Беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическое явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Ученые и практики встревожены ростом количества безнадзорных детей (по разным статистическим данным количество безнадзорных детей в Российской Федерации от 2 до 5 млн.), распространением психических и иных форм отклоняющегося поведения и развития. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи, либо детей, имеющих определенные отклонения, побуждающие их к бродяжничеству.
Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки, отличающиеся девиантным поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных социально-педагогических проблем семьи и общества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Безнадзорность и беспризорность как социальное явление
1.1. Понятие безнадзорности и беспризорности………………….5
1.2. Причины детской беспризорности……………………………6
1.3. Характеристика детской беспризорности в России как социальное явление ………………….12
Глава 2. Профилактика безнадзорности и беспризорности………………..
2.1. Необходимость решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на государственном уровне………………………….. 23
2.2. Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и беспризорности» федеральной целевой программы «Дети России»…………. ..31
2.3. Государственная система профилактики безнадзорности и преступлений несовершеннолетних…………………………...32
Заключение…………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГОУ ВПО Тывинский Государственный Университет

Кызылский Педагогический Институт

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

Беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическая проблема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Выполнила: студентка 2 курса 3 группы

Хертек Айлана

Проверила: старший преподаватель

Уланова Г.С. 

 

 

             

 

              Кызыл-2011

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Безнадзорность и беспризорность как социальное явление

1.1.            Понятие безнадзорности и беспризорности………………….5

1.2.            Причины детской беспризорности……………………………6

1.3.            Характеристика детской беспризорности в России как социальное явление ………………………………………………………….12

Глава 2. Профилактика безнадзорности и беспризорности………………..

2.1.            Необходимость решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на государственном уровне

…………………………………………………………………..  23

2.2.            Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и беспризорности» федеральной целевой программы «Дети России»…………. ..31

2.3.            Государственная система профилактики безнадзорности и преступлений несовершеннолетних…………………………...32

Заключение…………………………………………………………………….36

Список использованной литературы………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Ученые и практики встревожены ростом количества безнадзорных детей (по разным статистическим данным количество безнадзорных детей в Российской Федерации от 2 до 5 млн.), распространением психических и иных форм отклоняющегося поведения и развития. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи, либо детей, имеющих определенные отклонения, побуждающие их к бродяжничеству.

Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки, отличающиеся девиантным поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных социально-педагогических проблем семьи и общества.

Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье (безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки; длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка; приобщение подростка родителями к спиртным напиткам, наркотикам и др.), а также в организации и проведении профилактической деятельности социальных учреждений и служб по месту жительства.

Учитывая важность профилактической деятельности, специалисты разных областей знаний затрагивают ее различные стороны. В научных исследованиях созданы предпосылки для комплексного изучения данной проблемы: анализ общих подходов к реабилитации безнадзорных детей и подростков; профилактика предотвращения роста числа безнадзорных детей и подростков и ранняя диагностика причин этого явления; взаимосвязь медицинских, психологических и педагогических аспектов в процессе работы с безнадзорными детьми; профессиональное самоопределение как средство помощи и поддержки безнадзорных детей и подростков; взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и безнадзорными детьми и подростками (Алексеева Л.С., АлмазовБ.Н., Деев В. Г., Захаров А.И., Лоткин Д.Б., Сидоров П.И.,Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В)

Безнадзорность и беспризорность в семье современным российским обществом оцениваются как факторы, создающие общенациональную (общегосударственную) угрозу.

Целью курсовой работы является полное и всестороннее изучение причин и факторов, влияющих на развитие безнадзорности и беспризорности в семье, а так же выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье. И для достижения поставленной цели является необходимым в рамках данного исследования решения следующих задач:

1.         Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятие беспризорности и безнадзорности в семье;

2.         Выявить причины детской беспризорности и безнадзорности;

3.        Выявить характеристику детской беспризорности безнадзорности;

4.        Выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности.

Объектом настоящей курсовой является безнадзорность и беспризорность.

Предметом данного исследования является выявления путей решения проблем безнадзорности и беспризорности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1.1 Понятие безнадзорности и беспризорности

 

Безнадзорность детей и подростков – это сложная социально-педагогическая проблема. Она существенно сказывается на социализации подрастающего поколения.

Понятие «безнадзорность» прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию, перешло в категорию междисциплинарных и полностью вошло в область реальной социально-педагогической практики. В социологии она связана с комплексом проблем в социально-экономической политики государства, так как изменения в системе общественных отношений негативно воздействуют на институт семьи, деформируя его и опосредованно искажая всю систему социализации, воспитания и развития подростка. В юриспруденции – в контексте причин и профилактики безнадзорности и беспризорности. В педагогике – правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи близких взрослых с подростком. В психологии – деформация межличностных отношений подростка с окружающими людьми. В социальной педагогике – социально-педагогический анализ явления, причины, существенно влияющие на безнадзорность, необходимость профилактики и преодоление ее последствий.

Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999г.) дает определение понятий «безнадзорный», «беспризорный». Под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Следовательно, безнадзорность ребенка или подростка есть отсутствие за ним (надзора) контроля. В любом случае речь идет о нарушении обязанностей со стороны семьи, опекунов, учителей, социальных работников, социальных педагогов и др. по осуществлению контроля над воспитанником.

Безнадзорный ребенок (подросток), в отличие от беспризорного, как правило, живет с родителями, сохраняет связи с семьей, но лишен любви, внимания, понимания, влияния, контроля близких ему людей.

Социально-педагогический подход к определению безнадзорности представляет собой: безнадзорные – это несовершеннолетние, проживающие в семье, но должный контроль за их поведением, обучением, развитием и воспитанием отсутствует.

Изучение возрастного состава безнадзорных детей и подростков в педагогической, юридической, психологической, социально-педагогической литературе показало, что преобладающее большинство среди них, дети старшего подросткового возраста. Личное изучение проявлений безнадзорности по месту жительства подтверждает вышеизложенное, что и определило основной интерес к старшим подросткам 12 - 15 лет.

 

1.2 Причины детской беспризорности

 

Происходящий в последние годы очевидный рост детской беспризорности, так называемого социального сиротства, ставит перед исследователями и разработчиками социальной политики непростые вопросы. С чем связана наблюдаемая социальная патология, при которой происходят сбои системы социализации подрастающего поколения, и дети начинают проходить «школу жизни» в условиях физического насилия, «дарвинской борьбы» за биологическое выживание, поодиночке или в организованных детских группировках? Какую систему социальной защиты надо создать для того, чтобы избавить детей от жестокого обращения и бесприютности?

Беспризорные - это дети, лишенные присмотра, внимания со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Беспризорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к какому-либо члену семьи, но связи эти хрупки и под угрозой атрофии и разрушения.

