Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:14, реферат
Корни всякого большого человека прочно связаны с его семьёй, с тем ценностным миром, который окружает ребёнка с рождения. Семья Игоря Петровича стала источником тех идей, которым он служил всю свою жизнь. Родился он 5 ноября 1923 года в городе Сухуми, где по долгу службы жили его родители Ольга Константиновна и Петр Константинович Ивановы. Отец — Петр Константинович родился в семье рабочих, рано осиротел и вынужден был в десятилетнем возрасте пойти работать учеником слесаря. Мать — Ольга Константиновна родилась в семье врача и учительницы, выйдя замуж, стала другом и помощником мужу в его опасной борьбе с контрабандистами и дашнаками.
В семье растёт уже две дочери, для них необходимо создать нормальный мир взросления, Игорь Петрович погружается в семейную педагогику, переносит некоторые идеи коммуны на самый близкий круг. В семье есть чередование поручений, выпускается рукописный журнал, они много путешествуют, в семье живёт культ книги и музыки. И всё-таки Игорь Петрович сильно тоскует без настоящего дела. На новом месте работы он становится деканом и загорается идеей большой Коммуны. Он теперь хочет идти другим путём и сосредотачивает внимание на овладении методикой студентами. Помня свою принципиальную позицию о том, что методику невозможно освоить только на словах, он создаёт СВС (Союз» Вперёд Смотрящих»), который постепенно перерастает в Коммуну имени Макаренко. С этим коллективом он будет вместе осуществлять научный поиск до последних дней своей жизни. Вместе с КиМ он начинает разработку серии КЭММов — Коммунарской Энциклопедии Макаренковской Методики. Первой из этой серии стала книга «Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко». Затем была создана серия методичек под общим названием «Поиск. Борьба. Дружба», отработана методика проведения праздника в школьном коллективе, т. к. праздник является самой понятной и доступной формой закрепления нравственного опыта поколений. Много сил уделяется разработке методики организации воспитательного процесса по тематическим периодам. Однако главной проблемой, над осмыслением роли которой он работает, является проблема воспитательных отношений. Она станет основой докторской диссертации, которую он защитит в 1971 году. Сейчас из уст педагогов, да и разного уровня общественных деятелей можно услышать об авторитарной педагогике и её вреде в воспитании и развитии ребёнка. Игорь Петрович разработал типологию регрессивных и прогрессивных воспитательных отношений, показал механизм воздействия авторитарного педагога, чрезмерного мелочного опекуна, раскрыл проблемы ложной трактовки «свободного воспитания». Он доказывал силу содружества поколений, показывал процесс сотрудничества и сотворчества. Постоянно двигаясь вперёд, он неустанно искал, он как будто торопился жить. Одной из ведущих научных задач он считал необходимость донести историю становления педагогических идей. Особенно много коммунары работали над изучением, разработкой и распространением макаренковской методики. Он жил в некоторой научной изоляции, ни на кого не похожий, ни перед кем не пресмыкающийся, ни перед кем ни заискивающий. Хорошо понимая масштаб сделанного им в педагогической науке, он с некоторых пор перестал что-то доказывать педагогическому олимпу, а всецело погрузился в Коммунарское Макаренковское Содружество (КМС), объединившее педагогов по всей стране. Эта изоляция будет иметь два последствия: первое, он успеет выстроить целостную концепцию воспитания, от обоснования сущности, закономерностей, принципов и методов, средств воспитания, методики воспитания до диагностики изучения воспитательного процесса; второе, непосредственная передача методики от человека к человеку сделает методику известной и доступной тысячам педагогов. Как и всякое устное творчество, такой способ распространения приведёт к неизбежной деформации и упрощению идеи, однако, любознательный педагог найдёт и прочитает, а другие представители педагогического мира, и прочитав, поймут мало.
И. П. Иванов продолжал движение в глубины воспитания. Он с большим воодушевлением принял предложение поучаствовать в разработке материалов реформы образования 1984 года. Работал много, тщательно отбирал каждое предложение, скрупулёзно продумывал суть каждой позиции. Когда же были опубликованы материалы проекта реформы, своих предложений он не увидел. Мало того, реформа была столь далёкой от настоящих проблем воспитания, волновавших педагогов, родителей, детей, что передать степень разочарования, огорчения и даже отчаяния очень трудно. Он выступил с резкой, принципиальной критикой, на конкретных примерах показывая, как эта реформа отбросит практику к ещё более сложным проблемам. Его выслушали и только. Кафедра учла его особое мнение и проголосовала за проект реформы. Вернувшись домой, он никак не мог успокоиться. Жена предложила пойти на прогулку, надеясь на то, что ходьба, как обычно его успокоит, но это был уже особый случай. Пытаясь обуться, Игорь Петрович упал, потерял сознание. Скорая помощь в районах новостроек приходила в те годы не очень своевременно. Пролежав на полу, у приоткрытой двери, он ещё и простудился. В больнице его, как безнадёжного положили в коридоре. Вот тут-то больница и узнала, что такое коммунарское содружество. Объединившись с женой, Любовь Александровной, кимовцы дежурили круглосуточно, правдами и неправдами доставали лекарства, потревожив друзей и знакомых даже в кремлёвской больнице. Болезнь развивалась по своим законам, закупорку мозгового сосуда нашли не сразу, а когда нашли, речь была потеряна, движения ограничены, казалось что восстановление невозможно. И здесь опять, в который раз, Игорь Петрович проявляет огромную силу воли. Кимовцы водят его по коридору, поддерживая под руки, и поют с ним коммунарские песни. Очень медленно идёт восстановление движений, он делает многочасовые упражнения, при этом делает их под любимые классические произведения. Потом начинает восстанавливаться письменная речь, как ни странно сначала английская, потом стали пробиваться отдельные слоги на родном языке. Он сидит за письменным столом, восстанавливая правописание. Труд нескольких месяцев увенчался успехом, восстановилась письменная речь, и Игорь Петрович приступает к работе, он выстраивает замысел целого цикла книг, редактирует для издания то, что не было допущено к печати в предыдущие годы.
Игорь Петрович вёл обширную переписку, рядом с ним была верная помощница, жена Любаша. Она вела учёт переписки, помогала разобраться с архивом, вела деловую переписку. После серии статей в «Учительской газете» к ним приходит очень много писем. По инициативе А. К. Бруднова в ЛГПИ им. А. И. Герцена открыты всесоюзные курсы, где в течении трёх лет шли занятия для людей, желающих освоить методику коллективного творческого воспитания.
Однако, болезнь имеет свойство прогрессировать и 9 авгута 1992 года Игорь Петрович Иванов ушёл из жизни.
Министерство образования Республики Беларусь
«Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Реферат на тему : « Педагог- новатор Игорь Петрович Ивонов»
Выполнила студентка
1 курса 106 группы
Козловская Диана
Сергеевна
Минск-2009
Информация о работе Деятельность педагога- новатора И.П.Иванова