Ценностно-смысловой подход к организации образовательного пространства ВУЗА

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

Современное российское общество уже на протяжении нескольких лет переживает период изменения ценностных основ всех сфер жизни человека, в том числе и его профессиональной деятельности. На сегодняшний день прежние ценностно-нравственные и профессиональные ориентации личности во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы.
Эта общественная проблема особенно актуальна для каждого человека, который находится на одном из этапов профессионального становления, а именно – этапе выбора профессии. Под профессиональным самоопределением мы понимаем самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации.

Файлы: 1 файл

Ценностно-смысловой подход к организации образовательного пространства вуза - курсовая работа.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Анализ проблематики идентификации в различных психолого-педагогических и социальных исследованиях (Е.В. Бондаревская, Е.И. Дворникова, А.А. Кожинов, В.Г. Крысько, Г.У. Кцоева, М.Н. Лебедева, В.С. Мухина, Ю.П.Платонов, Б.Ф.Поршнев, А.В.Сухорев, Г.У.Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Г.В.Старовойтова, В.Ю.Хотинц и др.) показал, что в отечественной гуманитарной науке постановка и изучение проблем идентификации относительно новое явление. Отечественные исследователи концентрировали свое внимание на культурно-исторических доминантах и на том, что идентификационные процессы в основном детерминированы духовными ценностями и ориентирами. Распространенность концепций (В.С. Библер, Б.Ф. Поршнев, М.Е. Попов, Е.Н. Эриксон и др.), рассматривающих культурную идентификацию через сознательную приобщенность личности к культурным ценностям, свидетельствует о значимости культурной идентификации в становлении личности.

Таким образом, анализ исследований показал, что развитие образования  в контексте культуры актуализирует  проблемы познания ценностей и открытия смыслов жизни посредством культурной идентификации. Обозначенные теоретические философские, психолого-педагогические положения определили направления и научно-понятийный аппарат исследования, что позволило интегрировать в объект-субъектную аксиосферу дошкольного образования следующие концепты культуры: закономерности развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края и их влияние на личность, рассмотрение человека как эпицентра культуры и высшей ее духовной ценности; аксиологии: взаимосвязь культуры, социальной среды и личности, социокультурной реалии и ценности культуры как пространство жизни человека, культурации и становления генотипа нации.

В аксиологии дошкольного  образования интеграция ценностей  культуры в содержание дошкольного образования определила подходы к целям развития ребенка дошкольного возраста (ценностно-смысловое отношение к культуре), к отбору ценностей (семьи, культуры, нравственности и т.п.) и средств (произведения искусства, игровые технологии, детские виды деятельности и т.п.) к определению принципов и критериев оценки результатов развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края.

 

1.3 Ценностно-смысловой  контекст регионализации содержания  дошкольного образования

В ходе исследования осуществлен  анализ терминологического понятийного ряда: регион, региональность, регионализация, образовательный регион, регионализация образования и др. Термин «регион» в работе рассматривается как многосоставное цивилизационное сосуществование различных экономических укладов, образов жизни, культурно-исторических традиций (А.С.Ахнезер, С.А. Гильманов, В.И. Загвязинский и др.); как самодостаточный социальный организм, находящийся в единстве со средой, обладающий физико-географическими, культурно-цивилизованными, эколого-экономическими, этически–историческими, политико-административными и правовыми свойствами, выступающий средством формирования и функционирования федерации (А.Т. Глазунов, Е.В. Ткаченко и Л.Г.Олех и др.). Понятие «регионализация» определяется как процесс обеспечения полноты и непрерывности образования конкретного ребенка, проживающего на данной территории, учета этно-культурно-исторических, социально-политических особенностей региона в процессе модернизации образовательных систем, а также решения психолого-педагогическими средствами проблем детства в кризисной, неустойчивой социальной ситуации российского региона (В.И. Мареев, А.М.Новиков, В.М. Петровичев и др.). Понятие «образовательный регион» очерчивает масштабы области (края), города или сельского района: это социально-территориальная общность, характеризующаяся единством экономической, политической, духовной жизни, культурно-национальными традициями проживающего в нем населения (Е. И. Андреева, В.Н. Лексин и др.); учет региональных особенностей (этнографических, историко-культурных, социально-экономических, экологических, ландшафно-климатических и др.) в содержании и организации деятельности системы образования; процесс обеспечения полноты и непрерывности образования (обучения, воспитания, развития) конкретного человека, проживающего на территории региона (О.В.Фроленко).

