Деятельность социального педагога с опекаемыми детьми в ОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать содержание деятельности социального педагога с опекаемыми детьми в условиях ОУ.
Задачами исследования являются:
Изучить особенности социальной защиты опекаемых детей в РФ.
Выявить проблемы и особенности социальной работы с опекаемыми детьми.
Выявить направления СПД с опекаемыми детьми в ОУ.

Оглавление

Введение 3
§1. Социальная защита опекаемых детей в РФ. 6
1.1 Полномочия опекунов во взаимодействии с опекаемыми детьми. 7
1.2 Полномочия органов опеки и попечительства относительно опекаемых детей. 9
1.3 Полномочия социального педагога в работе с опекаемыми детьми. 10
§2. Проблемы и особенности социальной работы с опекаемыми детьми. 12
§3. Направления СПД с опекаемыми детьми в ОУ. 16
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

курсовик полный.docx

— 45.20 Кб (Скачать)

Особенностью  и в какой-то мере проблемой деятельности социального педагога с опекаемыми детьми является то, что дети не всегда могут сформулировать свою проблему и объяснить из-за чего она возникла (из-за ссоры с друзьями, противоречия с опекунами или попечителями, неисполнение опекунами или попечителями своих обязанностей, нарушение прав ребенка, противоречия с учителем и  пр.). Поэтому задача социального  педагога заключается в том, чтобы  самому выяснить обстоятельства возникшей  ситуации и сделать социально-педагогическое заключение. [6]

Социальный  педагог, оказывая социально-педагогическую помощь опекаемым (или находящимся  под попечительством) детям, выполняет  следующие функции: [5]

1) Диагностическая функция в работе  с опекаемыми детьми.

Диагностическая функция является исходной в деятельности социального педагога при организации  индивидуальной работы с личностью. Она носит персонифицированный  характер. Согласно методическому письму «О социально-педагогической работе с  детьми», 1993 года, диагностическая функция  предполагает постановку «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей опекаемого ребенка, социально-бытовых условий его жизни, изучение самого ребенка, его семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, проблем социального и личностного развития.

2) Защитно-охранная функция в работе с опекаемыми детьми  заключается в том, что социальный педагог использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов опекаемых детей. Содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей, взаимодействует с органами социальной защиты.

3) Коррекционная функция социального педагога в работе с опекаемыми детьми заключается в том, что он:

- старается оградить опекаемых  детей от негативных влияний  социальной среды;

- осуществляет коррекцию самооценки  опекаемых детей и помогает  им избавиться от вредных привычек;

- коррекция межличностных отношений  (изменение социального статуса  ребенка);

- изменение самооценки;

- изменение всех форм девиантного  поведения.

4) Реализуя координационно-организаторскую функцию социальный педагог:

- организует социально значимую  деятельность опекаемых детей  в открытой микросреде;

- включает опекаемых детей в  различные виды продуктивной  деятельности с учетом психолого-педагогических  требований к ней;

- организует КТД опекаемых детей  с участием взрослых, лучше опекунов;

- координирует деятельность всех  субъектов социального воспитания;

- взаимодействует с органами социальной  защиты.

5) Психотерапевтическая функция в работе социального педагога с опекаемыми детьми заключается в:

- заботе о душевном равновесии  ребенка; 

- оказании помощи в решении  межличностных конфликтов;

- оказании содействия в изменении  отношения ребенка к жизни,  к окружению, к самому себе;

- организации ребенку «ситуации  успеха».

6) Социально-профилактическая (реабилитационная) функция в работе социального  педагога с опекаемыми детьми:

- организация системы профилактических  мер по предупреждению девиантного  поведения и делинквентного поведения  опекаемых детей;

- влияние на формирование нравственно-правовой  устойчивости;

7) Прогностическая функция в работе  социального педагога с опекаемыми  детьми:

- программирование и прогнозирование  на основе анализа социально-педагогической  ситуации, процесса воспитания и  развития личности;

- определение перспектив процесса  саморазвития и самовоспитания  личности 

- планирование своей социально-педагогической  работы на основе серьезного  анализа результатов за предыдущий  период.

Выполнение  функций социально-педагогической поддержки опекаемых детей побуждает  социального педагога:

- оказывать квалифицированную психолого-педагогическую  помощь опекаемому ребенку в саморазвитии, самопознании, самоутверждении, самоорганизации и самореализации;

- устанавливать доверительные отношения  с ребенком. [5]

 

 

 

 

 

 

§3. Направления  СПД с опекаемыми детьми в ОУ.

