Деятельность социального педагога с опекаемыми детьми в ОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать содержание деятельности социального педагога с опекаемыми детьми в условиях ОУ.
Задачами исследования являются:
Изучить особенности социальной защиты опекаемых детей в РФ.
Выявить проблемы и особенности социальной работы с опекаемыми детьми.
Выявить направления СПД с опекаемыми детьми в ОУ.

Оглавление

Введение 3
§1. Социальная защита опекаемых детей в РФ. 6
1.1 Полномочия опекунов во взаимодействии с опекаемыми детьми. 7
1.2 Полномочия органов опеки и попечительства относительно опекаемых детей. 9
1.3 Полномочия социального педагога в работе с опекаемыми детьми. 10
§2. Проблемы и особенности социальной работы с опекаемыми детьми. 12
§3. Направления СПД с опекаемыми детьми в ОУ. 16
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

курсовик полный.docx

— 45.20 Кб (Скачать)

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 ГОУСПО Педагогический  колледж №8 

Санкт – Петербурга

 

 

Деятельность социального  педагога с опекаемыми детьми в ОУ

Курсовую работу

выполнила студентка 

дневного отделения

442 группы

Ямалиева Жанна Романовна

Руководитель работы

Архипова Анастасия Андреевна

 

 

 

Санкт-Петербург 2012 г.

 

Оглавление

Введение 3

§1. Социальная защита опекаемых детей  в РФ. 6

1.1 Полномочия  опекунов во взаимодействии с  опекаемыми детьми. 7

1.2 Полномочия  органов опеки и попечительства  относительно опекаемых детей. 9

1.3 Полномочия  социального педагога в работе  с опекаемыми детьми. 10

§2. Проблемы и особенности социальной работы с опекаемыми детьми. 12

§3. Направления СПД с опекаемыми детьми в ОУ. 16

Заключение 23

Список  литературы 24

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  проблемы исследования определяется необходимостью поиска эффективных технологий работы с опекаемыми детьми. В современных  условиях в ОУ размеры социального  сиротства увеличиваются, дети утрачивают связь с родителями. За этим ростом стоит резкий скачок числа ранних отказов, нарастающая алкоголизация  и как следствие этого –  безнадзорность и насилие в семьях, рост числа детей с отклонениями в развитии. Нестабильность социальных институтов в условиях кризиса и региональных конфликтов, снижение нравственных ценностей, потеря привычных культурных установок и ориентаций сопровождается распространением сиротства в нашей стране.

По  международным данным около трети  всех детей сирот на земном шаре, проживающих в сиротских учреждениях, приходится на долю России. Ратифицировав в 1990 году Конвенцию о правах ребенка, Россия признала право ребенка на воспитание в семье приоритетным. Тем не менее, число детей, лишенных родительского попечения, продолжает увеличиваться. В 1992 году в России насчитывалось 426 тысяч таких детей, к началу 1997 года их количество составило 572.400, 1998 г. – 620.000, 2000 г. – 639.900. В 2005 году уже называется цифра 780.000. Несмотря на то, что рождаемость в России стремительно снижается, количество детей, не имеющих нормального для их развития семейного окружения, с каждым годом растет. [11]

Согласно  форме 103-рик (утвержденной приказом Росстата от 27.07.09 №150), за период с 01.01.10 по 31.12.10 в  Санкт-Петербурге количество выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 2134 чел. (в 2006 – 2952, в 2007 – 2934, в 2008 – 2572, в 2009 – 2387).   [2]

Численность выявленных и учтенных детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, с 1990 года по 2003 год постоянно  возрастала, с 2004 года наметилась тенденция  постепенного снижения данного показателя. Однако абсолютное значение этого показателя в 2010 году превышает почти в 3 раза значение показателя 1990 года (в 1990 – 733). При относительном перерасчете показателя выявления детей, оставшихся без попечения родителей, на 10 тыс. детского населения, можно увидеть, что в 1990 году выявлялось 6,5 детей, оставшихся без попечения родителей, и далее до 2007 года этот показатель увеличивался (в 2007 году – 43,9 ребенка). Но за последние две года наметилась тенденция к снижению показателя, в 2010 году выявлено детей, рассматриваемой категории 31,6 человек на 10 тыс. детского населения. [2]

