Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:12, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать содержание деятельности социального педагога с опекаемыми детьми в условиях ОУ.
Задачами исследования являются:
Изучить особенности социальной защиты опекаемых детей в РФ.
Выявить проблемы и особенности социальной работы с опекаемыми детьми.
Выявить направления СПД с опекаемыми детьми в ОУ.
Введение 3
§1. Социальная защита опекаемых детей в РФ. 6
1.1 Полномочия опекунов во взаимодействии с опекаемыми детьми. 7
1.2 Полномочия органов опеки и попечительства относительно опекаемых детей. 9
1.3 Полномочия социального педагога в работе с опекаемыми детьми. 10
§2. Проблемы и особенности социальной работы с опекаемыми детьми. 12
§3. Направления СПД с опекаемыми детьми в ОУ. 16
Заключение 23
Список литературы 24
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУСПО Педагогический колледж №8
Санкт – Петербурга
Деятельность социального педагога с опекаемыми детьми в ОУ
Курсовую работу
выполнила студентка
дневного отделения
442 группы
Ямалиева Жанна Романовна
Руководитель работы
Архипова Анастасия Андреевна
Санкт-Петербург 2012 г.
Оглавление
Введение 3
§1. Социальная защита опекаемых детей в РФ. 6
1.1 Полномочия опекунов во взаимодействии с опекаемыми детьми. 7
1.2 Полномочия
органов опеки и
1.3 Полномочия социального педагога в работе с опекаемыми детьми. 10
§2. Проблемы и особенности социальной работы с опекаемыми детьми. 12
§3. Направления СПД с опекаемыми детьми в ОУ. 16
Заключение 23
Список литературы 24
Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью поиска эффективных технологий работы с опекаемыми детьми. В современных условиях в ОУ размеры социального сиротства увеличиваются, дети утрачивают связь с родителями. За этим ростом стоит резкий скачок числа ранних отказов, нарастающая алкоголизация и как следствие этого – безнадзорность и насилие в семьях, рост числа детей с отклонениями в развитии. Нестабильность социальных институтов в условиях кризиса и региональных конфликтов, снижение нравственных ценностей, потеря привычных культурных установок и ориентаций сопровождается распространением сиротства в нашей стране.
По
международным данным около трети
всех детей сирот на земном шаре,
проживающих в сиротских
Согласно форме 103-рик (утвержденной приказом Росстата от 27.07.09 №150), за период с 01.01.10 по 31.12.10 в Санкт-Петербурге количество выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 2134 чел. (в 2006 – 2952, в 2007 – 2934, в 2008 – 2572, в 2009 – 2387). [2]
Численность выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1990 года по 2003 год постоянно возрастала, с 2004 года наметилась тенденция постепенного снижения данного показателя. Однако абсолютное значение этого показателя в 2010 году превышает почти в 3 раза значение показателя 1990 года (в 1990 – 733). При относительном перерасчете показателя выявления детей, оставшихся без попечения родителей, на 10 тыс. детского населения, можно увидеть, что в 1990 году выявлялось 6,5 детей, оставшихся без попечения родителей, и далее до 2007 года этот показатель увеличивался (в 2007 году – 43,9 ребенка). Но за последние две года наметилась тенденция к снижению показателя, в 2010 году выявлено детей, рассматриваемой категории 31,6 человек на 10 тыс. детского населения. [2]
Постоянное пребывание ребенка вне семьи оказывает на процесс его развития такое воздействие, которое многие специалисты склонны рассматривать в качестве некоторого рода инвалидности. Атмосфера семейного окружения ребенка определяет качественно иной тип развития растущей личности. Для преодоления пагубных последствий недоразвития детей, воспитывающихся вне семьи, в настоящее время требуются профессионально согласованные действия целой команды специалистов. Только в этом случае возможна действенная психо – эмоциональная реабилитация ребенка, которая позволит ему впоследствии жить самостоятельно – зарабатывать себе на жизнь профессиональным, а не «попрошайнеческим» или иным неблаговидным, а зачастую и преступным ремеслом, иметь семью и воспитывать детей (в настоящее время примерно 80% детдомовских детей в России – это дети, рожденные выпускниками интернатных заведений). Социальный педагог призван защищать права таких детей.
На сегодняшний день социальные педагоги, осуществляя работу с опекаемыми детьми, ищут разные технологии. Приступая к социальным действиям по отношению к ребенку, с целью оказания ему помощи, социальный педагог, согласно разработанной модели, обязан четко представлять ее содержание и возможные формы претворения этого содержания в практику.
