Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:05, реферат
В наш с вами век новых технологий и очень быстрого прогресса, век совершенствования таких наук, как социология и психология, человечество все больше и больше стремится пересмотреть свои взгляды на многие сферы своей жизни. А одна из наиболее важных сфер - это образование. Именно в этой сфере мы можем наблюдать за изменениями. Ведь каков главный вопрос самого метода образования - как повысить эффективность обучения?
Что такое инклюзивное образование
В наш с вами век новых технологий и очень быстрого прогресса, век совершенствования таких наук, как социология и психология, человечество все больше и больше стремится пересмотреть свои взгляды на многие сферы своей жизни. А одна из наиболее важных сфер - это образование. Именно в этой сфере мы можем наблюдать за изменениями. Ведь каков главный вопрос самого метода образования - как повысить эффективность обучения? Конечно, необходимо саму методику преподавания адаптировать под способности и стремления каждого ребенка или группы детей, которые схожи по определенным критериям. Именно это и есть цель, которую определяет для себя инклюзивное образование.
Что это такое? Сам термин
используется для описания процесса
обучения детей с особыми потребностями,
но не в отдельных специализированных
заведениях, а в обычных
Слово инклюзив походит от латинского - include, что означает "включить", во французском языке это слово имеет значение "включать в себя", отсюда, собственно и понятие - инклюзивное, включающее образование. Существует много определений этого понятия, но наиболее чётко его объясняет доктор педагогических наук, профессор Сулейманова: «Инклюзивное образование – это политика государства, направленная на устранение барьеров, которые разъединяют детей, на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую и религиозную принадлежность, отставание в развитии или экономический статус».
Инклюзивное образование строится на следующих общих принципах:
К выше изложенным принципам можно добавить еще то, что:
Инклюзивное обучение основывается
на полном исключении любой дискриминации
детей, на обеспечении равного отношения
ко всем людям и, в тоже время, создает
условия для всестороннего
Система такого образования затрагивает учебные заведения не только среднего, но и профессионального, высшего образования. Что подразумевает под собой не только техническое усовершенствование учреждений, но и разработку специальных курсов для педагогов и всех учащихся.
Мировая практика инклюзивного образования
За
рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется
разработка и внедрение пакета нормативных
актов, способствующих расширению образовательных
возможностей инвалидов. В недавней
истории образовательной
В
США с 1875 по 1914 годы вводилось обязательное
школьное образование, в связи с
этим были сформированы классы для
детей, которые считались умственно
недоразвитыми, а также для тех,
кого полагали «неисправимыми за их поведение»,
глухих или физических инвалидов. В
этот же период Национальная ассоциация
образования создала
В 1962 году Рейнольде предложил, а затем И. Дено усовершенствовал понятие каскада сервисов. Этот каскад, или континуум, представляет модель для конструирования услуг по удовлетворению потребностей отдельных учащихся и ранжируется от обучения при больнице и домашнего обучения до спецшкол, спецклассов и, наконец, обычных классов массовой школы. В Законе 1977 года «Образование для всех детей-инвалидов» приводится перечень соответствующих дополнительных услуг, необходимых для помощи детям-инвалидам в получении специального образования»: транспорт, логопедия, аудиология, психологические услуги, физиотерапия, рекреация, оккупационная терапия, ранняя идентификация, медицинские услуги, школьный врач или медсестра, школьный социальный работник, психолог, услуги социальной работы для детей и семьи, консультирование и подготовка родителей. В 1990-е годы в США принимается закон об образовании для всех детей с инвалидностью, с его принципом индивидуализированного обучения, а также закон об образовании индивидов с инвалидностью.
М. Рейнольдс пишет историю специального образования как постепенного прогресса по включению учащихся с инвалидностью в систему массовой школы -- в отношении расположения школ, принципов отбора. Этот исследователь утверждает, что улучшение обучения в условиях массовой школы приведет к уменьшению числа детей, направляемых в спецклассы и спецшколы, а также то, что во многом программы, предоставляемые для учащихся с разными видами инвалидности не отличаются от программ, по которым учатся так называемые дети в ситуации риска. Кроме того, он полагает, что сегодня в американском обществе фиксируется стабильный рост интереса к реструктуризации школ таким образом, чтобы они могли включать всех учащихся.
Таким образом, речь идет об инклюзии, или включении, понятии, касающемся принципа организации обучения, при котором все учащиеся учатся совместно со своими сверстниками в школе по месту жительства.
Исследования
экономической эффективности
Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.):
На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.
Переход
к инклюзивному образованию требует
участия всех специалистов системы
образования и наличия
Новые
ожидания предполагают и новые требования
к работе администрации и коллектива
школы, к уровню управления учебным
заведением, организации всей системы
его внутренних и внешних отношений.
Администрации и педагогам
Чтобы добиться соответствия образовательной среды потребностям ребенка, администрация должна организовать комплексную работу педагогов и ряда специалистов, которые выступают соведущими родителей. Это требует формирования новых форм коллективного мышления и действия с учетом потенциала обучения каждого учащегося.
Инклюзивной школе нужны свои, особенные учителя. Речь идет о специалистах совершенно нового типа, являющихся носителями гуманистических ценностей и идеалов, которые смогут подготовить каждого ученика к беспроблемному включению во все виды общественной жизни. Они должны обладать социально-личностными, общенаучными, инструментальными и профессиональными компетентностями, гарантирующими подлинное, а не формальное включение учеников в образовательный процесс, оптимальное освоение ими программы и, что принципиально важно, уметь решать коррекционно-педагогические и социально-реабилитационные задачи. Им придется разработать новые гуманитарные технологии взаимодействия, освоить новые принципы профессиональной коммуникации, научиться слушать разных по профилю специалистов и принимать их различные позиции, совместно и долговременно действовать в интересах ребенка.
Учитель инклюзивной школы должен обладать высокими показателями профессиональной социальной адаптированности, лабильности, эмпатийности, рефлексивности, а также выраженными перцептивными, коммуникативными и организаторскими способностями. Он может быть успешным при следующих базовых личностных характеристиках: