Что такое инклюзивное образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:05, реферат

Краткое описание

В наш с вами век новых технологий и очень быстрого прогресса, век совершенствования таких наук, как социология и психология, человечество все больше и больше стремится пересмотреть свои взгляды на многие сферы своей жизни. А одна из наиболее важных сфер - это образование. Именно в этой сфере мы можем наблюдать за изменениями. Ведь каков главный вопрос самого метода образования - как повысить эффективность обучения?

Файлы: 1 файл

инкзюзивное обр-ние.docx

— 30.73 Кб (Скачать)

Что такое инклюзивное  образование

В наш с вами век новых  технологий и очень быстрого прогресса, век совершенствования таких  наук, как социология и психология, человечество все больше и больше стремится пересмотреть свои взгляды  на многие сферы своей жизни. А  одна из наиболее важных сфер - это образование. Именно в этой сфере мы можем наблюдать  за изменениями. Ведь каков главный  вопрос самого метода образования - как  повысить эффективность обучения? Конечно, необходимо саму методику преподавания адаптировать под способности и  стремления каждого ребенка или  группы детей, которые схожи по определенным критериям. Именно это и есть цель, которую определяет для себя инклюзивное  образование.

Что это такое? Сам термин используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями, но не в отдельных специализированных заведениях, а в обычных общеобразовательных  школах. Кстати, мировая практика внедрения  такого вида образования берет свое начало еще с 1970-х годов, а уже  к 90-м годам в США и Европе образовательная политика вовсю стремилась к реформированию школ и перепланировке учебных помещений так, чтобы оно соответствовало потребностям всех детей без исключения. А положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН с 13 декабря 2006 года.

Слово инклюзив походит от латинского - include, что означает "включить", во французском языке это слово имеет значение "включать в себя", отсюда, собственно и понятие - инклюзивное, включающее образование. Существует много определений этого понятия, но наиболее чётко его объясняет доктор педагогических наук, профессор Сулейманова: «Инклюзивное образование – это политика государства, направленная на устранение барьеров, которые разъединяют детей, на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую и религиозную принадлежность, отставание в развитии или экономический статус».

  Инклюзивное образование строится на следующих общих принципах:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

К выше изложенным принципам  можно добавить еще то, что:

  • такое образование помогает избежать дискриминации в отношении детей (если, конечно, оно основано на правильных принципах), поддерживает детей с особыми потребностями и дает им право быть абсолютно равноправными членами общества.

 

  • учителя, родители совместно поддерживают индивидуальное детское обучение.
  • методология разрабатывается таким образом, чтобы оказать поддержку в обучении детей с различными способностями.
  • дети участвуют во всех мероприятиях, где не только класс, но вся школьная среда являются инклюзивными.
  • программы раннего развития детей также проводятся по принципу инклюзии и дети готовятся к комбинированному детскому саду, а все дети с особенными потребностями должны иметь право на место в детском саду. Также дети могут ходить в школу или сад рядом со своим домом.

Инклюзивное обучение основывается на полном исключении любой дискриминации  детей, на обеспечении равного отношения  ко всем людям и, в тоже время, создает  условия для всестороннего развития детей с особыми образовательными потребностями. Ведь в таких школах детям дают знания о правах человека, учащиеся общаются друг с другом, познают и принимают свои различия.

Система такого образования  затрагивает учебные заведения  не только среднего, но и профессионального, высшего образования. Что подразумевает  под собой не только техническое  усовершенствование учреждений, но и  разработку специальных курсов для  педагогов и всех учащихся.

Мировая практика инклюзивного образования

За  рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется  разработка и внедрение пакета нормативных  актов, способствующих расширению образовательных  возможностей инвалидов. В недавней истории образовательной политики США и Европы получили свое развитие несколько подходов: десегрегация школ, расширение доступа к образованию (widening participation), интеграция, мейнстриминг (mainstreaming), инклюзия (от англ. inclusion - включение). Мейнстриминг относится к такой стратегии, когда ученики с инвалидностью общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, а если они даже и включены в классы массовой школы, то, прежде всего для того, чтобы повысить свои возможности социальных контактов, но не для достижения образовательных целей. Интеграция означает приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: массовые школы не приспособлены для детей-инвалидов (причем ученики с инвалидностью, посещая массовую школу, не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети). Инклюзия - это наиболее современный термин, который толкуется следующим образом: это реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей.

В США с 1875 по 1914 годы вводилось обязательное школьное образование, в связи с  этим были сформированы классы для  детей, которые считались умственно  недоразвитыми, а также для тех, кого полагали «неисправимыми за их поведение», глухих или физических инвалидов. В  этот же период Национальная ассоциация образования создала Департамент  специального образования. Развивались  тесты измерения интеллекта, прибывали  потоки иммигрантов, росло количество организованной рабочей силы, развивались  психологические теории. Все эти  факторы повлияли на школьную систему, в которой складывались принципы измерения и определения индивидуальных различий и потенциала. В 60-70-е годы раздаются голоса критики против школы, которая повинна в неудачах учеников. В исследованиях Джейн  Мерсер подчеркивалось, что каждая социальная система дает человеку новые определения, поэтому инвалидность является продуктом социальных договоренностей.

В 1962 году Рейнольде предложил, а затем И. Дено усовершенствовал понятие каскада сервисов. Этот каскад, или континуум, представляет модель для конструирования услуг по удовлетворению потребностей отдельных учащихся и ранжируется от обучения при больнице и домашнего обучения до спецшкол, спецклассов и, наконец, обычных классов массовой школы. В Законе 1977 года «Образование для всех детей-инвалидов» приводится перечень соответствующих дополнительных услуг, необходимых для помощи детям-инвалидам в получении специального образования»: транспорт, логопедия, аудиология, психологические услуги, физиотерапия, рекреация, оккупационная терапия, ранняя идентификация, медицинские услуги, школьный врач или медсестра, школьный социальный работник, психолог, услуги социальной работы для детей и семьи, консультирование и подготовка родителей. В 1990-е годы в США принимается закон об образовании для всех детей с инвалидностью, с его принципом индивидуализированного обучения, а также закон об образовании индивидов с инвалидностью.

М. Рейнольдс пишет историю специального образования как постепенного прогресса по включению учащихся с инвалидностью в систему массовой школы -- в отношении расположения школ, принципов отбора. Этот исследователь утверждает, что улучшение обучения в условиях массовой школы приведет к уменьшению числа детей, направляемых в спецклассы и спецшколы, а также то, что во многом программы, предоставляемые для учащихся с разными видами инвалидности не отличаются от программ, по которым учатся так называемые дети в ситуации риска. Кроме того, он полагает, что сегодня в американском обществе фиксируется стабильный рост интереса к реструктуризации школ таким образом, чтобы они могли включать всех учащихся.

Таким образом, речь идет об инклюзии, или  включении, понятии, касающемся принципа организации обучения, при котором  все учащиеся учатся совместно со своими сверстниками в школе по месту  жительства.

Исследования  экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 - 1990-х  гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в  терминах выгоды, пользы, достижений.

Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.):

  • Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
  • Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
  • Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
  • Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
  • Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

На  сегодняшний день в большинстве  западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные  и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в  увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Об уровне готовности

Переход к инклюзивному образованию требует  участия всех специалистов системы  образования и наличия фундаментальных  теоретических разработок. Однако практическая педагогика осуществляет его быстрыми темпами, несмотря на отсутствие нужных условий. Наша система образования, традиционно существующая как сегрегативная и сепарирующая детей, не соответствующих некоей задаваемой норме развития, трансформируется. Сегодня мы вправе говорить, что дети с особыми образовательными потребностями все более широким, но при этом полулегальным потоком проникают в массовую общеобразовательную школу. А она ни организационно, ни технологически, ни содержательно к этому не готова. Чтобы решить эту проблему, предстоит сначала как можно скорее разработать систему просветительской деятельности, направленной на изменение мнения сообществ учителей и родителей о том, где и чему должны учиться дети с проблемами в развитии. Затем перейти к созданию материально-технических условий, необходимых для работы инклюзивных школ, и разработке вариативного учебно-методического аппарата, предназначенного для обучения особых детей (разнообразные учебники, учебные планы, методические материалы), а также наладить систему подготовки и переподготовки кадров для инклюзивного образования.

Новые ожидания предполагают и новые требования к работе администрации и коллектива школы, к уровню управления учебным  заведением, организации всей системы  его внутренних и внешних отношений. Администрации и педагогам делегируются более широкие полномочия, но при  этом возрастает уровень их ответственности. На управленческий аппарат инклюзивной  школы возлагается обязанность  обеспечить соответствие образовательной  среды и технологий потребностям социального развития каждого ребенка. А это значит – создать окружение, которое побуждает детей к необходимому опыту, является стимулом взаимопонимания и социального взаимодействия и одновременно играет роль защитного пространства. В таком окружении ребенок может без помех раскрыться, ощутить внутреннюю связь с миром, идентичность и когерентность ему, а также свою значимость для него.

Чтобы добиться соответствия образовательной  среды потребностям ребенка, администрация  должна организовать комплексную работу педагогов и ряда специалистов, которые  выступают соведущими родителей. Это требует формирования новых форм коллективного мышления и действия с учетом потенциала обучения каждого учащегося.

Инклюзивной школе нужны свои, особенные учителя. Речь идет о специалистах совершенно нового типа, являющихся носителями гуманистических  ценностей и идеалов, которые  смогут подготовить каждого ученика  к беспроблемному включению во все виды общественной жизни. Они должны обладать социально-личностными, общенаучными, инструментальными и профессиональными компетентностями, гарантирующими подлинное, а не формальное включение учеников в образовательный процесс, оптимальное освоение ими программы и, что принципиально важно, уметь решать коррекционно-педагогические и социально-реабилитационные задачи. Им придется разработать новые гуманитарные технологии взаимодействия, освоить новые принципы профессиональной коммуникации, научиться слушать разных по профилю специалистов и принимать их различные позиции, совместно и долговременно действовать в интересах ребенка.

Учитель инклюзивной школы должен обладать высокими показателями профессиональной социальной адаптированности, лабильности, эмпатийности, рефлексивности, а также выраженными перцептивными, коммуникативными и организаторскими способностями. Он может быть успешным при следующих базовых личностных характеристиках:

  • если достаточно гибок и толерантен;
  • уважает индивидуальные различия;
  • умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;
  • согласен работать в одной команде с другими учителями;
  • ему интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы.

Информация о работе Что такое инклюзивное образование