Объект исследования – социально - педагогическая деятельность.
Предмет исследования – социально - педагогическая деятельность с опекаемыми детьми в ОУ.
Цель исследования: проанализировать содержание деятельности социального педагога с опекаемыми детьми в условиях ОУ.
Задачами исследования являются:
- Изучить особенности социальной защиты опекаемых детей в РФ.
- Выявить проблемы и особенности социальной работы с опекаемыми детьми.
- Выявить направления СПД с опекаемыми детьми в ОУ.
Дети – самая незащищенная категория граждан, и государство, согласно нормам действующего законодательства, призвано защищать как личные, так и имущественные права, интересы тех, кто самостоятельно сделать это не может. Одна из форм такой защиты для детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ являются опека и попечительство. [8]
Основным правовым документом в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации. Согласно ст. 38 Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой государства, и забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Но часто случается так, что родители не могут по объективным причинам или не хотят заботиться о своем ребенке, и тогда государство берет на себя заботу о ребенке. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Международным правовым документом, определяющим права детей, является Конвенция ООН о правах ребенка. В статье 20, Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства – участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. [3]
При характеристике опеки с точки зрения семейного права следует обратить внимание на одну из главных ее особенностей. В отличие от усыновления опека не прекращает родительские правоотношения.[11]
Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. На опекунов возложена защита прав и интересов несовершеннолетних детей, находящихся под их опекой, не только на территории РФ, но и за ее пределами. [11]
Права и обязанности в гражданско-
Под виной опекунов, влекущей ответственность
за вред, причиненный несовершеннолетним
подопечным, следует понимать, как
неосуществление должного надзора
за несовершеннолетними, так и безответственное
отношение к их воспитанию или
неправомерное использование
Опекуны являются законными представителями своих подопечных вплоть до прекращения опеки по основаниям, предусмотренным законом. [11]
Опекуны являются законными
представителями своих
Опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка. [11]
Принцип ответственности
опекунов за воспитание и развитие
ребенка закреплен в нормах международного
права. Предметом их основной заботы
являются наилучшие интересы ребенка.
Перечисленные права и
Опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства. [11]
В этом состоит еще одно отличие опекунских (попечительских) прав от родительских и заключается в том, что они несколько уже по объему и поставлены под более жесткий контроль органов опеки и попечительства . Опекуны, как и родители, обязаны заботиться о нравственном и физическом развитии подопечного и его здоровье. Право опекунов и попечителей самостоятельно определять формы и способы воспитания ребенка ограничено их обязанностью следовать при этом рекомендациям органов опеки и попечительства. [11]
Статья 6. Органы опеки и попечительства. [11]
Органами
опеки и попечительства являются
органы исполнительной власти субъекта
Российской Федерации. Органы опеки
и попечительства осуществляют свои
права и исполняют свои обязанности
в соответствии с нормативными правовыми
актами, определяющими статус этих
органов. Контроль за деятельностью
органов опеки и попечительства
и разработку методических материалов
по вопросам деятельности по опеке
и попечительству осуществляет уполномоченный
Правительством Российской Федерации
федеральный орган
Полномочия органов опеки и попечительства рассматриваются в Статье 8 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве».
Относительно опекаемых детей полномочия органов опеки и попечительства разнообразны. Рассмотрим некоторые полномочия органов опеки и попечительства:
- Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведение обследования условий их жизни, установление факта отсутствия родительского попечения;
- Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей;
- Избрание формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Составление и утверждение плана по защите прав ребенка;
- Контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка по месту его жительства в течение первых трех лет после установления усыновления;
- Обеспечение преимущественного права передачи ребенка на воспитание в семью родственникам;
- Проведение плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечных;
- Надзор за деятельностью опекунов (попечителей);
- Защита имущественных прав несовершеннолетних, а также лиц, признанных безвестно отсутствующими; [5]
Основные цели деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей: осуществление социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях; осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера; организация получения детьми общего образования.
В полномочия социального педагога в работе с опекаемыми детьми в ОУ входит: [4]
- составление банка данных и картотеки на опекаемых детей;
-
обследование жилищно-бытовых
-
проверку занятости
- проверка посещаемости занятий опекаемыми детьми;
- поверка питания обучающегося в учебное время;
- проверка состояния здоровья опекаемых детей;
- планирование летнего отдыха.
Решение
любой проблемы ребенка, требующей
вмешательства социального
Информация о работе Деятельность социального педагога с опекаемыми детьми в ОУ