Хотя пока еще нет достоверных данных о точном числе беспризорных детей в Тюмени по России часто называется цифра 220 тыс. человек), анализ имеющейся информации показывает, что о единовременном замере на улицах города, в подвалах и подъездах Москвы, можно обнаружить не менее 70-80 тысяч детей, как часто утверждается в средствах массовой информации, а на порядок меньше. Тем не менее. В ЦВИНП за год доставляется около 6 тысяч преимущественно не москвичей. Кроме того, примерно такое число детей -москвичей, ведущих уличный образ жизни направляются органами МВД обратно домой. Из всех детей поступивших в Московский ЦВРШП 84% - это дети, самовольно ушедшие из семей, 34% детей не имеют одного из родителей, 5% не имеют родителей вообще. В приютах Москвы находятся одновременно 500 детей.

Последние социологические опросы беспризорных детей проводились в нашей стране в 20-30 годы. В связи с отсутствием такой информации возникает много ошибочных или вполне правомерных суждений, объясняющих причины детской беспризорности. Среди таких интерпретаций, выделяю три:

Бедность как ключевой фактор, провоцирующий бедность, необходимость работать, толкает детей на улицу, постепенно они привыкают к уличному образу жизни и отрываются от семьи;

Склонность детей к побегам, вызванная либо психическими отклонениями, либо романтическими устремлениями;

Отсутствие контроля за ребенком со стороны школы, внешкольных организаций, милиции и др.

Хотя все три названных фактора безусловно присутствуют в каждой этиологии явления, они должны рассматриваться, как правило, в связи с одним ключевым фактором. Этим фактором является насилие и жестокость в семье, детская заброшенность (эмоциональная, физическая, медицинская, пищевая и т.д.). Именно она, как показывают исследования, является в большинстве случаев, причиной побегов или наоборот, выталкивания ребенка из дома. Что же касается контроля, то его предметом должен быть не ребенок, а, прежде всего, семья.

Нет такого общества, в котором не существовало бы детской заброшенности и жестокого обращения с детьми, а стало быть, беспризорности детей.

Проблема беспризорности и правонарушений, несовершеннолетних в нашей стране приобрела катастрофические размеры. Ежегодно (последние 5 лет) ими совершается более 200 тысяч преступлений. За последние 7 лет более чем в два раза возросла детская преступность на почве наркомании. Стало больше несовершеннолетних алкоголиков и наркоманов. Возросла преступность среди девушек, наблюдается рой венерических заболеваний, увеличивается процент внебрачных родов среди несовершеннолетних. Около 40 % подростков, совершивших преступления - попадали в разряд безнадзорных.

По данным межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве РФ, причин для существования такой тревожной ситуации предостаточно. Среди них:

- Падение уровня жизни в процессе перехода к новым экономическим отношениям;

- Ухудшение условий содержания детей;

- Нарастание психо-эмоциональных перегрузок у родителей, непосредственно отражающихся на детях;

- Усиление жестокого обращения с детьми в семьях.

Основная причина, толкающая детей на улицу - неблагополучная обстановка в семье. Об этом говорят цифры.

За последние 5 лет в три раза возросло число родителей, лишенных родительских прав (с 11 до 35 тысяч). Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации, особенно среди женщин, приводит к необходимости срочно спасать от них их же детей. Тысячи детей остаются без попечения родителей. Социальное сиротство, беспризорность стали устойчивыми социальными явлениями.

«Уличные дети» бродяжничают, занимаются воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.

В соответствии с мнением Московского Совета по призрению беспризорных, действующего в начале XX века, беспризорными считались дети, живущие в такой обстановке, которая угрожает их физическому и нравственному развитию.

Думается, что сегодня эта характеристика беспризорных детей остается актуальной, несмотря на прошедшее столетие, круто изменившее социально-политический строй России.

Глубокий кризис, охвативший производственную сферу, политику, культуру, образование, и одновременно либерализация цен, инфляция, коммерциализация социальной сферы, катастрофически обострили проблемы детей, привели к значительным социальным потерям, ударив в первую очередь по семьям с детьми. Положение детей осложняется еще и тем, что резко снизился уровень социальных гарантий для них в жизненно важных сферах духовного и физического развития. Значительно возросло число детей, для которых недоступен полноценный отдых в каникулярное время, посещение внешкольных учреждений, занятия искусством, спортом, художественным и техническим творчеством.

Обостряется проблема жесткого обращения с детьми в семьях. Исследования причин этого явления обнаруживают, что оно полимотивировано: здесь и стрессовое состояние родителей, измученных современными условиями, и стремление добиться изменения поведения ребенка любыми средствами, и родительская месть - мстят за то, что родился, требует заботы, приносит огорчения. В семьях деморализованных, где пьянство, употребление наркотиков, моральное разложение, правонарушения являются постоянным фактором жизни детей, жестокое обращение приобретает порой дикие формы; это побои, лишение пищи, воды, свободы.

А если к этому прибавить школьную деривацию, разлагающее влияние уличных группировок, нередко имеющих криминальную направленность, то становится понятным рост стрессов, побегов, правонарушений и даже самоубийств в подростковом возрасте.

Всплеск корыстной ориентации, отмеченный у широких слоев общества, увеличение числа неблагополучных семей, рост жестокости, и насилия в обществе. И в потоке низкопробных произведений массовой культуры, на занятость подростков в свободное время, выталкивание неплатежеспособных, неудобных учащихся из школы, сложности с трудоустройством - все это привело к резкому увеличению криминальной обстановки в среде несовершеннолетних.

Выбитые из жизненной колеи дети, как правило, социально дезадаптированные, для них характерен разрыв с позитивными правилами, нормами, законами, разрушение или несформированность основных видов деятельности, определяющих социальное, психическое и физическое развитие.

Таким образом, в современной России существенным признаком стали значительное увеличение размеров его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев, и как следствие - изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семьи, беспризорность огромного количества детей и подростков практически во всех регионах страны. Основной причиной детской беспризорности, несомненно, является нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, их пьянство и аморальный образ жизни. Отчуждение ребенка от семьи редко вызвано внутренним конфликтом, основанном на упорном нежелании родителей войти в положение ребенка, простить его, помочь преодолеть кризисную ситуацию.

Низкий уровень предупреждения социального сиротства, неоперативное решение органов опеки и попечительства вопросов жизни, воспитания и дальнейшей судьбы детей также порождают беспризорность, влекут за собой нарушение прав ребенка. Дополнительным фактором риска в последнее время становится безработица родителей. В 702 тыс. семей с несовершеннолетними детьми один родитель является безработным. 70 тыс. безработных имеют более трех детей в семье. В 55 регионах России безработные женщины, имеющие детей инвалидов и несовершеннолетних детей, составляют более 50%.

Тяжелое материальное положение семей толкает родителей к отказу от детей в виду невозможности их содержать. Продолжает увеличиваться раннее сиротство. Так в домах ребенка, детей, лишившихся попечения родителей, в 2006 году стало больше чем на 3 тысячи. Ежегодно рожают детей более 55 тыс. женщин в возрасте 14-17 лет (что составляет 3.8% от числа всех родившихся детей). Не подготовленные к воспитанию детей, чаще всего, не состоявших в браке, не имеющих поддержки со стороны своих семей и общества, они оставляют детей в роддомах.