Социально-педагогическая деятельность – это деятельность, которая направлена на решение задач  социального воспитания и социальной защиты. [1]

Объектом  СПД являются дети, подростки, молодежь, нуждающиеся в помощи, в процессе их социализации. Так же объектом СПД являются опекаемые дети.

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи.

Основные  направления деятельности [5]:

    1. Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием ребенка
    2. Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость, успеваемость.
    3. Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально значимых мероприятий
    4. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий
    5. Групповое и индивидуальное консультирование детей и их опекунов по вопросам воспитания детей в семье, разрешения проблемных жизненных ситуаций, снятия стресса; выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.
    6. Помощь педагогам школы в разрешении конфликтов с детьми

Социально-педагогическая деятельность может реализовываться  в виде социально-педагогической технологии – одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного пути достижения определенной социально-педагогической цели. [9]

Технология  социально-педагогического сопровождения  предполагает наличие программы  деятельности, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного  результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста. Цели социально-педагогической технологии – оказание помощи в  социализации ребенка и оказание помощи в социальной реабилитации детей. [9]

Принципы  технологии социально-педагогического  сопровождения базируются на основных понятиях социальной педагогики и следующих  из них правил и приемов. В своей  работе социальный педагог должен основываться

- на обязательном учете индивидуальных  особенностей ребенка;

- положительном в ребенке, вере  в сильные стороны его личности;

- пробуждении у ребенка чувства  заинтересованности;

- признании права каждого ребенка  быть самим собой (уважать право  другого быть не таким как  он);

- понимании проблем ребенка, его  взглядов, порой неординарных;

- умении и желании выслушать  ребенка;

- своевременности оказания помощи  ребенку;

- взаимодействии с классными руководителями, педагогами и другими специалистами школы, родителями (опекунами), специалистами субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и других организаций. [9]

Этапы сопровождения. Социально-педагогическое сопровождение включает в себя четыре этапа. [9]

Первый  этап: Диагностический.

Решение любой проблемы ребенка, требующей  вмешательства социального педагога, начинается именно с диагностирования проблемы. Обязательной составной частью этого этапа является сбор, анализ и систематизация информации, на основании  которой может быть сделано то или иное заключение.  На основании  собранной информации создается  социально-педагогическая характеристика состава учащихся или «социальный  портрет» школы, выделяются категории  учащихся, нуждающихся в помощи.

Второй этап: Поиск путей решения проблемы.

На  основании обработанной информации ставится цель и в соответствии с  ней выделяются конкретные задачи деятельности. Решение проблем может идти по двум направлениям:

- с применением уже известных  технологий; в данном случае задачей  социального педагога становится  разумный выбор одной из них;

- если случай исключительный, то  на первый план выходит технология ( с обязательным учетом индивидуальных особенностей ребенка и особенностей его проблемы) со специально разработанными методами формами решения этой проблемы. Именно определение форм и методов решения проблемы и дает возможность перейти к следующему этапу технологии.

Третий  этап: Разрешение проблемы.

Разрешение  проблемы находит отражение в  правильном выборе индивидуального  педагогического подхода с совместным (по необходимости) воздействием различных  специалистов, связанных

- с организацией деятельности  педагогического коллектива по  разрешению проблем ребенка с  привлечением классного руководителя;

- организацией взаимодействия с  родителями (законными представителями);

- взаимодействием с органами и  учреждениями системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних.

Четвертый этап: Оценка правильности решения  проблемы

В течение и по окончанию работы социальный педагог должен оценить  правильность принятых мер по разрешению проблемы. При этом возможны два  варианта:

      1. Участие социального педагога принесло положительные результаты индивидуальной профилактической работы, и его деятельность считается законченной;
      2. Участие социального педагога не помогло и проблема решена частично, тогда необходимо выяснить, на каком этапе были допущены ошибки, произвести поэтапную корректировку разработанной или применяемой технологии и предпринять повторные меры к разрешению проблемы.

