Министерство образования
и науки Республики Казахстана
Карагандинский Государственный Университет
им. Е.А.Букетова
Кафедра: Социальной адаптации
и
педагогической коррекции.
На тему: Цель воспитания.
Выполнила: Дворянинова Д.Г.
Научный руководитель: Бокижанова Г.К.
Караганда 2012 год |
План:
1. Понятие цели
воспитания.
2. Проблема цели воспитания в
истории педагогической мысли.
3. Методологическая основа определения
цели воспитания.
4. Социальная обусловленность цели
воспитания.
Введение
Воспитание растущего
человека как формирование развитой
личности составляет одну из
главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека
от его подлинной сущности, формирование
духовно развитой личности в
процессе исторического развития
общества не совершается автоматически.
Оно требует усилий со стороны
людей, и эти усилия направляются
как на создание материальных
возможностей, объективных социальных
условий, так и на реализацию
открывающихся на каждом историческом
этапе новых возможностей для духовно-нравственного
совершенствования человека. В этом двуедином
процессе реальная возможность развития
человека как личности обеспечивается
всей совокупностью материальных и духовных
ресурсов общества. Однако наличие объективных
условий само по себе еще не решает задачу
формирования развитой личности. Необходима
организация систематического, базирующегося
на знании и учете объективных закономерностей
развития личности процесса воспитания,
который служит необходимой и всеобщей
формой этого развития.
Цель работы
рассмотреть воспитание как социальное
явление. Задачи работы:
1. Общество как залог правильного воспитания
2. Управление процессом воспитания
3. Социальные факторы, влияющие на становление
личности
4. Влияние коллектива на воспитание ребенка
Понятие цели воспитания.
Важнейшее
значение во всестороннем развитии личности
имеет нравственное воспитание и
развитие, гражданское и национальное
воспитание, воспитание экологической
сознательности, приобщение к богатствам
национальной и мировой эстетической
культуры. Воспитание как общественное
явление — сложный и противоречивый социально-исторический
процесс вхождения, включения подрастающих
поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную
деятельность, творчество, духовность;
становление их людьми, развитыми личностями
и индивидуальностями, важнейшим элементом
производительных сил общества, созидателями
собственного счастья. Оно обеспечивает
общественный прогресс и преемственность
поколений.
Воспитание как общественное явление
характеризуется следующими основными
чертами, выражающими его сущность: а)Воспитание
возникло из практической потребности
приспособления, приобщения подрастающих
поколений к условиям общественной жизни
и производства, замены ими стареющих
и выбывающих из жизни поколений. В результате
дети, становясь взрослыми, обеспечивают
собственную жизнь и жизнь утрачивающих
способность к труду старших поколений.
б) Воспитание — категория вечная, необходимая
и общая. Оно появляется вместе
с возникновением человеческого
общества и существует пока
живет само общество. Оно необходимо
потому,
что является одним из важнейших средств
обеспечения существования и преемственности
общества, подготовки его производительных
сил и развития человека. Категория воспитания
общая. В ней отражаются закономерные
взаимозависимости и взаимосвязи этогоявления
с другими общественными явлениями. Воспитание
включает в себя как часть обучение и образование
человека.
в) Воспитание на каждом этапе общественно-исторического
развития по своему
назначению, содержанию и формам
носит конкретно-исторический характер.
Оно обусловлено характером и организацией
жизни общества и потому отражает общественные
противоречия своего времени.
В классовом обществе коренные
тенденции воспитания детей различных
классов, слоев, групп порой противоположны.