Мощным фактором детской беспризорности, помимо неблагополучной семьи, в наши дни, несомненно, становиться нарушение прав ребенка в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья. В 2005/2006 учебном году ввиду ограничения приема учащихся в 9-11 классы и сокращение приема в профессионально-технические училища около 500 тыс. подростков в возрасте 14-18 лет были лишены возможности продолжать обучение. Из 670 тыс. детей и подростков, состоявших на учете внутренних органов, около 100 тыс. нигде не учатся и не работают, 127 тыс. живут в неполных семьях. В большинстве своем - это дети из асоциальных семей, где на их развитие и воспитание практически не обращается внимание. Оказавшиеся вне влияния семьи и школы, нетрудоустроенные, лишенные нравственно осмысленного досуга, эти беспризорные дети стали питательной средой для преступного мира.

Серьезным фактором беспризорности детей в последние годы стало увеличивающееся количество беженцев и переселенцев. В 2002 году их было более 1 миллиона, в том числе почти 300 тыс. из них дети.

Большую тревогу вызывает все более увеличивающееся число бродяжек, причем в ряде крупных городов детей используют как профессиональных нищих, взрослые, чаще всего выходцы из сопредельных государств.

Все эти факторы способствуют преждевременному психическому отдалению подростков от семей, которая, в свою очередь, осложняет их интеграцию в общество. Дети перестают нормально учиться, многие из них остаются неграмотными, педагогически запущенными. Ослабленные психические функции, серьезные нарушения физического здоровья, делают детей неспособными оказать сопротивление насилию со стороны социального окружения. Большинство беспризорных детей оказываются жертвами сексуальных посягательств, оказываются втянутыми в преступные группировки.

Наряду с этим, реально просматривается, тенденция повышения криминогенной активности детей младшего возраста. Количество подростков, совершивших общественно опасные деяния, по которым уголовные дела были прекращены или в возбуждении таковых было отказано только в связи с не достижением возраста наступления уголовной ответственности, увеличилось за пятилетие на 11.3% и составило 117.5 тыс. человек.

Продолжающийся распад семьи еще более увеличивает детскую беспризорность. В 2004 году из-за разводов более 600 тыс. детей до 18 лет остались без одного родителя. Семей, где детей воспитывает один отец, становиться все больше. Если в 2002 году их было 1.2%, то за последний год прирост составил более 32%, в то время как количество семей, где воспитывает одна мать, уменьшилось на 11.2%.

Увеличивается количество детей, рожденных вне брака (сегодня они составляют свыше 20% от общего количества родившихся детей). Дети из неполных семей находятся в более уязвимом положении по сравнению со своими сверстниками из полных семей. Им сложнее налаживать контакты, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Неполные семьи - это материальные трудности, суженый круг внутрисемейного общения. Более 50% несовершеннолетних правонарушителей - дети из неполных семей, более 30% дети, имеющие психические отклонения, выросшие в неполной семье, чаще всего без отца. Дети из таких семей, как правило, чаще всего без отца. Дети из таких семей, как правило, зачастую, пополняют ряды беспризорных детей

 

1.3. Характеристика детской беспризорности в России как социального явления

В современной России с ее экономическими и социальными катаклизмами проблема детской беспризорности приобрела особую остроту. По данным газеты «Вечерняя Москва» (01.06.1991 г.) количество беспризорных детей в нашем государстве составляет от 1 до 4 млн человек.

Сейчас повсеместно происходит смешивание понятий «беспризорность» и «безнадзорность». Их принято считать равнозначными понятиями. Мало того, в юридической литературе все большее распространение приобретает термин «безнадзорность». Этим объясняют причину ухода детей на улицу, совершение подростком противоправных действий.

Смешение понятий «беспризорность» и «безнадзорность» свойственно не только многочисленным исследованиям, посвященным различным аспектам детской преступности. Оно имеет место и в официальных документах. Так, практически одинаково понимает «беспризорность» и «безнадзорность» Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Правда, в ст. 1 (Основные понятия) Закона присутствуют оба термина: безнадзорный и беспризорный. Одно определяется через другое. Отсюда сложности в определении способов предотвращения именно беспризорности, которая концентрирует в себе наибольшее социальное зло, предельно высокую социальную опасность для общества в целом. К тому же, далеко не каждый безнадзорный становится беспризорным.

Сущность, признаки безнадзорности входят в сферу внимания педагогической науки, обращающей внимание на правильно понимаемый надзор за совершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком. Такой связи, которая позволяет сохранять даже на расстоянии контакт родителей, лиц их заменяющих со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора зачастую приводит к детской беспризорности. Как правильно заметил еще в 20-е годы прошлого века известный юрист П.И. Люблинский, беспризорность, будучи подобной длительному недугу, проходит через несколько стадий или фаз своего развития. Начальную фазу этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательный, уже крайней запущенной, находящейся на грани необратимости, становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств.

Отличительными признаками, позволяющими считать ребенка беспризорным, являются:

- полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

- проживание в местах, не предназначенных для человеческого проживания;

- добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);

- подчинение неписаным законам, продиктованными признаваемым среди беспризорников авторитетом.

Тем не менее, общение детей «одинаковой судьбы» при всех неудобствах их образа жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, болезни, страх перед другими подростками) обладает для каждого из них притягательной силой, что дает чувство облегчения после разрядки психического напряжения, которое раннее почему-либо испытывал ребенок.

От других детей беспризорного отличает и то, что он обитает там, где человек жить не должен ( на свалках, в канализационных трубах, на чердаках и подвалах, в вокзальных помещениях и т.п.). при этом беспризорники легко переходят с место на место по разным причинам (ради безопасности, чтобы не замерзнуть и т.п.). Вот почему отсутствие собственного жилья обычно превращает беспризорников в бродяг, кочующих с места на место. Это одна из главных причин другого явления – бродяжничества.

Не имея средств к существованию, беспризорники, естественно, изыскивают их доступным для себя способом. Это не только поиски пищи на помойках, но и кражи денег, съестного. К распространенным средствам добывания пищи и денег относится и попрошайничество. Но если ребенка просить милостыню заставляют родители, он не беспризорник. Спасение от таких родителей предусмотрено Семейным кодексом (СК) – лишения родителей, злоупотребляющих своими правами, родительских прав (ст.69 СК). Другое дело, когда ребенка-беспризорного используют в корыстных целях посторонние ему лица, вовлекая его в занятие попрошайничеством. В таких случаях предусмотрена уголовная ответственность по ч. 1 ст. 151 УК РФ.