С точки зрения автора исследования , «регионализация образования» рассматривается как социально-педагогическое явление и как фактор, влияющий на развитие человека и жизни в регионе, такое же понимание регионализации образования представлено в Законе РФ «Об образовании» и «Федеральной программе развития российского образования», что позволило осуществить поиск опорных точек разработки содержания регионального компонента дошкольного образования на материале культуры родного края. Основу содержания регионального компонента образования составляют этнокультурная самобытность, исторические традиции народов региона, диалог культуры с прошлым и настоящим, материальные и духовные феномены, которые выдержали диалог со временем, диалог с другими культурами и цивилизациями. Региональный подход позволяет рассматривать образовательные цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания детей на основе учета социокультурных, исторических, экономических различий региона.

В исследованиях Н.Ф. Виноградовой, Е.В. Гончаровой, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Т.Н.Тарановой и др. актуализируется проблема культуры родного края как культурного феномена, созданного творчеством художников, музыкантов, поэтов, архитекторов, скульпторов, представителей различных национальных культур, концентрирующей общечеловеческие и национальные ценности, определяющие пространство жизни, воспитания, образования, развития подрастающего поколения. Культура родного края, становясь своеобразным метатекстом, определяется средством культурации и средой обучения, воспитания, развития личности, приобщения дошкольников к ценностям и становления самобытного образа человека, обеспечивая тем самым условия поиска своего места в жизни (В.П. Борисенков, А.Я. Данилюк, О.В.Гукаленко и др.).

Раскрывается суть процесса культурации, понимаемого как процесс интериоризации накопленных в культуре знаний, ценностей и идеалов, порожденных всеми народами во все времена, опредмеченых в памятниках культуры (К.М. Клахком, М.С. Каган, Т.Н. Таранова, М. Херсковиций и др.). В таком аспекте задачами культурации в образовательном процессе являются: привлечение внимания ребенка к ценностям культуры; поддержка ребенка в его смыслообразовании, смыслоосознании, смыслостроительстве; развитие его способностей в выражении своего аксиопотенциала в различных видах деятельности и общения; оказание помощи в познании ценностей и открытии личностных смыслов.

Анализ психолого-педагогических исследований, выполненных в контексте аксиологического подхода к решению задач образования (Е.В. Бондаревская, А.Г.Здравомыслов, И.С.Кон, И.Б. Котова, Н.Д.Никандров, Б.В.Орлов, А.А.Реан, Г.Риккерт, В.П.Тугаринов Л.А.Степашко, Р.М. Чумичева и др.), позволил выявить ряд понятий, касающихся темы исследования: ценностное отношение- взаимосвязь между человеком и свойствами того или иного объекта (В. Брожик, О.Б. Дробницкий, М.Г. Казакина, А.А. Ручка и др.); ценностно-смысловой аспект самореализации - процесс (результат, состояние) реализации потенциальных возможностей личности в построении значимых ценностных смыслов (Е.Ю.Аронова); духовно-ценностное мироотношение - отношение к миру посредством искусства (Л.С. Закс, И.Э. Куликовская) и др.

На основе сложившихся  в науке подходов сформулированы понятия:

