системе отношений. В результате подсчетов все учащиеся были разделены на статусные группы по принадлежности:

     «Звезды»  — больше 5 выборов;

     «Предпочитаемые»  — 3—4 выбора;

     «Пренебрегаемые»  — 1—2 выбора;

     «Изолированные» — ни одного выбора.

     Сопоставив  результаты в каждом из случаев, было выявлено, что 13 учащихся относятся  к группе «принебрегаемых», что составило 54% от общего количества класса. К группе «предпочитаемые» относятся 7 учащихся, что составило 29% от общего количества класса. Четыре ученика относятся к группе «звезды», что составляет 17% от общего количества класса.

     Следовательно, в классном коллективе преобладает количество детей, относящихся к группе «принебрегаемых», что свидетельствует о низком уровне взаимоотношений в классе.

     В ходе работы среди всех выборов учащихся было определено количество взаимных выборов равное 21, что составило 3,6% от общего числа выборов. Для того чтобы определить насколько правильно  строятся взаимоотношения в коллективе был подсчитан коэффициент взаимности который показал, что взаимоотношения в классе нестабильны, необходимо проводить работу по сплочению классного коллектива младших школьников.

     Для исследования сферы межличностных  отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, по данной методике можно разделить на две большие группы переменных.

     1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные  отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

     2) Переменные, характеризующие самого  ребенка и проявляющиеся в  различных отношениях: общительность,  отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Всего авторы, адаптировавшие диагностику, выделяют 12 признаков: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность.

     Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного  лица, исходя из максимального числа  заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

     По  результатам исследования видно, что  уровень взаимоотношений между  учащимися и матерями прослеживается от 10% до 90%, но пик взаимоотношений  приходится на такие показатели как 40%, 45%, 50%. Каждый из показателей отметили по 5 учащихся, что составило 62,5% от общего количества класса.

     Таким образом, можно утверждать, что 62,5% учащихся в классе находятся на среднем  уровне взаимоотношений с матерями.

     По  данным опроса видно, что наибольшее количество учащихся 6 человек, что составило 25% от общего количества класса, находятся на 15% уровне взаимоотношений с отцами. А по 4 человека находятся на таких уровнях взаимоотношений с отцами как 25% и 35%, что составляет 33,2% учащихся от общего количества класса. Это свидетельствует о том, что взаимоотношения между учащимися и отцами ниже средних показателей.

     Таким образом, можно утверждать, что отцы мало уделяют внимания детям или  их вообще нет.

     По  результатам взаимоотношений с  братьями и сестрами видно, что наибольшее количество учащихся в составе 5 человек - 20,8% класса, находятся на 25% уровне взаимоотношений с братьями и сестрами, а также по 4 ученика находятся на таких уровнях взаимоотношений с братьями и сестрами как на 15% и 20%, что составило 33,3% класса.

     Таким образом, можно утверждать, что показатели взаимоотношений между братьями и сестрами ниже средних.

     По  результатам взаимоотношений учащихся с дедушками и бабушками видно, что наибольший процент учеников, а именно 33,3%, что составило 8 человек, находятся на 27% уровне взаимоотношений. Самый высокий показатель взаимоотношений учащихся с дедушками и бабушками составляет 53%, выбран одним учеником, что составляет 4,1% от общего количества класса.

     Таким образом, утверждать, что у большинства  учеников класса прослеживается низкий уровень взаимоотношений с дедушками и бабушками.

     По  результатам взаимоотношений учащихся с друзьями видно, что 29,1% класса, что  составляет 7 человек, находятся на 30% уровне взаимоотношений. Это свидетельствует  о том, что показатели уровня взаимоотношений учащихся с друзьями ниже средних.

<

Информация о работе Диагностика межличностных отношений младших школьников как основа психолого - педагогической поддержки