Что такое инклюзивное образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:05, реферат

Краткое описание

В наш с вами век новых технологий и очень быстрого прогресса, век совершенствования таких наук, как социология и психология, человечество все больше и больше стремится пересмотреть свои взгляды на многие сферы своей жизни. А одна из наиболее важных сфер - это образование. Именно в этой сфере мы можем наблюдать за изменениями. Ведь каков главный вопрос самого метода образования - как повысить эффективность обучения?

Файлы: 1 файл

инкзюзивное обр-ние.docx

— 30.73 Кб (Скачать)

Следует признать, что в нашей стране целенаправленная подготовка педагогов такого типа до настоящего времени не велась.

Решение широкого круга новых задач инклюзивного образования требует перестройки  всей системы подготовки специалистов для сферы образования. В частности, в программы подготовки и переподготовки придется включить новые модули, которые  состоят из специальных дисциплин, обеспечивающих готовность педагогов  к широкому партнерскому взаимодействию и творческому сотрудничеству не только в профессиональном сообществе, но и во всей образовательной среде.

Наша  страна сможет достичь европейского уровня образования, если подготовка педагогов  нового типа будет вестись в ускоренном и массовом порядке, с использованием лучших технологий обучения и соответствовать  по содержанию передовому уровню научных  достижений. Значимым ресурсом для  решения этой проблемы выступает  информатизация.

В данной статье рассмотрена лишь часть  вопросов, связанных с переходом  страны на инклюзивное образование. Но мы надеемся, что актуальная тема будет продолжена в других публикациях  и дискуссиях. Сегодня необходимость  этого уже не вызывает сомнения.

 

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

По состоянию на 1 января 2008 года в Республике Беларусь насчитывается  свыше 32 000 детей-сирот, оставшихся без  попечения родителей. Это составляет 1,7% от детского населения страны. Из них в семьях проживают 52,4%. Кроме  того, в семьях граждан Республики Беларусь проживают свыше 6000 усыновленных детей в возрасте до 18 лет. Число  детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет более 28 000. В рамках Президентской программы «Дети  Беларуси» (подпрограммы «Дети-инвалиды») и Государственной программы  по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов реализуются комплексные  медико-социальные, социально-педагогические мероприятия в области профилактики инвалидности у детей, их реабилитации и интеграции в жизнь общества.

По данным Министерства образования, в 2007/08 учебном году количество специальных  классов и классов интегрированного обучения в Республике Беларусь достигло

6012, увеличившись по сравнению  с 2006/07 учебным годом на 431. В  учреждениях образования общего  типа обучается свыше 56% учащихся  с особенностями психофизического  развития. Система специального  образования в Республике Беларусь  реализует социально ториентированную государственную политику в сфере образования лиц с особенностями

психофизического развития, направленную на создание условий для получения образования всеми детьми, независимо от имеющихся физических и психических нарушений.

В области инклюзивного образования  детей с особыми образовательными потребностями можно выделить три  взаимообусловленные проблемы. Первая заключается в том, что часть  детей, которые чем-то отличаются от сверстников, оказываются фактически социально изолированными. Педагоги при этом не всегда владеют методикой  формирования положительных межличностных  отношений в коллективе, в состав которого входят такие дети. Как  следствие, обостряется проблема формирования жизненной компетенции детей  с особенностями развития. При  ограниченном социальном взаимодействии эти дети не приобретают необходимого им положительного опыта поведения  в различных жизненных ситуациях. Наконец, третья проблема, от которой  во многом зависит эффективное решение  первых двух, связана с кадровым обеспечением развития инклюзивного образования.

Так, учителя-дефектологи  прежних поколений получали профессиональную подготовку, не учитывающую особенностей коррекционно-педагогической работы в  условиях интегрированного обучения. Педагоги же других специальностей, работающие в учреждениях образования общего типа, обычно не имеют даже элементарных знаний о детях с особенностями психофизического развития или детях-инвалидах. Очевидна необходимость изменения содержания профессиональной подготовки и переподготовки учителей-дефектологов, а также формирования профессиональной компетентности в работе с такими детьми у педагогов всех специальностей.

Белорусский государственный  педагогический университет имени  Максима Танка (БГПУ) проводит серьезную  структурно-содержательную и технологическую  модернизацию процесса подготовки педагогических кадров для сферы инклюзивного образования  — социальных педагогов, педагогов-психологов, социальных работников, учителей-дефектологов. На факультете социально-педагогических технологий социальные педагоги и социальные работники получают теоретическую  и практическую профессиональную подготовку к работе с детьми, оставшимися  без попечения родителей, детьми с особенностями развития. При  этом принципы инклюзии (гуманность, не дискриминация, справедливость) включены во все изучаемые курсы: «Работа  в интернатных учреждениях», «Специальная педагогика», «Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами»; «Теория социальной работы»; «Социальная антропология» и др.

В течение обучения в университете студенты проходят практику в детских  домах и школах-интернатах, в Республиканском  реабилитационном центре для детей-инвалидов.

Студенты включаются в  работу отделов дневного пребывания молодых инвалидов, открывающихся  на базе «Территориальных центров социального  обслуживания населения», занимаются обследованием социального положения, условий жизни, проблем семей, воспитывающих  детей-инвалидов для определения  необходимости предоставления им адресной социальной помощи.

В условиях внеаудиторной  работы студенты участвуют в работе волонтерского клуба

Факультет специального образования  усовершенствовал традиционную схему  обучения по узким специальностям («Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика», «Логопедия») за счет выделения в его содержании двух блоков: общей и специализированной подготовки к коррекционно-педагогической работе. Общая подготовка фокусируется на том, что объединяет всех детей с особенностями психофизического развития: сходные ограничения, сходные подходы, методы, средства их профилактики и преодоления. Специализированная акцентирует внимание на особенностях педагогического взаимодействия с определенной группой детей с учетом их возраста и степени имеющихсянарушений.

Совершенствование методики подготовки педагогов для системы  специального образования связано  с активным внедрением компетентностного подхода. Ключевые позиции здесь отводятся увеличению доли практического обучения, в том числе в условиях реального педагогического процесса в классах и группах интегрированного обучения и воспитания. При этом особое внимание уделяется формированию умений включать ребенка с особенностями психофизического развития в социальное взаимодействие и оценивать его эффективность.

На базе БГПУ в настоящее  время создается многопрофильный ресурсно-методический центр «Образование без границ», призванный обеспечить системную поддержку пользователей с особенностями психофизического развития в области применения информационных и коммуникационных технологий. Разработчиками данного проекта являются Министерство образования Республики Беларусь, БГПУ и Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.


Информация о работе Что такое инклюзивное образование