Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:05, реферат
В наш с вами век новых технологий и очень быстрого прогресса, век совершенствования таких наук, как социология и психология, человечество все больше и больше стремится пересмотреть свои взгляды на многие сферы своей жизни. А одна из наиболее важных сфер - это образование. Именно в этой сфере мы можем наблюдать за изменениями. Ведь каков главный вопрос самого метода образования - как повысить эффективность обучения?
Следует признать, что в нашей стране целенаправленная подготовка педагогов такого типа до настоящего времени не велась.
Решение
широкого круга новых задач инклюзивного
образования требует
Наша страна сможет достичь европейского уровня образования, если подготовка педагогов нового типа будет вестись в ускоренном и массовом порядке, с использованием лучших технологий обучения и соответствовать по содержанию передовому уровню научных достижений. Значимым ресурсом для решения этой проблемы выступает информатизация.
В данной статье рассмотрена лишь часть вопросов, связанных с переходом страны на инклюзивное образование. Но мы надеемся, что актуальная тема будет продолжена в других публикациях и дискуссиях. Сегодня необходимость этого уже не вызывает сомнения.
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
По состоянию на 1 января
2008 года в Республике Беларусь насчитывается
свыше 32 000 детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей. Это составляет
1,7% от детского населения страны. Из
них в семьях проживают 52,4%. Кроме
того, в семьях граждан Республики
Беларусь проживают свыше 6000 усыновленных
детей в возрасте до 18 лет. Число
детей-инвалидов в возрасте до 18
лет составляет более 28 000. В рамках
Президентской программы «Дети
Беларуси» (подпрограммы «Дети-инвалиды»)
и Государственной программы
по предупреждению инвалидности и реабилитации
инвалидов реализуются
По данным Министерства образования,
в 2007/08 учебном году количество специальных
классов и классов
6012, увеличившись по сравнению
с 2006/07 учебным годом на 431. В
учреждениях образования
психофизического развития, направленную на создание условий для получения образования всеми детьми, независимо от имеющихся физических и психических нарушений.
В области инклюзивного образования
детей с особыми
Так, учителя-дефектологи
прежних поколений получали профессиональную
подготовку, не учитывающую особенностей
коррекционно-педагогической работы в
условиях интегрированного обучения.
Педагоги же других специальностей, работающие
в учреждениях образования
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (БГПУ) проводит серьезную структурно-содержательную и технологическую модернизацию процесса подготовки педагогических кадров для сферы инклюзивного образования — социальных педагогов, педагогов-психологов, социальных работников, учителей-дефектологов. На факультете социально-педагогических технологий социальные педагоги и социальные работники получают теоретическую и практическую профессиональную подготовку к работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми с особенностями развития. При этом принципы инклюзии (гуманность, не дискриминация, справедливость) включены во все изучаемые курсы: «Работа в интернатных учреждениях», «Специальная педагогика», «Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами»; «Теория социальной работы»; «Социальная антропология» и др.
В течение обучения в университете студенты проходят практику в детских домах и школах-интернатах, в Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов.
Студенты включаются в
работу отделов дневного пребывания
молодых инвалидов, открывающихся
на базе «Территориальных центров социального
обслуживания населения», занимаются
обследованием социального
В условиях внеаудиторной работы студенты участвуют в работе волонтерского клуба
Факультет специального образования усовершенствовал традиционную схему обучения по узким специальностям («Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика», «Логопедия») за счет выделения в его содержании двух блоков: общей и специализированной подготовки к коррекционно-педагогической работе. Общая подготовка фокусируется на том, что объединяет всех детей с особенностями психофизического развития: сходные ограничения, сходные подходы, методы, средства их профилактики и преодоления. Специализированная акцентирует внимание на особенностях педагогического взаимодействия с определенной группой детей с учетом их возраста и степени имеющихсянарушений.
Совершенствование методики подготовки педагогов для системы специального образования связано с активным внедрением компетентностного подхода. Ключевые позиции здесь отводятся увеличению доли практического обучения, в том числе в условиях реального педагогического процесса в классах и группах интегрированного обучения и воспитания. При этом особое внимание уделяется формированию умений включать ребенка с особенностями психофизического развития в социальное взаимодействие и оценивать его эффективность.
На базе БГПУ в настоящее время создается многопрофильный ресурсно-методический центр «Образование без границ», призванный обеспечить системную поддержку пользователей с особенностями психофизического развития в области применения информационных и коммуникационных технологий. Разработчиками данного проекта являются Министерство образования Республики Беларусь, БГПУ и Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.