Постоянное  пребывание ребенка вне семьи  оказывает на процесс его развития такое воздействие, которое многие специалисты склонны рассматривать в качестве некоторого рода инвалидности. Атмосфера семейного окружения ребенка определяет качественно иной тип развития растущей личности.  Для преодоления пагубных последствий недоразвития детей, воспитывающихся вне семьи, в настоящее время требуются профессионально согласованные действия целой команды специалистов. Только в этом случае возможна действенная психо – эмоциональная реабилитация ребенка, которая позволит ему впоследствии жить самостоятельно – зарабатывать себе на жизнь профессиональным, а  не «попрошайнеческим» или иным неблаговидным, а зачастую и преступным ремеслом, иметь семью и воспитывать детей (в настоящее время примерно 80% детдомовских детей в России – это дети, рожденные выпускниками интернатных заведений). Социальный педагог призван защищать права таких детей.

На  сегодняшний день социальные педагоги, осуществляя работу с опекаемыми детьми, ищут разные технологии. Приступая к социальным действиям по отношению к ребенку, с целью оказания ему помощи, социальный педагог, согласно разработанной модели, обязан четко представлять ее содержание и возможные формы претворения этого содержания в практику.

Объект  исследования – социально - педагогическая деятельность.

Предмет исследования – социально - педагогическая деятельность с опекаемыми детьми в  ОУ.

Цель  исследования: проанализировать содержание деятельности социального педагога с опекаемыми детьми в условиях ОУ.

Задачами  исследования являются:

    1. Изучить особенности социальной защиты опекаемых детей в РФ.
    2. Выявить проблемы и особенности социальной работы с опекаемыми детьми.
    3. Выявить направления СПД с опекаемыми детьми в ОУ.

 

 

 

 

 

 

 

§1. Социальная защита опекаемых детей в РФ.

Дети – самая незащищенная категория  граждан, и государство, согласно нормам действующего законодательства, призвано защищать как личные, так и имущественные  права, интересы тех, кто самостоятельно сделать это не может. Одна из форм такой защиты для детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ являются опека и попечительство. [8]

Основным правовым документом в  Российской Федерации является Конституция Российской Федерации. Согласно ст. 38 Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой государства, и забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Но часто случается так, что родители не могут по объективным причинам или не хотят заботиться о своем ребенке, и тогда государство берет на себя заботу о ребенке. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Международным правовым документом, определяющим права детей, является Конвенция ООН о правах ребенка. В статье 20, Конвенции ООН о  правах ребенка говорится, что ребенок, который временно или постоянно  лишен своего семейного окружения  или который в его собственных  наилучших интересах не может  оставаться в таком окружении, имеет  право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства  – участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление  или, в случае необходимости, помещение  в соответствующие учреждения по уходу за детьми. [3]

1.1 Полномочия опекунов во взаимодействии с опекаемыми детьми.

При характеристике опеки с точки  зрения семейного права следует  обратить внимание на одну из главных  ее особенностей. В отличие от усыновления  опека не прекращает родительские правоотношения.[11]

Опекуны являются законными представителями  своих подопечных и вправе выступать  в защиту прав и законных интересов  своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. На опекунов возложена защита прав и интересов  несовершеннолетних детей, находящихся  под их опекой, не только на территории РФ, но и за ее пределами. [11]

Права и обязанности в гражданско-правовой сфере регулируются ГК. Как законные представители, опекуны и попечители вступают в защиту прав и законных интересов своих подопечных в  отношениях с любыми лицами, в том  числе в судах, без специального полномочия. [11]

Под виной опекунов, влекущей ответственность  за вред, причиненный несовершеннолетним подопечным, следует понимать, как  неосуществление должного надзора  за несовершеннолетними, так и безответственное отношение к их воспитанию или  неправомерное использование своих  прав по отношению к детям, результатом  которого явилось неправильное поведение детей, повлекшее вред (попустительство, поощрение озорства, хулиганства, безнадзорность детей, отсутствие к ним внимания и т.д). [11]

