Делинквентное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлено тем, что изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения детей. С каждым годом отмечается рост детской преступности. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов. Рост числа проступков, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы делинквентного поведения подростков…………………………………………………………………………5
1.1.Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности подростка………………………………………………………..........5
1.2.Условия формирования делинквентного поведения…………………....8
ГЛАВА 2. Технологии работы социального педагога с делинквентным поведением подростков…………………………………………………………15
2.1. Индивидуальная профилактическая работа с подростками-деленквентами……………………………………………………..…………..15
2.2. Социально - педагогическая коррекция делинквентного поведения подростков………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4 курс. ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

В.Н.Кудрявцев  считает, что преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания[11]. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохождение этого пути требуется в среднем 2 года. По имеющимся данным 60 % профессиональных преступников (воров и мошенников) начали этот путь в шестнадцатилетнем возрасте.

По детерминации можно выделить следующее группы подростков-правонарушителей. Первую группу представляют подростки, у которых вследствие ряда причин оказываются не развитыми высшие чувства (совесть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким) или представления о добре и зле, что искажает их эмоциональную реакцию на поступки. Ко второй группе можно отнести подростков с гипертрофированными возрастными реакциями, что указываем на преходящий характер их оппозиционного и антисоциального поведения (при прочих благоприятных условиях). Третью группу составляют те, кто устойчивей воспроизводит делинквентное поведение своего непосредственного окружения и для кого такое поведение является привычно нормальном (с отрицательным образом самого себя, отсутствием навыков самоконтроля, слабо развитой совестью, потребительским отношением к людям). К четвертой группе относят подростков с психическими и невротическими расстройствами (у них наряду с делинквентным поведением присутствуют болезненные симптомы или признаки интеллектуального недоразвития). Наконец, выделяется пятая группа подростков, сознательно выбирающих делинквентное поведение (не страдающих психическими расстройствами, обладающих достаточным самоконтролем и понимающих последствия своего выбора).

Таким образом, мы рассмотрели основные условия формирования делинквентного поведения подростков, т.е. оно является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру.

На основе материала, изложенного в первой главе, можно сделать следующие выводы:

1.      Под термином «делинквентность» понимается противоправное поведение личности.

2.      Существуют многочисленные условия или факторы возникновения делинквентного поведения. Например, социальные условия играют определенную роль в происхождении противоправного поведения, возрастной фактор определяет своеобразие поведения на разных этапах онтогенеза и так далее. Социально-экономический кризис в России способствовал росту делинквентного поведения, в том числе и в детской возрастной группе. Девиантное поведение перерастает в делинквенотное.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПОДРОСТКОВ

2.1.  Индивидуальная профилактическая работа социального педагога с подростками-делинквентами

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий[12].

Введение института индивидуальной профилактической работы - явление весьма актуальное и своевременное. Превентивные меры, как компонент общегосударственной технологии и профилактики, однозначно защищают приоритет индивидуального подхода в решении проблем детей и подростков. Впервые в российской практике взаимодействия с детьми группы риска предусмотрена и определена мера ответственности за нераспространение конфиденциальной информации о подростке. Законом декларируется невмешательство в жизнь семьи, уточнены условия вмешательства государства в воспитание несовершеннолетнего. Введение института индивидуальной профилактической работы решает как минимум две задачи: организация адресной социальной помощи несовершеннолетними, которые действительно должны быть подвержены целенаправленному воздействию со стороны органов власти и правоохранительных органов, в случае совершения ими неправомерных деяний; защита несовершеннолетних и их семей от нерегламентированного, необоснованного, неквалифицированного вмешательства в жизнь под разными предлогами.

