Деятельность педагога- новатора И.П.Иванова

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:14, реферат

Краткое описание

Корни всякого большого человека прочно связаны с его семьёй, с тем ценностным миром, который окружает ребёнка с рождения. Семья Игоря Петровича стала источником тех идей, которым он служил всю свою жизнь. Родился он 5 ноября 1923 года в городе Сухуми, где по долгу службы жили его родители Ольга Константиновна и Петр Константинович Ивановы. Отец — Петр Константинович родился в семье рабочих, рано осиротел и вынужден был в десятилетнем возрасте пойти работать учеником слесаря. Мать — Ольга Константиновна родилась в семье врача и учительницы, выйдя замуж, стала другом и помощником мужу в его опасной борьбе с контрабандистами и дашнаками.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

Деятельность педагога- новатора И.П.Иванова

       Корни всякого большого человека прочно связаны с его семьёй, с тем ценностным миром, который окружает ребёнка с рождения. Семья Игоря Петровича стала источником тех идей, которым он служил всю свою жизнь. Родился он 5 ноября 1923 года в городе Сухуми, где по долгу службы жили его родители Ольга Константиновна и Петр Константинович Ивановы. Отец — Петр Константинович родился в семье рабочих, рано осиротел и вынужден был в десятилетнем возрасте пойти работать учеником слесаря. Мать — Ольга Константиновна родилась в семье врача и учительницы, выйдя замуж, стала другом и помощником мужу в его опасной борьбе с контрабандистами и дашнаками.                                                                       

                Летом Иванов, будучи еще ребенком жил за городом, в деревне, где можно было много плавать, кататься на велосипеде и, конечно, читать. Перечитав множество книг в местной библиотеке, он случайно натыкается на «Педагогическую поэму» А. С. Макаренко. Эта книга определит всю его последующую жизнь. Как вспоминал Игорь Петрович, он несколько раз от корки до корки перечитал книгу, много думал о том, как строится настоящая, насыщенная делом государственной важности жизнь, и решил построить работу комсомольской организации своей школы так, как писал об этом Макаренко. Учился Игорь Петрович в первой образцовой мужской школе, где был секретарём комсомольской организации. Вернувшись после летних каникул, он создаёт вместе с ребятами сводные отряды добровольцев для участия в тех делах, которые выбирают сами комсомольцы. Постепенно вся жизнь школьного комсомола преобразилась, что не могло не заинтересовать соответствующие органы. Разобраться с юным реформатором комсомола направили комиссию, в составе которой был Н. А. Лялин. Это учёный, который впервые в нашей стране, обратил внимание на педагогический опыт А. С. Макаренко, предложил рассматривать его произведения не столько как литературное творчество, а, прежде всего, как опыт настоящего советского воспитания. Позиция Н. А. Лялина помогла членам комиссии увидеть новый подход к организации деятельности школьного комсомола, гроза над головой сына пронеслась без особых последствий, но вот гроза над головой отца была более серьёзной и длительной. По ложному доносу, с обвинениями в шпионаже в пользу империалистов, в июле 1938 года был арестован Петр Константинович. Арест и следствие длились достаточно долго. Благодаря старым друзьям из ЧК, его делом занималась Р. С. Землячка. Это спасло жизнь и самому Петру Константиновичу и избавило семью от участи многих других семей в подобных ситуациях.

            Переживания этих нескольких месяцев не остаются бесследными, у Игоря Петровича появляется желание всерьёз понять марксистскую философию, разобраться в законах развития общества новой формации, а главное, увидеть человека, который должен соответствовать обществу социальной справедливости. С этого времени и всю оставшуюся жизнь, по словам Игоря Петровича, он хранил верность удивительному явлению в науке — ДИАЛЕКТИКЕ. Его философские рассказы были настолько ясными, четкими, захватывающими, что чтение философской литературы для многих коммунаров стало делом привычным и увлекательным.

 

           Война настигает семью Ивановых на даче, возвращение в Ленинград совпало с первой бомбёжкой. Перелом в ходе войны ставит перед ним задачу выбора дальнейшего образования, и он направляет свои документы в ЛГУ. В июне 1945 года он получает вызов для сдачи экзаменов и сдаёт на «отлично» все девять, необходимых для поступления на факультет философии. Годы учёбы приносят знакомство с выдающимися учёными, среди которых Б. Г. Ананьев, будущий научный руководитель кандидатской диссертации. Весь период обучения Игорь Петрович отдаёт предпочтение литературе, связанной с проблемами морали, неоднократно выступает с докладами на студенческих конференциях и семинарах. Он всегда работает с первоисточниками, что достаточно сложно в послевоенном Ленинграде. Все студенческие годы он размышляет над вопросами идеологического и философского характера, его волнуют законы относительной самостоятельности идеологии, происхождение марксизма, противоречивость мировоззрения личности, метод исторического анализа, движущие силы в развитии человеческого общества и ряд других. Основательность научного анализа в его докладах привлекает к нему внимание, как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Однако это внимание далеко не всегда оказывалось благожелательным. Рассматривая ряд нравственных проявлений советского человека, он позволил себе написать доклад, в котором говорил о том, как он видит будущее. Обвинение последовало незамедлительно и звучало для нашего времени достаточно парадоксально. Оно сводилось к следующему: «как смеешь думать о строительстве будущего ты, когда об этом думает ОН». Посягательства на право вождя определять будущее пресекались жёстко. В очередной раз гроза нависла над головой И. П. Иванова, и опять судьба сохранила его. Нашлись умные головы, которые остудили не в меру пылких представителей «тройки» от комсомола. Ирония судьбы ещё и в том, что через много лет на одном факультете сошлись дороги того, кто судил и того, кого судили, такова наша история.