Опекуны являются законными представителями  своих подопечных вплоть до прекращения  опеки по основаниям, предусмотренным  законом. [11]

Опекуны являются законными  представителями своих подопечных вплоть до прекращения опеки по основаниям, предусмотренным законом. Так по возвращении родителей из мест лишения  свободы, из длительной командировки, при восстановлении родителей в родительских правах, при отмене решения суда о признании родителей недееспособными,  автоматического прекращения опеки над ребенком не происходит: требуется решение органа опеки и попечительства об их отмене. [11]

Опекун или  попечитель ребенка имеет право  и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка. [11]

Принцип ответственности  опекунов за воспитание и развитие ребенка закреплен в нормах международного права. Предметом их основной заботы являются наилучшие интересы ребенка. Перечисленные права и обязанности  опекунов вытекают из содержания задач  опеки и попечительства над детьми, во многом сходны с правами и обязанностями  родителей в отношении своих  детей. В то же время основания  возникновения прав и обязанностей в отношении детей у родителей  и опекунов (попечителей) различны. Родительские права возникают в  силу факта отцовства, материнства, удостоверенных в установленном  законом порядке, а права и  обязанности опекунов и попечителей  основаны на административном акте, т.е. решении органа опеки и попечительства. [11]

Опекун или  попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства. [11]

В этом состоит еще одно отличие  опекунских (попечительских) прав от родительских и заключается в том, что они  несколько уже по объему и поставлены под более жесткий контроль органов  опеки и попечительства . Опекуны, как и родители, обязаны заботиться о нравственном и физическом развитии подопечного и его здоровье. Право  опекунов и попечителей самостоятельно определять формы и способы воспитания ребенка ограничено их обязанностью следовать при этом рекомендациям органов опеки и попечительства. [11]

1.2 Полномочия  органов опеки и попечительства  относительно опекаемых детей.

  Статья 6. Органы опеки и попечительства. [11]

Органами  опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки  и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности  в соответствии с нормативными правовыми  актами, определяющими статус этих органов. Контроль за деятельностью  органов опеки и попечительства и разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке  и попечительству осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации  федеральный орган исполнительной власти.

Полномочия органов опеки и попечительства рассматриваются в Статье 8 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве».

Относительно опекаемых детей полномочия органов опеки и попечительства разнообразны. Рассмотрим некоторые полномочия органов опеки и попечительства:

      1. Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведение обследования условий их жизни, установление факта отсутствия родительского попечения;
      2. Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей;
      3. Избрание формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
      4. Составление и утверждение плана по защите прав ребенка;
      5. Контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка по месту его жительства в течение первых трех лет после установления усыновления;
      6. Обеспечение преимущественного права передачи ребенка на воспитание в семью родственникам;
      7. Проведение плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечных;
      8. Надзор за деятельностью опекунов (попечителей);
      9. Защита имущественных прав несовершеннолетних, а также лиц, признанных безвестно отсутствующими; [5]

1.3 Полномочия социального педагога в работе с опекаемыми детьми.

 

 Основные цели деятельности для  государственных учреждений, в которых  воспитываются дети, оставшиеся без  попечения родителей: осуществление  социальной защиты детей, находящихся  в этих учреждениях; осуществление  мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера; организация  получения детьми общего образования. 

В полномочия социального педагога в  работе с опекаемыми детьми в ОУ входит: [4]

- составление банка данных и  картотеки на опекаемых детей;

- обследование жилищно-бытовых условий,  в которых живут опекаемые  дети;

- проверку занятости обучающихся  в каникулярное время, выполнение  режима дня;

- проверка посещаемости занятий  опекаемыми детьми;

- поверка питания обучающегося  в учебное время;

- проверка состояния здоровья  опекаемых детей;

- планирование летнего отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Проблемы и особенности социальной работы с опекаемыми детьми.

Решение любой проблемы ребенка, требующей  вмешательства социального педагога начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации. На основании этого может  быть сделано социально-педагогическое заключение.

Информация о работе Деятельность социального педагога с опекаемыми детьми в ОУ