  • «ценностно-смысловое развитие дошкольника», которое явилось фундаментальной основой проведенного исследования, понимается как процесс приобщения ребенка к ценностям культуры, познания их значимости в жизни человека и открытия на основе любознательности скрытых признаков и первичных смыслов предметов, явлений, личности, отношений, взаимодействий ребенка с внешним и внутренним миром и значимости ценностей для себя, определяющих становление личностных смыслов и компетенций ребенка дошкольного возраста, его деятельности и опыта;
  • «ценностно–смысловое отношение дошкольников к культуре родного края» определяется как сложноорганизованная категориальная система связей ребенка с миром культуры, проявляющаяся в способах познания ценностейкультуры, открытых на основе любознательности первичных смысловых единиц (слов, цветов, образов, средств выразительности и т.п.), скрытых признаках (причины, мотивы, значение и т.п.) предметов, явлений культуры, личности, ее отношений, открытых на основе культурной идентификации, в позиции ребенка в социальной группе сверстников и взрослых, в личностном успехе в художественно-творческих и игровых видах деятельности, в эмоциональных сопереживаниях и чувствах, субъектном опыте, компетенциях (культурно-познавательные, информационно-коммуникативные, эмоционально-ценностные, действенно-практические).
  • Таким образом, анализ исследований позволил установить недостаточную разработанность проблем регионализации дошкольного образования с позиции его гуманизации и культурации, модернизации содержания дошкольного образования в контексте регионального и ценностного – смыслового подходов, развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре, что доказывает необходимость теоретического обоснования ценностно-смысловой модели образовательного пространства дошкольного учреждения как интегрированной, культуросообразной среды развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Дудина М.Н. Зачем изучать историю? Или как я понимаю методику преподавания истории. – Екатеринбург: УрГУ, 2002.
  2. Хлытина О.М. Творческие задания в начальном курсе истории // Третьи Уральские историко-педагогические чтения. – Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 1999.
  3. Платохина Н.А. Научно-методологические основы ценностно-смыслового развития детей 3-7 лет (на материале истории и культуры Донского края) //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.- Ростов - на - Дону: ЮФУ, 2008. – № 1-2.- с. 90-100.- 0,5 п.л.
  4. Платохина Н.А. Управление процессом ценностно-смыслового развития дошкольников в дошкольном образовательном учреждении //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.- Ростов - на - Дону: ЮФУ, 2008. – № 4.- с.35-41.- 0,4 п.л.
  5. Платохина Н.А. Теоретико-методологические основы развития ценностно-смыслового отношения детей 4-7 лет к родному краю (на материале культуры региона) //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.- Ростов - на - Дону: ЮФУ, 2009. – № 8.- с.85-90.- 0,4 п.л.
  6. Платохина Н.А. Концептуальные основы ценностно-смыслового развития детей дошкольного возраста //Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск. 2009.- № 8.- с.81-88.- 0,4 п.л.
  7. Платохина Н.А. Концепция ценностно-смыслового развития детей дошкольного возраста //Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- Челябинск, 2009.-№10.- с.81-91.- 0,4 п.л.
  8. Платохина Н.А., Исаев А.В. Информационный образовательный ресурс – подходы к классификации//Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». – М.,2008. - №3.- с.50-56.- 0,4/0,2 п.л.
  9. Платохина Н.А.Развитие эмоционально-ценностной сферы дошкольников в процессе восприятия произведений искусства родного края (Статья) //Наука и образование. - Ростов н/Д: РГПУ, 2006.- № 3.- с.38-46.-0,4 п.л.
  10. Платохина Н.А.Поликультурный аспект современного образования (Статья) //Наука и образование. - Ростов н/Д: РГПУ, 2006.- № 4.- с.3-12.-0,4 п.л.
  11. Платохина Н.А. Культуросообразный контекст современного образования (Статья) //Известия Волгоградского государственного технического университета. - Волгоград: Волг ГТУ, 2007.-№7.- с.44-46.-0,4 п.л.
  12. Платохина Н.А.Эмоциональное развитие дошкольников в процессе восприятия произведений искусства родного края (Статья) //Детский сад от А до Я.-М., 2007.- № 1.- с.106-110 .-0,4 п.л.
  13. Платохина Н.А.Организация этнокультурного музея на базе дошкольного образовательного учреждения (Статья) //Детский сад от А до Я.-М., 2007.- № 6.- с.114-123. -0,5 п.л.
  14. Платохина Н.А.Педагогические условия ценностно-смыслового развития дошкольников (на материале истории и культуры родного края) (Статья) Развитие личности в образовательной системе Южно-Российского региона. Материалы докладов XIV годичного собрания Южного отделения РАО и ХХVI психолого-педагогических чтений юга России.- Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2007.- с.69-74.-0,4 п.л.
  15. Платохина Н.А. Теоретико – методологические основы ценностно-смыслового развития детей 3-7 лет (Статья) Сборник докладов конференции, посвященной Дню российской науки. - Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2007.- с.98-108.-0,4 п.л.
  16. Платохина Н.А. Концептуальные основы проектирования ценностно-смысловой модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения (Монография). - Ростов н/Д: Ростиздат, 2010. – 278 с.- 11, 5 п.л.
  17. Платохина Н.А. Теоретико–методологические основы развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края (Монография). - Ростов н/Д: Ростиздат, 2010– 448 с. - 18, 6 п.л.

 

 

 

 


Информация о работе Ценностно-смысловой подход к организации образовательного пространства ВУЗА