Беспризорных детей отличает и то обстоятельство, что они порывают всякую связь с обществом. Для них не существует законы, предназначенные для других граждан. Мало того, унижаемые на каждом шагу, вычеркнутые из жизни общества, многие беспризорные подростки презирают принятые в нем нормы. Они живут по неписанным законам того общества, где своя мораль, своя правда, свои авторитеты, наделенные подчас безграничной властью.

Для понимания сути явления необходимо иметь представление об особенностях личности беспризорника.

От детей из нормальных семей беспризорника отличает более сильный инстинкт самосохранения, повышенная возбудимость, привычка к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т.п.). некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Вместе с тем у таких детей наблюдается хорошая физическая закалка, хотя многие страдают от туберкулеза, а также от болезней, сопутствующих голоду и нищете (чесотка, тиф и др.). специалисты констатируют также, что «беспризорников отличает выносливость, точность восприятий, смелость, активность, солидарность в групповых действиях».

Для беспризорника, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность и т.п.) начинают приобретать притягательную силу. С точки зрения криминологии, дети, перестающие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других и тем, что жизненные цели у них смещаются в сторону психологического комфорта, компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, агрессивность, грубость, лживость, отсутствие самокритики. К этому следует добавить то, что, прейдя на позицию отщепенца, несовершеннолетний беспризорник теряет инициативу в усвоении более сложных форм социального поведения. Происходит деградация личности несовершеннолетнего, которой сопутствует ориентация на асоциальное, преступное поведение. Не случайно беспризорных детей относят к группе социального риска, ибо их поведение либо на грани преступного, либо уже стало таковым. Есть еще одно объяснение, почему беспризорный ребенок, подросток принадлежит к этой группе. Дело в том, что он не только сам опасен для общества и окружающих, но и его жизнь, здоровье, тоже в опасности, которая подстерегает его на каждом шагу, исходит ли она от вожака, руководителя, под чьим началом он существует, или от представителя государственной власти, стремящегося его обнаружить и поймать. Другими словами, беспризорник – не только правонарушитель (потенциальный или состоявшийся),  но и существо, нуждающееся в помощи. Вот почему понятие «группа социального риска» фигурирует в разном контексте как в нормативных документах, так и в правовых исследованиях данной категории несовершеннолетних.

Условиями детской беспризорности современной России являются:

- кризисные явления в экономике; безработица;

- обнищание широких слоев населения, значительная часть которых живет за чертой бедности;

- ослабление семейных устоев;

- утрата старшим и младшим поколениями моральных ценностей;

- пьянство и алкоголизм, наркомания;

- распространение среди детей и взрослых психических заболеваний.

В решении Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ от 7 июля 1998 г. на этот счет прямо сказано: «Детская безнадзорность и беспризорность – следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды…». Однако есть еще одно немаловажное обстоятельство, предопределяющее поведение нынешних детей. Речь идет об особенностях современного ребенка, ставшего в наше время самостоятельным субъектом принадлежащих ему прав. Это положение, практически сугубо декларативное, тем не менее, постоянно внедряется в массовое сознание. Естественно, иначе и быть не может, ибо процесс самоутверждения ребенка – основа его нормального развития. Однако низкая духовная культура поведения, поступков, мышления, несмотря на провозглашенное законом равноправие детей, нередко приводит к сбоям, порождает обратный результат в виде вседозволенности, примитивного представления о свободе. Тем более, что стремление подростка к независимости, самоутверждению – это, как утверждают специалисты, непреложный факт.

Кроме того, «у большинства трудных детей и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека – потребность в уважении и любви. Отсутствие возможности удовлетворить такую потребность выкидывает ребенка на улицу, где он находит  то, к чему стремится».

Таким образом, нами были отмечены условия беспризорности, т.е. явление напрямую не порождающие, но способствующие порождению беспризорности. Однако даже тогда, когда присутствуют все обстоятельства, толкающие ребенка на улицу, далеко не всякий становится беспризорником. Кто же все-таки уходит жить на улицу?

В основном это дети:

- потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав;

- выброшенные из семьи, отвергнутые родителями;

- беглецы из дома, семьи, детского интернатского учреждения.

1. Сироты. Зачастую у детей, потерявших по каким-то причинам родителей, появляются люди, заменяющие их: усыновители, опекуны (попечители), приемные родители. Однако сложности экономического характера значительно сокращают число тех, кто готов это сделать. Причем в особо сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что естественно затрудняет их устройство куда-либо: в другую семью или интернатское учреждение. Кроме того, у сирот, не попавших в поле зрения органов, обязанных о них заботиться, шанс стать беспризорником увеличивается и потому, что «неотреагированное горе» заставляет их искать сочувствия и эмоционального сопереживания на улице.

Отсутствие лиц, желающих принять ребенка-сироту в свою семью, объясняет ее замену интернатским учреждением. Однако подобных учреждений недостаточно.

Особенно перезагружены образовательные учреждения  для детей-сирот с ограниченными возможностями по показателям здоровья. А это еще один резерв детской беспризорности.

2. «Социальные сироты» - дети, выброшенные из семьи, отторгнутые ею. Как правило, речь идет о так называемых неблагополучных семьях. Неблагополучная семья, к сожалению, достаточно распространенное явление современной России. Степень и причины ее неблагополучия разные: внутрисемейные конфликты, утрата родителями материнского, отцовского инстинкта. Последнее, как правило, следствие деградации личности матери, отца, вызванное хроническим алкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях дети – препятствие на пути к алкоголю, наркотикам. Поэтому несовершеннолетние, если их некому защитить, уходят на улицу в поисках ночлега, съестного и, конечно, сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить, подобрать и устроить уполномоченные на то органы, чаще всего путь лежит к беспризорникам. Отторжение ребенка родителями обычно сопровождается жестоким с ним обращением. Таким детям ничего не остается другого, как спастись бегством на улицу.

3. Отторжение ребенка государственными учреждениями, призванными обеспечить социализацию ребенка. Причин тому множество: отчисление из общеобразовательных школ не только подростков, но и 7 – 8-летних учащихся; резкое увеличение числа 14 – 15-летних подростков, покинувших учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать; сокращение приема в профтехучилища (отчего ежегодно от 500 до1 млн подростков, не достигших трудоспособного возраста, не имеют профессии); неконкурентноспособности на рынке труда подростков в возрасте 14 – 18 лет, которые почему-либо продолжать учебу не могут и т.п. По информации генеральной прокуратуры, нигде не учатся и не работают 2 млн несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет. Не случайно причина беспризорности видится в существующих недостатках системы начальн6ого профессионального образования. Оставаясь долгие годы распространенной формой социальной адаптации и профессиональной подготовки детей, имеющих затруднения в обучении и поведении, особенно из малообеспеченных и асоциальных семей, этот вид образования теперь пришел в упадок.

