Цель воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:04, реферат

Краткое описание

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически.

Оглавление

1. Понятие цели воспитания. 2. Проблема цели воспитания в истории педагогической мысли. 3. Методологическая основа определения цели воспитания. 4. Социальная обусловленность цели воспитания.

Файлы: 1 файл

реф педагог.docx

— 29.81 Кб (Скачать)

Классификация методов

Наиболее распространённой является классификация методов  воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности, включающей целевую, содержательную и  процессуальную стороны методов  воспитания:                                      - методы формирования сознания, направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;                                                                                           - методы организации деятельности, ориентированные на формирование положительного опыта поведения, общения и деятельности воспитанников;                                         - методы стимулирования.

Группировка методов  воспитания П.И. Пидкасистого:                                                              - методы, формирующие мировоззрение воспитанников;                                                          - методы, организующие деятельность воспитанников и стимулирующие её мотивы;                                                                                                                                                  - методы, осуществляющие оценку поступков воспитанников.

Существуют и другие классификационные подходы. К основным методам воспитания можно отнести  следующие:                                                                                                                            Убеждение – это один из способов влияния на личность, воздействия на сознание, волю и чувства воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, мотивы его поведения и действий. К приемам убеждения можно отнести рассказ, беседу, объяснение, диспут.Упражнение как метод воспитания предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование социально ценных и личностно значимых действий и поступков нравственного поведения. Упражнение – это «приучение», организация регулярного выполнения учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения.                                                                                                                 Поощрение выступает способом выражения положительной оценки успешно производимых действий и поступков человека и их стимулирование. Наказание – способ воздействия, направленный на торможение негативных проявлений личности с помощью негативной оценки ее поведения.               Пример как метод воспитания – это способ предъявления образца для подражания. В последнее время в воспитательном процессе успешно используются методы психотерапевтического воздействия на воспитанников: внушение, вытеснение, игнорирование, подавление, подбадривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик, санкционирование, релаксация, рефлексия. Различия в реализации метода характеризуются приёмами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют конкретное действие педагога. Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведёт к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию и возбуждает её собственную активность в работе над собой, оно оказывает на неё эффективное развивающее и формирующее влияние. В процессе воспитания необходимо побудить личность к самовоспитанию.                                                                                                      К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, само стимулирование, само коррекция, само убеждение, самоконтроль. Приемами самовоспитания служат само приказ, само одобрение, самовнушение, само ободрение, само поощрение, самонаказание.Для перевоспитания используют как традиционные методы воспитания, так и метод взрыва – «мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления». Этот метод помогает воспитаннику остро пережить нелепость своего поведения, изменить отношение к нему и начать жить по-новому. Таким образом, методы воспитания представляют собой сложные действия, своеобразно организованную деятельность, предполагающую применение системы педагогических мер, совокупности взаимосвязанных методов, объединённых единой целью.Процедуру использования комплекса методов и приёмов по достижению воспитательной цели называют методикой.Систему методов, приёмов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действий воспитателя, определяют как технологию.

Социальная  обусловленность цели воспитания

Анализируя характер и цели воспитания в предшествующие эпохи, нельзя не отметить, что разделение труда и, как следствие этого, возникновение имущественного расслоения общества привели к тому, что у  различных классов начало складываться различное отношение к физическому  труду. Аристократическая прослойка  общества, обладавшая политической властью  и экономическим могуществом, чуждалась  физичес-кой работы и целиком посвящала себя духовной жизни. Уделом же большинства населения был физический труд. Так возникла противоположность между людьми умственного и физического труда. Этот процесс с течением времени углублялся и расширялся. От производительного труда отрывались люди, работавшие в сфере управ-ления, исполнения правосудия, находившиеся на военной службе и т.д. Все это так или иначе отражалось на воспитании. Оно стало характеризоваться дуализмом (двойственностью) и односторонностью. Сущность дуализма заключалась в том, что, как уже отмечалось в первой главе, имущие и неимущие классы получали совершенно различное воспитание, причем как для тех, так и для других оно было односторонним. Представители аристократической верхушки общества получали преимущественно интеллектуальное, военно-гимнастическое и эстетическое воспитание, оторванное от физического труда. Воспитание же низших сословий и классов ограничивалось главным образом подготовкой к физическому труду, выработкой практических умений и навыков и фактически не связывалось с умственным и эстетическим воспитанием.