Данное понятие индивидуальной профилактической работы, с точки зрения законодателя, способствует формированию нормы, определяющей необходимость адресного проявления внимания по отношению к тем, кто действительно нуждается в поддержке и защите со стороны органов организаций, призванных государством обеспечивать защиту детей и их интересов. Именно по отношению к трудной ситуации каждого несовершеннолетнего в соответствии с [ФЗ№120] учреждения и органы должны предпринимать необходимые действия, восстанавливающие права и ситуацию его благополучия. В статье 17, гл.2 ФЗ№120 определены основные направления деятельности органов и учреждений по делам молодежи в системе профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних, в пределах своей компетенции[13]. Деятельность социального педагога, совместно с другими специалистами в этой области, оказывают социально-педагогическую помощь определенным группам несовершеннолетних:

      безнадзорным подросткам, занимающимся бродяжничеством или попрошайничеством, совершившим правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

      подросткам, совершившим правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

      освобожденным от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а так же в случаях, когда признано, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Основополагающим в решении проблемы профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних должно стать понимание социальной значимости проблемы, в центре которой находится личность ребенка, его будущее. В плане организации профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи следует учитывать время суток, время года и непосредственно места совершения правонарушений, совершенных несовершеннолетними и лицами молодого возраста, происходят до 23 часов. Возможны сезонные "пики" агрессии и совершения правонарушений в весенние и летние месяцы, обусловленные расширением возможности для неконтролируемых контактов (удлиняется день, открываются парки, скверы, пляжи, загородные места отдыха)[14]. Правонарушения совершаются несовершеннолетними, как правило, на улице, в компании сверстников. Для несовершеннолетних характерно большое стремление к групповым формам совместного досуга. Это свойственно и подросткам девиантного поведения, создающим свои группы. Основными непосредственными причинами перехода некоторых подростков и молодых людей на путь правонарушений являются не сложности и недостатки воспитания сами по себе, а прямое заражение аморальными взглядами, привычками своего социального окружения (микросреды), подражание поведению "лжегероев" зарубежных фильмов.

Основное содержание работы социального педагога с делинквентными подростками – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. Предложение любой помощи со стороны социального педагога должно действительно «перевесить» негативистскую чашу весов, чтобы подростки его приняли; и обязательно содержать в себе не какие-то абстрактные схемы, а атрибуты подростковой субкультуры. Только через посредство этих, часто внешних и отвергаемых взрослыми, стимулов, можно переходить к решению более глубинных вопросов. Следовательно, ориентироваться социальному педагогу  приходится не на официальные ценности и «постулаты долженствования», а на то состояние, в котором реально находится сейчас ребенок, продуцируя и реализуя те потребности, которые затрагивают систему его пристрастий и предпочтений «здесь» и «теперь».

Только те социальные педагоги  добиваются успеха у подростков, которые не игнорируют эти обстоятельства и сначала создают своеобразный костяк своих единомышленников, а затем вовлекают всех в общую деятельность. Это две разных задачи – влияние на наименее поддающихся и формирование ядра своих единомышленников, – приходится решать одновременно. Но и этим задачи его не исчерпываются. Ему надо постоянно поддерживать доверительные отношения сотрудничества с подростками с помощью расширения арсенала своих средств воздействия.

В своем лице социальный педагог  реализует ярко выраженную и неудовлетворенную потребность подросткового возраста в неофициальном и доверительном общении с морально воспитанным и умным взрослым, через которого и постигается как смысл жизни вообще, так и ценности человеческих взаимоотношений. В этих условиях ему важно показать ребенку, что он вовсе не старается абсолютизировать себя и своих возможностей и всегда готов принимать к сведению тот опыт, который есть у младших партнеров в общении, считаясь с ними. За рамками взаимоотношений с подростками остаются и традиционные, т.е. чисто воспитательные подходы к детям и подросткам, прямые воздействия типа поучений, морализирования, тотального контроля, строгой регламентации жизни. Основным механизмом взаимодействия становится умение устанавливать контакт и способность принимать подростка таким, каким он есть, эмпатия.

Традиционная технология работы с подростками-делинквентами  ориентированная на условия изоляции от семьи и закрытые учреждения, продемонстрировала свою неэффективность[15]. В отношении детей, имеющих нервно-психические расстройства, такая работа просто вредна. Новая технология основывается на следующих положениях:

- личностно ориентированный индивидуальный подход с оценкой ключевых семейных проблем ребенка, обучения, общения сферы интересов, потребностей;

- разработка дифференцированных программ помощи и поддержки, коррекционных и реабилитационных программ, адекватных индивидуально-психологическим и возрастным особенностям детей и подростков;

- организация работы с ними в аспекте социальной педагогики, коррекционной и реабилитационной деятельности,

- разработка и создание целостной системы оказания помощи в условиях непосредственного проживания детей и подростков и в режиме комплексности.