Несмотря на значительную распространенность олигофрении среди детей и подростков, неоправданно сокращается сеть вспомогательных школ для детей с недостаточностью умственного развития, не создаются специальные учебно-воспитательные и реабилитационные учреждения для детей и подростков с асоциальным поведением, имеющих отклонения в интеллектуальном и психическом развитии.

Многие подростки становятся жертвами сексуального насилия, которое калечит психику ребенка, негативно отражается на развитии его личности, приводит мысли о бесперспективности жизни. Причем только в 1/3 случаев имеет место изнасилование детей посторонним лицом. В 2/3 случаев дети становились жертвами внутрисемейного сексуального насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей.

Среди беспризорных детей много воспитанников государственных интернатских образовательных заведений. По сведениям комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, за последнее время количество детей, убегающих из детских учреждений, возросло на 30%. Зачастую побеги из таких учреждений вызваны побоями, жестоким обращением, в том числе со стороны педагогических работников.

Конечно, причины побега объясняются не только грубыми нарушениями педагогического характера со стороны персонала интернатских учреждений. Если учесть, что сюда поступают, как правило, дети из неблагополучных семей, и так называемых «семей риска», то нетрудно представить, каков их контингент, каким внутренним, выработанным асоциальной средой, законам они подчиняются. К тому же нередко имеют место трудности общения воспитанника со сверстниками, во многом определяющие мотивацию его действий и поступков.

Все вышеперечисленное плюс недостаточность средств, выделяемых государством, для помощи детям из группы риска нередко и приводит их  на улицу. Судьба многих их тех, кто не оставил интернатского учреждения и стал его выпускником, незавидна. По данным некоторых исследований, через год после выхода из детских домов около 30%  выпускников становятся бомжами, 20% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством.

4. особое место среди обстоятельств, способствующих бегству ребенка на улицу, занимают психические заболевания, во-первых, родителей, во-вторых, самого ребенка. Что же касается детей, то, по информации независимых экспертов, около 4,5 несовершеннолетних в РФ страдают психическими расстройствами¹. Усугубляется положение и ростом числа умственно отсталых детей. Не случайно в качестве психобиологических предпосылок асоциального поведения несовершеннолетних выделяются такие неблагоприятные особенности психики и организма детей и подростков, как нервно-психические патологии и заболевания, акцентуациями характера, т.е. ярко выраженными, «усиленными» его чертами, многие из которых имеют тенденцию к психическим расстройствам, а также отстаивание в умственном развитии детей, вызванное рядом наследственных, врожденных факторов.  

___________________________________

¹Акцентуация – от «акцент» (лат. accentus) – усиление, обострение. Акцентуации характера – чрезмерные выражения (проявления) отдельных его черт, выступающие в качестве крайних вариантов нормы. Акцентуации влекут избирательную уязвимость к определенным психогенным  воздействиям. Существуют различные этапы акцентуации – повышенная активность, оптимизм, общительность с частой сменой увлечений; замкнутость и некоммуникабельность; повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии; чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности; эмоциональная взрывчатость со склонностью к периодам тоскливо-злобного настроения, когда нужен объект, не котором можно сорвать зло; крайний эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе; несамостоятельность, зависимость от микросреды. Они сами по себе не есть патология, но при благоприятной социальной ситуации развития могут перестать в различные возрастные психические расстройства (заболевания).

 

5. Необходимо отметить, что побег из дома чаще всего объясняется совокупностью самых разных причин, среди которых называют дромоманию¹, именуемую еще синдромом ухода и бродяжничества. Наличие нервно-психических аномалий не создает фатальной предрасположенности к совершению правонарушения. Действительно, аномалии психики обычно выступают в качестве условия, ускоряющего процесс деградации личности, что, в конечном счете, может сделать ребенка преступником. При этом влияние таких аномалий на правонарушающее поведение в основном носит косвенный характер.

_______________________________

Дромомания (от греч. dromos – бег, путь + мания) – непреодолимое стремление к бесцельному блужданию, перемене мест, бродяжничеству.

Но при этом речь идет о совершении преступления. Несколько иначе обстоит дело с различного рода влечения патологического характера. Практика показывает, что обнаруживаются они и у детей из неблагополучных семей, усыновивших например, ребенка еще в младенческом возрасте. Поэтому, соглашаясь с тем, что побег из дома, детского интернатского учреждения – это чаще всего реакция на неблагополучную обстановку воспитания, не следует исключать из причин побега и аномалии развития личности ребенка. Но при этом важно проводить различие между любовью к путешествиям, которые, как правило, имеют благополучный исход (возвращение домой), и непреодолимым влечением, превращающим несовершеннолетнего в бродягу, который находит себе приют среди беспризорников.

Несомненно, беспризорные дети современной России- жертвы кризисных явлений

экономической, политической и идеологической жизни страны. Прав был П.И. Люблинский, считавший, что «каждый кризис в области социальной жизни порождает свой вид беспризорности».

        Все эти факторы определенным образом действуют на семью, лишенную сложившегося веками семейного авторитета, всегда игравшего роль противоядия, защищавшего не только ребенка, его семью, но и общество в целом. С другой стороны, современная семья отличается от семьи прошлых лет не только иной экономической функцией. В наше время высока степень риска ее распада, что способно вытолкнуть ребенка на улицу. Более сложными стали отношения родителей, ребенка, что также проходит для него бесследно.

Другая особенность истоков детской беспризорности сегодня заключается в том, что безнадзорность – лавная ее причина, вызванная как объективными, так и субъективными причинами, буквально вышла из берегов. Ее уже невозможно измерить. Везде и повсюду она стала характерной чертой российской действительности. Отсюда и трудности в поисках средств ее предупреждения.

Изучение  современной детской беспризорности позволило обнаружить и другие ее особенности. Если в прежние годы она увеличивалась преимущественно за счет осиротевших детей, лишившихся своей семьи, родителей не по собственной воле, то теперь уход, бегство из  семьи объясняются нетерпимым отношением ребенка, подростка к родным и близким. Он уже не хочет, не может считаться с обстоятельствами, а потому ищет и находит свой выход их положения. Кроме того, ряды беспризорников теперь пополняются не только отстающие в своем умственном развитии дети, но и несовершеннолетние с нормальным интеллектом. Попадая на дно, они деградируют и погибают физически и нравственно. Не случайно многим из них может быть поставлен такой страшный диагноз, как необратимая социальная патология. Еще одна особенность современной детской беспризорности – ее скрытость от посторонних глаз. Дети-беспризорники как бы уходят на самое дно, забиваются во всевозможные щели, почти не появляются группой на улицах. Они скрываются как можно глубже, что особенно опасно для общества и осложняет мероприятия по их спасению. Главная причина происходящего весьма показательна для нашего времени. Дело в том, что практически всю работу с детьми-беспризорниками ведут органы внутренних дел, использующие методы работы, свой стиль решения проблем, связанных с детской беспризорностью. При этом главная их задача – обнаружить, задержать, препроводить по принадлежности, нередко даже этапом. Причем туда. Откуда ребенок, подросток ушел или убежал, что само по себе антигуманно, антипедагогично и, в конечном счете, нерезультативно, несмотря на колоссальную трату сил и средств. Давно известно, что практика милицейского воспитания подростков, характеризующегося асоциальным поведением, неэффективна и в целом далека от принципов правового государства. По преобладающему мнению экспертов, определение молодого человека как «правонарушителя» во многих случаях способствует развитию у него устойчивого стереотипа нежелательного поведения. Поэтому Руководящие принципы ООН для предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних рекомендуют использовать в этих целях полицейские формирования «лишь в крайних случаях». Основную тяжесть работы с беспризорниками должны взять создаваемые в городах социальные службы помощи и защиты прав детей и подростков. Они могли бы постепенно, по мере создания необходимых предпосылок для этого, освободить от выполнения этих функций органы внутренних дел.

