Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа
Актуальность темы обусловлено тем, что изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения детей. С каждым годом отмечается рост детской преступности. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов. Рост числа проступков, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы делинквентного поведения подростков…………………………………………………………………………5
1.1.Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности подростка………………………………………………………..........5
1.2.Условия формирования делинквентного поведения…………………....8
ГЛАВА 2. Технологии работы социального педагога с делинквентным поведением подростков…………………………………………………………15
2.1. Индивидуальная профилактическая работа с подростками-деленквентами……………………………………………………..…………..15
2.2. Социально - педагогическая коррекция делинквентного поведения подростков………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
Первоначально они формально интегрированы в обычную систему воспитания и обучения, социальную среду, живут в семьях. И вместе с тем, многие отклонения в их поведении, развитии, психических состояниях, становятся причинами их фактическою выпадения из привычного жизненного ряда. Для обычного педагога, родителей, соседей, того окружения, о котором уже шла речь, их положение и поведение всегда кажутся чем-то экстраординарным, вызывающим активное осуждение, как правило, без осмысления истинных корней. Новые свойства и новая направленность личности взамен старых проявляются только в ходе развития, в процессе соответствующей возрасту деятельности. Все это предполагает активную работу по поиску нестандартных подходов к ранней диагностике и коррекции нарушенного развития подростков, которые начинаются как самые разнообразные проблемы социальной дезадаптации с быстрым нарастанием патологических процессов и впоследствии требуют по отношению к себе уже не коррекции, а длительной, сложной и серьезной реабилитации.
Наиболее адекватной технологией для решения данных задач можно считать аналитико-преобразующий подход, реализуемый как перевоспитывающая корректировка личности детей, который осуществляется в следующей последовательности:
1. Психологическая квалификация процессов личностных деформаций подростка, выявление их внутренних механизмов. В результате такой квалификации становится возможным новый взгляд на некоторые практические проблемы личности подростка и предложение своих, не пересекающихся, например, ни с «милицейскими», ни с «родительскими» или «учительскими», подходов к решению проблем конкретного подростка.
2. Установление на основе данных проведенного анализа тех конкретных задач и сфер, в отношении которых показаны собственно профилактические, дидактические, коррекционные воздействия. Иногда нужна простая смена обстановки, включение в новую систему отношений. Тем самым, данный этап работы связан с определением того, какие аспекты и феномены психической реальности данного подростка будут отвечать представлениям об эффективном влиянии извне.
3. Нахождение, разработка и апробация тактических приемов диагностических и коррекционных методик, оптимальных условий, способствующих их реализации. Этот этап одновременно является проверкой предварительных гипотез и выводов, сделанных на первых двух[17].
Коррекционная работа с делинквентми подростками, начинаясь с изучения причин деформации личности и их истоков, сосредоточивает свои усилия на том, чтобы не дать многочисленным последствиям дезадаптации перерасти до уровня социально-психологических патологий. С самых первых шагов нужно учитывать особенности подросткового возраста в целом. Трудный подросток, даже на словах высказывая готовность «исправиться», «покончить с этим» и т.д., не всегда испытывает внутреннюю потребность в изменениях. Но уже сам факт его согласия контактировать с социальным работником, его приход, например, в центр психолого-педагогической помощи или в спортивную секцию, может говорить о том, что привычная жизнь по каким-то причинам (пусть даже под влиянием извне- школы, любимой девушки, болезни матери и т.д. и на непродолжительный срок, пока он с ними в контакте) стали для него стимулом к сомнениям, зародили смутное желание «что-то предпринять».
С психологической точки зрения все это – еще достаточно неопределенное, диффузное состояние, не всегда адекватно осознаваемое и оцениваемое. Оно не имеет определенного мотива, планов дальнейших действий, понимания того, как с этим «бороться» и нужно ли. Именно поэтому основной задачей и психологов, и социальных педагогов должен явиться на этапе этих диффузных состояний перевод их в качественно иной ранг – полноценной потребности в нормальной жизни – как опоры и основы для создания подлинной внутренней смысловой установки взамен словесно высказанной, часто подсказанной, продиктованной и навязанной извне[18]. Такого рода задачи могут реализовываться в четыре этапа. Первый – мотивационный. Он ставит своей целью создание высокой личностной заинтересованности в предлагаемых психокоррекционных занятиях. Второй- ориентировочный, здесь вводятся многочисленные мотивы (альтернативы, выборы) потенциально опредмечивающие существующее потребностное состояние. Третий, собственно установочный, формирует личностно приемлемые для данного подростка мотивы «изменений», например индивидуальные установки «на трезвость», бесконфликтные отношения с матерью. Последний, четвертый этап, который называется деятельностным, заключается в разработке для подростка, в частности, совместно с социальным педагогом, развернутых планов и программ организации будущего поведения в рамках определенной деятельности -спортивной, творческой, учебной, трудовой и т.д. Реабилитация связывается с расширением круга мотивов подростков, появлением новых предметов деятельности, словом, с позитивными сдвигами в развитии мотивационной сферы.