Для определения целей и задач социальный педагог с подростками-делинквентами, имеющие психические расстройства и, в том числе, невротиками, ключевым является понятие «особые социальные потребности». Такие дети нуждаются в том, чтобы как можно раньше были выявлены и определены первичные нарушения в их развитии. После диагностики, независимо от возраста детей, начинается целенаправленное положительное воздействие, коррекций обучение пр. Отсутствие целенаправленной психолого-педагогической помощи, пренебрежение ее возможностями может привести к необратимым последствиям – потерям в достижении возможного уровня реабилитационного потенциала ребенка.

Дети с  делинквентным поведением нуждаются в формировании механизмов сознательной регуляции поведения, взаимодействия с окружающими, коррекции эмоциональных состояний. В отношении них может проводиться комплексное медико-психолого-социально-педагогическое обследование методами игровой диагностики и игровой терапии с одновременной коррекцией. Положительно может оцениваться внедрение в учебно-воспитательный процесс любого образовательного учреждения доступных для освоения педагогическим персоналом диагностических и коррекционных приемов предупреждения хронической патологии.

Таким образом, делинквенотное поведение несовершеннолетних есть результат низкой социальной культуры, нравственной невоспитанности лиц, их совершивших. Культурно-нравственная деформация конкретной личности происходит чаще в результате отрицательного влияния микросреды (семья, компания сверстников).

2.2. Социально - педагогическая коррекция делинквентного поведения подростков

Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает внимание ученых и практических работников правоохранительных органов по  многим причинам. Одна из них заключается в том, что люди, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности. Большинство несовершеннолетних преступников – это люди с серьезными личностными проблемами и нарушениями. Данное средство включает в себя психологические средства коррекции, которые могут способствовать помощи в кризисном состоянии или депрессии, при психологической травме или тревоге, направленная на изменение и развитие личности; на закрепление норм поведения подростка по отношению к окружающим людям; на преодоление или ослабление недостатков психического развития, нарушений той или иной психической функции; на определенные психологические структуры личности[16].

Все окружающие взрослые подготовлены и реально участвуют в решении задачи. Социально-педагогические усилия должны быть скоординированы. Реабилитация не заканчивается в центре. Фактически подростки–делинквенты  нуждаются в патронаже и особом уходе в течение длительного времени, хотя с возрастом задачи и средства этого патронирования будут принципиально меняться. Процесс реабилитации, будь это в центре, школе или группах дневного пребывания или продленного дня, осуществляется квалифицированными специалистами, компетентными в решении задач данного контингента детей. Выбирая тип социального воздействия на такого ребенка, нужно отвечать на вопрос, могут ли быть, таким образом, обеспечены его особые социальные потребности. Право выбора принадлежит родителям, если ребенок имеет семейное попечение. Обязанность же специалистов сделать ясными для них все особые социальные потребности ребенка, которые должны быть обеспечены в процессе социальной педагогической деятельности.

Конечно, формы и методы реабилитационной работы во всем их многообразии должны присутствовать всегда, когда речь идет о реализации дифференцированного и индивидуального подхода к детям. Специфика социально-педагогической деятельности с делинквентными  подростками, детьми с особыми социальными потребностями, состоит в том, что они бывают вполне довольны собой и не считают свое положение сколько-нибудь критическим. Неадекватная стратегия поведения с наибольшей вероятностью обеспечивают им тот «успех», которого они добиваются. Подростки, пробующие наркотики или вступающие в ранние сексуальные связи, до поры до времени не ощутившие пагубность своего положения, не только вполне искренно отвергают всякие советы «остановиться» и главное, разъяснения, почему это стоит сделать, но даже слышать не желают факты о том, насколько реальна и значима угроза такого поведения.

Информация о работе Делинквентное поведение подростков