г)Воспитание подрастающих поколений
осуществляется за счет освоения ими основных
элементов социального опыта, в процессе
и результате вовлечения их старшим
поколением в общественные отношения,
систему общения и общественно-необходимую
деятельность. Общественные отношения
и взаимоотношения, воздействия и
взаимодействия, в которые вступают между
собой взрослые и дети, всегда являются
воспитательными или воспитывающими,
независимо от степени их осознания как
взрослыми, так и детьми. В самой общей
форме эти взаимоотношения направлены
на обеспечение жизни, здоровья и питания
детей, определение их места в обществе
и состояния их духа. По мере того, как
взрослые осознают свои воспитательные
взаимоотношения с детьми и ставят перед
собой определенные цели формирования
у детей тех или иных качеств, их отношения
становятся все более педагогическими,
сознательно целенаправленными.
На
основе осознания взрослыми основных
черт воспитания как общественного
явления в обществе возникает
стремление к сознательному и целенаправленному
использованию законов воспитания в интересах
детей и общества. Старшие поколения сознательно
обращаются к обобщению опыта воспитательных
отношений, к изучению проявляющихся в
нем тенденций, связей, законов, к использованию
их в целях формирования личности. Итак,
общественное явление — воспитание —
необходимо как способ обеспечения жизни
общества и индивида; оно осуществляется
в конкретно-исторических условиях в результате
определенным образом сложившихся общественных
отношений и образа жизни общества; основным
критерием его осуществления, реализации
является степень соответствия свойств
и качеств личности требованиям жизни.
Так же есть и другие определения воспитания.
Воспитание
– процесс всеобщий. Все жизненное
пространство, в котором развивается,
формируется и реализует свое
природное назначение человек, пронизано
воспитанием.
Воспитание – процесс объективный.
Оно не зависит от меры его признания,
от термологических споров.
Воспитание – процесс многомерный. Его
большая часть связана с социальной адаптацией,
с саморегуляцией каждой личности. В то
же время другая часть осуществляется
с помощью педагогов, родителей, воспитателей.
Воспитание, конечно же, отражает особенности
конкретной исторической ситуации, общее
состояние всей государственной, в том
числе образовательной, системы. Оптимальный
путь к успеху – гуманистическая воспитательная
система. Таким образом, воспитание –
это и сложный процесс освоения духовной
и социально – исторического наследия
нации, и вид педагогической деятельности,
и великое искусство усовершенствования
человеческой природы, и отрасль науки
– педагогика.Деятельность учителя направлена
на формирование личности растущего человека.
Результаты ее находят отражения в облике
воспитанника, в чертах его личности, в
характере и поведения. Полноценное развитие
личности осуществляется при условии,
если воспитание наиболее полно отражает
требования общества, определяющие
цель воспитания. Цель воспитания сообщает
деятельности воспитателей перспективный,
созидательный характер. Без точного знания
цели и ее учета в воспитательной деятельности
нет и не может быть полноценного воспитания.
В цели воспитания выражен определённый
идеал, сформулированы требования к человеку
- каким он должен быть и для каких общественных
нужд его надо подготовить. Следует отметить,
что в современной педагогике проблема
целей воспитания является дискуссионной.
Ни одно из существующих определений цели
воспитания не представляется исчерпывающим.
Проблема цели воспитания
в истории педагогической мысли.
В различных
педагогических концепциях цель воспитания
трактуется в зависимости от сознательно
– философской позиции авторов.
Современная отечественная педагогика
предполагает наличие как идеальной,
так и реальной цели воспитания.
Идеальная цель воспитания
отражает соответствие идеалу воспитания,
под которым понимается всесторонне развитая
гармоническая личность. Философы древности
представляли себе человека средоточением
функциональных добродетелей. В дальнейшем
проблема всесторонне развитой личности
была сформулирована К. Марксом. История
развития человеческого общества показывает,
что в одном человеке реально не могут
быть развиты с должной полнотой все стороны
его личности. Идеальная цель воспитания
является ориентиром на возможности человека
и помогает сформулировать задачи воспитания
в разных направлениях многогранной личности.
Реальные цели воспитания в
отличие от идеальных
изменяются в зависимости
от целого ряда условий.