К первому уровню, а именно – потребностного состояния и ориентировки- относятся мероприятия по выявлению и стимулированию желания подростка «работать» над собой, принимать участие в определенном деле, работе, групповом общении всегда выражено и, тем более, структурировано. У одних подростков желание заработать, учиться, послушать и посмотреть и пр. отсутствует; они считают, что это неинтересно, нарушает привычный ритм, утомляет, отвлекает от друзей, развлечений. У других желание что-то изменить в своей жизни выражено явно, но носит неопределенный характер: они хотят, но не уверены, чего именно.
После диагностики и квалификации данного потребностного состояния социальный педагог предлагает подростку возможность попробовать свои силы в самых разных видах деятельности – от простых контактов со сверстниками в клубе или кружке, на спортивной площадке до сложных и творческих видов занятий. Словом, подросток должен иметь широкий спектр выбора, возможностей, предметов, чтобы произошло «замыкание» первоначально диффузного состояния в мотивообразование, а значит и переход в зону психокоррекционного воздействия. Как только обозначилась та или иная склонность подростка и он выбрал предмет своего интереса, социальный педагог совместно с тренером, инструктором, мастером, руководителем музыкального коллектива или клуба, помогают подростку глубже проникнуть в существо того дела, которым он хочет заняться, открыть его привлекательные стороны, возможности и перспективы. Так возникает определенный, предметно обозначенный мотив, позволяющий переходить теперь к следующей зоне психокоррекционногo воздействия – зоне последовательного преобразования потребности в деятельность. На этом этапе социальный работник, педагог, психолог, тренер и др. помогают подростку обретать конкретные навыки этой деятельности, расширять инструментальные ее возможности.
Для снятия стрессового состояния и психоэмоционального напряжения подростков-делинквентов с учетом возрастных особенностей введены групповые коррекционные занятия с элементами арт – терапии и музыкотерапии. Именно в групповых занятиях быстрее происходит познание социального опыта, формирование нового поведения, создаются условия проявления активности и самостоятельности, появляется возможность свободно высказаться, быть услышанными и понятыми такими же, как они людьми, с аналогичными проблемами.
Разработка программы психокоррекционных сеансов в пенитенциарных учреждениях, например подростки, отбывающих наказание в воспитательных колониях - это снижение уровня делинквентности (снижению агрессивных тенденций, уровня тревожности, нарушений в эмоциональной, волевой, ценностной, мотивационной сфере несовершеннолетних осужденных)[19].
Существует коррекционная Программа, которая основана на элементах музыкотерапии и арт-терапии и включает 15 сеансов, на которых подростки смогут выразить при помощи материалов свои эмоции, мысли, чувства, что поможет им преодолеть некоторые нарушения в эмоциональной, мотивационной, волевой сфере:
сеанс арт-терапии «Линия жизни»;
сеанс музыкотерапии;
сеанс релаксации «Хемесинг - обезболивание»;
сеанс арт-терапии «Я и другие»;
сеанс песочной терапии;
сеанс релаксации «Хемесинг – подзарядись энергией»;
сеанс арт-терапии «Мое самое яркое и светлое (счастливое) воспоминание детства» ;
сеанс релаксации «Хемесинг – снятие напряжения и эмоциональных деструкций»;
сеанс арт-терапии «Мандала»;
сеанс релаксации «Хемесинг – концентрация внимания»;
заключительное занятие – рефлексия.