Воздействие на процессы превращения детей в беспризорников проводится в основном в двух направлениях. Во-первых, организационно; во-вторых, путем создания преград на пути поглощения безнадзорного ребенка улицей.

Говоря об организационной стороне проблемы, надо сказать, что без четкого обозначения компетенции государственных органов и учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности, а соответственно и беспризорности, трудно рассчитывать на успех. При этом крайне важно определить конкретно, каковы права и обязанности служб, занимающихся рассматриваемой проблемой. Выполнению этой задачи  призваны служить:

- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ;

- Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» федеральной целевой программы «дети России» на 2003-2006 гг. (утверждена Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732);

- Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 455 «О межведомственной комиссии по проблемам профилактики бродяжничества»;

- Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;

- Постановление Министерства труда РФ от 29 марта 2002 г. «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (и изм. и доп.);

- Приказ Министерства труда РФ и Министерства внутренних дел РФ от 20 июня 2003 г. № 147/481 «О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними»;

- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2003 г. № 307 «О повышении качества оказания лечебно-профилактической помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним»;

- Приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства внутренних дел РФ от 20 августа 2003 г. № 414/633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел»;

- Региональные законы и подзаконные акты, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Другое направление деятельности, связанной с беспризорностью, заключается в создании преграды на пути превращения безнадзорных детей в беспризорников. Этому служат создаваемые в системе Министерства труда и социального развития (с 6.04.2004 г. – министерство здравоохранения и социального развития РФ) социальные приюты.

Предотвращению детской беспризорности служат также любые другие формы устройства несовершеннолетних, лишившихся родительского попечения. В их числе приемные семьи, семейные детские дома, детские пансионаты и т.п.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что для решения проблемы детской беспризорности было бы целесообразно:

- осуществлять целевое финансирование профилактической работы по предупреждению детской беспризорности, а не по остаточному принципу;

- исключить практику деятельности по предупреждению беспризорности, борьбе за спасение каждого беспризорного ребенка из ведения милицейских и иных карательных и надзирающих органов. Основную тяжесть работы с беспризорниками должны взять создаваемые в городах социальные службы помощи и защиты прав детей и подростков;

- создать специальные органы, подобные существовавшим прежде (социальную инспекцию по борьбе с детской беспризорностью), способные действовать квалифицированно при обнаружении беспризорного ребенка с последующим восстановлением его личности.

 

Глава 2. Профилактика безнадзорности и беспризорности

 

2.1 Необходимость решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на государственном уровне

 

В России с 1994г. осуществляется федеральная программа  «Дети России». Указом президента РФ от 18 сентября 1996 г. №1367 в состав президентской программы «Дети России» была включена федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1991-1998 гг. согласно Указу Президента РФ от 29 января 1998г. №29 срок действия указанной федеральной целевой программы продлен на 1998-2000гг. Тем не менее, целей, поставленных в указанных программах, в полном объеме достичь не удалось. Слишком масштабными оказались задачи и слишком запущенной ситуация. Однако было установлено, что такие проблемы можно решать только программно-целевым методом. В Федеральной целевой программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2001-2002 гг., при обосновании продления срока ее действия, говорилось: «Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, безработица, резко возросшая миграция населения, особенно из неблагоприятных в экономическом и социальном отношении регионов, остро отразились на положении детей, привели к росту безнадзорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде».

По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации 424,3 тыс. несовершеннолетних состоят на учете в органах внутренних дел. 132 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в соответствующих образовательных учреждениях. На начало 1998г. на учете в медицинских учреждениях состояло около 37 тыс. несовершеннолетних, употребляющих наркотические и психотропные средства. Уровень заболеваемости наркоманией среди несовершеннолетних в 2,5 раза выше, чем среди взрослых.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

Реализация федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в 1997-1999 гг. позволила частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации программы явилось увеличение числа специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

По состоянию на 1 января 2000 г. в РФ действовало 701 такое учреждение (в 1994 г. – 30). В результате реализации Программы эти учреждения, а также специальные учебно-воспитательные учреждения, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам системы органов внутренних дел были обеспечены автотранспортом, сельскохозяйственными  машинами, медицинским, бытовым, реабилитационным оборудованием, аудио-, видео- и компьютерной техникой. Это позволило улучшить условия содержания детей, создать базу для внедрения современных технологий их социальной и медико-психологической реабилитации.

Однако незавершенность формирования и оснащения сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, несоответствие современным требованиям нормативно-правового, информационно-аналитического, научно-методического обеспечения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних снижают эффективность предпринимаемых действий и свидетельствуют о необходимости продолжения начатой работы программно-целевым методом.

За период 2001-2002 гг. ситуация кардинально не улучшилась. Социальные и экономические проблемы в российском обществе существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса  является  дальнейший рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. За последние 10 лет численность больных наркоманией среди молодежи возросла в 17 раз.

Ежегодно в стране выявляется более 30 тыс. уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершается детьми, не достигшим возраста уголовной ответственности. Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает. Ежегодно сотрудниками органов внутренних дел выявления и помещается в центры временной изоляции для несовершеннолетних до 60 тыс. детей и подростков.

Кроме того, имеются проблемы, решение которых назревало давно, среди них – насилие в семье, проблемы детей – жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, особые проблемы детей, освободившихся из воспитательных колоний, мест лишения лишения свободы или проживающих с одним из родителей.

Продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысячи брошенных детей являются объектами продажи и сексуальной эксплуатации, привлекаются к непосильному труду.

Свыше 11 тыс. подростков содержатся за различные правонарушения в воспитательных колониях, многие из них не имеют образования, соответствующего возрасту.

Тем не менее, реализация федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в 1997-2002 гг. позволила частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства. Создана сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации (850 единиц, в которых оказывались различные виды социальных услуг 185 тыс. детей), в которых используются технологии, позволяющие оказывать детям экстренную помощь, поддерживать и восстанавливать их социальный статус, осуществлять социальную реабилитацию.