          Интенсивная учёба не перекрывает всей полноты жизни. В августе 1946 года он женится. 1949 год, год «ленинградского дела», насыщен важными событиями. В июне появляется в семье первенец, дочь Оля. В этом же году И. П. Иванов заканчивает обучение в университете, и получает приглашение от ряда кафедр факультета поступить к ним в аспирантуру, т. к. за всё время обучения он имел только отличные отметки, но к этому времени у него чётко выстраивается интерес к педагогике. Именно здесь он видит возможность широкого исследования становления человека нового типа. Он поступает в аспирантуру в НИИ педагогики, которым руководит Б. Г. Ананьев. Глубокая философская основа знаний не допускает поверхностных скороспелых выводов, Игорь Петрович увлечённо погружается в практику. Огромное количество противоречий между теорией и реальной педагогической практикой требуют осмысления сущности воспитания, процессов в нём происходящих, логического анализа этих процессов. Выявленные проблемы побуждают его к поиску такой организации жизни, которая могла бы стать источником нравственного становления человека. Прежде всего, его интересует природа возникновения товарищества, нравственного характера отношений между людьми, природа возникновения ответственности и ряд других вопросов, связанных с взаимодействием комсомольцев и пионеров. Практика побуждает его вернуться к своему школьному прошлому, вернуться к книгам А. С. Макаренко, найти логически обоснованную модель организации жизни коллектива. Его девизом с этого времени становятся слова Гёте:

«Сера, мой друг, теория,

Но вечно зелено древо жизни».

          Работа  в школе по методам Макаренко в очередной раз выделяет его из общей массы работников школы. В октябре 1950 года он знакомится с В. Н. Зайчиковым, который в то время был первым секретарём Ленинградского обкома комсомола. Игорь Петрович видел в нём умного, увлечённо работающего человека, идеального комсомольского руководителя. Они отлично понимали друг друга, и В. Н. Зайчиков стал настойчиво приглашать Игоря Петровича на работу в обком. В порядке партийной дисциплины, с января 1951 года, он становится заместителем заведующего Отделом школ Ленинградского обкома ВЛКСМ. Новая работа даёт широкую панораму опыта, анализ которого сводится к обоснованию сущности воспитательного воздействия. Начинается новый виток поиска, он погружается в изучение психологической литературы, однако, имевшиеся на тот период знания, представляются ему далёкими от понимания целостности человеческой личности. Игорь Петрович пишет в своих дневниках: «Я снова пришёл к давно забытой мысли об психологических отношениях личности к различным сторонам действительности как отражении действительных, объективных отношений, связей. Эта мысль, нашедшая своё обоснование и раскрытие с помощью учения И. П. Павлова, представляется мне исключительно важной для решения вопроса о сущности воспитательного воздействия». Совмещение работы в обкоме и научного исследования сущности воспитательного воздействия приводят его к размышлению о природе инициативы и самостоятельности личности. Этот вопрос остро стоял и перед практиками. Формальный ответ на вопрос не мог удовлетворить Игоря Петровича, но повседневная работа в обкоме отнимает всё больше времени, в решении ряда вопросов проявляется глубина его образованности, стремление к научно обоснованному подходу принимаемых неординарных решений, смелость и твёрдость в отстаивании позиции.

            В октябре 1952 года, вслед за В. Н. Зайчиковым, его переводят на работу в ЦК ВЛКСМ, где он работает заведующим сектором педагогических учебных заведений. Работа напрямую сталкивает И. П. Иванова с руководящим звеном педагогической науки того времени. Вспоминая тот период жизни, Игорь Петрович сетовал на многочасовые бессмысленные «говорильни». Тогда он впервые задумался о причинах замкнутости педагогической науки, оторванности её от вопросов реальной жизни. По роду обязанностей ему приходилось присутствовать на множестве заседаний и советов, давать отзывы на те или иные педагогические издания. В силу своей бескомпромиссности он писал, не взирая на личности, но личности сидели на своих научных педагогических местах долго и не забыли ретивого комсомольца. Эта принципиальность потом дорого обойдётся ему в его научной карьере, но это произойдёт через годы, а тогда на дискуссии, которая развернётся после ряда статей в газете «Правда», он впервые столкнется со словесной эквилибристикой, которая скрывала научное бессилие. Среди учёных того времени, Игорь Петрович выделял Ф. Ф. Королёва, как человека интересных идей и принципиальной нравственной позиции.

