Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:12, курсовая работа
Цель  исследования: проанализировать содержание деятельности социального педагога с опекаемыми детьми в условиях ОУ.
Задачами  исследования являются:
Изучить особенности социальной защиты опекаемых детей в РФ.
Выявить проблемы и особенности социальной работы с опекаемыми детьми.
Выявить направления СПД с опекаемыми детьми в ОУ.
Введение 3
§1. Социальная защита опекаемых детей  в РФ. 6
1.1 Полномочия  опекунов во взаимодействии с  опекаемыми детьми. 7
1.2 Полномочия  органов опеки и попечительства  относительно опекаемых детей. 9
1.3 Полномочия  социального педагога в работе  с опекаемыми детьми. 10
§2. Проблемы и особенности социальной работы с опекаемыми детьми. 12
§3. Направления СПД с опекаемыми детьми в ОУ. 16
Заключение 23
Список  литературы 24
Особенностью 
и в какой-то мере проблемой деятельности 
социального педагога с опекаемыми 
детьми является то, что дети не всегда 
могут сформулировать свою проблему 
и объяснить из-за чего она возникла 
(из-за ссоры с друзьями, противоречия 
с опекунами или попечителями, 
неисполнение опекунами или попечителями 
своих обязанностей, нарушение прав 
ребенка, противоречия с учителем и 
пр.). Поэтому задача социального 
педагога заключается в том, чтобы 
самому выяснить обстоятельства возникшей 
ситуации и сделать социально-
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь опекаемым (или находящимся под попечительством) детям, выполняет следующие функции: [5]
1) 
Диагностическая функция в 
Диагностическая функция является исходной в деятельности социального педагога при организации индивидуальной работы с личностью. Она носит персонифицированный характер. Согласно методическому письму «О социально-педагогической работе с детьми», 1993 года, диагностическая функция предполагает постановку «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей опекаемого ребенка, социально-бытовых условий его жизни, изучение самого ребенка, его семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, проблем социального и личностного развития.
2) Защитно-охранная функция в работе с опекаемыми детьми заключается в том, что социальный педагог использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов опекаемых детей. Содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей, взаимодействует с органами социальной защиты.
3) Коррекционная функция социального педагога в работе с опекаемыми детьми заключается в том, что он:
- старается оградить опекаемых детей от негативных влияний социальной среды;
- 
осуществляет коррекцию 
- 
коррекция межличностных 
- изменение самооценки;
- 
изменение всех форм 
4) Реализуя координационно-организаторскую функцию социальный педагог:
- организует социально значимую деятельность опекаемых детей в открытой микросреде;
- 
включает опекаемых детей в 
различные виды продуктивной 
деятельности с учетом 
- 
организует КТД опекаемых 
- 
координирует деятельность 
- 
взаимодействует с органами 
5) Психотерапевтическая функция в работе социального педагога с опекаемыми детьми заключается в:
- заботе о душевном равновесии ребенка;
- оказании помощи в решении межличностных конфликтов;
- 
оказании содействия в 
- организации ребенку «ситуации успеха».
6) Социально-профилактическая (реабилитационная) функция в работе социального педагога с опекаемыми детьми:
- 
организация системы 
- 
влияние на формирование 
7) 
Прогностическая функция в 
- 
программирование и 
- 
определение перспектив 
- 
планирование своей социально-
Выполнение 
функций социально-
- 
оказывать квалифицированную 
- 
устанавливать доверительные 
Социально-педагогическая деятельность – это деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социальной защиты. [1]
Объектом СПД являются дети, подростки, молодежь, нуждающиеся в помощи, в процессе их социализации. Так же объектом СПД являются опекаемые дети.
Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи.
Основные направления деятельности [5]:
- Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием ребенка
 - Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость, успеваемость.
 - Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально значимых мероприятий
 - Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий
 - Групповое и индивидуальное консультирование детей и их опекунов по вопросам воспитания детей в семье, разрешения проблемных жизненных ситуаций, снятия стресса; выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.
 - Помощь педагогам школы в разрешении конфликтов с детьми
 
Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии – одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного пути достижения определенной социально-педагогической цели. [9]
Технология 
социально-педагогического 
Принципы технологии социально-педагогического сопровождения базируются на основных понятиях социальной педагогики и следующих из них правил и приемов. В своей работе социальный педагог должен основываться
- 
на обязательном учете 
- 
положительном в ребенке, вере 
в сильные стороны его 
- пробуждении у ребенка чувства заинтересованности;
- 
признании права каждого 
- 
понимании проблем ребенка, 
- умении и желании выслушать ребенка;
- 
своевременности оказания 
- взаимодействии с классными руководителями, педагогами и другими специалистами школы, родителями (опекунами), специалистами субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и других организаций. [9]
Этапы сопровождения. Социально-педагогическое сопровождение включает в себя четыре этапа. [9]
Первый этап: Диагностический.
Решение 
любой проблемы ребенка, требующей 
вмешательства социального 
Второй этап: Поиск путей решения проблемы.
На основании обработанной информации ставится цель и в соответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности. Решение проблем может идти по двум направлениям:
- 
с применением уже известных 
технологий; в данном случае задачей 
социального педагога 
- если случай исключительный, то на первый план выходит технология ( с обязательным учетом индивидуальных особенностей ребенка и особенностей его проблемы) со специально разработанными методами формами решения этой проблемы. Именно определение форм и методов решения проблемы и дает возможность перейти к следующему этапу технологии.
Третий этап: Разрешение проблемы.
Разрешение 
проблемы находит отражение в 
правильном выборе индивидуального 
педагогического подхода с 
- 
с организацией деятельности 
педагогического коллектива по 
разрешению проблем ребенка с 
привлечением классного 
- организацией взаимодействия с родителями (законными представителями);
- 
взаимодействием с органами и 
учреждениями системы 
Четвертый этап: Оценка правильности решения проблемы
В течение и по окончанию работы социальный педагог должен оценить правильность принятых мер по разрешению проблемы. При этом возможны два варианта:
- Участие социального педагога принесло положительные результаты индивидуальной профилактической работы, и его деятельность считается законченной;
 - Участие социального педагога не помогло и проблема решена частично, тогда необходимо выяснить, на каком этапе были допущены ошибки, произвести поэтапную корректировку разработанной или применяемой технологии и предпринять повторные меры к разрешению проблемы.
 
Основные 
результаты использования социально-
- Создание благоприятной среды для развития учащихся.
 - Создание максимально эффективной, подлинно работающей системы взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по схеме: «личность ребенка – семья – учреждение – специалисты социальных служб».
 - Достижение положительной динамики в сокращении числа и видов правонарушений учащихся школы.
 - Снижение (ликвидация) количества учащихся, состоящих на учете «скрытого отсева» (не посещающих ОУ без уважительной причины более одного месяца)
 - Уменьшение количества детей, оставшихся на повторный год обучения.
 - Возможность оказания быстрой, эффективной социально-педагогической, психологической и иных видов помощи учащимся, нуждающимся в особой поддержке государства, и их родителям.
 
Задачи социального педагога школы:
- 
выявление детей оставшихся 
- информирование органов опеки и попечительства о наличии такого ребенка на территории учебного учреждения (в течение 7 дней, в письменном виде).
- 
оказываем помощь в поиске 
кандидата в опекуны (
- помощь кандидату в опекуны (попечители) в оформлении документов на опеку (попечительство).
- составление первичных актов материально-бытовых условий проживания кандидата в опекуны (попечители) и ребенка, оставшегося без попечения родителей.
- 
составление контрольных актов 
обследования материально-
- 
осуществляется контроль за 
Осуществляется контроль за успеваемостью опекаемых детей, еженедельно проводится работа с классными журналами по выявлению пропусков.
- проводится индивидуальная работа с детьми и опекунами (попечителями) по необходимости.
- вовлечение детей в учреждения дополнительного образования.
- Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений/ Под. общ. ред. М.А. Галагузовой – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
 - Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей из доклада: «Аналитические материалы о Положении Детей в Санкт-Петербурге», 2010 год
 - Конвенция о правах ребенка. Ратифицирована постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-І/ Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993
 - Мудрик А.В. Социальная педагогика: - М., 2002
 - Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. – ВЛАДОС, 2005
 - Ослон В.Н. Дети с особыми образовательными нуждами, лишенные родительского попечения // Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами / Под ред.А.К. Колесникова. Пермь, 1999
 - Ослон В.Н. Приемная семья – кризисы первого года // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. Пермь, 2000
 - Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2008
 - Социальная защита семьи и детства: Учеб.-метод. Пособие / Сост. А. Н. Воронов. – СПб., 2008
 - Статья «Дети-сироты»полностью опубликована в книге «Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация». Под ред. Н.М. Римашевской. Москва, РИЦ ИСЭПН, 2002, с.204-212
 - Федеральный закон от 24.04.2008 №48 – ФЗ «Об опеке и попечительстве» // РГ, №94, 30.04.2008
 - Холмогорова А.Б. Здоровье и семья: модель анализа семьи как системы // Развитие и образование особенных детей. Вып. 2. М., 1999
 
Информация о работе Деятельность социального педагога с опекаемыми детьми в ОУ