В содержание музыкального диска вошли произведения, направленные на снижение напряженности, улучшение самочувствия и др. Данная программа позволяет снизить высокий уровень делинквентности и положительно воздействует на коммуникативную, эмоциональную сферу, способствует снижению уровня тревожности и агрессии, способствует улучшению общения в группе. Также эта программа может помочь несовершеннолетним правонарушителям при адаптации в условиях воспитательной колонии. Данный проект может быть использован сотрудниками воспитательного учреждения: начальниками отрядов, педагогами школы для учета индивидуальных особенностей и, соответственно, для поиска более эффективных средств работы с осужденными подростками, для формирования доверительных отношений.
Таким образом, коррекция - это сочетание процесса перевоспитания с влиянием предполагающие изменения в развитии личности, в данном случаи личности подростка с делинквентным поведением.
На основе материала, изложенного во второй главе, можно выделить следующие выводы:
1. Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Делинквенотное поведение несовершеннолетних есть результат низкой социальной культуры, нравственной невоспитанности лиц, их совершивших
2. Коррекционная работа с делинквентми подростками, начинаясь с изучения причин деформации личности и их истоков, сосредоточивает свои усилия на том, чтобы не дать многочисленным последствиям дезадаптации перерасти до уровня социально-психологических патологий. Существуют многочисленные методы коррекции делинквентного поведения. Это и арт-терапия, музыкотеропия и так далее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый возраст - как переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место деликвентное поведение.
В данной курсовой работе мы рассмотрели делинквентное поведение, как форму отклоняющегося поведения личности подростка. А именно под «деленквентностью» понимается противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Также мы выделили среди подростков, совершивших правонарушения, следующие три типа: ситуативный тип; ситуативно-криминогенный; последовательно-криминогенный.
Проанализировали основные условия формирования делинквентного поведения. В них входят микросоциальная ситуация, т.е. внутрисемейные конфликты (алкоголизм родителей и т.д.); безнадзорность; многодетная и неполная семья; асоциальное и антисоциальное окружение и т.д. Также выделили множество микросоциальные факторы, например, фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей, что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка; физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний) и т.д. Основополагающим в решении проблемы профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних должно стать понимание социальной значимости проблемы, в центре которой находится личность ребенка, его будущее. Росту делинквентного поведения способствовал социально-экономический кризис. Обнищание части населения, распад институтов общественного воспитания, изменение общественных установок - все это неизбежно приводит к тому, что асоциальный ребенок беспризорного вида становится привычным героем городских улиц. Также выделили пять групп подростков-правонарушителей.
Обосновали профилактику и коррекцию делинквентного поведения подростков. Рассказали, что индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Основополагающим в решении проблемы профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних должно стать понимание социальной значимости проблемы, в центре которой находится личность ребенка, его будущее. Выяснили, что основной задачей социальных педагогов является перевод диффузных состояний в их качественно иной ранг – полноценной потребности в нормальной жизни – как опоры и основы для создания подлинной внутренней смысловой установки взамен словесно высказанной, часто подсказанной, продиктованной и навязанной извне. Рассмотрели существующие многчисленные методы коррекции делинквентного поведения. Это и арт-терапия, и музыкотеропия и так далее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айхорн, А. Трудный подросток: учебник / А. Айхорон. - М.: Эксмо-Пресс, 2005. – 304с.
2. Ветров, Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи: учебное пособие / Н.И. Ветров. - М.: Юридическая литература, 1980.- 184с.
3. Долгова, А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних: учебное пособие / А.И. Долгова. - М.: Юрид. Лит, 1981. – 160с.
4. Забрянский, Г.И. Основы концепции государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних\\ Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних и защита их прав: учебник / Г.И. Забрянский. – М.: ОЦС, 1997. – 460с.
5. Керимов, Д.А. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации: учебник / Д.А. Керимов, М.М. Бабаев, АЭ. Жалинский. - М.: Юридическая литература, 1989. - 256 с.
6. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста: учебник / В.В. Ковалев. - М.: Медицина, 1979. – 608с.
7. Криминальная мотивация: учебное пособие / под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Наука, 1986 – 297с.
8. Кудрявцев, В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования: учебное пособие / В.Н. Кудрявцев. – М.: Инфра-М, 1998. – 216с.
9. Кудрявцев, В.Н. Правовое поведение: Норма и патология: учебное пособие / В.Н. Кудрявцев. - М.: Наука, 1982.- 287с.
10. Кудрявцев, В.Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России [электронный ресурс] / В.Н. Кудрявцев. – режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/