 В этом факте  не следует усматривать лишь  одну негативную сторону. Освобождение  части людей от изнурительного  и малопроизводительного физического  труда давало им возможность  заниматься искусством, наукой и  гимнастическими упражнениями. Именно  рабство явилось основой для  расцвета античной науки и  культуры. Вот почему не случайным  является то, что многие научные  идеи, различные виды и жанры  литературы и искусства, а также  физическая культура ведут свое  происхождение из Древней Греции. В античной Греции зародилась  и формула «калокагатии» или «калокагат-хии» (от греч. слов «калос кай агатос» – прекрасный в духовном и физическом отношениях), которая положила начало разработке в педагогике идеи о всестороннем и гармоничном развитии личности. «Вера в тесное единство добра, истины, красоты, освященное святостью, дали Платону полную возможность и право ... требовать всестороннего гармонического развития человека» .  Однако длительное время эта идея носила ограниченный характер. Она включала в себя главным образом интеллектуальное развитие личности и развитие культуры тела и осуществлялась только по отношению к детям состоятельной прослойки общества. «Прославленный древнегреческий идеал «гармонической личности», – отмечал философ В.П. Тугаринов, – не требует ни духовного богатства, ни тем более нравственной чистоты, но предъявляет большие требования к эстетическому и физическому совершенству» .  В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствующей в этот период идеологией на первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности как средства поддержания божественного благочестия. В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Даже лучшие представители эпохи Возрождения не преодолели исторической ограниченности в подходе к идее всестороннего развития личности и не связывали эту идею с устранением порабощающего разделения труда. Они не могли подняться до понимания необходимости воссоединения умственного и физического труда как основы полноценного развития личности, ибо в самом обществе для этого не было объективных условий. Более того, противопоставление умственного и физического труда, а также низкий уровень общественного производства не только не требовали всестороннего развития личности, но и обусловливали его односторонность. Исключение в этом смысле составляли лишь Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а также их более поздние последователи, которые, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности, причем связывали его осуществление с воссоединением образования и воспитания с производительным трудом.  В дальнейшем эту идею выдвигали французские просветители XVIII в. – Гельвеций, Дидро, Руссо и др. Но и они мыслили ее только как умственное и нравственное развитие и не связывали с производительным трудом, так как для этого еще не было необходимых социально-экономических предпосылок.  Таким образом, в течение длительного времени идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания носила по существу, характер общих благожелательных деклараций и не была научно обоснована. Подчеркнем: как для практического осуществления этой идеи, так и для ее теоретического обоснования еще не было соответствующих общественно-экономических условий. 
 
 
 
 
 
 

Заключение:

Обобщая все вышесказанное  можно сделать следующий вывод  – рекомендации для учителя:

1.  Учителю надо  ориентироваться не на отдельные  принципы обучения, а на их  систему, обеспечивая научно обоснованный  выбор целей, отбор, содержания, методов и средств организации  деятельности учащихся, создание  благоприятных условий и анализ  учебного процесса.                                                                                                                                                                             2.      Учителю целесообразно  рассматривать каждый принцип  и их систему как рекомендации  о воплощении в жизнь системы  основных законов и стратегических  целей, составляющих ядро современной  концепции школьного образования  (всестороннее гармоничное развитие  личности, индивидуальности школьника,  деятельностный и личностный подходы, единство обучения и воспитания, оптимизация учебного процесса).                                                                                                      3.      Учитель должен видеть противоположные стороны, сопряженные, взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, элементаризм и системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы:                   

1) Педагогика / под  редакцией П.И. Пидкасистого. –М.: Педагогическое

общество России, 1998

2) И.П. Подласый. Педагогика. – М.: Владос, 1999

3) Б.Т. Лихачев.  Педагогика. – М.: Промитей, 1996

4) Педагогика / под  редакцией Щукиной. –Л.: Печатный Двор, 1966

5)Харламов И.Ф.  Педагогика. – М.: Гардарики, 1999 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Цель воспитания