В то же время следует отметить слабое развитие материально-технической базы этих учреждений, которое не позволяет на современном уровне проводить программы социальной и трудовой реабилитации подростков, в том числе освобожденных из мест лишения свободы.

Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий.

Принимая во внимание необходимость комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, корни которой кроются, прежде всего, в семье, руководством страны было принято решение продолжить работу в данном направлении в 2003-2006 гг.

 

Краткие сведения о профилактике преступности несовершеннолетних

Во всем мире ужесточение борьбы с преступностью несовершеннолетних приводило к обратному результату: усиление жестокости мер воздействия приводило к увеличению числа преступлений и ростом их общественной опасности.

Предупреждение девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних, т.е. поведения, нарушающего общепринятые в обществе нормы и правила (правонарушения, алкоголизм, наркомания и др.) является серьезной задачей. Понятно, что беспризорность как разновидность социального отклонения от принятых норм также попадает под определение такого поведения.

Предупреждение преступности несовершеннолетних необходимо рассматривать с позиций двух наук: педагогики – науки о воспитании и криминологии – науки о преступлении.

В настоящем параграфе проблемы профилактики преступности несовершеннолетних будет рассматриваться нами как защита несовершеннолетних от причинения им вреда преступностью. Необходимо бороться не «с» детьми, совершившими преступления, а «за» детей, вовлеченных в сферу преступности. Главное – общество должно прийти к пониманию того, что только обеспечение нормальных условий развития детей является важнейшим направлением защиты несовершеннолетних от воздействия на них преступности.

К числу мер воздействия на преступность несовершеннолетних, на наш взгляд, можно отнести:

1. внесение поправок в социальную политику государства с целью усиления в ней семейной составляющей, т.е. политика по защите интересов семьи, материнства и детства.

2. развитие органов, входящих в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основное направление такого развития – подбор и подготовка кадров для указанной системы (особенно социальных педагогов, превентивных психологов), достойное финансирование, совершенствование методического обеспечения деятельности.

3. содействие государства общественным организациям и частным лицам, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Координация их усилий с деятельностью государственной системы профилактики.

4. развитие досуговых учреждений: домов культуры, всевозможных кружков, спортивных секций. Последнее особенно важно с учетом нынешнего состояния здоровья подрастающего поколения.

5. улучшение подготовки в вузах как работников образовательных учреждений (школ, ПТУ и т.п.), так и работников служб, входящих в систему профилактики. Особое внимание при этом необходимо уделять подготовке в области криминологии, криминологической педагогики, социологии, психологии, педагогике, медицине. Обучать их навыкам воспитательной работы как с подростками, так и с их родителями, исправлению недостатков негативного семейного воспитания, профилактики правонарушающего поведения.

6. организация правового воспитания несовершеннолетних.

7. возобновление в учебных учреждениях и по месту жительства подростков военно-патриотического воспитания.

8. создание, в рамках проведения судебной реформы, ювенальной юстиции, рассматривающей дела по защите прав детей, преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. Использовать при этом работников, обладающих специальными познаниями.

9. при назначении наказания несовершеннолетним, совершившим преступления, по возможности использовать наказания, не связанные с лишением свободы. Мировой опыт привел к выводу, что цели наказания зачастую не достигаются в местах лишения свободы. Вместе с тем, необходимо принимать меры, способные удержать подростка от повторного совершения преступлений.

10. улучшение медицинского обслуживания беременных женщин и детей. Особое внимание необходимо уделять профилактике заболеваний (физических и психических).

11. профилактика пьянства, наркомании и токсикомании*. Особое внимание необходимо уделять профилактике вовлечения взрослыми несовершеннолетних в употребление и распространение наркотических и психотропных веществ. Виновных привлекать, в зависимости от состава преступления, к ответственности: за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ (ст. 151 УК РФ); за незаконное производство, сбыт и пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов лицом, достигшим 18-летнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего (п. «в» ч. 2 ст.228 УК РФ), за аналогичные действия в отношении лица, заведомо не достигшего 14-летнего возраста (п. «в» ч. 3 ст. 228 УК РФ); за склонение к употреблению наркотических средств и психотропных веществ (ст. 230 УК РФ); организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ).

12. Усиление правовой (уголовной) ответственности взрослых за: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, путем обещаний, обмана, угроз или иным способом (ст. 150 УК РФ); вовлечение несовершеннолетнего в бродяжничество или попрошайничество (ст. 151 УК РФ); вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией или принуждение к занятию проституцией, а равно за содержание притонов или систематическое предоставление помещений для занятия проституцией с использованием заведомо несовершеннолетних (п. «в» ч. 2 ст. 241 УК РФ), аналогичные деяния в отношении лица, заведомо не достигшего 14-летнего возраста (ч. 3 ст. 241 УК РФ); неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ).

________________

*наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Токсикомания – социальное явление и одновременно заболевание, выражающееся в приеме любых токсических (т.е. ядовитых) средств, разрушающих психику и организм человека, особенно в раннем возрасте. Также диагноз токсикомания наркологи ставят при употреблении медикаментозных препаратов – элениума, тазепама, реланиума и др.

 

Успешное предупреждение преступлений возможно длишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. Личность является носителем основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения. Те ее особенности, которые порождают такое поведение, должны быть непосредственным объектом предупредительного воздействия.

Решающее влияние на формирование личности преступника оказывает его непосредственное социальное окружение, т.е. микросреда. Основными элементами которой являются: семья, учебный и (или) трудовой коллективы, неформальные малые группы.

Период несовершеннолетия исключительно важен для развития личности. Человек формируется физически и духовно, происходит становление его характера, закладывается фундамент мировоззрения, устанавливаются взгляды, убеждения, привычки и наклонности. В этот период он находится под большим чем во взрослом возрасте, воздействием микросреды. К тому же в детстве и юности социальная среда чаще всего ограничивается пределами непосредственного бытового окружения, т.е. микросреды.

Из всех элементов микросреды семейное неблагополучие является наиболее криминогенным для подростков.

Объектами профилактического воздействия в семье должны быть:

• недостаток материальных средств для надлежащего воспитания детей в семье;

• ненадлежащие духовная, нравственная атмосфера в семье и соответствующие ей отношения лиц, ее составляющих; эмоциональное, скрытое или явное, отвергание родителями ребенка;

совершение родителями преступлений, мелких правонарушений и аморальных поступков;

конфликты в семье, прежде всего те, которые принимают форму насилия.

Неблагополучной (криминогенной) семьей можно назвать такую, в которой не обеспечивается надлежащее нравственное формирование личности детей и подростков, в силу чего они усваивают отрицательные образцы поведения, негативные ценностные ориентации, в дальнейшем реализуя их в собственном преступном поведении.

Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье, по существующему мнению, должна осуществляться в следующей последовательности:

выявление неблагополучных семей;

диагностика семейного неблагополучия;

осуществление профилактических мероприятий по нормализации микроклимата в семье;

принятие административных и уголовно-правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей.