Реальные цели воспитания имеют исторический
характер. Сформулированная обществом
реальная цель воспитания носит объективный
характер, поскольку отражает принятые
обществом ценности и направлена на воспитание
необходимых обществу людей. В истории
педагогики цели воспитания
рождаются в бесконечных
спорах о том, что такое
воспитанный человек,
каким он должен быть.
Древние мыслители полагали, что целью
воспитания должно быть воспитание добродетелей:
Платон отдавал предпочтение воспитанию
ума, воли, чувств; Аристотель – воспитанию
мужества и закаленности (выносливости),
умеренности и справедливости, высокой
интеллектуальности и моральной частоты.
По мнению Я.А. Коменского, воспитание
должно быть направленно на достижение
трёх целей: познание себя и окружающего
мира (умственное воспитание), управление
собой (нравственное воспитание) и стремление
к Богу (религиозное воспитание). Дж.
Локк считал, что главная цель воспитания
– сформировать джентльмена, человека,
«умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно».
К. Кельвеций утверждал, что в основу
воспитания должна быть положена «единая
цель». Эта цель может быть выражена как
стремление к благу общества, то есть к
наибольшему удовольствию и счастью наибольшего
числа граждан. Ж.Ж.
Руссо твердо стоял на позициях подчинения
цели воспитания общечеловеческим ценностям.
И. Песталоцци говорил, что цель воспитания
– развить способности и дарования человека,
заложенные в него природой, постоянно
их совершенствовать и таким образом обеспечить
гармоническое развитие сил и способностей
человека. И. Кант возлагал на воспитание
большие надежды и видел его цель в том,
чтобы готовить воспитанника к завтрашнему
дню. И. Гербарт целью воспитания
считал всестороннее развитие интересов,
направленное на гармоническое формирование
человека. По мнению К.Д.
Ушинского, воспитанный человек – это,
прежде всего человек нравственный: «Мы
смело, высказываем убеждение, что влияние
нравственное составляет главную задачу
воспитания, гораздо более важную, чем
развитие ума вообще, наполнение головы
познаниями».
Сегодня
главная цель средней
общеобразовательной
школы – способствовать умственному,
нравственному, эмоциональному и физическому
развитию личности, всемерно раскрывать
её творческие возможности, формировать
гуманистические отношения, обеспечивать
разнообразные условия для расцвета индивидуальности
ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Установка на развитие личности придает
«человеческое измерение» таким целям
школы, как выработка у учеников осознанной
гражданской позиции, готовности к жизни,
труду и социальному творчеству, участию
в демократическом самоуправлении и ответственности
за судьбу страны и цивилизации.
Методологическая основа
определения цели воспитания.
Метод воспитания
– это способ реализации целей воспитания.
Методы воспитания – способы решения
воспитательных задач и осуществления
воспитательного взаимодействия педагогов
и учащихся. Методы воспитания являются
главными средствами, обеспечивающими
успешность решения задач каждого из компонентов
воспитательного процесса.Содержательно
методы воспитания проявляются через:
непосредственное влияние воспитателя
на воспитанника; создание специальных
условий, ситуаций и обстоятельств; общественное
мнение референтной группы, личностно
значимого авторитетного для воспитанника
человека, средств массовой информации;
совместную деятельность воспитателя
с воспитанником, общение с ним, игру; процессы
обучения или самообразования, передачу
социального опыта в кругу семьи, в процессе
дружеского, профессионального общения;
народные традиции, творчество, чтение
художественной литературы.
Наиболее действенные методы воспитания
представлены следующими группами:
1. Традиционные – убеждение, упражнение,
поощрение, принуждение, пример.
2. Инновационно-деятельностные – моделирование,
алгоритмизация, творческая инвариантность.
3. Неформальные – межличностные – воспитание
через личностно значимых людей.
4. Тренингов- игровые – деловые игры, социально
психологические тренинги и др.
5. Рефлексивные – через осознание собственного
«Я» и деятельной действительности.