          Этот период по времени совпадает со смертью Сталина. События, последовавшие далее, приводят к интенсивной кадровой перестановке, новое руководство ЦК ВЛКСМ очень далеко от тех установок и задач, которые решались под руководством В. Н. Зайчикова и Игорь Петрович подаёт заявление с просьбой разрешить ему отпуск для завершения аспирантуры.

                  С 15 мая 1953 года он восстанавливается в аспирантуре и вплотную занимается вопросами работы школьного комсомола. Его всерьёз увлекает вопрос отношений комсомольцев и пионеров как старших и младших товарищей, влияние товарищеской позиции на отношение к порученному делу. Кандидатскую диссертацию на тему «Воспитательная работа комсомольцев с пионерами в средней школе» он завершает в 1955 году. Однако защита диссертации не останавливает исследование, а наоборот переводит его на новый более сложный уровень. 187 фактов, которые подверглись анализу в кандидатском исследовании, выдели ряд вопросов. Игорь Петрович часто выступает перед старшими пионервожатыми во Дворце пионеров, итогом одной из таких встреч становится объединение группы вожатых, которых увлекают его предложения о возможности строить жизнь пионерских отрядов так, как об этом писала Н. К. Крупская в своих письмах пионерам. Они объединяются для того, чтобы пионерская организация была «организацией самих детей, а не за детей и не для детей», они мечтают построить жизнь отрядов на принципах инициативы и самостоятельности. Постепенно к 1956 году сложится основной костяк группы вожатых, которая назовёт себя Союз энтузиастов (СЭН). Два года интенсивной работы этого коллектива станут для Игоря Петровича важнейшим этапом в жизни. Именно здесь родится методика коллективной организации деятельности. Членами СЭН будет отрабатываться методика разведки дел на пользу и радость людям; по деталям, по крупицам начнёт складываться логика коллективного планирования; появятся разные приёмы текущей организации деятельности в отряде и дружине; выстроится особая значимость организационной структуры коллектива и будет обоснована особая роль звена как микроколлектива. Завершением логической цепочки станет обоснование роли коллективного анализа, вырастет убеждение в его нравственной силе, коллективный анализ проделанной работы станет источником нравственного роста отношений в коллективе. Логический ряд такой организации деятельности отряда позволяет реально, жизненно-практически проявлять инициативу. Необходимо напомнить, что речь идёт о том времени в истории нашей страны, когда люди только-только стали ощущать некоторую свободу, очень медленно уходил страх, но привычки «думать об улучшении окружающей жизни», конечно ещё не было.

              Методика получала всё более чёткие характеристики, и члены СЭН принимают решение оформить свои исследовательские материалы в предложения по совершенствованию деятельности пионерской организации. Работа над этим документом показывает ряд проблемных мест, прежде всего связанных с тем, что методика реализовывалась теми, кто её разрабатывал, и не имела опыта широко применения на базе какой-либо территории. Решение участвовать вместе с Игорем Петровичем в такой работе принимают Людмила Глебовна Борисова и Фаина Яковлевна Шапиро, которые переходят с вожатской работы в своих школах в Дом пионеров и школьников Фрунзенского района. Людмила Глебовна становится завучем, а Фаина Яковлевна — методистом. Идея, выдвинутая Ивановым, проста: если пионерская организация — это организация самих детей, значит нужно найти способы вооружить ребят методикой организации деятельности пионерского отряда, взрослые занимают позицию старшего товарища, которые вместе с ребятами строят жизнь коллектива. Эта идея начинает реализовываться в школе актива, которая через некоторое время станет Коммуной Юных Фрунзенцев (КЮФ). Развитие КЮФ не было лёгким и безоблачным. Это был целостный, уникальный по замыслу и новизне, педагогический эксперимент, где преобразование жизни, улучшение жизни конкретными делами на пользу и радость людям стало осознанной потребностью самих ребят. Коммуна действовала в реальной жизни со всеми присущими ей проблемами. Постепенно складывался образ жизни, который стали называть коммунарским, ребята отмеряли поступки законами, принятыми в Коммуне, анализ получал оценку в зависимости от того, как действовали «по коммунарски» или нет. Поиски наиболее удачной формы для освоения нового опыта побудили Игоря Петровича использовать опыт первого лагеря скаутов на острове Броунси. Естественно, что говорить об этом открыто в то время было невозможно. Лагерный сбор даст эффект такой силы, что станет со временем ключевой формой жизни коммунарских коллективов.

         Разработка методики, при которой пионерская организация действительно становится организацией самих детей, а не за детей и не для детей, получает целостный вид. В основе лежит нравственная задача заботы о людях, она проста и доступна пониманию человека любого возраста. Осуществлять заботу можно коллективными творческими делами, которые приносят людям радость и пользу. Разрабатывать такие дела нужно опираясь на логическую цепочку коллективной организаторской деятельности. Оформив идею в соответствующий по форме документ, Сэновцы обратились с ним в Центральный Совет ВПО им. В. И. Ленина. Именно на этом этапе биографии судьба И. П. Иванова пересечётся с судьбой «Орлёнка».

Информация о работе Деятельность педагога- новатора И.П.Иванова