Основные  результаты использования социально-педагогических технологий. Социально-педагогические технологии позволяют решать следующие  задачи:

      1. Создание благоприятной среды для развития учащихся.
      2. Создание максимально эффективной, подлинно работающей системы взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по схеме: «личность ребенка – семья – учреждение – специалисты социальных служб».
      3. Достижение положительной динамики в сокращении числа и видов правонарушений учащихся школы.
      4. Снижение (ликвидация) количества учащихся, состоящих на учете «скрытого отсева» (не посещающих ОУ без уважительной причины более одного месяца)
      5. Уменьшение количества детей, оставшихся на повторный год обучения.
      6. Возможность оказания быстрой, эффективной социально-педагогической, психологической и иных видов помощи учащимся, нуждающимся в особой поддержке государства, и их родителям.

Задачи  социального педагога школы:

- выявление детей оставшихся без  попечения родителей (осуществляется  в результате составления социального  паспорта школы на начало учебного  года; при принятии ребенка в  школу и из документации классных  руководителей).

- информирование органов опеки  и попечительства о наличии  такого ребенка на территории  учебного учреждения (в течение  7 дней, в письменном виде).

- оказываем помощь в поиске  кандидата в опекуны (попечители) (среди ближайших родственников).

- помощь кандидату в опекуны  (попечители) в оформлении документов  на опеку (попечительство).

- составление первичных актов  материально-бытовых условий проживания кандидата в опекуны (попечители) и ребенка, оставшегося без попечения родителей.

- составление контрольных актов  обследования материально-бытовых  условий проживания детей, находящихся  под опекой (попечительством) (Акты  составляются два раза в год,  в сентябре и марте).

- осуществляется контроль за получением  денежных средств опекуном (попечителем)  на опекаемого ребенка и их  распределением. Каждый январь осуществляется  сбор отчетов о расходе денежных  средств за год.

Осуществляется  контроль за успеваемостью опекаемых  детей, еженедельно проводится работа с классными журналами по выявлению  пропусков.

- проводится индивидуальная работа с детьми и опекунами (попечителями) по необходимости.

- вовлечение детей в учреждения  дополнительного образования.

Заключение.

Подводя итог, можно сказать, что  деятельность социального педагога в ОУ с опекаемыми детьми очень  трудна, но важна, имеет свою специфику, принципы и нюансы.

Современные условия жизни жестоки. Они бьют по самым доверчивым и  искренне любящим существам –  по детям, делая из них не реализовавших  себя, несчастных, неуверенных в себе людей в будущем. Дети проводят в школе большую часть своей жизни и главное, чтобы в нем был социальный педагог, который сможет встать на защиту ребенка, помочь ему реализоваться, занять активную сторону жизни и не отчаиваться,  так же поработать с опекунами или попечителями ребенка.

На сегодня наука еще только занимается разработкой методов  и технологий по работе с опекаемыми детьми и опробирует их. Но даже то, что совершается в этой сфере  не маловажно. Ведь социальные педагоги прилагают все усилия, чтобы опекаемые  дети не были «не такими как все», чтобы они почувствовали себя нужными, полезными, чтобы у них  была настоящая любящая семья.

 

 

 

 

Список  литературы

      1. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений/ Под. общ. ред. М.А. Галагузовой – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 
      2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей из доклада: «Аналитические материалы о Положении Детей в Санкт-Петербурге», 2010 год
      3. Конвенция о правах ребенка. Ратифицирована постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-І/ Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993
      4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: - М., 2002
      5. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. – ВЛАДОС, 2005
      6. Ослон В.Н. Дети с особыми образовательными нуждами, лишенные родительского попечения // Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами / Под ред.А.К. Колесникова. Пермь, 1999
      7. Ослон В.Н. Приемная семья – кризисы первого года // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. Пермь, 2000
      8. Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2008
      9. Социальная защита семьи и детства: Учеб.-метод. Пособие / Сост. А. Н. Воронов. – СПб., 2008
      10. Статья «Дети-сироты»полностью опубликована в книге «Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация». Под ред. Н.М. Римашевской. Москва, РИЦ ИСЭПН, 2002, с.204-212
      11. Федеральный закон от 24.04.2008 №48 – ФЗ «Об опеке и попечительстве» // РГ, №94, 30.04.2008
      12. Холмогорова А.Б. Здоровье и семья: модель анализа семьи как системы // Развитие и образование особенных детей. Вып. 2. М., 1999

Информация о работе Деятельность социального педагога с опекаемыми детьми в ОУ