Государство должно проявлять заботу о семье, оказывая ей всемерную поддержку. Из вышеперечисленного следует, что поддержка семье может оказываться в следующих формах:

1.              Меры по сохранению семьи, воспрепятствование ее развалу. Это может выражаться в : а) материальной поддержке молодых семей, обеспечение жильем; б) воспитание нравственности молодежи, формирование высоких моральных норм.

2.              Педагогическая помощь родителям.

3.              Контроль за неблагополучными семьями. Принятие мер воздействия на родителей, вплоть до лишения родительских прав.

4.              Создание социальных механизмов компенсации дефектов родительского воспитания – школа, спортивные секции, общественные и государственные воспитатели, приемные семьи, детские дома семейного типа и т.п.

Для успешной реализации всего вышесказанного Правительством Российской федерации принята подпрограмма «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 гг.

 

2.2. Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 гг.

 

Цель подпрограммы:

• укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

• создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Средства подпрограммы: для реализации основных положений подпрограммы выделяется 5887,5 млн рублей.

 

Основные мероприятия подпрограммы:

• создание и внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; 

• развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

оказание содействия субъектам Российской Федерации в создании новых социальных учреждений для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

организация и проведение мероприятий, способствующих всестороннему развитию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

проведение научно-исследовательских работ по приоритетным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

значительное снижение численности беспризорных и безнадзорных детей, несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, алкоголем, а также сокращение числа правонарушений несовершеннолетних;

расширение сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (до 12255 единиц), и учреждений помощи детям и семьям (до 2026 единиц);

укрепление материально-технической базы более 300 учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений ежегодно;

увеличение на одну треть количества получивших помощь несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

увеличение объема и повышение качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям.

 

2.3. Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представлена в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Согласно этому закону, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимся в социально опасном положении.

В указанном законе также используются следующие понятия:

• безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

• беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящаяся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершению ими правонарушений и антиобщественных действий.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

• предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

• обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

• социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

• выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В систему органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

безнадзорных или беспризорных;

занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;

совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие окта об амнистии или в связи с помилованием;

получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) реабилитации;

осужденных за совершение преступления небольшой и средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их  поведение либо жестоко обращаются с ними.

Несовершеннолетние, содержащиеся  в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пользуются правами, указанными в Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, а также в установленном порядке имеют право на:

уведомление родителей или законных представителей об их помещении в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

обжалование решение, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, а также в органы прокуратуры и суд;

гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;

поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;

получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;

обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Детская беспризорность - следствие современной социально - экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их нравственного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

1.         рост числа граждан, лишенных родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

2.         массовые нарушения прав детей;

3.         рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, которые ведут к увеличению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

4.         рост числа венерических заболеваний среди несовершеннолетних; высокий уровень беременности и родов у девочек подростков;

5.         омоложение преступности, увеличение числа правонарушителей, не имеющих средств к существованию.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования государственной системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

В этих условиях, на мой взгляд, актуальной задачей становится формирование государственной политики профилактики детской безнадзорности и беспризорности, ориентированной на решение проблем несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей, обеспечение реальных прав детей на достойную форму существования в социальной среде.

Конечно, в объеме одной курсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако я считаю, что достигла поставленной цели в данной работе. Я полностью и всесторонне раскрыла необходимые вопросы и понятия для понимания причин и факторов, влияющих на безнадзорность и беспризорность в семье, а так же разработаны и предоставлены меры по профилактике безнадзорности и беспризорности в семье.

Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно профилактики безнадзорности и беспризорности в семье данная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.                  Алмазов, Б.Н. психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск. 2001., С.-95.

2.                  Деев, В.Г. Факторы формирования отрицательных потребностей в подростковом возрасте и их влияние на поведение. //Проблемы формирования социальных потребностей. - Тбилиси. 2000.

3.                  Детская беспризорность как социальное явление в России.// Российский журнал социальной работы. 1999., №1.

4.                  Закон о защите прав ребенка. Справочная система Консультант.

5.                  Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Справочная система Консультант.

6.                  Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: справочник НИИ семьи. - Москва. 1998.

7.                  Лоткин Д.Б. Как бороться с безнадзорностью.// социальное обслуживание. 1999., №12, С.-18-22.

8.                  Методические рекомендации по организации деятельности государственного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям», утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. №52.// Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ, 2000., №8.

9.                  Методические рекомендации по организации деятельности государственного учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению», утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. №53.// Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ, 2000., №8.

10.              Методические рекомендации по организации деятельности государственного учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону»,  утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. №54.// Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ, 2000., №8.

11.              Нечаева А.М. детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право. 2001., №6.

12.              Нечаева А.М. Россия и ее дети. М., 2000.

13.              Нормативно-правовые основы профилактики и реабилитации социальной дезадаптации детей и подростков: сборник документов. Вып. 2. Москва. 2001.

14.              Положение о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 февраля 200 г. № 124, СЗ РФ, 2000 г., №8. Ст.962.

15.              Положение о статусе воспитанников воинских частей, утвержденное Постановлением правительства РФ от 21 сентября 2000 г. №745 // СЗ РФ. 2000., №41. Ст. 4074.

16.              Порядок приемы, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 30 января1997 г., №4 // БНА РФ. 1997. №7.

17.              Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г., №896// СЗ РФ. 2000., №49. Ст. 4822.

18.              Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // СЗ РФ. 1996., №1. ст. 16.

19.              Сидоров П.И. Самореализующее поведение у подростков как интегративное качество личности девиантного образа жизни. Ленинград. 1991., с-210.

20.              Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации: учеб. Пособие для студентов вузов // Т.М. Апостолова, Н.Р. Косевич.-М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

21.              Типовое положение о специальном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. №288 // СЗ РФ. 1997., №11. Ст.1326.

22.              Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // СЗ РФ. 1996., №25. Ст. 2954.

23.              Указ президента РФ «о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав» от 6 сентября 1993., №1338.

24.              Учебное пособие для студентов вузов. Правовое обеспечение социальной работы / В.М. Васильчиков. – М.: Изд. центр «Академия», 2009.

25.              Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999., №26. Ст. 3177.

26.              Федеральный закон от 13 января 1996 г. №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений» в Закон Российской Федерации «Об образовании» // СЗ РФ. 1996., №3.Ст. 150.

27.              Холостова Е.И. Технология социальной работы. – М.: ИНФРА –М, 2001.,

28.              Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Ленинград. 1990., С-106.

29.              Энциклопедия социологии в 2 томах. Национальный общественно-научный фонд / Г.Ю. Семигин, В.Н. Иванов – М.: Мысль, 2003.

30.              Энциклопедия социологии. Интернет сайт: www.encyclopedia.ru

31.              Энциклопедия социальной работы в 3 томах. Москва. Центр общечеловеческих ценностей. 1993., С-226.

 

37

 

Информация о работе Беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическое явление